Похожие презентации:
Итоговое сочинение по литературе 2015-2016
1. Итоговое сочинение по литературе – 2015-2016
2. Информация о предстоящем сочинении по литературе
3. Принципы формулировок тем итогового сочинения
4.
К проверкепо пяти критериям оценивания,
утверждённым
Рособрнадзором, допускаются
итоговые сочинения
(изложения),
соответствующие
установленным ниже
требованиям
5. Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»
Объём – от 350 слов.Если в сочинении менее 250 слов, а в
изложении менее 150 слов (в подсчёт
включаются все слова, в том числе и
служебные), то выставляется «незачет»
за невыполнение требования № 1 и
«незачет» за работу в целом (такие
итоговые сочинения (изложения) не
проверяются экспертами в соответствии с
пяти критериями оценивания).
6. Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение (изложение) выполняетсясамостоятельно.
Итоговое сочинение - не допускается списывание
сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо
источника (работа другого участника, чужой текст,
опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и
др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с
обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в
свободной форме). Объем цитирования не должен превышать
собственный текст участника.
Итоговое изложение - не допускается списывание
изложения из какого-либо источника (работа другого
участника, исходный текст и др.).
Если сочинение (изложение) признано экспертом
несамостоятельным, то выставляется «незачет» за
невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу
в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не
проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями
оценивания).
7. Оценивание итоговых сочинений
8. Критерии оценивания
Критерий №1«Соответствие теме»
Рассуждение в форме:
Критерий №2.
«Аргументация. Привлечение
литературного материала»
9. К3. Композиция
10. К3. Композиция
11. К4. Качество речи
12. К4. Качество речи
13. К5. Грамотность
14. К5. Оригинальность сочинения (вузовские критерии оценивания)
15.
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений,а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объем
не менее 350 слов).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою
позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной
темы на основе не менее одного произведения отечественной
или мировой литературы по Вашему выбору (количество
привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия
темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на
речевое оформление и соблюдение норм грамотности
(разрешается пользоваться
орфографическим словарем).
Сочинение пишите четко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается
соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение
литературных произведений.
16. Направления
1.«Время»2.
«Дом»
3. «Путь»
4. «Любовь»
5. «Год литературы»
17. Структура рассуждения
В рассуждении обязательно предъявляетсяосновная мысль, требующая доказательства
(тезис).
В тексте итогового сочинения тезисом будет
ответ на вопрос, заданный в теме
сочинения (для «цитатных» тем вопрос
нужно сформулировать самостоятельно).
Ответ на вопрос необходимо чётко
сформулировать. Он может прозвучать в
начале сочинения.
Ответ может прозвучать и в выводе, но
пишущий должен этот ответ чётко знать с
самого начала и постепенно готовить
читателя своего сочинения к его пониманию.
18. Формулирование тезиса
Чтобы успешно ответить на вопрос, необходимонаучиться понимать его смысл, понимать, о чем
нас спрашивают и что именно нам об этом
предмете говорят, что утверждают, что нам
предстоит доказывать или опровергать (работаем
с составом сказуемого).
Именно к тому, что заявлено в составе
сказуемого, и нужно подбирать доказательства.
В рассуждении все слова тезиса должны быть
понятны. Разное понимание значения одного
слова может привести к бессмысленному спору,
поэтому полезно провести понятийную
обработку ключевых слов (она может стать
вступлением к сочинению). Понятийная обработка
ключевых слов помогает выделить те
составляющие мысли (части, виды, свойства,
причины), с которыми предстоит дальше работать.
19. Пример-иллюстрация
Каждый довод подтверждается примерамииз художественного произведения.
Примеры обязательно обосновываются, то
есть используемые произведения, их
фрагменты анализируются.
Работа с аргументами из литературного
произведения должна опираться на
понимание авторской позиции,
основной идеи произведения.
Недопустимо формальное использование
произведений литературы.
20. Доводы-доказательства
От тезиса полезно задать вопросы:«Почему этот тезис справедлив?»,
«Почему это так?», «Почему это
происходит?», «По какой причине?»,
«Зачем?»
Ответы на эти вопросы могут стать
доводами в сочинении. В доводах
обосновываются причины
справедливости тезиса. Доводы – это
собственные рассуждения пишущего о
верности тезиса.
21. РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Клише длявступления или
для оформления
тезиса
Передо мной тема сочинения «…», которая
заинтересовала меня тем, что…
Могу предположить, что …(тезис)
Позволю себе высказать свою точку зрения
Переход к основной
части
В правильности такой точки зрения меня убеждает
художественная литература.
Давайте вспомним произведения художественной
литературы, в которых раскрывается тема ...
Правильность своей точки зрения могу доказать,
обратившись к …
Обратимся к произведениям художественной
литературы
За примерами давайте обратимся к произведениям
художественной литературы
Размышляя о …, я не могу не обратиться к
произведению ФИО, в котором…
22.
