Похожие презентации:
Зарождение ислама. «Мировые религии: история и современность»
1. Зарождение ислама
«Мировые религии: история и современность»А.В. Кореневский
[email protected]
2. Аравия на рубеже VI - VII вв.
Византийскаяимперия
Сасанидская
держава
Йасриб
Йемама
.Мекка
Эфиопия
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
3. Аравия на рубеже VI - VII вв.
христианствоПророки:
Асвад,
Тулайха,
Саджах,
Зу-Нувас
Маслама
Ханифы
“Сограждане наши находятся в
заблуждении, они извращают
истинную веру Авраамову. Доколе
будем мы, как они, вертеться вокруг
камня, который не видит и не слышит
и не может сделать нам ничего худого
или доброго. Поищем веры лучшей,
чем эта”
Ибн Исхак
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
зороастризм
иудаизм
4. Мекка
7 коленок. 440-550 –
установление
контроля над
Меккой
Каабба
Замзам
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
5. Мухаммед
Хвала Аллаху – Господу570 – рождение Мухаммеда, миров, милостивому,
милосердному,
смерть отца
властителю дня Суда!
583 – путешествие в Сирию, Тебе мы поклоняемся и к Тебе
взываем о помощи: веди нас
встреча с Багирой
прямым путём,
595 – женитьба на Хадидже путём тех, которых Ты
610 – первое откровение
облагодетельствовал,
не тех, что подпали под Твой
613 – начало публичной
гнев, и не путём заблудших.
проповеди
Пещера Хира на горе
Джабаль ан-Нур
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
615 – переселение части сторонников
в Эфиопию
619 – смерть Хадиджи
и Абу Талиба
620 – приглашение
в Йасриб
622 – Хиджра
6. Мединская община пророка
Мединские сурыМухаджиры и ансары
А опередившие, первые из
выселившихся и ансаров и те,
которые следовали за ними в благодетельствовании:
доволен ими Аллах, и они
довольны Им. И уготовал Он
им сады, где внизу текут реки
- для вечного пребывания там.
Это великая удача (9:100).
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
А те, которые жили в Медине до них
и обратились в новую веру, любят
переселившихся к ним и не
испытывают к ним никакой зависти
из-за того, что отдано им. Они
признают за ними
предпочтительное право, если даже
находятся в стесненном положении.
И те, кто одолел свою алчность, они и суть преуспевшие.(59:9).
7. Аравия в 622-632 гг.
©Презентация составлена А.В. Кореневским.Использовать для обучения без изменений.
624 – битва при Бадре
630 – капитуляция Мекки,
установление контроля над
Хиджазом
631 – принятие ислама
большинством племен
Западной Аравии
632, 8.06 – смерть Мухаммеда
8. Образование Арабского Халифата
МУХАДЖИРЫ И АНСАРЫАбу Бакр
ас Садик
Умар
ибн аль-Хаттаб
632-634 – Абу Бакр ас Садик (II)
634-644 – Умар ибн аль-Хаттаб (III)
644-656 – Усман ибн Аффан (IV)
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
9. Становление исламского канона
Коран ( – أ َ ْلقُرآنаль-К̣ур’ан,чтение вслух) – священное
писание, состоящее из 114 сур
(в каждой – от 3 до 6144 аятов)
Сунна ( – سنةобычай, пример)
– священное предание,
повествующее о словах и
поступках пророка; состоит из
хадисов, каждый из которых
включает иснад
(подтверждение истинности
переданной информации)и
матн (само предание)
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
10. Вероучение ислама
©Презентация составлена А.В. Кореневским.Использовать для обучения без изменений.
