Похожие презентации:
Исторические типы философии
1.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИВопросы лекции:
1. Античная философия и ее особенности
2. Средневековая философия как тип мышления
3. Философия Возрождения: основные
особенности и проблематика
4. Становление и развитие философии Нового
времени
2.
ЛитератураОбязательная:
1
Васильев В.В. Философия: учебник. –М., 2012.
2
Зотов А.Ф.,Миронов В.В.,Разин А.В. Философия: учебник.
– М., 2012.
3
Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для
бакалавров. –М., 2012.
4
Миронов В.В. Философия: учебник. – М., 2011.
5
Подопригора С.Я. Философский словарь. –
Ростов-на-Дону, 2013.
6
Философия: учебник /под ред. Проф. Каверина Б.И. - М.,
Воен.ун-т., 2011.
7
Философия: учебник для вузов /Под ред. В.Лавриненко,
А.Ратникова. - М., 2010.
3.
1Вопрос лекции:
1. Античная философия и ее особенности
4.
Исторические типы философииДревний Восток:
Предфилософия народов
Месопотамии
Философия древней
Индии
Философия древнего
Китая
5.
Философия древней Греции и Рима(VI в. до н.э.- V в. н.э.)
Философия Средневековья (V -ХIV вв.)
Философия эпохи Возрождения (ХIV -ХVI вв.)
Европейская
философия
Философия Нового времени (ХVII -нач. ХIХ в.)
Немецкая классическая философия
(ХVIII –сер.ХIХ в.)
Диалектико-материалистическая философия
(философия марксизма ХIХ-ХХ вв.)
Современная философия (ХХ- нач. ХХI в.)
6.
Генезис античной философииПредпосылки
возникновения:
экономические
социальные
1
2
3
4
политические
духовные
7.
Зарождение античной философииПредпосылки развития:
рост производительных сил общества (развитие земледелия,
ремесел, торговли, товарно-денежных отношений)
развитие мореплавания, колонизация новых земель, рост
городов как центров экономической и культурной жизни
возникновение первых государств и развитие греческой
рабовладельческой демократии
социально-классовая дифференциация общества
потребность в новом типе знания о мире, включая
природу, общество и человека
появление выдающихся мыслителей и относительная свобода
в обществе для их духовного творчества
8.
Роль философии в обществеМифология
Религия
Возможности философии:
объясняет мир из самого себя не прибегая к
сверхъестественным силам
поиск ответа на вопрос не кем создан мир, а из
чего все возникло и все состоит
дает системное видение, понимание и объяснение
мира при опоре на истинное знание
9.
РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИДосократический
(Vll-V вв. до н.э.)
1
2
Сократический
(сер. V – конец lV вв. до н.э.)
3
Эллинистический
(конец lV – ll вв. до н.э.)
Основные
этапы
4
Римский
(l в. до н.э. -V в. н.э.)
Античная философия – совокупность идей, взглядов, концепций,
выработанных философами, проживающими на территории
современной Греции, а также в греческих полисах Малой Азии,
Средиземноморья, эллинистических государствах Азии и Африки,
в Римской империи
10.
Досократический этап античнойфилософии
Основные философские школы:
Милетская школа
(Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен)
Школа Гераклита
Эфесского
2
1
3
4
5
Атомисты
(Левкип, Демокрит)
Школа пифагорейцев
Элейская школа
(Ксенофан, Парменид,
Зенон)
11.
Особенности досократовской философииматериалистическое понимание и
объяснение явлений природы
поиск исходных первоначал мира
ярко выраженный космоцентризм
появление первой формы диалектики
Основные
взгляды
обращение к проблемам познания
человек не выделяется из окружающего
мира, он его часть
недискуссионный характер философии
признание существования множества богов
12.
Поиск первоначал мираВода
Апейрон
Воздух
Огонь
Атом
Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
Гераклит
Демокрит
материализм в объяснении явлений
природы
поиск первоначал всего сущего, из
которого все возникло и все состоит
связь философии и естествознания
13.
Философия в сократовский периодоторванность философии
от процесса материального
производства
анализ проблем
политики, государства,
права, морали, искусства
дискуссионный характер
обсуждаемых проблем
Философы
особая самостоятельная прослойка общества
претензии на духовное и политическое руководство
обществом и государством
профессиональные мыслители и учителя в первых
учебных заведениях (академиях и ликеях)
14.
