Похожие презентации:
Как писать итоговое сочинение?
1. Итоговое Сочинение 2020
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ2020
КАК ПИСАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ?
2. Специфика Итогового сочинения
СПЕЦИФИКА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯМетапредметность
Литературоцентричность
3. Метапредметность
МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ• ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ
• СПОСОБНОСТЬ СВОБОДНО, ПРАВИЛЬНО ИЗЛАГАТЬ СВОИ
МЫСЛИ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ
• УМЕНИЕ СТРОИТЬ РАССУЖДЕНИЕ ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ
• УМЕНИЕ АРГУМЕНТИРОВАТЬ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
НЕ СТАВЯТСЯ ЗАДАЧИ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
4. Литературоцентричность
ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЧНОСТЬ• ОПОРА НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ:
• ОБРАЩЕНИЕ К ЛИТЕРАТУРНОМУ ТЕКСТУ НА УРОВНЕ АРГУМЕНТАЦИИ,
• ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИМЕРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОБЛЕМАТИКОЙ И ТЕМАТИКОЙ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ, СИСТЕМОЙ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И Т.Д.
• ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
• ДНЕВНИКИ, МЕМУАРЫ, ПУБЛИЦИСТИКА
• ПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ МАЛЫХ
ЖАНРОВ)
НЕДОСТАТОЧНО ПРОСТОГО УПОМИНАНИЯ!
5. Тематические направления
ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ• ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ № 1. «ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ»
• ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ № 2. «Я И ДРУГИЕ»
• ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ № 3. «ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН»
• ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ № 4. «РАЗГОВОР С СОБОЙ»
• ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ № 5. «МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И
БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ»
6. Темы сочинениЙ
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ• ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ УЗКО ЗАДАННЫЕ
ФОРМУЛИРОВКИ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОПОРА НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:
ПОСИЛЬНОСТЬ, ЯСНОСТЬ И ЧЕТКОСТЬ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ.
• ТЕМЫ ПОЗВОЛЯЮТ ВЫБИРАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ, НА КОТОРЫЙ МОЖНО
БУДЕТ ОПИРАТЬСЯ В СВОИХ РАССУЖДЕНИЯХ.
ПОЧЕМУ ВАЖНО ПОМНИТЬ ПРОШЛОЕ?
НА ЧЁМ ДОЛЖНЫ ОСНОВЫВАТЬСЯ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ?
НУЖНЫ ЛИ ПЕРЕМЕНЫ ОБЩЕСТВУ И ПОЧЕМУ?
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ?
О ЧЁМ МЕЧТАЕТ МОЁ ПОКОЛЕНИЕ?
7. Формулировка задания
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ• ВЫБЕРИТЕ ТОЛЬКО ОДНУ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ НИЖЕ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ, А ЗАТЕМ
НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЭТУ ТЕМУ.
• В
РАМКАХ ЗАЯВЛЕННОЙ ТЕМЫ СФОРМУЛИРУЙТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ И
АРГУМЕНТИРУЙТЕ ЕЁ НА ОСНОВЕ НЕ МЕНЕЕ ОДНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИЛИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВАШЕМУ ВЫБОРУ.
КОЛИЧЕСТВО ПРИВЛЕЧЁННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕ ТАК ВАЖНО, КАК ГЛУБИНА
РАСКРЫТИЯ ТЕМЫ С ОПОРОЙ НА ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ.
• ПРОДУМАЙТЕ КОМПОЗИЦИЮ СОЧИНЕНИЯ. СОБЛЮДАЙТЕ РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ И
НОРМЫ ГРАМОТНОСТИ (РАЗРЕШАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИМ
СЛОВАРЁМ). СОЧИНЕНИЕ ПИШИТЕ ЧЁТКО И РАЗБОРЧИВО.
• ПРИ ОЦЕНКЕ СОЧИНЕНИЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ УЧИТЫВАЕТСЯ СООТВЕТСТВИЕ
ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ И АРГУМЕНТИРОВАННОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
8. Требование №1: Объём сочинения
ТРЕБОВАНИЕ №1: ОБЪЁМСОЧИНЕНИЯ
• РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО СЛОВ – ОТ 350.
• МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО СЛОВ В СОЧИНЕНИИ НЕ
УСТАНАВЛИВАЕТСЯ: В ОПРЕДЕЛЕНИИ ОБЪЕМА СВОЕГО
СОЧИНЕНИЯ УЧАСТНИК ДОЛЖЕН ИСХОДИТЬ ИЗ ТОГО, ЧТО НА
ВСЮ РАБОТУ ОТВОДИТСЯ 3 ЧАСА 55 МИНУТ.