11. Основные понятия мусульманской религии
Исламسالم
Дин
ةنايد
«предание себя Богу», «покорность»,
«إلподчинение» (Богу) – отглагольное
существительное < «быть благополучным», «спасаться»,
«сохраняться», «быть свободным»
божественные установления,
ведущие человека к спасению
Аркан ульИман إيИхсан
مان
ислам
احسان
«вера»
أركان اإلسالم خمسةубеждение в
«пять столпов
ислама»
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
правильности
догматов
«благие дела»
искренность и
внутренняя
религиозность,
пребывание в
ощущении взгляда
Всевышнего на себе
12. Исламская догматика (Иман)
Основные объекты веры («Столпы веры»):Вера в Аллаха, единобожие (Таухид)
Вера в ангелов
Вера в Священные писания: Таурат,
Забур, Инджиль, Коран
Вера в пророков
Вера в Судный день (Конец света,
воскрешение из мертвых, Божий суд, ад
и рай)
Вера в предопределение (Кадар)
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
13. Полемика о предопределении и становление мусульманской теологии
Касб – учение мутазилитов (VIII в., Хасан аль-Басри,Всиль ибн-Ата, Амр ибн Убайд).
Халиф Аль-Мамун
(813-831) – признание
ортодоксальности
учения мутазилитов.
Абуль-Хасан альАшари (873-936) –
поптыка примирения
идей джабаритов и
мутазилитов.
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
14. Джихад الجهاد
Джихад руки – вооруженная борьба с целью охраныжизни и имущества людей, защиты государства от
агрессии (участники – моджахеды, погибшие – шахиды.
Джихад сердца (нафс – Аль-Газали) – борьба каждого
мусульманина против своих пороков, кафира в своем сердце.
Джихад меча (газават) – война за веру, если
мусульманам запрещают исповедовать свою
религию и вести проповедь ислама.
Джихад языка – повеление одобряемого и
запрещение порицаемого.
Джихад своими познаниями – борьба с
невежеством, совершенствование
человеческой личности, изучение различных
наук; джихад посредством распространения
истинных знаний об исламе.
Джихад материальными средствами – борьба
с бедностью, финансовая помощь.
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
15. Джихад الجهاد
Сура 8, Добыча:«Приготовьте против них, сколькоможете, силы и боевых коней, чтобы устрашить
врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых
вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни
израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с
вами не поступят несправедливо».
Сура 47, Мохаммед:«Когда встретите в бою неверных - удар мечом
по шее. Когда же они сдадутся - крепите оковы пленных».
Сура 48, Победа:«Вас призовут против грозных воинов. Высразитесь
с ними, или же они станут муслимами. А если вы будете послушны,
Аллах дарует вам прекрасную награду, а если вы отвернетесь, как отвернулись раньше, то Он покарает вас мучительным наказанием».
Сура 9, Покаяние:«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые
не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают
запретным то, что запретили Аллах и Его посланник, которые не
исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными».
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
16. Мораль и право в исламе (Ихсан)
Нормы благочестияПять столпов ислама
Пятничная молитва
Почитание Корана
Почитание духовенства
Почитание святых мест (не во
всех течениях ислама)
Праздники, памятные дни и ночи
Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам)
Ид аль-Адха (Курбан-Байрам)
Аль-Хиджра (Новый год, 1 Мухар.)
Ашура (день творения, 10 Мухар.)
Мавлюд (10 Раби аль-Наваль)
Лейлят аль-Рагиб (Ночь даров, 6
Раджаба)
o Мирадж (27 Раджаба)
o Лейлят аль-Кадар (27 Рамадана, Ночь
Могущества)
o
o
o
o
o
o
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
17. Особенности исламской этики
Нерасчленимость культа, этики и права«Золотое правило нравственности»
Патриархальность
Релятивизм
Эгалитаризм и корпоративизм
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
Мужья стоят над женами
за то, что Аллах дал одним
преимущество перед
другими, и за то, что они
расходуют из своего
имущества. И порядочные
женщины - благоговейны,
сохраняют тайное в том,
что хранит Аллах. А тех,
непокорности которых вы
боитесь, увещайте и
покидайте их на ложах
и ударяйте их (Коран, 4.34)
18. Шариат и фикх
Правосудие включается в комплекс сакральных действий.Основополагающие источники права – Коран и Сунна.
