Похожие презентации:
Новый святой для нового времени
1. Новый святой для нового времени
НОВЫЙ СВЯТОЙДЛЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
2. XVII век. «Представь: мир — мёртв»
XVII ВЕК. «ПРЕДСТАВЬ: МИР — МЁРТВ»• В предшествующем, XVI веке,
завершилась культурная
революция — эпоха Возрождения.
• Началась научная революция
(теория Коперника, Везалий «О
строении человеческого тела»).
• Развернулась революция в
духовной жизни — Реформация, с
ее принципиально иным
отношением к вере.
• Катастрофы, войны и бунты будут
происходить по всей Европе в
течение всего XVII века, лишая
жизнь последних признаков
устойчивости.
• Частный человек остается один на
один с миром хаоса. Наступает
время личных, индивидуальных
убеждений и мировоззренческого
выбора
3.
ДЖОНДОНН
«АНАТОМИЯ
МИРА»
Все новые философы — в сомненье:
Эфир отвергли — нет воспламененья,
Исчезло Солнце, и Земля пропала,
А как найти их — знания не стало.
Все признают, что мир наш — на исходе,
Все ищут меж планет, в небесном своде
Познаний новых... Но едва свершится
Открытье,— всё на атомы крошится.
Все — из частиц, а целого — не стало,
Лукавство меж людьми возобладало,
Распались связи, преданы забвенью
Отец и Сын, Власть и Повиновенье.
Вот признаки теперешних времён!..
4. Основные события XVII века
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ XVII ВЕКА• Нидерландская революция (1568—1648)
• Голландско-португальская война (1602—
1661).
• Тридцатилетняя война (1618—1648).
Вестфальский мир (1648).
• Англо-французская война (1627—1629).
Осада Ла-Рошели (1627—1628).
• Английская революция (1642—1651).
Протекторат (1653—1659; Кромвель).
• Фронда (1648—1653), гражданская война в
годы малолетства Людовика XIV.
• Англо-испанская война (1654—1660).
• Великая Турецкая война (1667—1700).
• Смутное время (1598—1613).
• Войны со Швецией (1610—1617; 1656—
1658); Смоленская война (1632—1634).
• Соляной бунт (1648).
• Церковная реформа патриарха Никона
(1653), раскол.
• Присоединение Украины к России (1654).
Русско-польская война (1654—1667).
• Медный бунт (1662), Восстание Степана
Разина (1670—1671), Стрелецкий бунт
(1682).
• Война с Турцией (1672—1681; 1686—1700).
• Стрелецкий бунт (1698)
5. Малороссия в XVII веке
МАЛОРОССИЯ В XVII ВЕКЕЮго-западная Русь времен св. Димитрия представляла собой «Европу в миниатюре».
Восстание Хмельницкого, Руина, воссоединение Малороссии с Московским Царством,
постоянные стычки, налеты, грабежи — даже Киев не был безопасным местом.
Не спокойнее была и религиозная ситуация. Римокатолическое миссионерство в
Малороссии практически сошло на нет с началом Реформации, однако уже в конце XVI
века возобновилось с небывалой силой. В 1596 г. была заключена Брестская уния.
Православное сопротивление возглавили миряне — православные братства — при
поддержке Восточных патриархов.
Вместе с тем, уровень образования и общей культуры жителей Южной Руси был
несомненно выше, чем у московитов, а соблазны унии побуждали к напряженной
богословской работе.
6. Православные Братства
ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА• Уникальность религиозной
ситуации в Малороссии во времена
св. Димитрия состояла в небывало
высокой роли мирян в жизни
православной Церкви.
• Иноверная власть, архиереи,
больше заботившиеся о
собственной выгоде, чем о
просвещении паствы, активный
римкатолический прозелитизм и
уния — все это спровоцировало рост
братского движения.
• Братства действовали по
благословению восточных
патриархов и не зависели от
епархиальных архиереев. Более
того, им было дано право следить за
архиереями и судить их от имени
патриархов.
• Главной заслугой братств была их
обширная просветительская
работа, открытие типографий и
училищ.
