ЧТО ТАКОЕ ВЕРА?
три условных уровня веры
1.2.2 Вера в бытовой жизни 1.2.3 Вера при изучении истории
1.2.4 Вера в науке
Притча о сеятеле
Песня "Вера вечна, вера славна - наша вера православна"
ЦЕЛЬ - Вера как верность
Рекомендуемые источники:
43.37M
Категория: РелигияРелигия

О вере и неверии

1.

2.

Разделы «Основ Православия»
• 1. Основы
христианского
мировоззрения
• 1.СМЫСЛ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ЖИЗНИ.
• 2.О ВЕРЕ
• 3.О СОВЕСТИ
• 4.ПРОМЫСЛ БОЖИЙ
• 5.О СПАСЕНИИ
• 6.О частном и
Страшном Суде
Божьем (Мф.25, 3146)
• 2. Основы
• 3. Основы
нравственности
вероучения
.
• 1. Заповеди
• 4. Символ веры
Божьи - 10.
- 12
• 2. Заповеди
Блаженства - 9.
• 3. Молитва
«Отче наш» - 7
прошений
2

3.

Раздел 1.
Основы христианского
мировоззрения
1.2 О ВЕРЕ И НЕВЕРИИ

4.

ПОВТОРЕНИЕ ВЫВОД ПРОШЛОЙ ЛЕКЦИИ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
К ЛИТЕРАТУРНОЙ ПЕРЕПИСКЕ
МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА И А. С. ПУШКИНА
6 мая 1828
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

5.

А вот ответ митрополита
Московского и Коломенского
Филарета (Дроздова):
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

6.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
Пушкин, продолжая тему, пишет
своего рода исповедь:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.
(В другой редакции:
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.)

7.

“Человек — это его вера”
русский мыслитель XIX века
И. В. Киреевский
«Величие народа в том,
Что носит в сердце он своем»
русский поэт XIX века
Майков Аполлон Николаевич

8.

Вера не столько в том, что нас убедили доводы, сколько в том,
что мы сделали выбор. Если же кто выберет неверие, никакие
логические доводы его не убедят.
Клайв Стейплз Лью́ис

9.

…Ты говоришь, как бы слепой сказал «нет в мире
света».
Святитель Николай (Сербский)

10.

Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и
спасение всех, верных и неверных, праведных и
неправедных, …«несть бо лицеприятия у
Бога»(Рим.2:11).
……………………………………………………………
Нечестивый есть разумное и смертное
создание, произвольно удаляющееся от жизни
оной (Бога), и о Творце своем присносущем
помышлящее, как о несуществующем.
Законопреступник есть тот, кто закон Божий
содержит по своему злоумию и думает веру в
Бога совместить с ересию противною.
Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает
Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя
во Святую Троицу…
( преподобный Иоанн Лествичник «Лествица или Скрижали
духовные», СЛОВО 1, 3-4)

11.

Ф. И. Тютчев.
Наш век
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит.
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой
дверью:
«Впусти меня! – Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

12.

Для чего нужна вера? – Ни для чего. Если бы я сказал, что она
нужна, чтобы быть хорошим человеком, чтобы помогать
людям, чтобы познавать Бога, чтобы спасать свою душу – всё
это означало бы корыстное и эгоистическое отношение к
вере. Мы верим не для чего-то, а потому что Бог есть для нас
– совокупность всего самого светлого, чистого, короче – всего
самого желанного. Любовь к Богу ведёт за собой веру в Бога.
о. Александр Ельчанинов

13. ЧТО ТАКОЕ ВЕРА?

«Вера есть око, озаряющее всякую
совесть, она сообщает человеку
ведение», - пишет святитель Кирилл
Иерусалимский
(Огласительное
поучение пятое. Пункт 4).
Каждый человек, даже если он
считает себя неверующим, в глубине
души
тянется
к
чему-то
возвышенному, прекрасному, чему-то
такому, что стоит над всем миром.
Всякая душа имеет такое стремление,
которое определяется словом ВЕРА.
Раздел 1. Основы христианского мировоззрения

14. три условных уровня веры

ТРИ УСЛОВНЫХ УРОВНЯ ВЕРЫ
Церковь
Для удобства рассмотрения
вопроса о вере выделим три
уровня веры (Схема 2):
Вера - как верность. Это сфера веры церковных людей.
1. Вера - как
Вера - как
уверенность.
верность
Это
сфера
веры
2. Вера - как
околоцерковных людей.
уверенность
Вера - как «доверчивость».
3. Вера – как «доверчивость»
Это - область неверующих
людей.
Схема 2.
Начнем с третьего уровня
веры – как «доверчивости».
Можно выделить некоторые
направления проявления этой
Раздел 1. Основы христианского мировоззрения
веры.