Внутри основнойчасти (переход от
одного аргумента к
другому)
Можно вспомнить и другое произведение, в
котором тоже говорится (поднимается вопрос)
о том, что…
Можно привести и другой пример.
В качестве второго аргумента обратимся к
произведению…
Эта же тема рассматривается и в произведении…
Заключение
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой
«…»? Думаю, надо…
И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на
читательском опыте, убеждают нас в том, что…
Приведенных аргументов, как мне кажется, уже
достаточно для того, чтобы утверждать:
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не
сказать, что люди должны…
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
23. Направление 1: ВРЕМЯ
24. Итоговое сочинение 2015: ВРЕМЯ
«Время» – направление ориентированона широкое осмысление времени как
исторической и философской
категории, воспринимаемой во
взаимодействии сиюминутного и
вечного, реального и воображаемого,
личного и всеобщего, прошлого и
будущего. В центре рассуждения –
человек и время, общество и эпоха.
25. «Портрет» концепта
Время:капитал, богатство, ценность (тратить…);
поток, река (течет …);
живое существо (убить, не ждет …);
….. и т.д.
26. «Портрет» концепта
Определение (По-моему, время – это …. .)Свойства (Для времени характерно … . Главное
свойство времени …. .)
Родо-видовые отношения, отношения «частьцелое». (Время состоит из … .)
Внутренняя форма временных номинаций
(Мгновение так названо, потому что … .
Действительно, … .)
Сопоставление, сравнение, противопоставление
(вне времени: вечное – сиюминутное и т.д.)
Метафорические модели (Время похоже на …. ,
потому что оно тоже …. .).
Оценочность (Когда я слышу это слово, я
испытываю …. (чувствую ….), потому что …).
27.
28. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ
29. КОММЕНТАРИЙ
ВРЕМЯ БИОГРАФИЧЕСКОЕ – детство,юность, зрелость, старость.
ВРЕМЯ ИСТОРИЧЕСКОЕ - характеристика
смены эпох, поколений, крупных событий в
жизни общества.
ВРЕМЯ КОСМИЧЕСКОЕ – представление о
вечности и вселенской истории.
ВРЕМЯ КАЛЕНДАРНОЕ – смена времени
года, будней и праздников.
ВРЕМЯ СУТОЧНОЕ – день и ночь, утро и
вечер.
30. ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛИЧНОГО ВРЕМЕНИ
31. КОММЕНТАРИЙ
Время личное и время историческое настолько тесновзаимосвязаны, что представляются единым целым.
Если в мире беда (война, революция, репрессии, безжалостный
режим), то человек в полной мере испытывает на себе все ужасы
этой вселенской трагедии.
Если время летит вперёд, происходят открытия, например, полёт в
космос, то и человек гордо и уверенно смотрит в будущее.
Воспоминания личные обязательно соприкасаются с исторической
памятью.
Человек быстрее взрослеет, если вокруг происходят события,
требующие приложения и физических, и интеллектуальных, и
духовных сил каждого из нас.
Все мы в течение жизни преодолеваем себя, и результаты этих
преодолений зависят от характера человека, его
целеустремленности, от окружения, от времени, в котором тот живёт.
Каждый из нас понимает, что время циклично: прошлое, настоящее и
будущее неразрывно связаны. Не зря же говорят: «Будущее не
придёт к тому, кто забыл прошлое».
32. Темы сочинений по направлению «Время»
в форме вопросав форме цитаты
в форме назывного
предложения
в форме
повествовательн
ого предложения
Герой своего времени
Шагнувшие в
бессмертие
Какую жизнь
можно считать
прожитой не зря?
"Мудрее всего время, ибо
оно раскрывает всё"
(Фалес Милетский)
Что значит жить,
опережая время?
«Деньги пропали
-наживёшь, время
пропало - не вернёшь».
(русская пословица)
Взгляд через века
Память
неподвластна
времени
Что значит
родиться не в своё
время?
«Времена не выбирают...»
(А.Кушнер)
О скоротечности
времени
Время – лучший
лекарь душевных
ран
Историческое
время – стрела
или вихрь?
«Единственной мерой
времени является память»
(Владислав Гжегорчик)
Потерянное время
Победившие время
33. Темы сочинений по направлению «Время»
в форменазывного
предложения
в форме
повествовательног
о предложения
Какое оно,
время?
«На крыльях времени уносится
печаль».
(Жан де Лафонтен, французский
поэт, баснописец)
Человек и
эпоха
Время может отнять
у нас все, кроме
любви
Что
неподвластно
времени?
«Не дайте проскользнуть жизни
меж пальцев". (И.С.Тургенев)
Старая
фотография
Писатель –
летописец истории
страны
Надо ли
торопиться
жить?
«Связующая нить времён...»
(Б.Пастернак)
Время поиска
Истинные
нравственные
ценности – на века
Можно ли
победить
время?