7. Мы, Иоаким, Божьей милостью патриарх великой Антиохии, посланный от собора патриархов, властию Божиею даем право сему
М Ы , И ОАКИМ , Б ОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮПАТРИАРХ ВЕЛИКОЙ А НТИОХИИ ,
ПОСЛАННЫЙ ОТ СОБОРА ПАТРИАРХОВ ,
ВЛАСТИЮ Б ОЖИЕЮ ДАЕМ ПРАВО СЕМУ
ЦЕРКОВНОМУ БРАТСТВУ ОБЛИЧАТЬ
ПРОТИВНИКОВ ЗАКОНА Х РИСТОВА И
ВСЯКОЕ БЕЗЧИНИЕ ОТЛУЧАТЬ ОТ Ц ЕРКВИ .
8. Великие соборы XVII века
ВЕЛИКИЕ СОБОРЫ XVII ВЕКАКрупнейшим достижением православного богословия этой
эпохи стала череда Великих соборов. Они имеют Вселенский
авторитет, поскольку на них была представлена вся полнота
Церкви.
В таких догматических текстах, как «Православное исповедание
Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», а также
«Исповедание» и томос о Пресуществлении, составленные
иерусалимским патриархом Досифеем, традиционное
святоотеческое учение было изложено современным языком и
приведено в систему.
Эти соборы стали удивительным свидетельством силы и
единства Православной Церкви. Созванные как исключительно
церковная инициатива без участия государственной власти, они,
тем не менее, смогли сделать то, с чем не справилась
римокатолическая Контрреформация: в православных странах
протестантизм закрепиться не смог, поскольку был разбит на
богословском уровне.
9. Житие создателя «Житий»
ЖИТИЕ СОЗДАТЕЛЯ «ЖИТИЙ»• Будущий св. Димитрий родился в 1651 г. в семье православного шляхтича СаввыТуптало. До
разорения Киева в ходе набега Петра Дорошенко, учился в Киево-Могилянской коллегии.
• В мае 1684 г. Димитрий приступил к составлению своих знаменитых «Житий святых».; работа
продолжалась более 20 лет, до 170 г. Работа эта была новым словом в православной агиографии:
опираясь на последние научные и критические издания житий, выпущенные на западе
болландистами, а также учитывая традицию православной агиографии:, как византийской
(Симеона Метафраста), так и славянской (великиеЧетьи-Минеи митр. Макария)., св. Димитрий
создал настоящую энциклопедию православной святости.
• Жития св. Димитрия снабжены обширным справочным аппаратом, причем примечания иногда
разрастаются до размеров основательных справочных статей. Иногда, как в случае со статьей о св.
Григории Паламе, эти статьи представляют собой краткий обзор учения того или иного святого
Отца.
• Перевода «Житий» на русский язык не существует. Жития на русском языке — это переработки.
10. Вопрос о «Латинском пленении»
ВОПРОС О «ЛАТИНСКОМ ПЛЕНЕНИИ»• Патриарх Иоаким Московский подверг первые тома
«Четьих-Миней» св. Димитрия суровой критике: в них
содержались ложное римокатолическое учение о
«непорочном зачатии» Пресвятой Богородицы.
• Также св. Димитрий принял участие в споре о времени
Пресуществления святых Даров: в латинском
богословии принято считать, что оно происходит при
установительных словах: «Сие есть Тело Мое».
Православное богословие усваивает эту силу
призыванию Святого Духа.
• Св. Димитрий, как и византийские святые — Марк
Эфесский и Николай Кавасила — указывает, что, хотя
Пресуществление совершается на призывании Святого
Духа, слова Христа также необходимы, чтобы оно
совершилось.
В целом богословие св. Димитрия
развивалось во вполне
святоотеческом русле. Он
обладал обостренным чувством
церковности: после критики
патриарха Иоакима и Восточных
патриархов отказался от
представления о «непорочном
зачатии» Богородицы.
При этом никакая критика не
могла заставить его исключить из
«Четьих-Миней» память прп.
Иеронима Стридонского.
