6.37M
Категория: ИсторияИстория

Князь Василий Ярославович Костромской

1.

Князь Василий Ярославович
Костромской

2.

После нашествия на Русь и
неудачной попытки
проникнуть на Запад Батый
увел свои войска на восток. В
конце 1242 года он
обосновался на Нижней
Волге.
Здесь возникло новое
государство – Золотая Орда
со столицей в Сарае. Русские
земли попали в вассальную
зависимость от Орды. Внешне
это выглядело следующим
образом: монголо-татары не
находились на территории
княжеств, Русью по-прежнему
управляли русские князья, но
право старшинства уже не
учитывалось.

3.

Все зависело от воли хана. Угодным князьям выдавались
ярлыки (грамоты) на княжение. Неугодных князей наказывали
и даже убивали по приказу хана. Каждый год князья
обязывались платить дань – выход в Орду.

4.

Начиная с 1243 года, русских князей приглашали в Орду получать
разрешение хана на княжение. В Орде русские князья-христиане
вынуждены были выполнять обычаи язычников-татар: проходить
между двух огней, преклонять колени перед ханом.

5.

Первым князем,
получившем от хана
ярлык на
Владимирское
княжение, был Ярослав
Всеволодович, брат
убитого в битве на реке
Сити Юрия
Всеволодовича.
Ярослав Всеволодович
получил ярлык на
княжение во всей Руси,
не только СевероВосточной, но и
Южной.
Это было началом монголо-татарского ига на
Руси, которое продолжалось до конца XV века.

6.

Семь сыновей было у князя Ярослава. Самым
знаменитым из них был великий русский полководец
Александр Невский

7.

А самым
младшим (как
тогда на Руси
говорили,
мизинным)
сыном был
Василий.
Ему в1246 году
досталось
в удельное
владение
Костромское
княжество.

8.

___
_______
___
____
____
____
______
____
____
Юный
Костромской
князь был
прямым
потомком
Рюрика,
Ярослава
Мудрого,
Владимира
Мономаха,
Юрия
Долгорукого,
младшим
братом
Александра
Невского.

9.

Василий
Ярославич
прожил
недолго и умер
в 1276 году
в возрасте
37 лет, но его
короткое
правление
явилось одной
из ярких
страниц в
истории
Костромы.

10.

В.Н.Татищев,
рассказывая о
костромском князе
Василии, пишет:
« Бе же сей
добродетелен
зело, любяше
Господа Бога от
всего сердца
своего и ко всем
без лукавства
любовь и
милость
имеяше…

11.

… и ко
святым
церквам
зело
прилежен бе,
бе незлобив
и
прощателен
к согрешающим
к нему»

12.

Костромской
краевед
И.В.Баженов
рассказывает:
«За редкие
качества своей
души, высокую
набожность и
милосердие Василий Ярославович
пользовался уважением и любовью в
народе и у владетельных князей,
почему смерть его вызвала искренние
слёзы и сожаление»

13.

С именем этого
князя связано
"явление" одного
из древнейших
памятников
русской
живописи иконы
Богоматери
Федоровской,
сохранившейся
до наших дней.

14.

Одним из источников наших знаний о событиях
правления князя Василия является «Сказание о явлении
и чудесах от иконы Божией Матери Фёдоровской».
К сожалению, подлинник «Сказания» до нашего времени
не сохранился (предполагается, что он сгорел в 1773 году
при пожаре). Но сохранилось несколько его списков XVII XVIII веков.

15.

Архиепископ Костромской и
Галичский Александр в своей книге
«Чудотворная Фёдоровская икона
Божией Матери», ссылаясь на
«Сказание» пишет:
« Однажды благочестивый князь
Василий Ярославич, в августе. 16
числа, помолившись в храме Богу,
отправился на охоту в северные
лесистые окраины города,
сопровождаемый свитой и псами.
Отъехав от города не дальше, как на
одно поприще (около версты) и
углубившись в чащу лесную, он
услышал усиленный лай своих собак.
Предполагая, что собаки завидели
зверя, князь пустился на своём коне
дальше в непроходимый сосновый
лес, в надежде напасть
на хорошего зверя. Вдруг он увидел образ Божией Матери, стоящий на
сосновом дереве и сияющий небесной славой. Всмотревшись в образ и
предполагая чудесное явление его, князь испытывал и страх и радость
– от радости у него покатились по лицу слёзы.