«У влюбленных обыкновенно
часы бегут вперед».
(Уильям Шекспир)
Ценности
времени
Воспоминания
помогают жить.
в форме
вопроса
в форме цитаты
34. Цитаты и фразы к направлению "Время", речевые клише
Цитаты и фразы к направлению "Время",речевые
клише
Цитаты
для начала и окончания сочинения
1)
Время — это мираж, оно сокращается в минуты счастья и
растягивается в часы страданий. (Р.Олдингтон)
2) Становится новое старым, потом промчатся года — И старое сменится
новью: так было, так будет всегда. (Рудаки)
3) Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является
самым большим мотовством. (Б.Франклин)
4) Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку.
Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что
существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас
преобразует. (А.Камю)
5) Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно
ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным,
достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет. (Т.Манн)
6) Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один
день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько
столетий. (Л. Бланки)
35. Цитаты и фразы к направлению "Время", речевые клише
Цитаты и фразы к направлению "Время", речевыеклише
7) Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова
(Д. Сантаяна, американский философ).
8) Самый зловещий из всех земных звуков - тиканье часов.
(В.Солоухин)
9) Человек, который осмеливается потратить впустую час
времени, еще не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
10) «Время так быстротечно, когда куда-то спешишь, и так
медлительно, когда чего-то ждеѐшь» (Джейсон Стэтэм)
11) «Счастливые часов не наблюдают» (А.С.Грибоедов)
12) Если настоящее пытается судить прошлое, то оно теряет
будущее. (У.Черчилль).
13) Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое
прошлое. (О.Уайльд)
36. Цитаты и фразы к направлению "Время", речевые клише
Цитаты и фразы к направлению "Время", речевыеклише
14) Я рекомендую Вам заботиться о минутах: часы сами
позаботятся о себе. (Честерфилд, английский писатель и
политический деятель)
15) Выбирать время – значит экономить его. (Френсис Бэкон,
английский философ-материалист)
16) Время лечит все раны. (Русская пословица)
17) Будущее приобретается в настоящем. (Сэмюель Джонсон,
английский писатель, автор «Словаря английского языка»)
18) Счастливые люди считают время минутами, тогда как для
несчастных оно тянется месяцами. (Джеймс Фенимор Купер,
американский писатель)
37. Фразы для построения сочинения
1)Мы постоянно теряем время и вряд ли когда-нибудь сможем его
отыскать: ни в бюро находок, ни в темном углу под кроватью.
Время нельзя вернуть, но его можно наверстать или, по крайней
мере, научиться не сожалеть о потере.
2) Для каждого найдется большое количество возможностей потратить
драгоценные часы на телевидение, компьютерные игры, массмедиа. Но эти способы уйти от решения важных задач и убить
время очень очевидны, как вредные привычки или пустые
разговоры.
3) Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным
является время, ибо никто не знает, что такое время и как им
управлять.
4) То, что время или совсем не существует, или едва существует,
будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании
следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая - в
будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное
время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что
слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть
причастным существованию.
38. Фразы для построения сочинения
5) Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем"теперь". Во времени ничего нельзя ухватить, помимо
"теперь". "Теперь" есть непрерывная связь времени, оно
связывает прошедшее время с будущим и вообще является
границей времени, будучи началом одного и концом
другого. Так как "теперь" есть конец прошедшего и начало
будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно
никогда не прекратится, потому что всегда начинается.
(Аристотель)
6) Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и
наружность, и характер, и судьбу.
7) Ничто не является более тягостным для мудрого человека и
ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем
необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи
больше времени, чем они того заслуживают.
39. Варианты вступления
1.Время… Оно то сыплется тонкой струйкойпесочных часов, то неумолимо мчится со скоростью
мысли.
2. Время – это категория не только философская, но
и в какой-то степени нравственная. Как часто мы
оправдываем свои поступки тем, что оказались не в
том месте и не в то время».
3. Прошлое, настоящее, будущее.. Время связывает
нас незримыми нитями с целыми эпохами, доносит
голоса тех, кто уже канул в Лету.
4. Время, как море, выбрасывает на песчаный берег
Настоящего свитки Прошлого, в которых хранятся
заветы Мужества, Стойкости, Верности и Любви.
40. Читательский опыт
Лермонтов «Дума»: время (жизнь) – богатство,ценность
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом….
… Мы жадно бережем в груди остаток чувства Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
41.