Сократовский период развитияантичной философии
Философы
Горгий
Протагор
Эмпедокл
Анаксагор
Сократ
Диоген Синопский
Антисфен
Аристипп
Платон
Аристотель
Особенности взглядов
Возникновение философии как науки
Развитие логики и риторики, необходимых
для дискуссий и полемики
Идеалистическая трактовка бытия
(линия Платона)
Разработка базовых философских
категорий (бытие, материя, познание)
Особое внимание к этической
проблематике
Доминантность проблем человека
Деятельность первых учебных заведений
15.
Философия Сократа (470-399 гг.до н.э.)Учение о добродетели
добродетель - есть знание, а именно делание добра со знанием
дурные действия происходят от недостатка знания
разные добродетели –это разные части знания
добродетели можно обучить при помощи умственного
образования
1
умеренность (обуздание страстей)
2
Основные
добродетели
3
справедливость (соблюдение законов)
храбрость (преодоление опасностей)
16.
Философия Платона (427-347 гг.до н.э.)Этические взгляды
добро понимается как высшая цель человеческой деятельности
добро состоит не в достижении личного счастья, а в
совершенствовании общества
в каждом человеке есть три части души (разумная - правители,
эмоциональная - воины, чувственная - ремесленники)
люди по разному привержены к правде, справедливости,
умеренности
государство организованное вне нравственных целей не может
быть прочным
17.
Учение Аристотеля о человекеглавное преимущество человека – его разум
1
Разум способен познавать общие начала и на
этой основе объяснять частное
2
Познание
человека
3
4
5
разум обусловливает действия человека,
формирует его волю
дело человека –разумная деятельность,
прекрасное ее выполнение
понятие середины – умение выбрать
надлежащий и наилучший поступок из всех
имеющихся хороших вариантов
18.
Духовная автономия человека вкинической философии
презрение к наслаждениям, богатству, славе,
цивилизованному комфорту
Идеал жизни
философа
духовная свобода – залог моральной силы и
достоинства в жизни
без дома, общины, государства, а
отечество – весь мир
Модель поведения
разумный,
добровольный отказ от
излишеств
(лучше не иметь, чем
иметь)
Антисфен
тренировка души и
тела до готовности
противостоять всем
невзгодам судьбы
Диоген Синопский
Кратет
19.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯФИЛОСОФИИ
Философские школы
Особенности взглядов
Кризис античных моральных ценностей
Стоики (Зенон)
Философия Эпикура
Пренебрежение к государству и его
институтам
Поиск духовной опоры в самом себе
Материалистический взгляд на мир
Скептицизм
( Пиррон из Элиды)
Эклектизм
Высшее благо – счастье и удовольствие
Отрицание прежних авторитетов
Стремление к отрешению от
действительности
Деятельность сократических школ
20.
Философские взгляды стоиковвся природа является живой, она разумна
(мыслящая)
1
бытие обладает направляемой разумом
закономерностью
2
3
Стоики
4
5
6
судьба ведет того, кто хочет идти, а того,
кто не хочет - тащит
счастье человека связано с его
близостью с природой, так как она ведет его
к добродетели
человеческий образ жизни должен быть
рационально обоснованным
основными человеческими добродетелями
являются: благоразумие, умеренность,
мужество, справедливость
21.
Философия Эпикура (342-270 гг.до н.э.)Атомистика
Этика
Философия:
атомы обладают самодвижением и движутся в пустоте
только ощущения истинны и адекватны действительности,
являясь основой познания и критерием истины
нельзя жить приятно не живя разумно, нравственно и
справедливо
необходимо избавляться от зла, так как оно приносит
разнообразные страдания
счастье (невозмутимость духа) достигается посредством
длительного обучения и упражнения
22.
Римский период развитияантичной философии
Философы
Сенека
Марк Аврелий Антонин
Особенности взглядов
Близость философии к государственной
власти
Повышенное внимание к проблемам
человека, общества и государства
Плотин
Ограниченное внимание к проблемам
природы
Нацеленность философии на жизнь в
согласии с собой
Порфирий
Преобладание идеализма над
материализмом
Ямвлих
Повышенное внимание к проблемам
смерти и загробной жизни
Прокл
Слияние античной и христианской
философии
Тит Лукреций Кар
23.
2Вопрос лекции:
2. Средневековая философия как тип
мышления
24.
Зарождается в Римской империи в I – V вв. н.э. наоснове раннего христианства и античной
философии
Замкнутость на самой себе, традиционность,
повернутость в прошлое
Основные
особенности
Оторванность от реального мира, догматизм и
назидательность
Оптимистический характер в отношении победы
добра над злом, торжества справедливости
25.