ЕСЛИ В СОЧИНЕНИИ МЕНЕЕ 250 СЛОВ (В ПОДСЧЁТ ВКЛЮЧАЮТСЯ
ВСЕ СЛОВА, В ТОМ ЧИСЛЕ И СЛУЖЕБНЫЕ), ТО ВЫСТАВЛЯЕТСЯ
«НЕЗАЧЁТ» ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ № 1 И «НЕЗАЧЁТ» ЗА
РАБОТУ В ЦЕЛОМ.
9. Требование №2 САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЕ №2САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ
ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
• ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ
СПИСЫВАНИЕ СОЧИНЕНИЯ (ФРАГМЕНТОВ СОЧИНЕНИЯ) ИЗ КАКОГО-ЛИБО ИСТОЧНИКА
(РАБОТА ДРУГОГО УЧАСТНИКА, ЧУЖОЙ ТЕКСТ, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В БУМАЖНОМ И (ИЛИ)
ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ И ДР.).
• ДОПУСКАЕТСЯ ПРЯМОЕ ИЛИ КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ССЫЛКОЙ НА
ИСТОЧНИК (ССЫЛКА ДАЕТСЯ В СВОБОДНОЙ ФОРМЕ).
• ОБЪЕМ ЦИТИРОВАНИЯ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ ОБЪЕМ СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА УЧАСТНИКА.
ЕСЛИ СОЧИНЕНИЕ ПРИЗНАНО ЭКСПЕРТОМ НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫМ, ТО ВЫСТАВЛЯЕТСЯ
«НЕЗАЧЁТ» ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ №2 И «НЕЗАЧЁТ» ЗА РАБОТУ В ЦЕЛОМ.
10. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
КРИТЕРИЙ 1. СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕКРИТЕРИЙ 2. АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА
______________________________________
КРИТЕРИЙ 3. КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ
КРИТЕРИЙ 4. КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
КРИТЕРИЙ 5. ГРАМОТНОСТЬ
11. Образцы бланков
ОБРАЗЦЫ БЛАНКОВ12. ВЫБОР ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ
1. ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКАЯ ТЕМА КАЖЕТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕКОНКРЕТНОЙ И ПОНЯТНОЙ.
2. ПОДУМАЙТЕ, КАКАЯ ТЕМА ПОЗВОЛЯЕТ ВАМ ОПЕРЕТЬСЯ
НА СВОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ.
3. ВСПОМНИТЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА,
ЗНАКОМЫЕ ВАМ КРИТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ И Т.П.
13. Схема подготовительной работы
СХЕМА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПроанализируйте тему сочинения (выделите в
ней ключевые слова, проанализируйте их
смысл и взаимосвязь)
Конкретизируйте вопрос, содержащийся
в теме (разбейте его на несколько вопросов)
Кратко ответьте на эти вопросы
Вспомните литературные произведения,
которыми можно проиллюстрировать ответы
Составьте план сочинения
14. СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА
Проблемныйвопрос
Тезис 1
Тезис 2
Пример из
литературы
Вывод
Тезис 3
15. Композиционная и логическая структура сочинения
КОМПОЗИЦИОННАЯ И ЛОГИЧЕСКАЯСТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ
Вступление
Зачин.
Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Тезис 1
Доказательства, примеры – Микровывод
Основная часть
Тезис 2
Доказательства, примеры – Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры – Микровывод
(…)
Заключение
Вывод. Обобщение по всей теме
16. РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Композиционная частьВступление
Речевые клише
• Что такое…? Думаю, каждый человек посвоему ответит на этот вопрос. Попытаюсь
дать своё определение этим понятиям.
• Думается, на этот вопрос могут быть даны
разные ответы. Я полагаю, что... Наверное,
каждый человек хоть раз задумывался над
тем, что значит ... Я считаю, что…
17. РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Композиционная частьРечевые клише
Основная часть
Поэт показывает…
(Работа с текстом)
Писатель размышляет о…
• Автор обращает наше внимание…
• Этот поступок героя говорит о ...
• Мы видим, что герой поступил так потому...
• Автор показывает, к каким последствиям
привело...