Очень интересно промодулировано глагольноевремя всех трех частей "Думы": первая часть дает
настоящее время для "я" и отрицание будущего ("минусбудущее") для "поколения". Вся центральная часть дана в
настоящем времени, что особенно заметно, благодаря
большой глагольной насыщенности. Последнее
четверостишие переносит действие в будущее: "потомок
оскорбит". Это поддерживается установлением
возрастных отношений "потомка" и "нашего поколения",
иерархии отцов, "нас" и потомков:
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
То авторское "я", которое было в первой части
противопоставлено "поколению", во второй - влито в
него, в третьей - выступает от лица потомка - "судьи и
гражданина". Но это именно синтез, а не отбрасывание
какой-либо из частей, и, несмотря на всю резкость
осуждения, не забыто, что "я" было отождествлено с "мы",
- частица автора есть не только в голосе потомка, но и в
прахе поколения. Недаром ему придано определение
"наш". Горькие оценочные эпитеты связывают автора и
потомка, местоимение - автора и "наше поколенье".
42. Примеры готовых сочинений по тематическому направлению "Время"
Примеры готовых сочинений по тематическомунаправлению "Время"
Время – ткань, из которой состоит жизнь (Б. Франклин)
Нас всегда окружает время. Мы – в нём! Нет ни одного человека, который бы
жил отдельно от времени. Мы рождаемся, взрослеем, становимся старше... И
никто из нас не может ни повернуть вспять своё биографическое время, ни
изменить... Однако человек, как мне кажется, может замедлить его движение
или ускорить! Это зависит от «качества» жизни. Такое время описывается во
многих художественных произведениях. (61 слово)
Вспомним героя романа Ивана Александровича Гончарова Илью Ильича
Обломова. Его жизнь происходит на наших глазах. Вот мы видим маленького
Илюшу, который растёт подвижным ребёнком. А вот Обломов уже на службе.
Однако домашний и избалованный, он быстро разочаровывается в жизни
чиновника. Спешка, суета, ежедневный приход на службу быстро утомляют
Илью Ильича, и он сначала уходит в отпуск на основе «медицинского
свидетельства», а затем и вовсе подаёт в отставку. И постепенно «прирастает»
к дивану. Писатель в нескольких частях показывает «биографическое время»
героя – этапы его жизненного пути. Первая часть длится несколько часов, и
всё это время Илья Ильич либо лежит, либо сидит на диване. Время для него
остановилось. Затем во второй и третьей частях время стремительно
нарастает: приехал Штольц, друг детства, поднял Обломова с дивана,
познакомил с Ильинской. Под влиянием Ольги происходит пробуждение
главного героя. И время действия здесь – несколько месяцев. Жизнь Ильи
Ильича наполнена движением. Наконец, четвёртая часть – Выборгская сторона.
Здесь Обломов проводит долгие восемь лет. Долгие! Время вновь
останавливается, потому что герой возвращается в то состояние, в котором
43. Примеры готовых сочинений по тематическому направлению "Время"
Примеры готовых сочинений по тематическомунаправлению "Время"
мы видим его в начале романа: он лежит на диване и ничего не делает.
совершенно неважно, сколько времени он живёт у Пшеницыной, важно
другое:сонный покой обволакивает Обломова, настоящее и прошлое
сливается и перемешивается в неизменяемое, застывшее время,
которое остановилось: каждый день похож на прошедший. Так на
протяжении романа мы видим, как Обломов замедляет или ускоряет
своё время. А остановив время, герой останавливает и саму жизнь:
«ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни.
Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто
остановились часы, которые забыли завести».(271 слова)
К какому же выводу я пришла, размышляя над предложенной темой
«Время – ткань, из которой состоит жизнь». Думаю, стоит согласиться с
высказыванием Б.Франклина, политического деятеля США: наша
жизнь состоит из тонких нитей-мгновений, и от каждого из нас зависит,
насколько крепкими и долговечными будут эти нити, насколько
интересной будет наша жизнь, проспим мы её, как Обломов, или
проживём ярко и правильно...(59 слов)
Всего: 391 слово
44. Произведения для сочинения
«Слово о полку Игореве»
М.Ю. Лермонтов. “Герой нашего времени”
А.С. Пушкин. “Капитанская дочка”
Л.Н.Толстой. “Война и мир”
А.П. Чехов. “Вишнёвый сад”
И.А. Бунин. “Господин из Сан -Франциско”
И.А. Гончаров. “Обломов”
М.А.Шолохов. “Тихий Дон”
В.Кондратьев. “Сашка”
А.Ахматова. «Реквием»
М.Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Джек Лондон. “Любовь к жизни”
Г. Маркес .“Сто лет одиночества” (эпизод)
Д. Сэлинджер. “Над пропастью во ржи”
М. Пруст .“В поисках утраченного времени”
45. Направление 2: «Дом»
46. Тематическое направление “ДОМ”
«Дом» – направлениенацелено на размышление о
доме как важнейшей ценности
бытия, уходящей корнями в
далекое прошлое и
продолжающей оставаться
нравственной опорой в жизни
сегодняшней. Многозначное
понятие «дом» позволяет
говорить о единстве малого и
большого, соотношении
материального и духовного,
внешнего и внутреннего.
46
47.
48. «ЧТО ТАКОЕ ДОМ?»