Неразвитость процессуального права.
Фард – обязательное
Отсутствие понятий события и состава Суннат – одобряемое
преступления, отождествление преступ- Мубах - дозволенное
Макрух – порицаемое
ления и греха.
Прецедентный характер права.
(танзих – нежелательное,
тахрим – недозволенное)
Назидательная функция наказания.
Харам - запрещенное
Применение различных форм членовредительства.
Принцип талиона («возмездие»).
Правовое неравенство мужчины и женщины.
Хийал (искусство назвать нечто, не оскорбив Аллаха).
Отсутствие четкого разграничения между писанным и
неписанным правом, обычаем (урф, адат).
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
19. Источники права
Коран и СуннаБида (новшество)
иджма – единодушное мнение богословов, не противоречащее
Корану и Сунне (высказанное вслух, т.е. принятое при гласном
обсуждении; практическое, т.е. не обсуждавшееся, но вытекающее
из одинаковых решений при одинаковых обстоятельствах);
иджтихад (ар-рай) – собственное независимое мнение
богослова:
кыяс – суждение по аналогии с Кораном и Сунной;
истихсан (ханифиты) – предпочтение противоречащего кыясу,
но более целесообразного в данной ситуации;
истислах (маликиты) –принятие решения на основе свободного
суждения о полезности его для всей уммы, когда невозможно
вывести предписание из основных источников исламского права;
адат (урф) - обычай, традиционное мнение.
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
20. Теолого-юридические школы (мазхабы)
ХанафитыМаликиты
Существующие
Шафииты
в настоящее
Ханбалиты
время
суннитские
мазхабы
Захириты (аз-захир – буквализм)
Джафариты
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
– шиитский мазхаб
21.
Распространение суннитских мазхабовХанафитский с
шафиитскими
ритуалами
Ханафитский,
адаптированный к
требованиям всех 4
мазхабов
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
22. Ханифиты
Основатель - Абу Ханифа (699-767)Источники права:
Коран;
Сунна (при тщательном отборе хадисов);
иджма – единодушное мнение богословов, не
противоречащее Корану и Сунне;
кыяс – суждение по аналогии с тем, что отражено в
Откровении и уже имеющимися решениями;
истихсан – предпочтение противоречащего кыясу,
но более целесообразного в данной ситуации;
адат (урф) - обычай, традиционное мнение.
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
23. Маликиты
Основатель - Малик ибн Анас (713-695)Источники права:
Коран (прежде всего – очевидные аяты);
Сунна (поступки и речения пророка, фетвы его
сподвижников);
«Деяния мединцев» – устоявшаяся после Пророка в среде
мединцев традиция (если нет оснований против нее);
кыяс;
истислах–принятие решения на основе свободного
суждения о полезности его для всей уммы, когда
невозможно вывести предписание из основных
источников исламского права;
садду аз-зарайи: то, что способно привести к греху или
нанести вред – греховно и запретно, а то, что может
привести к добру – поощряемо.
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
24. Шафииты
Основатель - Мухаммад ибн Идрис ашШафии (767-820)Источники права:
Коран и Сунна (если Коран молчит, то
мединские хадисы принимаются
безоговорочно);
иджма – дополнение к Корану и Сунне, если
Откровение не дает полной ясности;
кыяс – только при выборе источников из
откровения и иджма;
решение на основе суждений об общественной
пользе или норм обычая.
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
25. Ханбалиты
Основатель - Ахмад ибн Ханбаль (780-855)Источники права:
Коран и Сунна;
фетвы сподвижников Пророка;
мнение сподвижников (при разночтениях ссылка на наиболее близкие Откровению)
иджма ;
истисхаб – временность любой фетвы до
предъявления веских доказательств.
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
26. Религиозно-политическая доктрина и институты ислама
©Презентация составлена А.В. Кореневским.Использовать для обучения без изменений.
