Презентация по дисциплине «Политология» на тему: «Концепция происхождения власти»
Содержание
Введение
Теологическая концепция власти
Биологическая концепция власти
Бихевиористская концепция власти
Психоаналитическая концепция власти
Мифологическая концепция власти
Структурно-функциональная концепция власти 
Конфликтологическая концепция власти
Дуалистическая концепция власти
Заключение
Список использованной литературы
654.21K
Категория: ПолитикаПолитика

Концепция происхождения власти

1. Презентация по дисциплине «Политология» на тему: «Концепция происхождения власти»

2. Содержание

1)Введение
2) Теологическая концепция власти
3) Биологическая концепция власти
4) Бихевиористская концепция власти
5) Психоаналитическая концепция власти
6) Мифологическая концепция власти
7) Структурно-функциональная концепция власти
8) Конфликтологическая концепция власти
9) Дуалистическая концепция власти
10) Заключение
11) Список использованной литературы

3. Введение

Власть многолика, поэтому существуют различные способы объяснения
происхождения и природы власти. Прежде всего, концепции
и определения власти зависят от подходов к ней.
Поведенческий подход считает власть особой сущностью, силой, дающей
право повелевать окружающими событиями. Носитель власти – особая
личность, подчиняющая общество своей воле. Часть приверженцев
поведенческого подхода стоит на религиозных позициях и рассматривает
власть как особый божественный дар.
Социологический подход рассматривает власть как взаимодействие, по
крайней мере, двух сторон – субъекта и объекта власти. М. Вебер
определял власть как способность и возможность одного лица в
определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки
сопротивлению других лиц. В основе власти лежат отношения господства
и подчинения.

4. Теологическая концепция власти

Теологическая концепция власти основана на теории
«божественного права» Августина Блаженного. Власть
представляется в качестве божественного
установления, а её носитель – в роли исполнителя
Божьей воли. Поскольку люди по природе своей
слабы, греховны и нуждаются в руководстве, Бог
дарует им власть, которая гарантирует общественный
порядок и обеспечивает продолжение человеческого
рода.

5. Биологическая концепция власти

Биологическая концепция власти исходит из того, что
человек, в первую очередь, – биологическое существо.
Ему генетически присуща агрессивность как инстинкт
борьбы против себе подобных. Поэтому власть
рассматривается как средство обуздания
человеческой агрессии (французским философом М.
Марселем), как «воля к самоутверждению» (немецким
философом Ф. Ницше) Некоторые поборники
биологической концепции рассматривают власть как
прерогативу «избранной нации», «расы господ» (А.
Гитлер).

6. Бихевиористская концепция власти

Бихевиористская концепция власти представлена в
науке с 1930-х годов. Человек рассматривается
бихевиористами как «властолюбивое
животное». Каждый индивид стремится к власти.
Политика стоит «вне морали»: политический процесс –
это столкновение индивидуальных стремлений к власти;
в нем побеждает сильнейший.

7.

Баланс всеобщего стремления к власти
поддерживается политическими институтами.
Нарушение этого баланса ведет к социальным
кризисам и политическим конфликтам. Изучая
мотивацию политического поведения индивида,
бихевиористы пришли к выводу, что большинство людей
воспринимает политическую реальность в духе
иррационального начала (традиций, обычаев, религии,
чувств, эмоций).

8. Психоаналитическая концепция власти

Психоаналитическая концепция власти восходит к З. Фрейду,
но наибольшее распространение в западной науке она
получила с 1950-1960-х годов. Власть рассматривается как
способ господства бессознательного над человеческим
сознанием. Человеческой психике задается особая
установка на подчинение силам, находящимся за
пределами её сознания. Такое манипулирование
человеческим сознанием подавляет в нем разумные начала
и дает простор действию стихийных проявлений, инстинктов –
страха, агрессивности, стремления к разрушению.

9.