ДОМ - слово многозначное…Это семейный очаг. Это символ надёжности и
безопасности, уюта и тепла. В родительском доме мы
появились на свет, здесь живут наши близкие и любимые
люди, здесь прошло наше детство, здесь мы
повзрослели… Тёплые воспоминания о прожитых
родительском доме мы храним всю жизнь.
В родном доме мы получаем первые уроки
нравственности… Не зря его зовут колыбелью,
причалом, пристанью… В родном доме раскрывается
истинное "Я" человека, именно здесь он сбрасывает все
свои маски, за которыми скрывается в обществе. Дома
нет смысла притворяться, потому что в нем тебе ничто
не угрожает.
49. «ЧТО ТАКОЕ ДОМ?»
Это малая родина. В родном городе илипосёлке мы открываем для себя мир, мы учимся
любить природу, познаём людей…
Это Родина. Большой дом для всего народа.
Именно Родина-мать зовёт на помощь своих
сыновей и дочерей в страшные годы войны…
Это пристанище души, потому что красота и
тепло дома тесно связаны с красотой души его
хозяев. Это духовное начало наших помыслов…
Это Земля, и каждый уголок её – частичка
большой и прекрасной планеты, которую мы
должны любить так же, как родительский дом.
50. ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
Семейный очагДом – это Родина
Дом –
Дом - Вселенная
пристанище души
«Дом - это там,
Мой дом – моя
где твое сердце». Родина
(Плиний старший
«Главный-то дом
человек в душе
у себя строит»
(Ф.Абрамов)
«Человек-то
мал, а дом его –
мир» (Марк
Варрон)
Бездомья страшный Любимый уголок
удел...
России
Дом друзей – это
тепло и доброта
Голубая планета
Вселенной...
Родительский
дом – источник
нравственности
«Наши дома — это
зеркальное
отражение нас
самих». (Д. Линн,
основатель
Международного
института
тренировки душ).
«Мир людей - что
рожки улитки. Как
бы ни боролись за
главенство его
обитатели, разве
дано им обладать
вселенной»?
(Гуань Инь Цзы)
«История проходит
через Дом
человека, через
всю его частную
жизнь»
(Ю.М.Лотман)
51. ДОМ = СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ
52. Произведения. Тематическое направление “ДОМ”
А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»Н.А. Островский. «Гроза»
Л.Н.Толстой. «Война и мир»
М.А. Булгаков. «Дни Турбиных»
К.Г. Паустовский. «Телеграмма»
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», «Евгений
Онегин»
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»
И. А. Гончаров. «Обломов»
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»
А.П.Чехов. «Ванька» (рассказ)
Валентин Распутин. «Изба»
Л.Н.Толстой. «Детство» (повесть). Глава XV. ДЕТСТВО
Ф.М.Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке» (рассказ)
С.Есенин. Стихотворения о доме, о Родине
Ю.Трифонов. «Дом на набережной»
А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»
53. ДОМ – РОДИНА
54. ПРИСЛУШАЕМСЯ К МУДРЫМ...
Фрэнсис Бэкон. Любовь к Родине начинается ссемьи.
К.Г.Паустовский. Человеку нельзя жить без
родины, как нельзя жить без сердца.
Луций Анней Сенека (младший). Любят родину
не за то, что она велика, а за то, что своя.
М.С. Сарьян. Без Родины, без любви к Родной
Земле, человек не сможет найти себя, найти свою
Душу.
В.Р.Степанян. Любите нашу землю как родителей
своих.
Дом – наша маленькая родина, в нем мы родились
и выросли. В то же время страна – это большой
дом для всего народа
55. ДОМ – ПРИСТАНИЩЕ ДУШИ
56. ПРИСЛУШАЕМСЯ К МУДРЫМ...
Д.С.Лихачев. Человек должен жить в сфередобра. Эта сфера добра в значительной
степени создается им самим. Она создается из
его добрых дел, добрых чувств, добрых
воздействий на окружающую среду, памяти на
добро.
Л.Н.Толстой. Нет в мире прекраснее чувства,
чем ощущение, что ты сделал людям хоть
каплю добра.
Ф.Абрамов. Главный-то дом человек в душе у
себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в
воде не тонет.
Л.Н.Толстой. Что нужно для счастья? Тихая
семейная жизнь... с возможностью делать
добро людям.
57. Произведения по данному направлению
И.С.Тургенев. «Повесить его!»(стихотворение в прозе)
А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»
К.Симонов. Стихотворение «Дом друзей»
58. ДОМ-ВСЕЛЕННАЯ
59. Произведения
Д.С.Лихачев. Письмо сорок пятое (из книги«Письма о добром и прекрасном»)
«Космический Эрмитаж»
А.Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
В.Астафьев. «Ужасная дыра» (из книги «Затеси»)
И.С.Тургенев. «Конец света», «Сон»
(стихотворения в прозе)
60. Направление 3: ЛЮБОВЬ
61. Тематическое направление “ЛЮБОВЬ”
•ФИПИ: «Любовь» – направление даётвозможность посмотреть на любовь с
различных позиций: родителей и детей,
мужчины и женщины, человека и
окружающего его мира. Речь пойдет о
любви как явлении высоком,
облагораживающем и возвышающем
человека, о её светлых и трагических
сторонах.