Средневековаятеологическая философия
Христианской
Синтез двух
традиций
Философской
Собственно христианская традиция:
Бог –центр мироздания, причина всего сущего
Природа вторична по отношению к Богу
Человек выделяется из природы и объявляется
творением Бога
В мире установлен незыблемый иерархический порядок
26.
Средневековая философиязависимость философии от религиозного
мировоззрения
теоцентризм – Бог центр мироздания, истина и
причина всего сущего
схоластика как тип философии (соединение
религиозной догматики и рационального
её обоснования)
разработка нравственной проблематики, нравственных
принципов и основ духовной жизни
Основные
черты
особое внимание к символике слов, текстов
священных писаний
разработка формально-логической проблематики в
интересах рационального обоснования религиозных
догматов и веры
развитие идеализма, сглаживание противоречий
между материализмом и идеализмом
27.
Философские взгляды Августина (354-430 гг.)ход истории, жизнь общества – борьба двух противоположных царств – Земного и Божественного
земное царство, воплощенное в государстве, его
учреждениях, божественное представлено
священнослужителями
в силу несовершенства и греховности людей и
Взгляды
удаленности их от Бога светская власть должна
быть подчинена духовной власти
короли и императоры должны выражать волю
христианской церкви и подчинятся
непосредственно папе
смирение с бедностью, властью, терпение и надежда
в жизни угодны Богу
счастье человека, как высшее блаженство, понимается как
углубление в себя, постижение божественной истины
28.
Религиозно-философские взгляды Ф.Аквинского(1225/1226-1274 гг.)
вера и разум одновременно участвуют в процессе
познания факта существования Бога
все в мире делится на то, что можно познать
рационально и то, что разумно непознаваемо
если человеческий разум противоречит вере, то он
дает неистинное знание
Взгляды
лишь через Божественное откровение может
быть познана проблема сотворения мира
вера обладает большей достоверностью чем знания
человек по своей природе существо общественное
главной целью государственной власти – сохранение в
обществе мира и справедливости, способствовать тому,
чтобы подданные вели добродетельный образ жизни
29.
Логические основаниядоказательства существования Бога
1
2
Ф. Аквинский
(1225 -1274)
3
4
5
если все в мире движется, то должна
существовать его первооснова
все, что существует имеет свою причину,
То должна существовать первопричина
всех причин
случайность в мире зависит от необходимости,
а всеобщей необходимостью является Бог
все существующее в мире имеет различные степени
совершенства, следовательно должно существовать
высшее совершенство
наличие в мире разумного начала, которое направляет
все к цели, придает смысл всему
30.
3Вопрос лекции:
3. Философия Возрождения: основные
особенности и проблематика
31.
Черты философии Возрожденияантропоцентризм и гуманизм (вера в безграничные силы и
возможности человека)
антисхоластическая
направленность, оппозиционность к церкви
(но не отрицание религии и Бога)
принципиально
большой
новое, научно-материалистическое понимание
и объяснение природы
интерес к анализу проблем человека, общества
и государства
жизнеутверждающий
характер и социальный оптимизм
(идеи социальной справедливости и равенства)
32.
Философская мысль эпохиВозрождения
гуманистическое
натурфилософское
Основные
направления
реформационное
социально-политическое
социально-утопическое
33.
Гуманистическая философиявосхваляет человека и его изначально
добрую природу
Д. Алигьери
отходит от трактовки человека как
божественного создания
человек должен жить не для Бога,
а для самого себя
Ф. Петрарка
успехов и счастья можно добиться
опираясь на свои силы
возможности человека и его разума
безграничны
Л. Валла
отвергал аскетизм и самоотрешение
призывал к активному действию, борьбе
по изменению мира
34.
Натурфилософское направлениеН. Коперник
(1473-1543 )
Д. Бруно
(1548-1600 )
Г. Галилей
(1564-1642 )
Земля не является центром Вселенной
(отвергается господство геоцентризма)
Солнце является лишь центром по отношению
к Земле (гелиоцентризм)
Космос бесконечен, его процессы объяснимы
и лишены священного смысла
Вселенная не имеет центра, она состоит из
галактик, число миров в ней бесконечно
Вселенная и бог одно целое, не существует
Бога отдельно от Вселенной
35.
Социально-утопическое направлениеликвидация частной собственности
совместный обязательный труд
всех людей в интересах общества
Томас Мор
(1448-1535)
равномерное распределение результатов
труда между всеми членами общества
общественный совместный характер
жизни, быта и отдыха
Томмазо
Кампанелла
(1568-1639)
выборность должностных лиц
(прямо или косвенно)
равенство прав мужчин и женщин
жители верят в Бога, существует полная
веротерпимость
Утопизм (в пер. с греч. - место, которого нет) – теория,
изображающая идеальный общественный строй на принципах
справедливости, свободы, равенства, не осуществимый на практике
36.