Американский психоаналитик
Карен Хорни считал, что
общественная среда враждебны
личности, пугает её, и личность
реагирует на этот страх
«неврозами» – «неврозом
привязанности» (жаждал любви и
одобрения), «неврозом власти»
(жаждал утверждения себя над
окружающими), «неврозом
покорности» (склонность
подчиняться многостороннему
давлению), «неврозом изоляции»
(стремление уйти, спрятаться от
общества и действительности).

10. Мифологическая концепция власти

Мифологическая концепция
власти была обоснована в
начале XX в. французским
политологом Л. Дюги.
Источником власти Л. Дюги
считал реальное и естественное
превосходство «сильных» над
«слабыми». Однако «слабые»
(«подчиненные») протестуют
против власти «сильных». Власть
нуждается в законном
оправдании (легитимности).

11.

С целью оправдания «законности» господства «сильных»
над «слабыми» создаются мифы о происхождении
власти – миф о «божественном характере власти» и
миф об «общественной воле». Обе гипотезы «власть –
от Бога» и «власть – от людей» одинаково недоказуемы и
одинаково неопровержимы, а потому – равноправны.
Для установления господства одних людей над другими
необходимы публичная власть и возможность одних
людей применять силу в отношении других людей.

12. Структурно-функциональная концепция власти 

Структурно-функциональная концепция
власти
Структурно-функциональная
концепция власти вытекает
из общей теории действия Т.
Парсонса. Общество – это
структурно расчлененная
целостность, в которой
каждый элемент выполняет
определенные функции.
Интеграция элементов
общества осуществляется
путем социального действия.

13.

Одни субъекты выполняют социальные
роли управляющих, другие – управляемых. Социальная
роль личности соответствует занимаемому ею в
обществе положению (социальному статусу) и
предполагает определенное, ожидаемое поведение
этой личности. Власть выполняет в обществе ряд
жизнеобеспечивающих функций: предписывает
субъектам выполнять обязанности, налагаемые
общественными целями; мобилизует ресурсы
общества на достижение общезначимых целей.

14. Конфликтологическая концепция власти

Конфликтологическая
концепция власти впервые
была разработана К.
Марксом. В марксистском
варианте эта концепция
трактует власть
как классовое господство –
владычество одного класса
над другими, вытекающее
из собственности
господствующего класса на
средства производства.

15.

Это экономическое неравенство составляет
фундамент всех других форм неравенства в обществе
(политического, социального, этнического,
регионального, культурного). Власть присутствует везде,
где есть неравенство. Власть господствующего класса,
подавляя угнетенные социальные слои, использует
механизмы не только экономического, но и
внеэкономического (государственного) принуждения.

16. Дуалистическая концепция власти

Дуалистическая концепция
власти была обоснована
французским политологом
М. Дюверже. Согласно этой
концепции, происхождение
власти двойственно: власть
базируется и на прямом
принуждении, и на
убеждении подчиняющихся в
справедливости своего
подчинения.

17.

Прямое принуждение – это лишь господство. Опора
господства на убеждение и авторитет придают ему
легитимность и превращают господство во власть.
Власть, с одной стороны, обеспечивает господство
одного социального слоя над другим, с другой стороны
– служит инструментом объединения людей для
достижения общего блага. В первобытном обществе
власть была анонимной и не носила политического
характера.

18. Заключение

В заключении хотелось бы добавить ,что все концепции в
своей сущности сходятся на том, что власть начинается
там, где возникает подчинение.
Иначе говоря, власть – это один из сложнейших видов
социального взаимодействия, проявляющегося в
возможности и праве одного индивида или группы
принимать решение приобретающее обязательный
характер для другого индивида или группы.

19. Список использованной литературы

1)http://studme.org/56905/politologiya/kontseptsii_vlasti_p
oliticheskoy_nauke
2)http://pravoznay.ru/politvopros3.html
3)http://www.nalogi.ru/faq/detail.php?ID=1589604
4)http://www.politicalmind.ru/minsos-667-1.html
English     Русский Правила