61
62. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
ЛЮБОВЬ РОДИТЕЛЕЙ и ДЕТЕЙв форме вопроса
в виде цитаты
в форме
повествовательного
предложения
Чем опасна слепая «От любви к женщине
материнская
родилось все прекрасное
любовь?
на земле» (А.М.Горький
Любовь матери путеводная звезда,
которая не дает
человеку сбиться с
дороги жизни
Может ли
материнская
любовь принести
вред?
"Любовью дорожить
умейте" (С.Щипачев)
Душа матери
пропитана любовью...
Бывает ли любовь
чрезмерной?
«Будущее нации - в руках
матерей». (О. Бальзак)
Сила материнской
любви – в её сердце...
Благодарны ли
дети?
Рука, качающая колыбель,
правит миром. (Петер де
Вриес)
Подвиг матери
63. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛЮБВИ...
Человек не может жить без любви! Взаимнойи неразделенной, к людям и к себе, к
родителям и детям, к Родине и природе, к
окружающему миру и профессии... Всё его
жизненное пространство – это пространство
любви!
Но любовь может быть разной... Существует,
к сожалению, и любовь, разрушающая душу.
Это гипертрофированная любовь к себе, к
деньгам, к карьерному росту...
64. Пространство любви родителей и детей
65. Тематическое направление “ЛЮБОВЬ”
•Произведения:ЛЮБОВЬ РОДИТЕЛЕЙ и ДЕТЕЙ
1.Самоотверженная
любовь: И.С.Тургенев. Стихотворение
в прозе “Воробей”; М.Горький. “Сказки об Италии” (глава 9).
2.Мудрая
материнская любовь: Л.Н.Толстой. “Война и
мир” (семья Ростовых).
3.Вселенская
любовь: В.Закруткин. “Матерь
человеческая”.
4.Чрезмерная
любовь: Анатолий Некрасов. “Материнская
любовь”; Д.И.Фонвизин. “Недоросль”, В.Шукшин
«Материнское сердце»
5.Всепрощающая
“Сердце матери”.
любовь: Д.Кедрин. Стихотворение
66. В.Астафьев. «Записка» (миниатюра из книги «Затеси»)
"НА ПРОКОРМ ЛЕГКА, ХОТЯ И ОБЪЕСТЬ МОЖЕТ,НО НЕ ЗЛОВРЕДНА".
Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не
из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой
русской деревни, подбив продать домишко, родной
сынок привез в город собственную мать, неграмотную,
изношенную в работе, и "забыл" ее на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо
денег сынок вложил эту самую записку, как
рекомендательное письмо в няньки, сторожихи,
домработницы.
Все же жаль порою бывает, что отменена публичная
порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц
и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко
и всем было слышно.
67. МЫСЛИ ВСЛУХ
Януш Корчак. Не жди, что твой ребенок будеттаким, как ты или таким, как ты хочешь.
Помоги ему стать не тобой, а собой.
Перл Бак. Дети, которых не любят, становятся
взрослыми, которые не могут любить.
Цицерон. Любовь к родителям — основа всех
добродетелей.
Ш.А. Амонашвили Ребенок становится
счастливым, как только ощущает к себе
искреннюю и бескорыстную любовь.
68. любовь мужчины и женщины
в формев форме цитаты
вопроса
•ПРИМЕРНЫЕ
ТЕМЫ
в форме
повествовательного
предложения
Что важнее: любить
или быть любимым?
«У любви тысячи аспектов, и в Любовь - это радость
каждом из них – свой свет,
от возможности
своя печаль, своё счастье и
позаботиться о
своё благоухание» (К. Г.
любимом
Паустовский).
Всегда ли любовь
делает человека
счастливым?
«Я люблю, и значит – я
живу…» (В. С. Высоцкий)
Любовью жив мир.
Почему жить –
значит любить?
«Благословенна да будет
любовь, которая сильнее
смерти!» (Д.С.Мережковский).
Любовь - творец всего
до6рого, возвышенного,
сильного и светлого.
В чём счастье и
драма любви?
«Любовь столь всесильна, что
перерождает нас самих…»
(Ф.М.Достоевский).
Все начинается с
любви...
68
69. любовь мужчины и женщины
70. ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Взаимная любовь: У.Шекспир. “Ромео и Джульетта”;М.Булгаков. “Мастер и Маргарита”, А.С.Пушкин. «Капитанская
дочка»
2. Неразделённая любовь: А.И.Куприн. “Гранатовый браслет”,
И.А.Бунин. «Тёмные аллеи», И.С.Тургенев. «Ася», «Первая
любовь», А.П.Чехов. «О любви»
70
71. Мудрые мысли
А.П.Чехов. Даже болеть приятно, когда знаешь, что естьлюди, которые ждут твоего выздоровления, как
праздника.
