Похожие презентации:
Человек как философская проблема
1. Человек как философская проблема
Я.В. Немкова2. Человек - это постепенно свихнувшаяся разновидность хищной обезьяны, помешанная на так называемом духе
Т. Лессинг3. Человек – целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно
Ф Достоевский4. Раздел философии, изучающий данную проблематику – философская антропология
5. По словам Л.Н.Толстого, философия есть знание о человеческой жизни, дающее ответ на смысло-жизненный вопрос: «Для чего человеку
По словам Л.Н.Толстого,философия есть знание о
человеческой жизни,
дающее ответ на смысложизненный вопрос: «Для
чего человеку жить?»
6. Н.А.Бердяев подчеркивал, что проблема человека является для человека основной, и человек по сути дела «неустраним» из нее.
7. Возникновение человека, это чудо, не объясняемое никакими научными теориями. Прежде чем возник человек, должна была возникнуть
жизнь на земле – аее возникновение - не меньшее чудо.
До сих пор неизвестно, была ли занесена
жизнь на Землю из космоса, или возникла
на самой планете химическим путем. Но и
возникнув, жизнь не обязательно должна
была развиваться до человека, она вполне
могла существовать в виде грибков и
плесени
8. Человек – это определенный вид живого существа, который в науке называется Homo Sapiens – человек разумный. Основные видовые
признаки:- средний рост – 160-180 см
- прямохождение на двух нижних конечностях
- способ размножения – половой
- хорошо развит мозг и верхние конечности
- способ питания – смешанный (животная и
растительная пища)
-средний возраст жизни – 65-85 лет
- развиты речь и разум, пять основных органов
чувств
9. Древняя философская мысль Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира.
Известно, что вту эпоху господствовал космоцентризм как тип
философского мышления. Все существующее
рассматривалось как единый и необъятный Космос, а
человек мыслился как его органическая часть, как «малая
Вселенная». Он как бы погружен в этот Космос и живет
по его законам. Предполагалось, что человек несвободен,
поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а
нередко даже и враждебен человеку. Идеальное
существование человека - это жить все же в согласии с
этим миром, в чем и состоит подлинная мудрость.
10. Древняя философская мысль Поворот философской мысли к теме отдельного (отделенного) от Космоса человека принято связывать с
именем греческого философаСократа. Во многом благодаря ему стала
постепенно формироваться философская
антропология. Сократ призывал человека
заниматься углубленным познанием самого себя,
выявляя свою нравственную позицию. Вечное
самопознание, поиск самого себя в мире - в этом
и состоит подлинный смысл жизни человека.
11. Древняя философская мысль Эпикур полагал, что каждый человек способен избирать собственную траекторию бытия, т.е. жизненный
путь.Философ Диоген предложил для
осмысления тему аскетизма, под которым
он понимал весьма скромный образ жизни,
установку на умеренность во всем.
12. Древняя философская мысль Демокрит решал вопрос о выделении человека из звероподобного состояния. Аристотель особое внимание
обратилна социальные качества человека,
охарактеризовав его как
«политическое животное» с разумной
душой.
13. Древняя философская мысль Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности. Эта
же тема активно осмысливалась вдревнекитайской философии
(конфуцианство).
В философии индийского буддизма
центром внимания стала тема страданий
человека и поиск путей их преодоления.
14. Древняя философская мысль Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии
сприродой, Космосом. В это время (в
философии Древней Греции) были
заложены основы гуманизма - идейного
течения, которое рассматривает человека
как существо уникальное, высшую
ценность и цель общества.
15. Философия средних веков
Господствовал теоцентризм.Бог рассматривался в то время как центр
мироздания, а человек лишь как одно из его
многочисленных созданий, тварное существо.
И хотя он призван «владычествовать» над
всеми иными живыми существами, он все же
находится в иерархии мира несравненно ниже
Бога как своего Творца и Спасителя.
16. Философия средних веков
Человек представляет собой существо,промежуточное между животными и
ангелами. Будучи единством души и тела,
он изначально раздвоен (двусоставен) и
поэтому сочетает в себе и высокое и
низкое. Его тело (плоть) бренно, смертно,
а душа - бессмертна.
17. Философия средних веков
По выражению Фомы Аквинского,тело - это «лошадь», а душа - ее
«наездник».
18. Философия средних веков
Смысл жизни человека состоит впостижении божественного,
приближении к нему и тем самым - в
спасении себя.
В символе креста христианство
призывало человека; распинай земное в
себе и стремись к Богу, уничтожай зло на
своем пути, и тогда ты будешь спасен на
небесах.
19. Философия эпохи Возрождения
Живой человек превращается в предметкульта, поклонения.
В это время утверждался антропоцентризм
как специфический тип философского
мировоззрения, осуществлялся переход от
религиозного к светскому пониманию
человека.