11. Если от того на Литургии нельзя кланяться при словах Господних, что римляне кланяются в этот момент, то и Крест Святой почитать
ЕСЛИ ОТ ТОГО НА ЛИТУРГИИ НЕЛЬЗЯ КЛАНЯТЬСЯ ПРИСЛОВАХ ГОСПОДНИХ, ЧТО РИМЛЯНЕ КЛАНЯЮТСЯ В ЭТОТ
МОМЕНТ, ТО И КРЕСТ СВЯТОЙ ПОЧИТАТЬ ТОЖЕ НЕЛЬЗЯ,
ПОТОМУ ЧТО РИМЛЯНЕ ПОЧИТАЮТ СВЯТОЙ КРЕСТ. ВОТ
ТОГДА-ТО МЫ НИ В ЧЕМ НЕ БУДЕМ ПОХОЖИ НА РИМЛЯН!
12. Митрополит-просветитель
МИТРОПОЛИТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ• В 1700 г. по рекомендации патриаршего местоблюстителя
митр. Стефана (Яворского), св. Димитрий был вызван в
Москву и рукоположен во епископа.
• После ряда временных задержек, в 1702 г. Димитрий
назначен митрополитом Ростовским.
• Видя падение нравов и упадок духовной жизни среди
православного населения Ростова, св. Димитрий
посвятил все свои силы просвещению народа и
духовенства.
• По образцу иезуитских коллегий была создана
Ростовская грамматическая школа — одно из самых
замечательных учебных заведений в России того
периода.
13. «Святой Леонтий и Игнатий на небе. Градоначальник в Ростове – воевода. Ярославль от Ростова верстах в 60. Преступников в России
«С ВЯТОЙ Л ЕОНТИЙ И И ГНАТИЙ НА НЕБЕ .Г РАДОНАЧАЛЬНИК В Р ОСТОВЕ – ВОЕВОДА .
Я РОСЛАВЛЬ ОТ Р ОСТОВА ВЕРСТАХ В 60.
П РЕСТУПНИКОВ В Р ОССИИ ССЫЛАЮТ В С ИБИРЬ .
П РЕСВЕТЛЕЙШИЙ Г ОСУДАРЬ ВЗЯЛ К АНЦЫ ,
ПРИСУТСТВОВАВШУ ЕМУ Б ОРИСУ П ЕТРОВИЧУ
Ш ЕРЕМЕТЕВУ. П РЕСВЕТЛЕЙШИЙ ВЗЯЛ А ЗОВ ,
ВОЗЬМЕТ И Р ИГУ ».
Грамматические примеры
14.
15.
Го! Го! Го! Радуюся Смерти от Адама.Царствующая даже и до Авраама,
По Аврааме дотоль свободна царствую,
Человеческим родом сильна властенствую:
Царей и князей под моя покоряю нози,
Сильны вой падают предо мною мнози.
Все боятся, всех бо аз от сею косою.
Предпинаю, як цветы польныя з росою.
Едина сильна, славна есмь Смерть во вся веки
Без останка потреблю аз все человеки.
Сама Натура людска добре то познала:
Прозревши мою силу, с фрону сего встала
Венец красоты з главы своея сложила,
Мя боящися, власти та моей вручила.
Сяду на престол, возьму и венец на главу,
Да все видят у Смерти безсмертную славу.
16. Димитрий Ростовский и раскол
ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ И РАСКОЛВЕРА ЕСТЬ ТО, ЧЕГО ОЧИ ТВОИ
ПЛОТСКИЕ НЕ ВИДЯТ, РУКИ НЕ
ОСЯЗАЮТ, НО СЕРДЦЕ ТВОЕ, НО УМ ТВОЙ
НЕСОМНЕННО В СЕБЕ УТВЕРЖДАЕТ: ЭТО
ТАК, А НЕ ИНАЧЕ. ЭТО ВЕРА.
НО УЧИТЕЛИ РАСКОЛА, ХОТЯ И
ИСПОВЕДУЮТ ВЕРУ ВО ЕДИНОГО БОГА,
НО В ВЕЩАХ ЗРИМЫХ И ОСЯЗАЕМЫХ
ВЕРУ СВОЮ ПОЛАГАЮТ.
17. Пир Иродов: социальное учение св. димитрия
ПИР ИРОДОВ: СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СВ.ДИМИТРИЯ
На Иродовом пиру едят людей, а пьют кровь их и
слезы. Вот что говорит Бог во псалмах:
«Снедающий люди Моя вместо хлеба» (Пс. 13:4).