Шекспир. Любовь всесильна! Нет на земле ни горя - выше
кары ее, ни счастья - выше наслаждения служить ей.
Л. Толстой. Любовь - это бесценный дар. Это
единственная вещь, которую мы можем подарить, и все
же она у тебя остается.
Гегель. Настоящая любовь — это обретение самого себя в
отказе от самого себя и в исчезновении себя в другом.
72. Мудрые мысли
И. Тургенев. Любовь сильнее смерти и страха смерти.Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
М.Горький. Любовь – это желание жить.
Ж.Ж.Руссо. Любить глубоко – это значит забыть о себе.
Ж. Лабрюйер. На свете нет зрелища прекраснее, чем
лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого
голоса.
М. Брэддон. Любовь - это светильник, озаряющий
Вселенную; без света любви земля превратилась бы в
бесплодную пустыню, а человек - в пригоршню пыли.
73. ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
74. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
ЛЮБОВЬ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
в форме вопроса
Разве можно не
любить Землю?
в виде цитаты
«Кто не любит
природы, тот не
любит и человека,
тот не гражданин»
(Ф.М.Достоевский)
в форме
повествовательно
го предложения
С любовью и болью
к родной природе
74
75. Произведения
1.М.Пришвин. «Миниатюры»
2.
И.С.Шмелёв. “Лето Господне”
3.
К.Г.Паустовский. “Мещёрская
сторона”.
4.
В.П.Астафьев. “Затеси”
76. ЛЮБОВЬ К ПРОФЕССИИ
ЛЮБОВЬПРОФЕССИИ
в форме вопроса
в видеКцитаты
в форме
повествовательного
предложения
«Когда труд Дело всей жизни...
•ПРИМЕРНЫЕ
ТЕМЫ:
Профессия и
призвание... Могут ли
они совпадать?
удовольствие - жизнь
хороша!
«(А.М.Горький)
Какое значение в
жизни человека имеет
профессия?
«Если ты любишь свое
дело, это – не работа,
это увлекательнейшее
путешествие к
мечте...» (Конфуций)
Правильно выбранная
профессия – источник
счастья
Что лучше: получать
много денег или
получать много
радости от любимой
работы?
«У каждого из нас есть
только одно истинное
призвание – это найти
путь к себе» (Герман
Гессе)
Любовь к профессии и
к семье – источники
счастья человека
76
77.
ЛЮБОВЬ К ПРОФЕССИИПРОИЗВЕДЕНИЯ:
1. Андрей Платонов. Рассказ «Песчаная учительница»
2. В.В.Маяковский. Стихотворение «Кем быть?»
3. А.П.Чехов. «Ионыч»
77
78. МУДРЫЕ МЫСЛИ О ЛЮБВИ К ПРОФЕССИИ
С мастерством люди не родятся, но добытыммастерством гордятся. (Пословица)
Люби дело – мастером будешь. (Пословица)
На работу с радостью, а с работы с гордостью.
(Пословица)
Илья Ильф и Евгений Петров. Нет профессий с
большим будущим, но есть профессионалы с
большим будущим.
Максим Горький. Нужно любить то, что делаешь,
и тогда труд – даже самый грубый – возвышается
до творчества.
Леонардо да Винчи. В природе всё мудро
продумано и устроено, всяк должен заниматься
своим делом, и в этой мудрости — высшая
справедливость жизни.
79. ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ
80. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
в форме вопросав форме цитаты
в форме
повествовательного
предложения
Может ли человек
прожить без любви к
людям?
«Счастья достигает тот,
кто стремится сделать
счастливыми других и
способен хоть на время
забыть о своих
интересах, о себе»
(Д.С.Лихачев).
Любовь к людям – основа
Может ли доброта быть
«Любовь одного
человека может вызвать
к жизни талант в другом
человеке или, по
крайней мере, пробудить
его к действию» (А.
Платонов)
Доброта – источник света
и тепла.
«Добро – это прежде
всего счастье всех
людей» (Д.С.Лихачев)
Пути «обогащения»
человека – в добрых
поступках
лишней?
Что делать, если живёшь
в жестоком и
равнодушном мире?
жизни.
81. Произведения
1. М.Горький. Легенда о Данко (Из рассказа «СтарухаИзергиль»)
2. И.С.Тургенев. Памяти Ю. П. Вревской (стихотворение в
прозе)
3. Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном». Письмо
сорок шестое «Путями доброты»
4. О. Генри. «Последний лист». Новелла
82. ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ К СЕБЕ
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫЧем страшен эгоизм?
«Эгоизм - это вата,
Эгоизм – смерть души.
