Экономика и особенности деятельности отраслей культуры
Структура Министерства культуры РФ
2.35M
Категория: КультурологияКультурология

Экономика и особенности деятельности отраслей культуры

1. Экономика и особенности деятельности отраслей культуры

2.

Социально-экономические
преобразования в России в
последние десятилетия ХХ столетия,
как ни в какой другой отрасли,
наиболее ярко и противоречиво
отразились в сфере культуры.

3.

Сфера культуры - система
организаций и лиц, осуществляющих
деятельность по созданию, сохранению,
распространению благ,
удовлетворяющих потребности людей в
эстетических переживаниях,
развлечении и информации.
Такие блага будем называть
культурными благами.

4.

Художественное
творчество
Сохранение
культурного
наследия
Сфера культуры
Клубная и
развлекательная
деятельность
Массовое
создание и
распространение
культурных благ

5.

Спецификой сферы культуры является
то, что здесь различные виды
деятельности соотносятся друг с другом
не как разные ступени или уровни
обслуживания, а являются
альтернативными способами
удовлетворения эстетических,
развлекательных, информационных
потребностей и конкурируют друг с
другом за внимание и время людей.

6.

Для части видов культурной
деятельности характерны давно
сложившиеся и мало меняющиеся во
времени технологии и организационные
формы.
Другие виды деятельности в сфере
культуры обязаны самим своим
возникновением определенным
техническим изобретениям.

7.

Культурное пространство – это
совокупность культурных
процессов, рассматриваемых в
рамках определенных исторических
традиций и географических границ.

8.

Культурное пространство
1) в целом может совпадать с
государственными границами;
2) выходить за пределы
государственной границы;
3) сужаться в пределах государства.

9.

Культурное пространство
характеризуется динамичностью,
способностью к саморазвитию,
изменению масштабов, объема и
структуры, пространственных
границ.

10.

В сферу действия экономических
отношений входит лишь та часть
культурного пространства, которая
требует затрат экономических
ресурсов и профессиональной
организации производства товаров и
услуг культуры.

11.

Культурные потребности
рассматриваются как составная часть
потребностей человека.
Выделяют культурные потребности:
- художественно-эстетические,
- познавательные,
-зрелищные,
-рекреационные и другие.

12.

Культура становится
самостоятельной отраслью тогда, когда
масштабы затрат общественного труда
в данной сфере удовлетворения
потребностей привели к ее выделению
из сферы деятельности, с которой она
была прежде функционально
связанной, например, с образованием.

13.

Отрасль культуры, с экономической
точки зрения,– это особая отрасль,
продукт которой удовлетворяет
специфическую группу человеческих
потребностей, т.е. культурных
потребностей особым способом.

14.

В целом, отрасль культуры в
экономическом аспекте следует
рассматривать как функционально
связанную со всем общественным
производством, в особенности с
воспроизводством рабочей силы и
интеллектуальным развитием работника,
необходимым для осуществления
профессионального производительного
труда, а также как средство развлечения и
отдыха.

15.

Процесс внедрения рыночных
отношений в сферу культуры и искусства
может быть рассмотрен путем анализа
двух основных элементов
производственных отношений :
отношений собственности с одной
стороны, а с другой – способов и
источников получения доходов.

16.

Современная структура собственности в сфере культуры
включает:
- организации государственной (федеральной, региональной,
муниципальной) и ведомственной собственности, к которым
относятся библиотеки, клубные учреждения, музеи, театральнозрелищные предприятия, цирки, объекты культурного наследия,
электронные и печатные средства массовой информации;
- организации и виды культурной деятельности, отражающие
идеологию определенных групп, партий и иных объединений
граждан, ассоциации и т.д.;
- коммерческие предприятия культуры, которые выступают, как
правило, в форме частной и смешанной собственности. К ним
относятся центры досуга, галереи, издательская деятельность,
средства массовой информации, книгопечатание, аудиовизуальная
сфера и другие.

17.

Существует достаточно большое
многообразие экономических
механизмов деятельности в сфере
культуры:

18.

1) Архивы, библиотеки,
организации, занимающиеся охраной
памятников, обычно являются
государственными учреждениями, и их
работа почти полностью
обеспечивается за счет
финансирования государства или
благотворительных организаций.

19.

2) Музеи и клубные организации
являются в основном государственными
некоммерческими организациями, но есть и
частные. В музейной и клубной
деятельности более заметную роль играют
поступления от входных билетов,
реализации различных услуг и сувенирной
продукции. Но главным остается
финансирование со стороны учредителей.

20.

3) Деятельность театров,
филармонических и фольклорных
коллективов обеспечивается сочетанием
общественного финансирования, частных
пожертвований, доходов от продажи билетов
и др. Обычно эти организации являются
некоммерческими, но существуют и
коммерческие театры, получающие доходы
лишь от реализации своей основной
продукции и сопутствующих товаров и
услуг.