15. 1.2.2 Вера в бытовой жизни 1.2.3 Вера при изучении истории

1 . 2 .2 В Е РА В Б Ы ТОВОЙ
Ж И З НИ
Большинство людей ежегодно
работают на земле, на производстве:
выращивают
картофель,
зелень,
цветы, выпускают продукцию.
Не имея веры в то, что мы соберем
урожай или вырастим прекрасные
цветы, не стали бы мы нести всю
тяжесть этих трудов.
Но мы имеем такую веру, и эта
вера зиждется на нашем многолетнем
опыте.
1 . 2 .3 В Е РА П Р И И ЗУ ЧЕ Н ИИ
И С ТОР ИИ
Когда мы говорим о вере в
рамках земной жизни, мы твердо
уверены в истинности нашей веры,
ибо она основывается, пускай не на
нашем опыте, но на опыте ученых,
исследователей, научных работников.
В школе учитель нам говорил: в
1941-1945 годах была Великая
Отечественная Война, в 1917 г. была
революция, в XVIII в. был Петр I, в
1380 г. - Куликовская битва, в 1242 г.
состоялось Ледовое побоище с
крестоносцами.
Сами мы в то время не жили, но,
тем
не
менее,
уверены
в
действительности этих событий.
Раздел 1. Основы христианского мировоззрения

16. 1.2.4 Вера в науке

1 . 2 .4 В Е РА В Н А У КЕ
Для защиты своего отрицания
принципов религии, отрицания бытия
Божия люди, стоящие на атеистических
позициях, пытаются взять себе в
союзницы науку.
Но в наше время миф о научности
атеизма разрушен самой же наукой.
Наука не занимается «исканием»
Бога. Она не может претендовать на
знание абсолютной Истины, так как ее
задачи и методы находятся в
совершенно другой плоскости, как
нельзя
расстояние
измерять
килограммами и наоборот.
Метод
исследования,
анализа,
используемый в современной науке,
позволяет нарисовать лишь схему
разрозненных частей нашего мира и
не способен показать его целостной
реальности, тем более Бога.

17.

В общем, на своем жизненном пути мы не должны бросаться в
крайности: первую - во имя науки отрицать религию, во вторую ради религии недоверчиво относиться к науке. Необходимо уметь
находить гармонию между этими двумя потребностями
человеческого духа, правильно опираясь на приоритет веры. Это и
составляет гармонию той нормы, к которой должен стремиться
человек.
Ведь обе потребности коренятся в недрах человеческой
природы. Однако необходимо соблюдать духовную иерархичность отдавать предпочтение познанию Истины через соединение с
Христом.
«Будем на земле учиться тому,
знание чего будет неразлучно
с нами на небе»
Блаженный Иероним Стридонский

18.

Наука не приближает и не удаляет от Бога, - лишь её
неправильное применение может удалять от Него; более
того, наука в руках злодея, как нож, может принести
много зла. Верующий человек всей душой своей
чувствует, - как малое дитя не имеет ясного сознания,
находясь на руках матери и питаясь ее грудью, но
чувствует ее заботу и попечение.
Святитель
Филарет
Московский писал, что
знание приносит благие
плоды обществу только
тогда, когда основанием
ему служит вера.

19.

Итак: «Иное есть ведение
вещей, а иное ведение истины.
Сколько различно солнце от
луны, столько второе полезнее
первого. Ведение вещей
получается по мере
исполнения заповедей,
ведение же истины - по мере
надежды на Христа»
(Преп. Марк Подвижник. Нравственноподвижнические слова. П. 144, 145).
«Евангелие умом чистым читается; понимается по мере
исполнения заповедей его самым делом…»
Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном.
Доброт., ч. 1, гл. 32.

20.

«…– Геронда, Христос способен вместиться в сердце любого
человека?
– Христос-то вместиться способен, только вот люди не способны Его
вместить, потому что не стараются исправиться. Чтобы Христос в
нас вместился, наше сердце должно очиститься. «Се́ рдце чи́ сто
сози́ жди во мне́ , Бо́ же..»(Псалом 50, 12)….»
преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том III
Духовная борьба

21.

«Светоч мира»(англ. The Light of the
World), 1853-1854 — аллегорическое
полотно художника-прерафаэлита
Уильяма Холмана Ханта,
представляющее фигуру Христа у
массивной, заросшей бурьяном,
давно запертой двери.
Картина иллюстрирует Откровение
св. Иоанна Богослова:
«Се стою у двери и стучу. Если кто
услышит голос Мой и отворит дверь,
войду к нему, и буду вечерять с ним, и
он со Мною» (Откр. 3:20). Название
картины также взято из Евангелия:
«Аз есмь свет миру» (Ин. 8:12) (англ. I
am the light of the world).

