Похожие презентации:
Философия эпохи Возрождения
1.
2.
Философия эпохи Возрождения3.
Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценкевсего сущего и отношении к нему.
Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность.
Онтология
Гносеология
Бесконечная Вселенная. Отказ от дуализма бытия.
Гелиоцентризм. Полицентризм. Существование скрытых
(оккультных) сил в природе и человеке.
Укрепление позиций Разума. Становление научных
методов познания.
Бог (теология)
Противостояние теизма и пантеизма.
Секуляризация.
Антропология
Антропоцентризм. Гуманизм. Реабилитация телесного
начала человека. Возвращение ценности земной жизни.
Свобода человека. Культ человека-творца. Идея духовного
преображения человека.
Социальная
философия
Этика
Модели совершенного, справедливого общества
(социальные утопии)
Дуализм: этика заповедей Нового Завета и эпикурейское
отношение к жизни. Человек способен сам определять
свою судьбу.
4.
Из всех проявлений Божественноймудрости человек – величайшее чудо
Человек как существо, имеющее тело и душу,
причастен одновременно двум природам –
земной и небесной
Следовательно
Человек стремится к двум видам блаженства
К земному блаженству ведет путь философских
наставлений, которые познаются разумом, а к
небесному наслаждению ведет путь наставлений
духовных, сообразующихся с учением Святого Духа
Следовательно
Философия для земной жизни гораздо более
нужна, чем богословие
Данте Алигьери
(1265 - 1321)
Философия нужна для управления государством
Церковь - для того, чтобы вести людей в Царство Небесное
Монарх должен быть независим от церкви
5.
Смысл жизни открывается не тому, ктонагромождает силлогизмы, а тому, кто овладел
искусством быть свободным
О Божественных делах пусть рассуждают
небожители, а человек как существо
земное должен рассуждать о земных делах
Человек не может познать Бога
и должен изучать только
сам себя
Франческо Петрарка
(1304–1374)
Положил основание всем направлениям ранней
гуманистической литературы с её попыткой найти в
древней литературе основание и опору для выработки
нового миросозерцания и оправдания новых
потребностей
6.
Если Бог провидит будущее и по-другому не может произойти, чемтак, как Он провидел, то человеческий род лишен свободы воли и
тогда действия людей необходимы и вынужденны и не существует
ни добрых, ни злых. Но если это так, и Бог одного карает, а другого
награждает, то это несправедливо. Бог, следовательно, или не
провидит будущее — и тогда люди имеют свободу воли, или же
провидит — и тогда люди лишены свободы воли и Бог
несправедлив.
Лоренцо Валла
(1407–1457)
« Никто не наслаждается ради какой-то цели, но само наслаждение
есть цель». Поэтому наслаждение есть счастье, блаженство,
любовь
Само понятие высокой нравственности является
пустым, нелепым и весьма опасным и что нет ничего
приятнее, ничего превосходнее наслаждения
Человек - полновластный творец собственного «я».
Человек способен стать чем угодно, он всегда есть
результат собственных усилий; у него всегда есть
выбор, он никогда не может быть исчерпан никакой
формой своего наличного бытия в мире.
Джованни Пико делла
Мирандола (1463-1494)
7. Пьетро Помпонацци
Разум указывает, что душа есть форматела и поэтому смертна
Но другие философы считают иначе.
Христианство утверждает бессмертие.
«Вопрос о бессмертии души, как и вопрос о
вечности мира, есть проблема, не допускающая
однозначного суждения. Ибо мне представляется,
что никакие естественные доводы не могут быть
приведены для доказательства бессмертия души и
еще менее для доказательства ее смертности».
(1462–1525)
Но народу это знать не надо.
Нравственность, которая строится в надежде на
посмертное воздаяние, является не
нравственностью, а некоторой формой эгоизма,
сделкой. Нравственность может быть только
тогда нравственной, когда она ни на что не
рассчитывает.
Проблема теодицеи: «Бог или правит, или не правит миром. Если не правит, то какой же он
Бог? Если правит, то почему же он правит так жестоко?»
Решение – в отказе от привычного понимания Бога. «Бог действует по необходимости
природы... поэтому, приняв бога, следует принять и вечность мира».
8.
Безумию дарована привилегия говорить правду,никого не оскорбляя
Своими трудами подготовил Реформацию
Современную Церковь можно
реформировать коллективным возвращением
к Писанию и творениям Отцов Церкви
Будущая жизненность христианства будет
основываться на мирянах, а не на духовенстве
Зачем исповедоваться в своих грехах другому человеку
лишь потому, что он священник, когда можно
исповедаться Самому Богу?
Эразм Роттердамский
(1467 — 1536)
Христианская вера, по-видимому, сродни некоему виду глупости и с мудростью
совершенно несовместна.
Отнюдь не случайно дураки столь угодны Богу
9.
Глупость охватывает все проявления человеческойжизни, без нее человеческий род просто вымер бы
Страсти, желания, поступки, стремление к счастью,
являющееся основой жизни, более первичны, чем
рассудок
Если последний противопоставляет себя жизни, то его
формальный антипод — Глупость — совпадает с ней
Самые счастливые люди — это люди глупые, лишенные разума, движимые
биологическим инстинктом
Среди глупцов всякого города наиболее безумными кажутся те, кого
воодушевляет христианское благочестие. Они расточают свое имение, не
обращают внимания на обиды, позволяют себя обманывать, не знают
различия между друзьями и врагами… Что же это такое, если не
помешательство?
10. Николай Кузанский (1401–1464)
Чем больше мы познаем Бога, тем болеемы убеждаемся в том, что мы Его не можем
познать.
Максимум - это «то, больше чего ничего не может
быть».
Познать Бога можно лишь на путях аналогий. Лучшие
аналогии – математические.
«Абсолютный максимум есть абсолютная актуальность
всего могущего быть, причем настолько без всякого
противоположения, что совпадает с минимумом, то он
одинаково выше и всякого утверждения и всякого
отрицания».
«В Боге свернуто все, даже противоположности, ничто не может
избежать его провидения: сделаем мы что-нибудь, сделаем
противоположное тому или ничего не сделаем — все уже было
заключено в провидении Бога».
11.
Бог есть Троица, лучше всего представить себе Бога в виде бесконечноготреугольника, стороны которого стремятся к бесконечности, а углы к прямым.
Противоположности, притом в разной мере, свойственны только вещам.
Абсолютному максимуму они никак не присущи, он выше всякого
противоположения.
В бесконечности противоположности совпадают. Бог есть и бесконечная
прямая линия и бесконечная окружность, это окружность, радиус которой
стремится к бесконечности и совпадает с прямой.
Мир есть развертывание Бога. Бог – это бытие-возможность, в Нем
противоположности соединены
Мир – действительность, противоположностей нет.
«Бог применил при сотворении мира арифметику, геометрию и музыку вместе с
астрономией — искусства, которыми и мы пользуемся, исследуя пропорции вещей,
элементов и движений. Арифметикой он их соединил; геометрией придал им
фигуру… музыкой соразмерил их».
12.
«В удивительном порядке составлены элементы Богом, сотворившим всев числе, весе и мере, — число относится к арифметике, вес — к музыке,
мера — к геометрии».
Человек – микрокосм, он включает в себя весь мир – и
материальный, и духовный.
«Человек есть бог, но не абсолютным образом, ибо он человек. Следовательно, он
человеческий бог» и «содержит в себе Вселенную человечески ограниченным
способом»
Рассудок и разум .
Разум познает бесконечность, рассудок – нет.
Таким образом, объекты познания – Бог в Его «свернутости»
(объект интеллектуального постижения, веры) и
мир в его «развернутости» (объект чувственного знания и
рассудка).
13.
Общество возникает из стремления людей ксамосохранению
Мораль возникает на более поздней стадии и есть то,
что полезно для общества
О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и
непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их
отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь
добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не
щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества,
но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от
тебя отвернуться
Никколо Макиавелли (1469–1527)
Человеческий интерес – главный
стимул действий
Поэтому необходима власть,
основанная на страхе
Цель
оправдывает средства
14.
Религия для Макиавелли – не высшее знание иавторитет, а политический факт, который нужно
учитывать, принимая государственные решения
ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ СВЯЗИ ПОЛИТИКИ И ФОРМ
ГОСУДАРСТВА С СОЦИАЛЬНОЙ БОРЬБОЙ,ВВЕЛ
ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «РЕСПУБЛИКА» В
СОВРЕМЕННОМ СМЫСЛЕ
Государь… не может исполнять все то, за что людей почитают
хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает
вынужден идти против своего слова, против милосердия,
доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть
готов к тому, чтобы переменить направление, если события
примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны,
то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра,
но при надобности не чураться и зла.
15.
Томас Мор (1478-1535)Нет частной собственности.
«Господь провидел многое, когда
постановил, чтобы все было общим,
и многое провидел Христос, когда
снова пытался отвратить смертных
от частного интереса к общему»
Равенство
Атеизм запрещен
Все граждане
участвуют в
производительном
труде
Свободный труд 6 час . Затем – свободное время
Первичной ячейкой общества является не
кровнородственная семья, а « трудовая семья »
Все должностные лица избираются — прямо или
косвенно
16.
«Город Солнца»Томмазо Кампанелла
(1568–1639)
Это магический город, построенный так,
чтобы уловить малейшее благодатное
влияние звезд
Правит им – Солнце (или «Метафизик»).
Он же – верховный жрец. Ему помогают
Пон, Син и Мор (т.е. «Мощь, Мудрость и
Любовь»)
Обитатели Города «славят Птолемея и
восхищаются Коперником» и не любят
Аристотеля
Все общее
Семья упразднена. Контроль за
деторождением осуществляется в
соответствии с биологическими и
астрологическими теориями.
Общее воспитание. Обучение наукам и
ремеслам.
17.
Против богачей«И эти очень плохие люди со своей ненасытной жадностью поделили
между собой все, чего хватило бы на всех! Сколь далеко им, однако же,
до счастья государства утопийцев! Совсем уничтожив само
употребление денег, утопийцы избавились от алчности. Какое
множество бед отсекли они, какую жатву преступлений вырвали они с
корнем! Ибо кому не известно, что с уничтожением денег отомрут
обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри,
убийства, предательства, отравления, каждодневно наказывая, люди
скорее мстят за них, чем их обуздывают; к тому же одновременно с
деньгами погибнут страх, тревога, заботы, тяготы и бессонные ночи.
Даже сама бедность, которой одной только, казалось, и нужны деньги,
после полного уничтожения денег тут же сама исчезнет».
«Душа бессмертна и по благости божией рождена для счастья;
наши добродетели и благодеяния после этой жизни ожидает
награда, а позорные поступки — мучения. Хотя это относится к
области религии, однако, по их мнению, дойти до верования в это
и признания этого можно и путем разума».
18.
По духу его работа пифагорейскаяНиколай Коперник
(1473–1543)
Солнце является центром
мироздания, что опровергало
геоцентрическую систему мира
Птолемея
Земля имеет двойное движение:
суточное вращение и годовое
круговое вращение вокруг Солнца
Космос бесконечен и все
космические тела движутся по
собственной траектории
Процессы в космосе объяснимы с
точки зрения природы и лишены
«священного» смысла
19.
FlexСолнце центр Вселенной по
отношению к Земле, но не
центр Вселенной
Вселенная не имеет центра и
бесконечна
Джордано
Бруно
(1548 – 1600)
Звезды подобны Солнцу и имеют
свои планетные системы
Все небесные тела обладают
свойством движения
Выдвинул гипотезу о том, что во
Вселенной мы не одиноки и
могут быть разумные
существа
20.
Ввел метод наблюдения,выдвижения гипотезы и их
опытной проверке на
практике
Открыл значение ускорения в
динамике
Установил закон падения тел
Галилео Галилей
(1564 – 1642)
31 декабря 1992 года ИоаннПавел II официально признал, что
инквизиция в 33-м году
XVII столетия допустила ошибку,
заставив учёного отречься от
гелиоцентрической теории
мироздания, сформулированной
Николаем Коперником
Отстаивал
гелиоцентрическую
систему мира
Изобрел телескоп и обнаружил ряд
важных явлений:
пятна на Солнце, горы на Луне,
Млечный путь состоит из
множества отдельных звезд,
наблюдал фазы Венеры, открыл
спутники Юпитера
21. Философия Реформации
Общение между Богом и верующими должнопроисходить напрямую, без участия
католической Церкви
Церковь должна стать демократичной, а обряды
понятными людям
Мартин Лютер
(1483 - 1546)
Дело служения Богу —
не только профессия,
которую
монополизировало
духовенство, но и
функция всей жизни
верующих христиан
Необходимо отменить индульгенции
Должен быть восстановлен авторитет
государственных институтов и светской власти
Требовал уменьшение влияния на политику
других государств со стороны Папы Римского
22.
Души предназначены либо к спасению, либо кпогибели
Никто из верующих не знает собственного
предопределения
Именно труд является знаком спасения
души
Жан Кальвин
(1509 - 1564)
Божественный знак о спасении – успех в
делах
Прибыль предпринимателя – Божий дар,
её нужно приумножать
По приказу Кальвина был сожжён на костре испанский врач и богослов Мигель
Сервет, не признававший учения о Святой Троице, - первая жертва протестантского
фанатизма