16.

Собравшись с духом, он слез с коня, приблизился к
образу и решился было взять его. Но образ чудесно
поднялся по дереву на недосягаемую для князя
высоту…

17.

Богоматерь
Федоровская
со сказанием о
чудесах.
Иконa . 1680-е гг.
Костромской
музей-заповедник.
Клеймо
«Явление иконы
костромскому
князю Василию
Ярославичу»

18.

Тогда князь Василий, оставив охоту,
поспешил в Кострому, чтобы
поведать о столь необыкновенном
событии духовенству и гражданам и
посоветоваться: что предпринять по
этому случаю.
Кострома в это время была уже
городом довольно благоустроенным,
имевшим соборный и другие
приходские храмы, и отличавшимся
благочестием. Извещение князя о
чудном явлении иконы возбудило во
всех гражданах особенное удивление и
благоговение. Костромское
духовенство, с соборным
протоиереем во главе, немедленно
составили крестный ход и
отправились к месту чудного
явления.
Множество граждан поспешили присоединиться к духовной процессии…
Теперь увидели чудную икону на дереве уже не князь только, но и
духовенство и граждане. Все коленопреклоненно со слезами на глазах
начали молить Матерь Божию, чтобы Она, в лице новоявленной иконы,
оказала милость Костроме, перешла бы в Кострому…

19.

Костромской князь Василий Ярославич с
освященным собором перед обретенной
чудотворной Феодоровской иконой Божией
Матери в лесу на Запрудне, 16 августа 1263 г.
Роспись на фронтоне колокольни СпасоЗапрудненской церкви в Костроме, 30-е гг. XX в.

20.

Затем уже икона была
духовенством
беспрепятственно
снята с дерева и в
крестном ходе на
руках
священнослужителей
принесена в Кострому
и поставлена в
соборный деревянный
храм во имя
великомученика
Феодора Стратилата.
На месте же явления
образа Божией
Матери князем
Василием
впоследствии была
основана первая
иноческая обитель на
Костромской земле –
Спасо-Запрудненский
мужской монастырь.»

21.

Спасо-Запрудненская церковь упраздненного в 1764 году
Спасо-Запрудненского монастыря, основанного на месте
явления чудотворной иконы.
Фото 2002 года

22.

«Сказание» объясняет нам
и причину именования
чудотворной Федоровской
иконы. Многие костромичи
были очевидцами того, как
накануне, в праздник
Успения Пресвятой
Богородицы, эту икону
носил по улицам
Костромы некий воин,
облаченный в
«преукрашенную»
воинскую одежду и
удивительно похожий на
изображение
великомученика Феодора
Стратилата в соборном
храме.

23.

Это несомненно
убедило князя
Василия и всех
костромичей в
том, что сам
великомученик
Феодор,
небесный
покровитель
Костромы,
принес в дар
своему граду
новую
святыню.

24.

Святой великомученик Феодор Стратилат несет
по улицам Костромы чудотворную Феодоровскую
икону Божией Матери.
Фреска из Феодоровской часовни на Святом озере.

25.

Разъяснилось и происхождение
иконы:
«И из Городца града людие, гостьбу
и куплю деющии на Костроме,.,
приходят во святую Божию
соборную и апостольскую церковь
помолитися Пречистой Богородице
и чудотворному Ея образу, и, вшед
во святую церковь, познавше
святый образ и, воздохнувше из
глубины сердца своего,
беседовасте друг ко другу,
глаголюще: се ныне оставила еси
Пресвятая Богородица град наш
без помощи и заступления, и мы
осиротеша, свет очию нашею
скрыся... Воистину сия
чудотворная икона у нас на Городце
была, и много от нея преславная
чудеса содеяшася...»
Памятник Феодору Стратилату в
Костроме; на руке святого —
Федоровская икона
--------------------------------------------------Сырцов И., «Сказание о Феодоровской
Божией Матери, что в городе
Костроме». К., 1908

26.

Костромской историк XIX века
протоиерей Павел Островский
в своих «Исторических записках о
Костроме и её святыне
благочестимой в императорском
доме Романовых» пишет:
«Немного прошло времени после
чудесного явления Феодоровской
иконы Богоматери, как
Пречистая снова явила
Костроме чудесное явление
Своего к ней благоволения:
деревянный храм, в котором
была поставлена чудная икона
вскоре сгорел. А икона, никем не
выносимая из храма, соблюлась
невредима от огня недоведомой
силой;
в непродолжительное время сгорел и вновь выстроенный деревянный
храм, а святая икона также осталась невредима… После первого
пожара на третий день икона найдена совершенно невредимой в пепле
пожарища; во второй пожар была видима выше пламени стоящей в
воздухе»

27.