21.

4) Цирковое дело, народные
промыслы, кинематограф, пресса,
книгоиздание, радио и телевидение
представлены по большей части
коммерческими организациями,
получающими основные доходы от
реализации соответствующих товаров и
услуг потребителям или
рекламодателям.

22.

5) Реставрацией памятников
занимаются организации разных
форм, с которыми на контрактной
основе взаимодействуют
государственные органы и частные
владельцы или арендаторы
соответствующих памятников.

23.

6) Литературное творчество,
изобразительное искусство, сфера развлечений
(за исключением клубной деятельности)
функционируют полностью на рыночной
основе. Производителями услуг здесь
выступают частные лица и коммерческие
организации. Участие же государства
ограничивается закупкой отдельных
произведений и предоставлением налоговых
льгот для деятелей искусства.

24. Структура Министерства культуры РФ

Департамент культурного наследия
Департамент государственной поддержки искусства и
народного творчества
Департамент кинематографии
Департамент государственной охраны культурного
наследия
Департамент науки и образования
Департамент бухгалтерского учета и организации
бюджетного процесса
Департамент инвестиций и имущества
Нормативно-правовой департамент
Департамент управления делами
Департамент контроля и кадров
Департамент туризма и региональной политики
Департамент международного сотрудничества

25.

В мировой практике существует три типа
финансовых систем в сфере культуры,
основанных,
во-первых, на финансировании только за счет
сборов;
во-вторых, за счет сборов, частных вкладов и
общественных пожертвований;
в-третьих, за счет бюджетных ассигнований,
сборов и пожертвований.

26.

27.

Прямое бюджетное финансирование сферы культуры и
искусства осуществляется по ряду направлений, среди
которых следует отметить:
=финансирование культурных программ
национального и регионального значения;
= финансирование текущих расходов учреждений
сферы культуры;
= финансирование капитальных вложений;
= целевые трансферты, гранты организациям и
деятелям культуры, начинающим творческим
работникам и т.д.

28.

Прямое финансирование в России обеспечивает
в среднем до 80% доходов массовых
организаций культуры,
в том числе
по библиотекам – 86,7%,
клубным учреждениям – 85,4%,
по музеям – 81,3%,
по театрам – 73,7% ,
по концертным организациям и
самодеятельным коллективам – 63,6%
и т.д.

29.

Косвенное финансирование учреждений культуры включает
многообразные способы и направления, наиболее
распространенными среди которых являются:
= налоговые льготы организациям культуры;
= таможенные льготы;
= льготы по оплате коммунальных услуг и арендной платы,
предоставляемые как организациям, так и отдельным деятелям
культуры;
= предоставление льготных кредитов;
= налоговые льготы для частных пожертвований, спонсоров и
меценатов, которые выражаются обычно в уменьшении
налогооблагаемой базы по прибыли на величину пожертвований
на развитие культуры и искусства.

30.

Негосударственные источники финансирования сферы культуры, наиболее
распространенные в мировой практике, включают:
= поступления от коммерческих организаций для осуществления совместных с
государственными учреждениями культуры и искусства мероприятий и
проектов;
= средства общественных организаций, фондов, ассоциаций и других подобных
учреждений, осуществляющих благотворительные пожертвования;
= пожертвования частных лиц;
= поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов;
= поступления от лицензирования некоторых видов культурной деятельности,
например, телерадиовещания;
= налоги на доходы телевизионных компаний, аудиовизуальную продукцию и
т.д.;
= международную поддержку.

31.

Культурная политика - это
совокупность принципов и норм,
которыми руководствуется
государство в своей деятельности по
сохранению, развитию и
распространению культуры, а также
сама деятельность государства в
области культуры.

32.

Следует выделить два больших блока
приоритетных направлений культурной политики:
= одним из главных направлений культурной
политики – сохранение потенциала культурного
наследия.
= другим важным направлением культурной
политики является поддержка творчества не только
как самовыражения человека в области искусства,
но и решение проблем в создании нового образа
жизни, поддержку культурных инноваций.

33.

Для реализации этих направлений важное значение
приобретает анализ возможностей индустрии культуры.
Индустрия культуры активнее других секторов экономики
развивается в последние 20 лет так называемой
постперестроечной России. Сфера индустрии культуры
характеризуется интенсивным развитием, здесь создаются
тысячи рабочих мест, во многих странах мира продукция
индустрии культуры составляет крупную долю национального
продукта.
Кинематограф, телевидение, книгоиздание, производство
аудио- и видеозаписей развиваются на коммерческой основе,
что, конечно же, накладывает отпечаток на качество
продукции индустрии культуры. Поэтому в этом процессе
большую роль должно играть государство.

34.

СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила