Похожие презентации:
Психологические основы коммуникации
1. Психологические основы коммуникации
2. ПЛАН
1.2.
3.
Виды межкультурной коммуникации.
Особенности вербальной коммуникации.
Культурная специфика невербальной
коммуникации.
4. Паравербальная коммуникация
3. Схема процесса коммуникации
Отправитель →информация →получатель(адресант)
(реципиент)
(адресат)
4. Виды межкультурной коммуникации.
Вербальная (слова, сигналы, речь).
Невербальная (мимика, жесты, символы).
Паравербальная (сопровождение речевого
общения несловесными действиями).
5. Вербальная коммуникация
• Вербальное сообщение - индивидуальностабильная форма коммуникативного
поведения человека, проявляющуюся в любых
условиях взаимодействия, в любой ситуации.
• Вербальная коммуникация предполагает
искусное владение всеми речевыми жанрами:
от реплики или комментария до лекции,
доклада, информационного сообщения,
публичной речи.
6. Формы вербальной коммуникации
• Диалог – форма общения, состоящая изобмена высказываниями двух
взаимодействующих сторон.
• Монолог – речевая форма общения,
рассчитанная на пассивное и
опосредованное восприятие, т.к.
произносится одним человеком при
обращении к другому или группе людей.
7. Типология диалога
• Информативный - вопросно-ответнаякоммуникация, имеющая своей целью
получить информацию.
• Прескриптивный – просьба, приказ,
обещание, а также отказ выполнить какоелибо действие.
• Дискуссионный – обмен мнениями между
собеседниками.
• Праздноречивый – эмоциональное общение
собеседников (жалобы, хвастовство,
восхищение и т.д.)
8. Типология монолога
• Драматический - сложный вид речи,насыщенный эмоциональными
высказываниями, повышением тембра
голоса, темпа изложения.
• Информационный – означает сообщения
различного рода.
9. Стили вербальной коммуникации
Ком. стиль – совокупность устойчивых ипривычных способов поведения, присущих
коммуниканту и используемых им при
установлении отношений и взаимодействий с
другими людьми.
•прямой и непрямой;
• искусный, точный и сжатый;
• личностный и ситуационный;
• инструментальный и аффективный
10. Стили коммуникации
• выявляется степень выражения человеком своихвнутренних побуждений и намерений в процессе
общения, то есть выясняется степень
открытости человека.
Прямой стиль связан с выражением истинных
намерений человека и предполагает жесткость в
общении.
Непрямой стиль позволяет скрывать истинные
желания, цели и потребности человека в общении.
Характерно: двусмысленность, недосказанность.
11. Искусный, точный и сжатый.
• Искусный (или вычурный) стиль предполагаетиспользование богатого, экспрессивного языка в
общении.
• Точный помимо лаконичности и сдержанности,
включает уклончивость, использование пауз и
выразительного молчания.
• Сжатый - подразумевает управление ситуацией с
помощью пауз и недосказанностей, что позволяет
не оскорбить своего собеседника, не потеряв при
этом и своего лица.
12. Личностный и ситуационный
ЛичностныйСитуационный
• делает акцент в общении
на личность индивида;
• использует язык,
отражающий социальное
равенство
• характерен для
индивидуалистских культур
• указывает на социальную
роль индивида в
общении ;
• отражает иерархичность
общественных отношений
• характерен для
коллективистских культур
13. Инструментальный и аффективный
Инструментальный•ориентирован на говорящего
и на цель коммуникации;
•опирается на точные знания,
чтобы достичь цели общения;
•позволяет человеку
утвердить себя, поддержать
собственное лицо, а также
сохранить чувство автономии
и независимости от
собеседника.
Аффективный
• на слушающего и на
процесс коммуникации;
• использует аналогии,
чтобы достичь
определенности и
получить одобрение
партнера;
• ориентирован на сам
процесс общения, на
приспособление к
чувствам и потребностям
собеседника, на
достижение гармонии.
14. Невербальная коммуникация
• представляет собой обмен невербальнымисообщениями между людьми, а также их
интерпретацию.
• Жесты, мимика, позы, одежда, прически,
окружающие нас предметы, привычные
для нас действия.
15. Физиологические и культурно-специфические основы НК
• В основе НК лежат 2 источника —дологический и социальный (врожденный и
приобретенный)
1.Биологическая основа НК (жесты, мимика,
некоторые телодвижения, которые не поддаются
сознательному контролю)
2.Социально-культурная (жесты-приветствия,
профессиональные сигналы, которыми
обмениваются водолазы )
16. Элементы невербальной коммуникации
Кинесика
Окулистика
Такесика
Сенсорика
Проксемика
Хронемика
17. Кинесика
• совокупность жестов, мимики, взглядов,поз, телодвижений, используемых при
коммуникации в качестве дополнительных
выразительных средств общения
18. Жесты
• различного рода движения тела, рук иликистей рук, сопровождающие в процессе
коммуникации речь человека и выражающие
отношение человека непосредственно к
собеседнику, к какому-то событию, какомулибо предмету, свидетельствующие о
желаниях и состоянии человека.
