Секты в исламе
Исламские секты суннитского толка
Ваххабиты
Ваххабитзм в Саудовской Аравии
Валиуллахи и сенуситы
Махдисты
Исламские секты шиитского толка
Зейдиты
Хаттабиты
Нусайриты (алавиты)
Нусайриты (алавиты)
1.55M
Категория: РелигияРелигия

Секты в исламе. Мировые религии: история и современность

1. Секты в исламе

«Мировые религии: история и современность»
А.В. Кореневский
[email protected]

2. Исламские секты суннитского толка

©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.

3. Ваххабиты

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1792)
Очищение ислама от «бид’а», салафия (ислам первых трех
поколений последователей прорка – ас-саляф ас-салих).
Осуждение идолопоклонства (в т.ч. культ святых мест).
Отрицание идеи посредничества между человеком и Богом:
тавассуль (стремление к единению с Аллахом, мольба) через
мертвых (в том числе – Мухаммеда) – ширк (многобожие).
Осуждение суфизма и любых форм иносказательного
толкования Корана.
Осуждение талкида – строгого
следования одному из мазхабов.
1740 – начало проповеди в Уяйне.
1744 – бегство в эд-Диръия,
встреча с эмиром Мухаммадом
ибн Саудом (1710-1765).
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.

4. Ваххабитзм в Саудовской Аравии

1824-1891 гг. – Второе саудовское
государство.
Династия Аль-Шейх (потомки
Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба) –
духовные лидеры государства.
1902 – Абдул-Азиз ибн-Сауд (1880-1953)
восстанавливает власть в Неджде.
1912 – создание военно-религиозного
братства ихванов (братья).
1926 – захват
Хиджаза.
1929 – восстание
ихванов против
Абдул-Азиза.
1932 – образование
Саудовской
Аравии.
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.

5. Валиуллахи и сенуситы

Шах Валиуллах ад-Дехляви (1703-1762) – проповедник
«чистогоислама», ханафит,суфий (тарикатНакшбандия).
Саид Ахмад Барелви (1786-1831) последователь учения
Валиуллаха и Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба,
проповедник салафизма (но не отвергал суфизм и веру в
заступничество святых), основатель «Братства борцов за
веру» (Джамаат-и муджахидин), боровшегося против
англичан и сикхов.
1857-59 – участие в восстании сипаев.
Мухаммад ибн Али ас-Сануси (1791-1859)
1837 – создание тариката (ордена) Сенусия
1843 – перенос центра тариката в Киренаику.
Мухаммад аль-Махди –ВеликийСенуси,
1859-1902.
Мухаммед Идрис аль-Махди ас-Сенуси (1890–1983) –
Великий Сенуси с 1917 г., король Ливии в 1951-1969 гг.
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.

6. Махдисты

Мухаммад Ахмад аль-Махди (1844-1885)
1861 – встреча с главой тарикатаСулеманийя
шейхом Мухаммадом аш-Шарифом.
1871 – Начало проповеди «чистого ислама».
1881 – начало восстания в Западном Судане.
1880 – провозгласил себяМахди, объявил
Мавзолей Махди в Омдурмане
джихад против турок и англичан.
1881 – начало восстания в Зап. Судане.
1885 – взятие Хартума. Установление
режима «Махдия»; добавление в шахаду
исповедания веры в Махди как
наместника пророка и мессию, замена
хаджа участием в джихаде.
1885-89 – «халифат» Абдуллаха ибн
Мухаммада ат-Таиша.
1889 –разгроммахдистов,гибельАт-Таиша.
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.

7. Исламские секты шиитского толка

©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.

8. Зейдиты

Основатель – Зейд ибн Али (695-740), внук имама
Хусейна, ученик Васила ибн-Ата.
739-740 – восстание в Куфе против Омейядов.
789-926 – государство Идрисидов в Магрибе.
863-928 – имамат в Табаристане )Юж. Прикаспий).
901-1962 – имамат (королевство) в Йемене.
Вероучение
Признание законности первых двух халифов.
Право на имамат любого Алида, отрицание
божественной природы имамата, допущение
одновременного существования нескольких имаматов.
Признание учения мутазилитов.
Отрицание учения о «сокрытом имаме».
Отрицание принципа «такыйя».
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.

9. Хаттабиты

Основатель - Абуль-Хаттаб, последователь и проповедник (даи)имама Джафараас-Садика (700-765).
Развил его учние о духовной преемственности имамов,
основанной на эманации божественного «света
Мухаммеда», сотворенного Аллахом задолго до
создания человека и через Адама перенесенного на
пророков, а после Мухаммеда – на Али и имамов.
Призывал молиться Джафару как воплощению
божества, за что был им проклят.
После этого Хаттаб провозгласил переход на него
божественного света, утверждал, что имамат –
исключительно духовное достоинство, отрицал его
наследственность.
Развил учение о «говорящем» и «молчащем» пророке.
755/56 – восстание хаттабитов в Куфе и казнь (распятие)
Хаттаба .
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.

10. Нусайриты (алавиты)

Основатель – Абу Шауиб Мухаммад ибн Нусайр
(ум. ок. 873), даи XI имама аль-Хасана аль-Аскари
Провозгласил аль-Аскари божеством, а себя – его
посланником, «Вратами» (Баб).
Проповедовал триединство Бога (Смысл, Имя,
Врата), воплощаемое в пророках.
Алавиты отвергают отдельные обрядовые и
ритуальные запреты ислама, почитают
христианских апостолов, святых и мучеников,
отмечают христианские праздники (Рождество,
Пасху), используют вино при обрядах.
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.

11. Нусайриты (алавиты)

1923-1936 Государство Алавитов
(подмандатная территория Франции, 193036 – под названием Санджак Латкрия)
В Сирии алавиты составляют 2/3 шиитов,
занимают ведущие политические позиции
(алавиты – кланАсадов).
В Турции – подвергаются
дискриминации.
©Презентация составлена А.В. Кореневским.
Использовать для обучения без изменений.
Хафез Асад
(1930-2000)
English     Русский Правила