27. ДАР аль-ИСЛАМ دار الإسلام
Дар аль-Ислам«территория Ислама» –
государство или часть
мира, которая находится
под контролем мусульман
и на которой в полной
мере действуют законы
Ислама.
Категории населения:
• мусульмане (муслим)
• покровительствуемые
(ахл аль-зимма) или «люди
писания» (ахл аль-китаб).
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
Дар аль-Харб (Абу-Ханифа)
«территория войны / бунта» (ДаральКуфр – территория неверия) –
территория, которая не
управляется на основании законов
Ислама.
Дар аль-Ахд (Аш-Шафии)
«территория договора» – страны
иноверцев, с которыми у мусульман
был заключен мирный договор.
Дар аль-Амн «территория
безопасности» – страны, не
вовлеченные в состояние войны с
мусульманами.
28. Ислам и мир
Вы - самая лучшая изобщин, явившаяся для
блага человечества
(3:110).
Всемирная миссия ислама.
Политическая активность.
Отказ от натурализации.
Формирование исламских
o
o
o
o
o
анклавов.
Создание инфраструктуры
исламского образа жизни:
мечети и медресе,
Весь мир смотрит
на мусульман как на
производство и продажа
своих спасителей, а
«халяльных» продуктов и мусульманский мир
традиционной одежды,
смотрит на арабов,
ожидая от них
шариат,
наставления и
исламский банкинг,
руководства.
Абуль Хасан Альхавала.
Надави
29. Умма أمة
Умма (община, нация, в доислам. период –синоним слова «вера») – сообщество
верующих, принявших пророков, подчинившихся им и уверовавших в Аллаха.
«Каждая умма подчиняется своему пророку» (Бухари).
В широком смысле – любое сообщество (Сура «Скот» 6:38:
«Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях,
которые не были бы общинами, подобными вам»), в
узком – исламская община : «Эта (исламская) умма самая
возвышенная среди других» (Ахмад ибн Ханбал).
Прообраз – Мединская умма Пророка (Умма ан-Наби).
Идеал – эгалитарная светская теократия (истинное
превосходство проявляется только в вере и
богобоязненности), солидарность и взаимное доверие.
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
30. Власть и авторитет
АМР - законодательный авторитет – Коран.ФИКХ – авторитет в области права – любой
верующий, который знает и умеет толковать
предписания Корана.
ХУКМ – исполнительная власть (религиозная и
гражданская) – принадлежит Аллаху,
реализуется через ХАЛИФА – религиозного
(имам), гражданского и военного (султан, эмир)
предводителя уммы.
БАЙАТ – узаконение власти халифа посредством
избрания и принесения клятвы послушания ему
как волеизъявителю Аллаха.
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
31. Духовенство
Муэдзин – призывающий на молитву.Мулла – знаток ритуала, учитель медресе.
Хатиб – священник, совершающий.
пятничную молитву.
Имам – настоятель мечети.
Улем – ученый богослов.
Факих – законовед, знаток фикха (права).
Кади – судья, вершащий правосудие по шариату.
Муфтий – духовное лицо, наделенное правом
вынесения фетвы.
Муджтахид – факих, имеющий
способности и право
вынесения фетвы и толкования
права.
Шейх-уль-ислам – высшее
должностное лицо по вопросам
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
ислама.
Использовать для обучения без изменений.
32. Монашество
Дервиш (перс. – нищий) – монах, аскет,приверженец суфизма.
Текие, ханака – обитель дервишей.
Шейх – наставник, духовный учитель.
Мюрид – ученик шейха.
Суфизм (суф – шерсть, суффа – скамья, саф –
чистота) – мистико-аскетическое учение о
богопознании и слиянии с абсолютом через
обретение полной искренности перед Аллахом
(хакикат).
Тарикат – 1) свод морально-этических норм и
психофизических техник; 2)суфийское братство,
орден.
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.