История книгопечатания на Руси: эпоха Ивана Грозного
Иван Грозный и книгопечатание
Анонимная типография
Иван Федоров
Судьба Ивана Федорова
Первопечатные книги и духовенство
Спасибо за внимание!
Источники информации:
29.47M
Категория: ИсторияИстория

История книгопечатания на Руси: эпоха Ивана Грозного

1. История книгопечатания на Руси: эпоха Ивана Грозного

Подготовили работу
1 курс Реклама и СО
Кузнецова Дарья
Семлякова Анастасия

2. Иван Грозный и книгопечатание

• Книгопечатание было изобретено почти
за сто лет до того, как Иван IV
венчался на царстве. К середине XVI в. в
большинстве стран Западной Европы
уже существовали типографии,
издавалось много книг, но только
теперь назрели условия для введения
книгопечатания в России. Иван IV,
несомненно, был знаком с печатными
книгами заграничного издания. Не
нужно забывать, что он был одним из
самых просвещенных людей своего
времени. Любовь к просвещению
заставила его подумать об организации
первой типографии в Москве.

3.

• Печатное слово — острейшее орудие политической борьбы.
Иван IV, глубокий и дальновидный политик, прекрасно
понимал это. Во времена Грозного наибольший спрос был на
богослужебные книги. Изготовление этих книг рукописным
способам почти целиком находилось в руках духовенства.
Переписчики, часто люди малограмотные,
многочисленными ошибками искажали тексты «священных»
книг. А ошибки в богослужебных книгах в условиях
обостренной классовой борьбы служили внешним поводом к
появлению сект, под флагом религии восстававших против
центральной власти. Книгопечатание было вернейшим
способом унифицировать религиозные книги. Потребность
в книге к середине XVI в. выросла настолько, что введение
книгопечатания стало уже необходимостью. Особенно
выросла эта потребность после завоевания новых земель
на востоке: построенные там церкви нужно было снабдить
богослужебными книгами.

4.


Кто мог ввести в России
книгопечатное дело? Казалось
бы, проще всего было
пригласить иноземных
мастеров: за границей было уже
достаточно искусных
типографщиков, и, казалось,
иностранцы охотно идут нам
навстречу. Так, еще в 1552 г.
датский король Христиан III
написал Ивану IV письмо. Начав
с того, что он, Христиан, с
первых дней своего
царствования озабочен
распространением «истинной»
(т. е. лютеранской) веры. Дело
совершенно ясно: вместе с
книгопечатанием Христиан
хотел ввести на Руси
лютеранство и таким образом
подчинить русский народ
религиозному, а затем и
политическому влиянию Дании.
Конечно, Иван IV не пошел на
такие условия. Мы не знаем его
ответа Христиану, но
отсутствие всяких следов
издательской деятельности
Миссенгейма в России
показывает, что от его услуг
отказались.

5.


Незадолго перед этим Иван IV поручил
некоему Гансу Шлитте набрать за
границей различных мастеров, в том
числе и типографщика. Он подобрал
мастеров, но до России они не доехали:
Шлитте был задержан в Любеке, а
мастера его разбежались. Из письма
Ганса Шлитте Хористиану III ясно, что
это были не простые мастера, а агенты
германского императора Карла V. Это
была очередная попытка ввести
католичество в России: «духовным»
мечом иноземцы мечтали поработить
этот народ.
Говоря о книгопечатании в России упоминают обычно имя
Варфоломея Готана. Некоторые авторы утверждают, что он
печатал книги в России для деда Ивана Грозного — Ивана III в конце
XV столетия, «целовал крест» Ивану III служил ему верой и правдой.
Но книгоиздательская деятельность Варфоломея Готана в России
не находит подтверждений.

6.


Таковы были иноземные печатники, которые
прибывали или намеревались прибыть в Россию.
Ничего хорошего от них не приходилось ждать, от
их услуг нужно было отказаться. Россия богатая
талантами нашла на своей земле мастеров,
которыми и была напечатана первая книга.
Одной из самых загадочных страниц в истории
отечественного книгопечатания является вопрос об
Анонимной типографии и безвыходных изданиях,
получивших такое наименование в связи с
отсутствием в них выходных сведений.
В настоящее время известны следующие издания,
датируемые по бумаге, вкладным и владельческим
записям, орнаментике, расположению шрифта,
строк: Узкошрифтное Четвероевангелие (15531554), Триодь Постная (1555-1556), Триодь Цветная
(1556-1557), Среднешрифтное Четвероевангелие
(1558-1559), Среднешрифтная Псалтырь (15591560), Широкошрифтное Четвероевангелие (15631564), Широкошрифтная Псалтырь (1564-1565).
Исследователями точно установлено их московское
происхождение.

7. Анонимная типография


Таким образом, очевидна деятельность
особой типографии в Москве в 1550 начале 1560-х годов. Судя по тому, что в
изданиях отсутствует указание на
царское повеление,
их печатать, исследователи
предполагают частный характер их
производства. Тематика книг,
например, выпуск Четвероевангелия,
истолковывается некоторыми
авторами как свидетельство
принадлежности Анонимной
типографии к кругам, близким к
нестяжателям. Некоторые
исследования показывают связь
Анонимной типографии с Избранной
радой Ивана IV - Адашевым, попом
Сильвестром (замечательным
писателем, автором Домостроя,
духовником царя).