4Вопрос лекции:
4. Становление и развитие философии Нового
времени
37.
подготовка и проведение первых буржуазныхреволюций (Голландия, Англия, Франция)
формирование опытной науки в
современном ее значении
Основные
черты
эпохи
новое понимание целей и задач познания
постановка вопроса о методологии
научного познания
ослабление духовного диктата церкви на
социальные институты и процессы
научные открытия эпохи (законы классической
механики, магнетизм, кровообращения и др.)
38.
ФИЛОСОФИЯНОВОГО
ВРЕМЕНИ
Основные школы:
Английский
материализм
Французский
материализм
Философия
Просвещения
1
Философский
рационализм
2
4
3
5
6
7
Идеалистическая
философия
Философия
энциклопедистов
Русская философия
Философия Нового времени – совокупность философских
направлений, которых объединяла общая нацеленность на познание
природы и человека, выработка методологии научного познания
39.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФИИНОВОГО ВРЕМЕНИ
Ф. Бэкон (1561-1626)
Т.Гоббс (1588-1679)
Дж. Локк (1632-1704)
Ж. Ламетри (1709-1751)
К. Гельвеций (1715-1771)
П.Гольбах (1723-1789)
Вольтер (1694-1778)
Руссо (1712-1778)
Гердер (1774-1803)
Кондорсе (1743-1794)
Б.Спиноза (1632-1677)
Р.Декарт (1596-1650)
Д.Беркли (1684-1753)
Д.Юм (1711-1776)
И.Кант (1724-1804)
Г.Гегель 1770-1831)
Дидро (1713-1784)
Д.Аламбер (1717-1783)
40.
Натурфилософия Нового времениприрода - есть единая материальная
субстанция
Дж. Локк
вне природы ничто не может
существовать
никакой другой самостоятельно
существующей субстанции нет
П.Гольбах
Т. Гоббс
Б.Спиноза
природа - вечна, она находится в
постоянном движении
природа познаваема на основе
чувственного опыта, а знание – сила
Ф.Бэкон
41.
Эмпиризм Нового временизнание независимо от веры, оно
1
основано на опыте и разуме
2
3
Ф.Бэкон
4
5
6
важнейшим источником человеческих
знаний является чувственный опыт
предметом изучения философии и
науки является природа и человек
познание начинается с ощущений и
завершается в разуме
истина есть то, что верно отражает вещи в
нашем мышлении
критика декартовского положения о наличии
врожденных идей в разуме
42.
Философский рационализм Нового времениисходным началом философии является
мышление
основным источником и критерием
истинности знания является разум
Р.Декарт
духовная субстанция имеет врожденные
идеи (идея Бога, числа, фигуры)
с помощью разума и метода можно
логически вывести все знание о мире
43.
Учение о методе Р. Декартаясность и отчетливость положений,
не вызывающих никаких сомнений в
их истинности
расчленение сложной проблемы
на столько частей, сколько требуется
для лучшего ее понимания
Требования
к методу:
мыслить по порядку, начиная от
вещей наиболее простых и постепенно
поднимаясь до самых сложных
не делать никаких пропусков в логических
звеньях исследования, не упускать ничего
существенного
44.
причиной неравенства людей являетсячастная собственность
Ж.Ж. Руссо
чрезмерное богатство порождает
праздность и развращает нравы
личный интерес – движущая сила
человеческого поведения
К.Гельвеций
чрезмерная власть ведет к деспотизму,
а чрезмерная свобода к своеволию
история не есть проявление божественной
воли, а творчество самих людей
Вольтер
прогресс в обществе определяется
распространением передовых идей и
творчеством выдающихся личностей
45.
Философское учение Т. Гоббса о государствегосударство представляет собой
«искусственное тело»
государство есть аппарат насилия,
оно не имеет божественного
происхождения
Содержание
возникло на основе естественного
договора между людьми
люди по договору поступаются своими
правами, которыми пользовались в
естественном состоянии, взамен на
гарантию своей безопасности
цель государства - издавать законы,
защищать свободы и собственность граждан
46.
Социально-политические взглядызапрет на всякое
рассуждение граждан о
способе происхождения
власти
недопустимость
осуществления
народом революции
И.Кант
равенство всех
повиновение
граждан перед
законом
существующим в
обществе законам
идеальное состояние
общества – мир между
отдельными лицами и
государствами