Писатель осуждает…
• Он ставит нам в пример…
• Автор приходит к выводу…
18. РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Композиционная частьЗаключение
Речевые клише
• Итак, можно сделать вывод, что…
• Подводя итоги , можно сделать вывод…
• Таким образом, мы приходим к выводу: …
• В заключение хочется призвать людей к… Так
давайте не забывать о...! Будем помнить о...!
• В заключение хочется выразить надежду на то,
что…
• Итак, все приведённые мной аргументы
убеждают нас в том, что...
• Автор текста тоже считает, что .…
• К какому же выводу я пришёл, размышляя над
темой «...»? Думаю, что…
19. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЛОГИКО-КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ СОЧИНЕНИЯ
«РЫХЛОСТЬ» СТРУКТУРЫ: ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ СОЧИНЕНИЯ НЕ СФОРМУЛИРОВАНА, СВЯЗЬ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ ОТСУТСТВУЕТ
ИЛИ ЗАЯВЛЕНА ФОРМАЛЬНО («ЕЩЕ МОЖНО ВСПОМНИТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ…» И Т.П.)
• ПРИМЕРЫ НЕ СВЯЗАНЫ С ТЕЗИСОМ ИЛИ «ПРИТЯНУТЫ ЗА УШИ». (ИЗ СОЧИНЕНИЯ НА ТЕМУ «КАК НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В
ЖИЗНИ»: КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ПОСТОЯННО ИЩЕТ СВОЙ ПУТЬ В ЖИЗНИ. ТАК, НАПРИМЕР, ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ В. БЫКОВА
«СОТНИКОВ» В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ ОСТАЕТСЯ НЕПОКОЛЕБИМЫМ И МУЖЕСТВЕННЫМ, НЕ СДАЕТСЯ ПОД ПЫТКАМИ, В ТО
ВРЕМЯ КАК ЕГО ТОВАРИЩ РЫБАК СТАНОВИТСЯ ПРЕДАТЕЛЕМ».)
• ОТСУТСТВУЕТ СВЯЗЬ МЕЖДУ ВСТУПЛЕНИЕМ И ЗАКЛЮЧЕНИЕМ. (ИЗ СОЧИНЕНИЯ НА ТЕМУ «КАК МОЛОДЕЖЬ ХХI ВЕКА
ОТНОСИТСЯ К РОДИНЕ?»: КАКУЮ РОЛЬ В ЖИЗНИ НАШЕГО ПОКОЛЕНИЯ ИГРАЕТ ПОНЯТИЕ «РОДИНА»? КАК ОТНОСИТСЯ К
РОДИНЕ СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ? <…> ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРИВЕДЕННЫЕ ПРИМЕРЫ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО НАШИ ПРЕДКИ,
ЗАЩИЩАВШИЕ РОССИЮ НА ПОЛЯХ СРАЖЕНИЙ, НЕ СОМНЕВАЛИСЬ В ТОМ, ЧТО РОДИНА ОЧЕНЬ ВАЖНА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.
ИМЕННО ОТНОШЕНИЕ К РОДИНЕ ПОЗВОЛЯЕТ ПОНЯТЬ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК.)
20. ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ
ВступлениеИсторическое
Биографическое
Аналитическое
Цитатное
Личностное
21. БИОГРАФИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
ВСЯ ЖИЗНЬ ВЕЛИКОГО РУССКОГО МЫСЛИТЕЛЯ И ПИСАТЕЛЯ Л. Н. ТОЛСТОГО — ЭТОБЕСКОНЕЧНЫЙ ПОИСК САМОГО СЕБЯ. ПРОЙДЯ ЧЕРЕЗ СОБЛАЗНЫ БОЛЬШОГО СВЕТА, ЧЕРЕЗ
УЖАСЫ ВОЙНЫ, СТАВ ЗНАМЕНИТЫМ НА ВЕСЬ МИР ПИСАТЕЛЕМ, ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ НИ НА
МИНУТУ НЕ ОСТАНАВЛИВАЛСЯ В ПОИСКЕ СВОЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ. НЕ СЛУЧАЙНО ДЛЯ
ОТВЕТА НА ВОПРОС «
КАКУЮ ЖИЗНЕННУЮ ЦЕЛЬ МОЖНО СЧИТАТЬ ДОСТОЙНОЙ?» МЫ
ОБРАЩАЕМСЯ К РОМАНУ-ЭПОПЕЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР».
22. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкостьчувств по отношению к чему-либо или кому-либо, способность твёрдо,
непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это
противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не
ждёт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком
в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим
внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.
23. ЦИТАТНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
«Равнодушие — это паралич души, преждевременнаясмерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича
Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей.
Действительно, как иначе назвать состояние
нравственной глухоты, безразличия, с которым всё чаще
приходится сталкиваться в обществе?
24. ЛИЧНОСТНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которуюона затрагивает, интересует меня не только как
читателя, но и как человека, живущего интересами
своего времени и своего поколения…
25. ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ЗаключениеОбобщение
сказанного
Риторический
вопрос
Призыв к
читателю
Цитата
26. ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО
Итак, как подсказывает нам история и художественнаялитература, высокая жизненная цель побуждает человека
к совершенствованию мира и самого себя, не даёт
остановиться на пути вечного стремления к идеалу.
27. ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ
Завершая свое сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой:посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей,
которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром
живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным
эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро
окружающим?
28. ЦИТАТА
Бернад Шоу однажды сказал, что равнодушие – этовеличайший грех против ближнего. Трудно не согласиться
с этой мыслью. Как показывает жизнь, именно
равнодушие постепенно внутренне опустошает человека,
обрекая его на одиночество.
29. СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА
• Комментированный пересказ содержания литературного произведения(отбор эпизодов, героев, деталей).
• Актуализация проблематики литературного произведения (проблемы,
созвучные теме).
• Аспектная характеристика литературного героя.
• Обращение к системе образов произведения.
• Сопоставление фрагментов и героев разных произведений.
30. АРГУМЕНТАЦИЯ В СОЧИНЕНИИ
Литературный материал важен не сам по себе, а как пример, подтверждающий тезисученика. Этот пример должен быть логично встроен в рассуждение автора сочинения.
В чем опасность равнодушия?
Равнодушие и невнимание больно ранят окружающих, разрушают связь между
людьми. Непонимание между близкими в моём сознании прочно связано с рассказом
А.П.Чехова «Попрыгунья». Главная героиня Ольга Ивановна ведёт себя
легкомысленно и эгоистично: заставляет мужа выполнять её прихоти, изменяет
ему, и только в конце она раскаивается, осознавая свою косвенную причастность
к смерти Дымова. <…> Это произведение многое изменило в моём восприятии мира
и помогло осознать, как важно быть внимательным к близким. Ведь человеческая
жизнь слишком коротка, нужно уметь ценить людей, которые подарены тебе
судьбой, и согревать их своей любовью и заботой.
31. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ №1. «ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ»
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимыхисторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры,
оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и
человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передаётся от
поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.
Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения
художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной
прозы.
32. АСПЕКТЫ НАПРАВЛЕНИЯ
• История, знаменательные даты. Историческое сознание. Память(историческая, культурная). Преемственность поколений. Забвение и
ответственность.
• Война: горькие уроки прошлого, тема подвига, память о подвигах наших
предков.
• Люди, изменившие мир. Великие учители человечества. Подвиг в науке.
• Наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и др.).
Памятники культуры как духовная основа общества.
33. Понятия темы
ПОНЯТИЯ ТЕМЫ34. Возможные темы
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ1.
О каких событиях людям нельзя забывать?
2.
Почему прошлое важно для будущего?
3.
Что дают человеку уроки прошлого?
4.
Какие подвиги никогда не забудутся?
5.
Почему тема войны не уходит из литературы?
6.
Согласны ли вы со словами А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и
должно»?
7.
Какова роль исторической памяти в жизни общества?
8.
Как судьба человека связана с историей народа?
9.
Какие люди остаются в истории?
10. Согласны ли вы со словами Валери: «В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое»?
11. Как вы понимаете выражение «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречён на то, что оно повторится»?
12. Всегда ли общество ценит своих героев?
13. Какова роль исторических памятников в жизни человека и общества?
35. литература
ЛИТЕРАТУРА1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
А. СОЛЖЕНИЦЫН «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»
М.А. ШОЛОХОВ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА», «НАУКА НЕНАВИСТИ»
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО»
В.П. АСТАФЬЕВ «ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ»
Е.И. ЗАМЯТИН «МЫ»
А.И. СОЛЖЕНИЦЫН «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»
А. АХМАТОВА «РЕКВИЕМ»
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Т. КЕНЭЛЛИ «СПИСОК ШИНДЛЕРА»
Х.Л. БОРХЕС «ЦЕРБЕР»
Б.ВАСИЛЬЕВ «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ»
ИГОРЬ РАСТЕРЯЕВ «РОМАШКИ» И ДР.
36. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ №2. «Я И ДРУГИЕ»
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться кразличным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и
общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения
могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения
межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между
людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным
источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность
глубокого отклика на предложенную тему.
37. АСПЕКТЫ НАПРАВЛЕНИЯ
• Человек и общество. Влияние общества на человека. Роль человека вобществе.
• Формы человеческих взаимоотношений: взаимопонимание, конкуренция,
конфликт.
• Причины конфликтов, пути их разрешения.
• Поиск взаимопонимания, согласия. Диалог людей, культур.
• Межличностные отношения, отношение человека к «другому»: зависть,
милосердие, ненависть, любовь и др.
38. Толковый словарь
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ39. Возможные темы
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ1.
Что объединяет людей?
2.
Может ли человек жить вне общества?
3.
Может ли человек ставить себя выше общества?
4.
Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
5.
Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
6.
Какова роль дружбы в жизни человека?
7.
Когда человек становится личностью?
8.
Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
9.
Важно ли понимание души другого человека?
10. Чем опасно равнодушие?
11. Какими качествами обладает настоящий друг?
12. Какими должны быть отношения между родителями и детьми?
40. литература
ЛИТЕРАТУРА• А. С. Пушкин «Повести Белкина», «Евгений Онегин».
• А. С. Грин «Алые паруса».
• М. Ю. Лермонтов «Мцыри», «Герой нашего времени».
• А. П. Платонов «Юшка»
• И. С. Тургенев «Отцы и дети».
• М. А. Шолохов «Судьба человека».
• Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
• А.И. Солженицын «Матренин двор»
• А.П. Чехов «Человек в футляре», «О любви», «Ионыч».
• В. К. Железников «Чучело».
• А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»,
«Поединок»
• Б. П. Екимов «Ночь исцеления».
• М. Горький «Старуха Изергиль».
• К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»,
«Телеграмма»
• Е. И. Замятин «Мы».
• Х. Ли «Убить пересмешника»
• М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
• О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
41. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ №3. «ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН»
Врамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире,
о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей
его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период
формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных
изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить,
опираясь на различные литературные источники (художественные произведения,
мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт
осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
42. АСПЕКТЫ ТЕМЫ
1.Внутренние и внешние перемены в жизни человека, их причины и
последствия. Взросление, становление, старение человека.
2.
Человек в эпоху перемен. Боязнь перемен, стремление к переменам.
Поведение человека во время душевных, социальных и политических
изменений, нравственный выбор.
3. Искусство и наука как отражение культурных перемен. Влияние
культурных, исторических, политических перемен на искусство, науку.
43. Толковый словарь
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ44. О чем рассуждаем
О ЧЕМ РАССУЖДАЕМЧеловек в эпоху перемен. Боязнь перемен, стремление к переменам.
Поведение человека во время душевных, социальных и политических
изменений, нравственный выбор.
Эволюция, революция, деградация. Перемены к лучшему и худшему.
Внутренние и внешние перемены в жизни человека, их причины и
последствия. Взросление, становление, старение человека.
Искусство (литература, музыка, архитектура) и наука как отражение
культурных перемен. Влияние социальных, культурных, исторических,
политических перемен на искусство, науку.
45. Возможные темы
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ• Какие люди не боятся перемен?
• Может ли человек жить без перемен?
• Какие жизненные перемены могут быть важны для человека?
• Как перемены в обществе влияют на жизнь человека?
• Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
• Должен ли человек нести ответственность за свои действия?
• Как меняется человек, когда он влюблен.
• Как противостоять ударам судьбы?
• Что помогает человеку взрослеть?
• Нужно ли анализировать свои ошибки?
• Какими качествами должен быть наделён человек, способный пожертвовать собой ради науки?
• Выбор, который меняет человека.
46. Литература
ЛИТЕРАТУРА• А. С. Грибоедов «Горе от ума».
• М. Горький. «На дне»
• А. С. Пушкин «Медный всадник».
• М. А. Булгаков. «Собачье сердце».
• Н. В. Гоголь «Шинель».
• М. А. Шолохов. «Судьба человека»
• М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего
времени».
• Б. Л. Васильев. «Не стреляйте белых
лебедей».