20. Философия эпохи Возрождения
Возродилась гуманистическая ориентацияфилософии, заложенная в античности.
В Италии сформировался гуманизм как
мощное идейное течение, представленное
в философии и литературе.
Человек рассматривался как творец
(кузнец) самого себя и своей судьбы,
господин природы.
21. Философия эпохи Возрождения
Философия эпохи Возрождения с еедухом титанизма (богоборчества)
утверждала идею всемогущества и
всесилия человека, которому якобы все
дано и все доступно.
«В мире много сил великих, но сильнее
человека нет в природе ничего». (Софокл)
22. Философия эпохи Возрождения
Человек как бы поставил себя на однуступень с Богом, провозгласил себя
человекобогом. Эпоха Возрождения с ее
духом антропоцентризма не только
возвысила человека над остальным живым
миром, по и посеяла в нем зерна
безмерной гордыни и безграничного
индивидуализма.
23. Философия Нового времени
Человек, как и внешний мир, тоже естьмеханизм, сложная машина. Эта машина
является порождением природы, плодом
ее длительной эволюции. Главное
качество в человеке - это его разумность.
Призвание человека состоит в том, чтобы
изменять мир с помощью силы знания
24. Философия Нового времени
Новое время продолжало творить культчеловека. Полагалось, что и все общество
должно быть переустроено таким образом,
чтобы в нем полностью смогли бы раскрыться
все задатки и способности людей.
Рационалистическая антропология как бы
подталкивала человека к революционному
преобразованию мира общественных
отношений и даже к насилию над историей.
25. Человек – «это мир человека» Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей совокупности общественных отношений и
истории человечества. «Человек это мир человека, государство, общество», - такписал об этом К. Маркс. Сущность человека есть,
по его определению, «совокупность всех
общественных отношений», их «ансамбль», а
основной формой существования человека
является трудовая деятельность (практика).
26. Человек – «это мир человека» Человек - это автор, режиссер и актер собственной драмы и судьбы. Он исследуется в марксизме не
только в контексте истории, но и сучетом его принадлежности к конкретной
остальной группе (слой, класс, нация). Человек
универсален, т.е. богат и всесторонен с точки
зрения своих способностей и возможностей для
деятельности.
27. Человек – «это душа человека» (русская философия) Русская религиозная философия в своем содержании вся антропологична, она
обращена в первую очередь к душечеловека. Бог и человек, смысл истории,
добро и зло - все это важнейшие темы для
этой философии. Она менее всего
озабочена тем, как подчинить
окружающий мир. Главная проблема для
нее усовершенствование человека.
28. Человек – «это душа человека» (русская философия) Человек - это «микротеос», или малый Бог. Его высшее призвание состоит в том,
чтобы творить и преображать этот мир,вносить в него любовь, красоту, добро и
другие высокие духовные, в том числе и
нравственные ценности.
29. Человек обречен (философия xx века) В 20-30-х XX в.в Западной Европе возник экзистенциализм как «философия человеческого
существования». Его духовными предтечами былиБ.Паскаль, Ф.М.Достоевский, Н.А.Бердяев и другие
мыслители. Основной темой в этой философии стала тема
существования человека в отчужденном (абсурдном) мире
общественных отношений. Экзистенциалисты
(Ж.П.Сартр, А.Камю, Э.Хемингуэй и др.) учили, что
человек обречен быть свободным, если он не желает
умереть как личность, духовно. Постоянно быть в пути,
энергично бунтовать (протестовать, бороться) против
бесчеловечности этого мира, - вот в чем состоит
призвание современного человека. Мир и человек имеют
будущее, только если человек находит в себе силы для
того, чтобы не умирать, а творить этот мир, делая его
более человечным.
30. Наиболее известные представления о сущности человека - Человек – часть космоса, малый космос (микрокосмос). - Древнеиндийская,
Наиболее известные представления осущности человека
- Человек – часть космоса, малый космос (микрокосмос). Древнеиндийская, китайская, греческая философия.
- Человек – это вечный, абсолютный дух (Атман). – Древняя
индийская философия (йога, веданта и др.)
- Человек – мера всех вещей. – Древние греческие софисты
(Протагор и др.)
- Человек – политическое животное. – Аристотель.
- Человек – образ и подобие Бога. – Христианская теология
Средних веков.
- Человек – мыслящее существо. – Р.Декарт.
- Человек – одушевленная машина. – Ж.Ламетри.
31. Наиболее известные представления о сущности человека - Человек – существо принадлежащее двум мирам. Миру природной
необходимости и миру нравственной свободы. –И.Кант.
- Человек – есть хаос, сгусток противоречий, война разума и
страстей. – Б.Паскаль.
- Человек – рациональное животное. – К.Линней.
- Человек – животное, производящее орудия. – Б.Франклин
- Человек – существо, делающее выбор. - С.Кьеркегор
- Человек - животное религиозное . - А.Камю
- Человек - существо без перьев, двуногое, с плоскими ногтями.