Первый
пожар в
церкви
Феодора
Стратилата.
14-е клеймо.
Рама со
сказанием об
иконе Богоматери
Феодоровской
Конец XVIII века.
Кострома

28.

На месте чудесного обретения
иконы князем Василием
сейчас находится Храм Спаса
на Запрудне. Под престолом
его лежит пень той самой
сосны, на которой нашли
икону.

29.

Князю Василию неоднократно приходилось
оборонять свои владения от набегов татар.

30.

В 1272 году
костромичи
одержали победу
над вражеским
отрядом,
подступившим к
городу.
Сражение произошло
близ современной
деревни Некрасово,
и князь Василий
Ярославович
не посрамил славу
старшего брата.

31.

Помог ему одержать эту победу предок русского
поэта воевода Александр Плещей.

32.

В память об этом событии на месте битвы был поставлен
высокий дубовый столб, на котором вырублено было
особое место для Фёдоровской иконы (в копии), а в
начале XVIII века вместо столба была устроена каменная
часовня. Близлежащее озеро именуется Святым.

33.

Фрагмент древней службы
явлению чудотворной
Федоровской иконы Божией
Матери;
в стихире описывается битва
при Святом озере

34.

Феодоровская
икона
Божией
Матери со
сказанием
Вторая
половина
XVIII века

35.

В том же 1272 году, после
смерти великого князя
Ярослава Ярославича, по
праву старшинства
Василий, князь
Костромской, вступил на
великокняжеский престол.
Патриаршая летопись так
сообщает об этом событии:
«В лето 6780 сяде на
великом княжении в
Володимире князь Василей
Костромской Мизиной».

36.

Однако Василий Ярославович не поехал в
стольный Владимир, а остался в удельной
Костроме.
Кострома по 1276 год включительно стала
столицей великого княжества Владимирского,
политическим центром Северо-Восточной
Руси.

37.

Великокняжеский
престол был
перевезен из
Владимира в
Кострому. Здесь он и
остался на долгие
годы. Через три с
половиной столетия
(в марте 1613 года)
именно на этот
престол,
хранившийся в
костромском
Ипатьевском
монастыре, был
возведен юный
Государь всея Руси
Михаил Романов.

38.

Начало великого
правления князя
Василия было
омрачено распрей с
племянником
Дмитрием
Александровичем
Переяславским из-за
Новгорода. Князья
выступили друг
против друга, но
сражение не
состоялось.
После переговоров князь Дмитрий оставил свои
притязания на Новгород в пользу Великого князя.

39.

Во время
правления Василия
монголо-татары
крупных военных
операций не
проводили. Южные
русские князья
пытались привлечь
их на свою сторону
в борьбе против
Литвы. Но в самом
начале похода
князья
рассорились и не
захотели идти
дальше.

40.

На обратном пути в Орду "союзники" разорили и
сожгли многие русские села. "Дружба с неверными, не
лучше брани, и сей случай да будет примером для
потомства", – так говорится в летописи.

41.

Годы правления великого князя Василия были
счастливыми для Костромы. Это были годы ее
небывалого расцвета.

42.

Город рос на глазах.

43.

Здесь находилась
великокняжеская дружина,
здесь обосновались многие
именитые и богатые бояре того
времени.

44.

Во времена
правления
Василия
Ярославича в
Костроме были
основаны
СпасоЗапрудненский
монастырь и
церковь
Воскресенья на
Дебре, построен
Успенский
собор.

45.

В 1276 году великий князь
завершил свой жизненный
путь. В 1275 году он
отправился в Сарай для
обычного поклонения хану.
После разгрома татар на
Святом озере на милость
хана рассчитывать он не
мог. Приехав из Орды в
январе следующего года,
великий князь Василий
вскоре умер. Шел ему
тридцать шестой год.
Кострома провожала безвременно почившего князя
рыданием. В летописи сказано, что в храме Феодора
Стратилата при погребении было «не слышати пенья в
плаче мнозе».
English     Русский Правила