заложенная в уши,
чтобы не слышать
людского стона».
(Г.Сенкевич, польский
писатель)
Совместимы ли
любовь к себе и
соблюдение
нравственных
законов?
«Эгоист сходен с
эскимосом: пребывая
в вечном холоде
одиночества, он всю
жизнь ходит в
оленьей шкуре своего
себялюбия и умирает,
так и не узнав силы
солнечных лучей
любви».
(В.Крачковский)
Эгоизм – враг любви.
83. ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ К СЕБЕ
М.Горький. Легенда о Ларре («Старуха Изергиль»)И.С.Тургенев. «Эгоист» (стихотворение в прозе)
84. ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ К ДЕНЬГАМ и КАРЬЕРЕ
85. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
Неужели за деньгиможно купить всё?
Ставя себе задачей
карьеру или
приобретательство,
человек испытывает
гораздо больше
огорчений, чем
радостей, и рискует
потерять всё
(Д.С.Лихачёв)
Взбираясь на вершину
Олимпа, трудно
остаться человеком
Что такое карьера и
как она меняет
характер человека?
Бьется человек,
выбивается в люди — и
давай другими
помыкать. (Бернард
Шоу)
Служение Отечеству
тоже карьера
86. Произведения
Д.С.Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном».Письмо одиннадцатое «Про карьеризм»
А.П.Чехов. «Ионыч»
Л.Н.Толстой. «Война и мир»
87. Мудрые мысли о деньгах
Бенджамин Франклин. Кто утверждает, что деньги могутсделать все, вполне вероятно, сам может сделать все ради
денег.
Фрэнсис Бэкон. Богатство очень хорошо, когда оно служит
нам, и очень плохо – когда повелевает нами.
Уильям Биллингс. За деньги можно, конечно, купить
очаровательного пса, но никакие деньги не заставят его
радостно вилять хвостом.
Вальтер Скотт. Золото убило больше душ, чем железо –
тел.
Ремарк. Деньги портят характер.
Сенека. Деньгами надо управлять, а не служить им.
88. «ЛЮБОВЬЮ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ»
Думаю, скажу банальность: без любви нет жизни.Это бесспорно. Однако не каждый из нас это
чувство бережёт, старается сохранить его,
оказать знаки внимания любимому человеку,
чтобы тот понял: его действительно любят.
Особенно это касается любви к родителям,
которым мы порой забываем сказать простое
слово – «спасибо». Уверена, родители
заслуживают нашей бесконечной любви, которая
должна проявляться в заботе, внимании,
общении, а иначе их одиночество и обида
перейдут по наследству к нам, их детям... В
правильности такой точки зрения меня убеждает
художественная литература. (82 слова)
89.
Обратимся к рассказу Константина Георгиевича Паустовского«Телеграмма». Это произведение о сложных
взаимоотношениях близких людей - Катерины Петровны и
дочери Насти, забывшей о матери. От старости, а скорее
всего, от одиночества умирает главная героиня. Что стоит за
этой трагедией? Равнодушие дочери, разобщённость близких
людей, неумение и нежелание заботиться о самом дорогом
человеке на свете – о родной матери?.. Читая рассказ, мы
находим ответы на эти вопросы, погружаясь в атмосферу боли
и тоски, безысходности и одиночества, которая создается
автором описанием природы и воспоминаниями Катерины
Петровны. Она живёт прошлым: у неё нет настоящего, и, увы,
нет будущего. Вчитайтесь в текст: «Над лугами тащились изза реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за
облетевшие ветлы, рыхлые тучи... Из них назойливо сыпался
дождь». Всё вокруг серо, как и сама жизнь Катерины
Петровны. Описание природы и интерьера комнаты пожилой
женщины (горький запах нетопленых печей, пожелтевшие
чашки, давно не чищенный самовар) помогает нам
почувствовать одиночество главной героини. Особое
внимание привлекает письмо Катерины Петровны своей
дочери. «Ненаглядная моя... - обращается она к Насте. - Зиму
я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя,
подержать твои руки». В этом письме мы слышим боль,
отчаяние, тоску, желание ласки и понимания... А что же
Настя?
90.
Откликается ли она на просьбу матери? Слышит ли она в нёмотчаянную мольбу о последней встрече? К сожалению, нет...
Её равнодушие по отношению к родному человеку потрясает
нас. Не случайно же автор обращает внимание читателя на
«большие холодные глаза» Насти: глаза – зеркало души, а
душа у девушки пустая и такая же холодная, как и её
глаза...И только после смерти матери дочь, проплакав всю
ночь, понимает, что никто и никогда не снимет «с неё
непоправимой вины, невыносимой тяжести», никто и никогда
не будет любить её так, как любила мама. (284 слова)
«Любовью дорожить умейте...» - призывает нас русский поэт
Степан Щипачев. Дорожить! Понимаем ли мы, что эти слова не
только о любви между женщиной и