Похожие презентации:
Проблема человека в истории философии
1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
2. ПЛАН
1. Особенности постановки проблемычеловека в философии Древнего мира
и средневековой философии.
2. Проблема человека в философии
Возрождения, Нового времени и
Просвещения.
3. Особенности постановки проблемы
человека в немецкой классической
философии и философии марксизма.
4. Проблема человека в современной
философии.
3. 1. Особенности постановки проблемы человека в философии Древнего мира и средневековой философии
4. 1.1 Особенности постановки проблемы человека в философии Древнего мира
1.1.1 ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ5. Основные философские школы древнекитайской философии
• Даосизм• Конфуцианство
6. ДАОСИЗМ
Основоположник –Лао-цзы
(VI в. до н.э.)
7. Главное понятие даосизма
•Дао (естественный ход вещей,безличный мировой закон,
которому подчинены и природа, и
люди; это и космический, и
нравственный закон)
•Доверие
•Естественность
8. КОНФУЦИАНСТВО
Основоположник–
Конфуций
(VI - V вв. до н.э.)
9. Основные идеи конфуцианства
• Морально-этическая интерпретацияДао,
• Указание строго соблюдать ритуалы –
универсальные правила поведения,
являющиеся и естественными, и
социальными законами
• Идеал человека – «благородный муж»,
во всем проявляющий человеколюбие
10. 1.1.2 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
11. Основные понятия античной философии
• КОСМОС (МАКРОКОСМ)• ЧЕЛОВЕК (МИКРОКОСМ)
12. Философы-досократики
ГЕРАКЛИТЭФЕССКИЙ
(VI – V вв. до н.э.)
13. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Основные проблемы –Антропологические (сущность
человека, его познавательные
способности, нравственное состояние,
идеал человека как гармонично
развитого, активного члена социума)
14. Философы классического периода СОФИСТЫ
ПРОТАГОР(V в. до н.э.)
15. ПРОТАГОР
Человек есть мера всех вещей(Человек – отправная точка всех
суждений о мире)
16. Философы классического периода
СОКРАТ(в осн.,
V в. до н.э.)
17. СОКРАТ
• Философ – тот, кто на делеосуществляет свою философию
• Мудрость есть высшее благо
• Познай самого себя
18. Философы классического периода
ПЛАТОН(АРИСТОКЛ)
V – IV вв. до н.э.
19. Философы классического периода
АРИСТОТЕЛЬ(IV в. до н.э.)
20. АРИСТОТЕЛЬ
Человек по природе естьсущество общественное, или
политическое, обладающее
разумной душой и способное
овладевать знаниями
(«животное полисное»)
21. Эллинистическо-римская философия
22. ЭПИКУР (IV – III вв. до н.э.)
«Цельсчастливой
жизни –
здоровье тела и
безмятежность
души»
23. СЕНЕКА (I в. до н.э. - I в. н.э.)
«Нет рабстваболее
позорного, чем
рабство духа»
24. МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (II в.)
«Свернись всебя самого»
25. 1.2 Особенности постановки проблемы человека в средневековой философии (западноевропейской)
26. Центральные идеи средневековой философии
• Теоцентризм• Человек сотворен Богом по Его образу
и подобию (наделен бессмертной
разумной душой и свободой воли)
• Христианский антропоцентризм
27. ФИЛОСОФЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ФОМА АКВИНСКИЙ(1225 - 1274)
систематизатор
средневековой
схоластики
28. 2. Проблема человека в философии Возрождения, Нового времени и Просвещения
29. 2.1 Проблема человека в философии эпохи Возрождения
30. Главные философские течения
• Гуманизм• Натурфилософия
• Социально-философские
взгляды
31. ГУМАНИЗМ
Центральная идея – идея человекатворца, свободного, активного, самостоятельного. Он творит мир вещей,свою историю и себя самого. Он
стремится проявить себя разносторонне и неповторимым образом
32. ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ЛОРЕНЦОВАЛЛА
(1407 - 1457)
33. ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
МАРСИЛИОФИЧИНО
(1433 - 1499)
34. ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ЛЕОНАРДОБРУНИ
(1370 - 1444)
35. ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ЛЕОНБАТТИСТА
АЛЬБЕРТИ
(1404 – 1472)
36. ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ДЖОВАННИ ПИКОДЕЛЛА
МИРАНДОЛА
(1463 – 1494)
37. НАТУРФИЛОСОФИЯ
НИКОЛАЙКУЗАНСКИЙ
(1401 - 1464)
микрокосм –
макрокосм –
максимальный мир
(Бог)
38. Социально-философские взгляды
• Цель справедливо устроенного общества –обеспечение не только материальных
потребностей граждан, но, прежде всего,
свободного развития личности в
соответствии с ее интересами,
• Трансформация идеала всесторонне развитой личности в образ политика,
постоянно меняющего маски сообразно
обстоятельствам в работах Н.Макиавелли
39. ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ТОМАС МОР(1478 - 1535)
40. ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ТОММАЗОКАМПАНЕЛЛА
(1568 – 1639)
41. ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
НИККОЛОМАКИАВЕЛЛИ
(1469 - 1527)
42. ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
МИШЕЛЬМОНТЕНЬ
(1533 - 1592)
43. МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ
• Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло:она вместилище и блага, и зла, смотря
по тому, во что вы сами превратили
ее.