22. Притча о сеятеле

ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ

23.

Притча о сеятеле
Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он
вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: «Вот
вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы, и поклевали то;
иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была
неглубока, когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и
выросло терние, и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат,
а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» И, приступив,
ученики сказали Ему: «Для чего притчами говоришь им?» Он сказал им в ответ: «Для того, что вам
дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и
приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что
они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии,
которое говорит: „Слухом услышите -- и не уразумеете, и глазами смотреть будете -- и не увидите",
ибо огрубело сердце людей этих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят
глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие
пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и
не слышали. Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле. Ко всякому, слушающему слово о
Царстве и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его -- вот кого
означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит
слово и тотчас с радостью принимает его, но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет
скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто
слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушают слово, и оно бывает
бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и
бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в
тридцать». (Матф.13:1-23)

24.

«Что есть вера? Уверенность в духовной
истине, в Сущем или в Боге, в
существовании мира духовного с его
свойствами, подобно как мы уверены в
бытии мира вещественного и его
принадлежностей.
Быть уверенным в действительности
духовного Всеначала и мира духовного со
всеми его свойствами и принадлежностями
так же, как мы уверены в бытии мира
вещественного с его предметами и
свойствами их, значит веровать.
Например, я несомненно уверен, что Бог вечен, всеблаг, премудр и
всемогущ, и не помыслю, что Он не вечен, не всеблаг, не премудр, не
всемогущ. Это значит, что я верую твердо и несомненно; я верую,
что Бог, как Благость, даст все, чего ни попросишь у Него, и не
усомнюсь в этом; значит, я верую».
Святой Иоанн Кронштадтский

25. Песня "Вера вечна, вера славна - наша вера православна"

ПЕСНЯ
"ВЕРА ВЕЧНА ,
ВЕРА СЛАВНА НАША ВЕРА
ПРАВОСЛАВНА"
на слова
святителя
Николая
Сербского
(Велимировича)
"Наша вера"

26. ЦЕЛЬ - Вера как верность

ЦЕЛЬ - ВЕРА КАК ВЕРНОСТЬ
Надежда на Христа начинается с осознания своего
достоинства как человека - образа и подобия Божия и в то же
время ощущения своей греховности как искажения этого
достойного состояния. И именно с этого духовного устроения
начинается уровень веры как верности.
С первой заповеди блаженств и до последней человек
свободно, без принуждения, призывается к жертвенному
служению Богу и ближним, о чем мы подробней
познакомимся при раскрытии вопроса о совести и еще глубже
при изучении заповедей блаженств и соответствующих им
добродетелей и страстей.

27.

Апостола Павла послание к евреям, 11глава:
Вера же есть осуществление ожидаемого и
уверенность в невидимом.
В ней свидетельствованы древние<….>
и далее вся 11 глава, а особенно известное зачало 330 (Евр. 11:33–38).

28.

Апостола Павла послание к евреям, 11:33-38
[Святые] верою побеждали царства, творили
правду, получали обетования, заграждали
уста львов,
угашали силу огня, избегали острия меча,
укреплялись от немощи, были крепки на
войне, прогоняли полки чужих;
жены получали умерших своих
воскресшими; иные же замучены были, не
приняв освобождения, дабы получить
лучшее воскресение;
другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы
пытке, умирали от меча, скитались в ми́ лотях и козьих
кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
те, которых весь мир не был достоин, скитались по
пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

29.

30.

Верующие призываются к трапезе Господней:
"Со страхом Божиим и верою приступите!"
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в
мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз.
Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и Сия есть Самая Честная Кровь Твоя.
Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже
словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися
пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.
Вечери Твоея тайныя днесь. Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну
повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя. Господи, во
Царствии Твоем.
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Тайн, Господи, но во
исцеление души и тела.

31. Рекомендуемые источники:

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. Непознанный мир веры https://azbyka.ru/m-nepoznannyjmir-very
2. Митрополит Вениамин (Федченков) О вере, неверии и
сомнении https://azbyka.ru/audio/o -vere-neverii-isomnenii.html
3. Валерий Духанин. Вера и неверие. Тайна обращения
человека к Богу
https://www.youtube.com/watch?time_continue= 3&v=qzWU
I4Ca7Hg
4. Иер. Ниокдим (Шматько) Великопостные беседы. «О вере:
вера и знания»
https://www.youtube.com/watch?v=Mi 6UVqaualM
5. Архимандрит Кирилл (Говорун) ВО ЧТО МЫ ВЕРИМ
http://www.pravoslavie.ru/ 1637.html
English     Русский Правила