• И. С. Тургенев. «Отцы и дети».
• С. А. Алексиевич. «Чернобыльская
молитва».
• Л. Н. Толстой. «После бала».
• А. П. Чехов. «Ионыч», «Чайка»,
«Вишнёвый сад».
• Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
• Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из
одуванчиков»
• А. Блок «Двенадцать»
• А.Н. Островский «Гроза»
• Э.М. Ремарк «Три товарища»
47. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ №4. «РАЗГОВОР С СОБОЙ»
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «бытьсамим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задаёт
сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках
смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ,
осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев),
стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых
сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего
внутреннего мира, о необходимости самопознания и
самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к
художественной, психологической, философской литературе, мемуарам,
дневникам и публицистике.
48. АСПЕКТЫ ТЕМЫ
• Что значит быть / оставаться «самим собой».• Внутренняя гармония и душевный разлад.
• Самопознание, самоопределение и самоанализ как путь к
самосовершенствованию. Попытки понять себя, свое место в мире, своё
предназначение, смысл жизни.
• Выявление сильных и слабых сторон собственной личности. Нормы морали.
• Личный опыт и осмысление опыта других людей (в том числе,
литературных героев).
49. Толковый словарь
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ50. Возможные темы
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ• Что значит быть самим собой?
• Как найти «свой путь»?
• Для чего человеку нужна совесть?
• К чему приводит душевный разлад?
• Что помогает человеку совершенствовать себя?
• Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
• Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
• Всегда ли внутренний мир человека соответствует его внешнему облику?
• Каждый ли человек ищет смысл жизни?
• Что значит быть честным с самим собой?
51. Литература
ЛИТЕРАТУРА• М. А. Булгаков «Мастер и
Маргарита»
• Л. Н. Андреев «Гостинец»
• В. В. Быков «Журавлиный крик»
• А.П. Чехов «Вишневый сад»
• Рэй Брэдбери «451 по Фаренгейту»
• Х. Ли «Убить пересмешника»
• А. И. Куприн «Гранатовый
браслет»
• А. С. Пушкин «Станционный
смотритель»
• М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
• А. Н. Островский «Гроза»
• И.С. Тургенев «Отцы и дети»
• Ф. М. Достоевский «Преступление и
наказание»
• М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала
совесть»
52. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ №5. «МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ»
• Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурныхзапросах современного человека, о его литературных пристрастиях, влиянии
молодого поколения на формирование будущего мира, о жизненной позиции, о
сходстве и различиях между ним и его предшественниками. Потребуется
осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодёжи, её места в
современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века
размышляют современные писатели, учёные, журналисты, чья позиция имеет
подчас дискуссионный характер, что даёт возможность высказать своё мнение в
рамках обозначенной проблематики.
53. АСПЕКТЫ НАПРАВЛЕНИЯ
• Молодой человек и общество.• Самоопределение молодого человека, формирование жизненной позиции,
духовных ценностей и нравственных ориентиров.
• Взаимоотношения поколений: конфликт, поиск взаимопонимания.
54. Толковый словарь
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ55. Возможные темы
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ• Какого человека можно назвать героем своего времени?
• О чём мечтает моё поколение?
• Кто является героем для молодёжи?
• Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
• Каков он: портрет современного человека?
• Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
• Почему так важно сохранять связь между поколениями?
• Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
• Какие вопросы волнуют людей в любую эпоху?
• Чего хотят добиться мои сверстники?
• Какие духовные ценности у молодёжи нашего времени?
• Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь?
• Как влияет время на выбор профессии?
• Как молодёжь XXI века относится к родине?
56.
• Ф.М. Достоевский «Преступление инаказание»
• Т. Толстая «Кысь»
• А.П. Чехов «Ионыч», «Тоска»,
«Душечка», «Попрыгунья»
• Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
• Стругацкие «Трудно быть богом»
• Я. Вишневский «Одиночество в
сети»
• К. Паустовский «Телеграмма»
• С. Кинг «Кэрри», «Зеленая миля»,
«Как писать книги», «Сияние»
• Е. Замятин «Мы»
• Ч. Паланик «Бойцовский клуб»
• Дж. Дэшнер «Бегущий в
лабиринте»
• Д. Браун «Код да Винчи»
57. Универсальные произведения
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ• Л.Н. Толстой «Война и мир»
• М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
• А.С. Пушкин «Капитанская дочка»