• Каждому живется хорошо или плохо в
зависимости от того, что он сам по
этому поводу думает.
44. 2.2 Проблема человека в философии Нового времени
45. Философия Нового времени
Человек – существо мыслящее ичувствующее, активно познающее
и преобразовывающее природу и
себя самого. Разум – основа
жизнедеятельности.
46. БЛЕЗ ПАСКАЛЬ (1623 - 1662)
Величие идостоинство
человека – в его
способности
мыслить
47. ТОМАС ГОББС (1588 - 1679)
«Человек человекуБог»
«Человек человеку
волк»
48. 2.3 Проблема человека в философии эпохи Просвещения
49. ВОЛЬТЕР (1694 - 1779)
Человек – существообщественное.
Нравственные
нормы, юридические
законы создаются
самими людьми, а
не Богом.
50. ЖАН-ЖАК РУССО (1712 - 1778)
Человека возвышаетнравственное
достоинство, идущее
от сердца.
51. ЖЮЛЬЕН ОФРЕ ДЕ ЛАМЕТРИ (1709 - 1751)
Мы так жеподчинены
природе, как часы –
часовому мастеру
52. КЛОД АДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715 - 1771)
Воспитание являетсяединственным
источником различия
между людьми
53. 3. Особенности постановки проблемы человека в немецкой классической философии и философии марксизма
54. 3.1 Особенности постановки проблемы человека в немецкой классической философии
55. ИММАНУИЛ КАНТ (1724 - 1804)
Поступай так, чтобыты всегда относился к
человечеству и в
своем лице, и в лице
всякого другого также
как к цели и никогда
не относился бы к
нему только как к
средству
56. ЛЮДВИГ АНДРЕАС ФЕЙЕРБАХ (1804 - 1872)
•Важнейшая чертачеловека - чувственность
как обобщающая
характеристика его
природы, объединяющая
телесность, разум, волю,
сердце, делающая
человека целостным.
•Человек есть продукт
культуры, истории.
57. 3.2 Особенности постановки проблемы человека в философии марксизма
58. КАРЛ МАРКС (1818 - 1883)
Сущность человекаесть совокупность
(ансамбль) всех
общественных
отношений, в которые
вступают люди в своей
жизнедеятельности
59. К. Маркс и Ф. Энгельс:
Если характер человека создаетсяобстоятельствами, то надо, стало
быть, сделать обстоятельства
человечными.
60. 4. Проблема человека в современной философии
61. 4.1 Проблема человека в философии экзистенциализма
62. ЖАН-ПОЛЬ САРТР (1905 - 1980)
Человек естьлишь то, что
сам из себя
делает
63. КАРЛ ЯСПЕРС (1883 - 1969)
Понятие«пограничной
ситуации»
64. АЛЬБЕР КАМЮ (1913 - 1960)
Основной вопросфилософии – вопрос о
том, стоит ли жизнь
того, чтобы быть
прожитой.
Понятие
«метафизический бунт»
65. 4. 2 Проблема человека в «философии жизни»
66. ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844 - 1900)
Идеи воли к жизни,воли к власти,
вечного
возвращения и
сверхчеловека
67. 4. 3 Проблема человека в философии психоанализа
68. ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856 - 1939)
Бессознательное –основа
человеческой
психики