Ныне время лютое не за Христа гонит, но за
временные блага, ибо каждый ищет своей
выгоды.
Но ведь и ныне у многих господ происходит почти
то же самое: они поедают и пьют кровавые труды
человеческие, а бедных крестьян своих
немилосердно мучат: это они вместо хлеба
поедают людей Божиих. У господ всего до
пресыщения достаточно, а крестьянам бедным не
хватает и куска плохого хлеба. Те объедаются, а
эти голодают; те упиваются, а эти разве только
водой утоляют свою жажду; те веселятся, а эти
плачут при взыскании с них долга путем
истязаний. Таков-то господский пир: на нем
съедают людей вместо хлеба.
Сколь много и ныне невинных страдальцев: в
темницах их держат, мучают, пытают, убивают, на
правежах засекают насмерть.
Все они в своих невинных страданиях —
мученики Христовы; может быть, они и не за
Христа страдают, но за саму их невинность их
любит Христос и удостаивает их мученического
венца… Все эти нынешние неповинные
страдальцы — мученики.
18.
19. Молитвотворчество св. Димитрия
МОЛИТВОТВОРЧЕСТВО СВ. ДИМИТРИЯANIMA CHRISTI
Душа Христова, освяти меня.
Тело Христово, спаси меня.
Кровь Христова, напои меня.
Вода ребра Христова, омой меня,
Страсти Христовы, укрепите меня.
О благий Иисусе, услыши меня:
В язвах Твоих сокрой меня.
Не дай мне отлучиться от Тебя.
«БОЖЕСТВО ХРИСТОВО»
Божество Христово! Осияй меня, помилуй меня!
Душа Христова! Умилосердись ко мне, спаси меня!
Тело Христово! Напитай меня, укрепи меня!
Кровь Христова! Напои меня, освяти меня!
Вода ребер Христовых! Омой меня, очисти меня!
Вольное страдание Христово и смерть! Исцели меня,
оживи меня!
Крест Христов! Силой твоей огради меня, оживи меня и
осени главу мою в день борьбы!
О пресладкий Иисус! Услади любовью Твоей сердце мое и
скрой меня в Твоих кровавых ранах!
О прелюбезный Любитель мой! Не отступи от меня и не
попусти мне отлучаться от Тебя и на малое время!
20. Sola caritate
SOLA CARITATEФрансуа Фенелон, архиепископ
Камбре:
«Любить Бога ради благ, которые Он
подает — это любовь ветхого иудея…
Бог не может не вознаградить верную
душу; но она может любить Его с такой
незаинтересованностью, что это
воззрение на доставляющего
блаженство Бога ничем не увеличит ее
любовь, которой она любит Его ради
Него Самого, не думая о себе, и которой
любила бы Его ничуть не меньше, даже
если бы никогда и не получила бы
блаженства», и в ком нет этой любви, тот
не христианин.
21. Св. Николай Кавасила
СВ. НИКОЛАЙ КАВАСИЛАПавел не своего искал, а Христова, и потому не
только забывал, но и был готов предать себя: и в
геенну желал ввергнуть себя ради Него, и просил
страданий. Это словно загадка: так сильно он
любил, что хотел лишиться Того, Кого любил. Но
кажется, эта любовь не только жгла его сильнее
геенны; она превосходила и самую радость
пребывания с Любимым. Ибо если он был
согласен пренебречь этой радостью, хотя на опыте
познал красоту Его и вкусил ее, то не трудно ему
было и презирать геенну.
Ведь быть со Христом, жить с Ним, царствовать с
Ним было для Павла собственным благополучием,
а он не искал своего, и ради славы Христовой был
рад отречься от всего этого. Чего желал Павел, того
желал он не ради себя, а ради Него, и если было
бы нужно оставить все это, он бы оставил.
И истинно живы те, в ком возрастает сия
прекрасная страсть, и мертв тот, в ком нет ее.
22.
«Если Ты хочешь, чтобыя был во свете: будь
благословен. Если
хочешь, чтобы я был во
тьме: снова будь
благословен. устрой со
мной так, как хочешь».
— свт. Димитрий
Ростовский.