Похожие презентации:
История становления источников исламского права и уммы
1. История становления источников исламского права и уммы
2. Зарождение и начальный период развития исламского права (VII в.)
3. Пророк Мухаммад
4. Устав исламской уммы
Устав исламской уммы, известный как конституцияМедины, является ранним политико-правовым
документом ислама, по сути, первым исламским
законодательным актом
5. Власть в умме
Халиф: духовная (имамат) и светская (эмират)власть
Визирь: главный советник и помощник Халифа
Диваны (ведомства): центральные органы
управления
Эмир: военные наместники
6. Али ибн Абу Талиб
Мусульмане, которые вборьбе за должность
халифа поддерживали
Али, впоследствии
составили отдельное
направление в исламе и
были названы шиитами
7. Доктринальная разработка исламского права в период становления Арабского халифата (VII – X вв.)
В истории становления Арабского халифата выделяютдва периода:
Дамасский - период правления династии Омейядов
(661—750 гг.)
Багдадский - период правления династии Аббасидов
(750—1258 гг.)
8. Династия Омейядов
РуководствовалисьКораном и Сунной
Столица – Дамаск
Административный язык – арабский
Учреждена почтовая служба и
выпущены первые исламские деньги
Сооружены ирригационные каналы
в долинах Тигра и Евфрата
9. Династия Аббасидов
Столица – БагдадУсиленное влияние исламского
права в Арабском халифате
Недостаточность конкретных
предписаний Корана и Сунны
10. Коран
Коран не может быть исправлен или измененКоран является религиозной, философской и моральной
основой исламского права и государства, исходным
началом в процессе их формирования и развития
Коран состоит из 114 сур, разделен на 30 равных джюс,
каждая из которых, в свою очередь, делится а две хизб,
которые также разделены, но уже на рубу и 6219 аятов
11. Сунна
Уточняет предписания Корана и содержит высказывания,решения и действия Пророка Мухаммада
Рассказывает о бытии и поведении Пророка как пример
для руководства действующих верующих
Не содержит в себе каких бы то ни было нормативных
положений, четких указаний на права и обязанности
сторон
12. Иджма
Иджма – это согласованное мнениеисламских правоведов и богословов
по религиозным и правовым
вопросам, требующим практического
применения положений Корана и
Сунны
Исламско-правовая доктрина
выработала неизменный принцип,
согласно которому любое согласованное
решение в рамках иджмы не может
изменять или отменять положения,
содержащиеся в Коране или Сунне
13. Кияс
Суждение по аналогии, основанное на детальном изученииКорана и Сунны и охватывающее множество проблем
Суть кияса заключается в применении тех или иных
установленных
Кораном,
Сунной
или
Иджмой
предписаний к новым случаям
Можно рассматривать только как способ толкования и
применения права
14. Фетва
Представляет собой устныеи письменные суждения авторитетных
теологов и правоведов на решения
светских властей
Фетва – это своего рода вердикт
по какому-либо религиозно-правовому
или социальному вопросу, выносимый
авторитетными религиозными деятелями
в ответ на запрос судьи или другого лица
15. Урф и адат
Востребованы в том случае, если отсутствуют предписанияКорана и Сунны по конкретному вопросу
Главное требование, предъявляемое к ним, – это
полное соответствие основным принципам исламского
права
Если какие-либо из них противоречат любому
принципу исламского права, то теряют юридическую
силу
16. Ферманы
Представляют собой указы главыисламского государства, которые
издаются для решения различных
вопросов государственной и
общественной жизни
17. Ханифитская школа
- Основатель: Абу Ханифа (702-767), великийисламский правовед
- Самая ранняя по времени своего возникновения
школа, которая считается самой либеральной
- Свободное обсуждение правовых проблем на
основе принципа «коллективного» разума
18. Маликитская школа
- Основатель: имам Малик Ибн Анас(717 – 801)
- Предпочтительное отношение к
сунне и такому источнику права как
амаль (практика жителей Медины)
19. Шафиитская школа
- Основатель: Аш-Шафии (769 – 820), которыйзаслужил славу великого систематизатора исламского
права, тщательно классифицировав виды сунн
- Широкое применение Иджмы
20. Ханбалитская школа
- Основатель: Ахмад Ибн Ханбал (778—855 гг.)- Ханбалитский мазхаб отличается от других
школ крайней степенью консерватизма, которое
иногда принимало весьма радикальные формы
21. Джафаритский мазхаб
- Основатель: имам Джафар ибн Мухаммад ас-Садик- Иджтихад является важнейшим средством реализации
веры «как доказательства»
- Признают лишь те ахбары (хадисы у суннитов) Сунны,
которые восходят к первым сподвижникам Мухаммада
- Признают принцип «благоразумного скрывания веры» в
ситуациях, когда существует угроза жизни мусульманина
- Признают институт временного брака
22. Уголовное право
Религиозные преступления: посягательствана права Аллаха
Посягательства на права отдельных лиц
23. Суд и процесс в исламе
Судебную власть осуществлялкади (судья), являющийся
представителем духовной
власти халифа
24. Частное право
Вещное право: Своеобразныминститутом шариата был вакф имущество (обычно недвижимое),
переданное собственником на
какие-либо религиозные или
благотворительные цели
Договорное право: Исламу
известны практически все виды
договор (купля-продажа, заем,
дарение, наем, ссуда, хранение и т.
д.), за исключением договора займа
Наследственное право:
Допускалось наследование по
завещанию (не более 1/3 всего
имущества) и по закону
Брачно-семейное право:
Исламский брак – полигамный
брак. Законными считаются 4
жены. Институт конкубината
(сожительство мужчины и
женщины без заключения брака)
узаконен
25. Значение исламского права
26. Список литературы
Список литературы• Исаев, М. А. История государства и права зарубежных стран в 2 т.
Т. 2. Средневековье. Новое и новейшее время : учебник для
академического бакалавриата / М. А. Исаев. — 3-е изд., испр. и доп.
• Бартольд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата //
Собр. соч.: В 9 т. М., 1966. Т.6.
• Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. М., 2001
• Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее
средневековье. М., 1966.
• Большаков О.Г. История халифата. М., 1989. Т.I.