Могут быть:
• произвольными/непроизвольными,
• культурно-обусловленными/физиологичными
19. Мимика
• выразительные движения лица,отображающие чувства и отношения
человека к реципиенту, окружающему.
• Представляет собой все изменения
эмоционального состояния и выражения у
человека, которые можно наблюдать в
процессе общения.
20. Поза, телодвижения
• положение человеческого тела и движения,которые принимает человек в процессе
коммуникации.
Выделяют 3 группы поз:
1.Открытость/закрытость для контакта
2.Доминирование/зависимость
3.Противостояние/гармония
21. Окулистика
• использование движения глаз или контактглаз в процессе коммуникации, т.е.
визуальный контакт
• может обозначать начало разговора, в
процессе беседы он является знаком
внимания, поддержки или, напротив,
прекращения общения, он также может
указывать на окончание реплики или
беседы в целом.
22. Такесика
• тип НК, основывающийся на тактильнойсистеме восприятия партнера, включающей
самые разнообразные прикосновения:
рукопожатия, поцелуи, поглаживания,
похлопывания, объятия и т.д.
• тактильное поведение.
23. Типы прикосновений
• Профессиональные (осмотр врача)• Ритуальные (рукопожатие, диплом.
поцелуи)
• Дружеские
• Любовные
24. Такесика в МКК
• Контактные культуры(латиноамериканские,
восточные, южноевропейские культуры.)
Т.о., арабы, евреи, жители
Восточной Европы и
средиземноморских
стран используют
прикосновения при
общении довольно
активно
• Дистантные культуры
(североамериканские,
азиатские и северноевропейские )
Т.о., предпочитают
находиться при
общении на расстоянии
от собеседника, причем
азиаты используют
большую дистанцию,
нежели
североамериканцы и
североевропейцы.
25. Виды рукопожатий
1. Ладонь, повернутая вверх под ладонью партнера означает готовность подчиниться,бессознательный сигнал тому, чье доминирование
признается в процессе коммуникации.
2. Ладонь, повернутая вниз на ладони партнера,
выражает стремление к доминированию, попытку
взять ситуацию под свой контроль.
3. Ладонь ребром вниз (вертикальное положение)
фиксирует положение равенства собеседников.
4. Рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают
одну ладонь собеседника) подчеркивает
стремление к искренности, дружелюбию,
доверительности.
26. Сенсорика
• тип НК, основывающийся на чувственномвосприятии представителей других культур,
где отношение к партнеру формируется на
основе ощущений органов чувств человека.
В зависимости от того, как мы чувствуем запахи,
ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и
звуковые сочетания, ощущаем тепло тела
собеседника, мы строим наше общение с этим
собеседником.
27. Проксемика
• использование пространственныхвзаимоотношений при коммуникации.
Характерно:
• анализ закономерностей
пространственной организации
коммуникации,
• влияние территорий, расстояний и
дистанций между людьми на характер
межличностного общения.
28. Зоны пространственной НК (по Э.Холлу)
• интимная (менее 40 см)— разделяющуюдостаточно близких людей, не желающих
посвящать в свою жизнь третьих лиц;
• личная (от 40 см до 120 см.)— — расстояние,
которое поддерживает человек при общении
между собой и другими людьми;
• официальная (от 120 см до 4 м.)— дистанция
между людьми при формальном и светском
общении;
• публичная (более 4 м.) — дистанция общения на
публичных мероприятиях (доклады на собраниях,
конференциях и др.).
29. Хронемика
• восприятие и использование времени в НКИзучает ритм, движение и расчет времени в
культуре (так, в крупных городах мы
должны идти по улицам быстрее, чем в
маленьких деревушках).
30. 2 модели использования времени:
монохроннаяполихронную
• время представляется в
виде дороги или длинной
ленты, разделенной на
сегменты.
Человек в данной культуре
предпочитает
одновременно заниматься
только одним делом, а
также разделяет время
для дела и для
эмоциональных контактов.
• время воспринимается в
виде пересекающихся
спиральных траекторий
или в виде круга.
Человек там может
заниматься несколькими
делами сразу.
31. Виды времени
Формальное• отсчитывает время очень
точно: «к двум часам»,
«завтра в 15.30» и т.д.
Неформальное
связано с
неопределенным
отсчетом: «через
некоторое время»,
«позже», «во второй
половине дня» и т.д.
32. Паравербальная коммуникация
• Форма общения, сопровождающаясяречевое общение несловесными
действиями.
33. Проявления паравербальной коммуникации
• Невербальное общение дополняетвербальное сообщение.
• Невербальное поведение противоречит
вербальным сообщениям.
• Невербальные поступки заменяют
вербальные сообщение.
• Невербальные действия явл. регуляторами
вербального общения.
• Невербальное действие повторяет
вербальное сообщение