- Платон.
32. Наиболее известные представления о сущности человека - Человек есть бесконечность. - П.А. Флоренский - Человек по своей природе
- животное чистое и изящное. Сенека Луций Анней (Младший)- Человек есть ум. – Амвросий
- Человек - это единственное существо, знающее о смерти. Освальд Шпенглер
- Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений
природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить,
вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра,
капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек
все равно возвышеннее, чем она, ибо он сознает, что расстается
с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает. Паскаль
33. Наиболее известные представления о сущности человека - Человек - это изобретение недавнее. И конец его, быть может, недалек. -
Мишель Фуко- Только сердце делает человека человеком - все остальное
вздор. - Петроний Арбитр Гай
- Чем больше человек будет становиться человеком, тем
меньше он согласится на что-либо иное, кроме бесконечного и
неистребимого движения к новому. - Пьер де Шарден
- Человек - вечная проблема, которая вечно решается - и
которая никогда не будет решена. -А.Ф. Лосев
- Человек отличается от животного тем, что точно знает, как
выгодно нападать вдвоем на одного. - Антонио Миро
34. Наиболее известные представления о сущности человека - Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд
перед нищетой, которая, казалось бы, и независит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной
товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты
помогаешь строить мир. – Сент-Экзюпери
- Боги наградили человека великими, блистательными
добродетелями, позволяющими ему достичь всего, чего он
пожелает. Но одновременно они наградили его и
добродетелью более горькой, внушающей ему презрение ко
всему, чего он достиг. - Альбер Камю
- В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и
душа, и мысли. - А.П. Чехов
35. ИТОГ: Теоцентризм: природа человека соотносится с божественной сущностью. Природоцентризм: рассматривает человека как частицу
Вселенной, которая наделенаособым качеством – разумом.
Антропоцентризм: оценивает весь мир
через человека, считая его наивысшей
ценностью.
Социоцентризм: человек свои свойства и
ценности получает от общества.
36.
Основные характеристикичеловека
-
несводимость
непредопределенность
незаменимость
неповторимость
невыразимость
37.
Несводимость- Человек не сводим к своему биологическому
виду: вырастет среди волков – станет волком,
среди обезьян – обезьяной.
- Человек не сводим ни к климату, ни к пище.
- Человек никогда не совпадает ни с одной
телесной или психической особенностью, ни с
профессией, ни с работой, ни с делом.
38.
Непредопределенность- Человек никогда не бывает абсолютно
свободным, он постоянно зависит от тысячи
факторов, обусловливающих его поведение, его
отношение к окружающим.
- Зависит от наследственности, от климата, от
культуры, от государственного строя, от
зарплаты, от семьи и т.д. и т.п.
39.
Незаменимость- Выражается в том, что человек должен найти
свое дело, ради которого он пришел в мир.
- У каждого человека есть такое дело, которое
кроме него никто не сделает. А если и он не
сделает, то во Вселенной так и будет пустое
место, дыра, не заполненная ничьим трудом,
ничьим усилием.
40.
Неповторимость- Является фундаментальной характеристикой
человека.
- Каждый человек уникален и неповторим.
- Любая жизнь достойна, пусть внешне незаметная
и неинтересная, если человек ее проживает как
свою жизнь, никого не копирует, ничему не
подражает, а просто живет самобытно.
41.
Невыразимость- Человека нельзя изучить, познать объективно,
как некий внешний предмет.
- Человека можно познать и описать только
косвенно, прежде всего по продуктам его
творчества.
42. Человек - это единство материального и духовного (нематериального) Материальное - это организм человека. Духовное - это
Человек - это единствоматериального и
духовного (нематериального)
Материальное - это организм человека.
Духовное - это сознание человека.
43. С точки зрения философской антропологии человек: — уникален и универсален (он венец природы, которому нет равных, он обладает
уникальными способностями, ноон и универсален, ничто ему не чуждо — ни космос, ни
грубые инстинкты, ни возвышенная, утонченная
деятельность);
— является соотношением внутреннего и внешнего
(духовный мир человека — это его внутренняя доминанта,
но она символизируется в различных формах его
деятельности, в игре, труде, художественном творчестве,
после чего он оказывается существом социальным,
общественным);
44. С точки зрения философской антропологии человек: — это единство, состоящее из частей (человек биологический, разумный,
действующий, рациональный,чувственный, этический — все это объединено в каждом
конкретном индивиде);
— это существо историческое, и в качестве такового он
стремится органично внедриться в будущее (человек
обеспокоен своим будущим, потому что его везде
ожидают кризисы, он и есть общество кризисное);
— ему не избежать бремени ответственности перед самим
собой (понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе
гуманистических позиций и идеалов, равно как и в их
обновлении).