8.

Значение анонимных изданий по
разному оценивается учеными. Одни
видят в них пробные издания перед
выпуском "Апостола" 1564 г., другие продукцию частной типографии. Как
бы то ни было, безвыходные издания
подготовили появление "Апостола" шедевра полиграфического искусства,
выпущенного в 1564 г. Иваном
Федоровым в Москве. Сложным
является вопрос и о работниках
Анонимной типографии. В письме
Ивана Грозного в Новгород
называется Маруша Нефедьев "мастер печатных дел", и другой
мастер Васюк Никифоров.
Исследование типографской техники
печати, а также косвенные
свидетельства более поздних
источников говорят о работе в
Анонимной типографии Ивана
Федорова и Петра Мстиславца.

9. Иван Федоров


Очень мало известно о жизни Федорова до
издания им «Апостола». Когда и где он родился, где
и у кого учился печатному делу, — все эти
вопросы остаются открытыми. Несомненно
одно: исключительные личные дарования,
талантливость и изобретательность больше,
чем какие бы то ни были учителя, помогли Ивану
Федорову достигнуть блестящих успехов в
любимом искусстве. Из того же послесловия
известно, что типография в Москве начала
строиться еще в 1553 г., а «Апостол» начали
печатать только в 1563 г. и закончили в 1564 г.
Вместе с тем сохранилось несколько
недатированных старопечатных книг,
отпечатанных гораздо хуже, чем «Апостол», и
вышедших, по-видимому, раньше него. Очень
возможно, что эти книги — первые опыты
строившейся типографии, возможно, первые
произведения Ивана Федорова, на которых учился
великий мастер.

10.


Первая же книга, на которой
Иван Федоров поставил свое
имя, представляет уже
произведение высокого
мастерства. Страницы
«Апостола» выглядят очень
красиво. Строки ровные,
строго параллельные,
расстояния между буквами
всюду одинаковы, так же, как и
расстояния между строками.
Концы строк лежат точно на
одной прямой. Оттиск
равномерный, без
надавливаний. Все это
кажется только выполнением
элементарных требований,
предъявляемых к печатной
книге, но для первой книги —
это огромное достижение. А
вот роскошь, теперь давно уже
оставленная издателями: в
«Апостоле» прописные буквы,
вставки и другие
подразделения в тексте
сделаны киноварью на каждой
странице. Это значит, что
каждую страницу приходилось
дважды пропускать под
прессом — для черной и для
красной красок. При этом
красные буквы нигде не
смещены по отношению к
черным. Книга украшена очень
изящными заставками. Из
всего известного о Иване
Федорове несомненно, что
первый русский печатник был
исключительно одаренным
мастером.

11. Судьба Ивана Федорова

• В Москве Иван Федоров и
Петр Мстиславец успели
выпустить еще только
одну книгу «Часовник» в
1565 г. Вскоре после этого
они вынуждены были
бежать из Москвы. Все
темные, реакционные
силы тогдашней России
обрушились на первых
печатников и заставили
их покинуть отечество
ради спасения жизни.
Послесловие ко второму изданию «Апостола»,
выпущенному Иваном Федоровым уже за границей, во
Львове, прямо указывает, кто были эти гонители.
Гнали печатников бояре, реакционное высшее
духовенство (митрополит Макарий, который
поддерживал реформы Грозного, умер в 1563 г.).

12.


Сначала Ивану Федорову
удалось найти себе
покровителя в лице
гетмана Ходкевича. На
его средства Федоров
основал в имении
Ходкевича Заблудове
типографию. Однако
скоро меценатство
надоело Ходкевичу, он
предоставил Федорову
«немалую весь» (село) и
предложил ему заняться
земледелием. Но
энтузиаст своего дела
Федоров не согласился на
спокойную жизнь
земледельца. Он
отправился во Львов, где
долго не мог ничего
добиться, не получая
никакой помощи от тех,
к кому он обращался.

13.

• В конце концов, Федоров все же достиг своей цели и
открыл типографию. Сильно стесненный
многочисленными долговыми обязательствами, он все
же издавал книги во Львове, затем в Остроте. Иван
Федоров умер в декабре 1583 г. во Львове, оставив своим
детям арестованную за долги типографию и крайне
запутанные дела. Изгнанный из отечества Федоров
сделал все, что мог, для своего народа: он упорно
продолжал печатать русские книги. С этого пути его
не смогли свернуть никакие трудности, никакие
соблазны. Он отказался от села, предложенного ему
Ходкевичем, чтобы вместо «житных семян духовные
семена по вселенной рассевати».
• На могильной плите Ивана Федорова под изображением
его типографского знака было написано: «Друкарь книгь
пред тымь невиданныхь»

14. Первопечатные книги и духовенство


Прогрессивный характер деятельности
Ивана Федорова в Москве лучше всего
показывает озлобление, которым
встретило эту деятельность
реакционное духовенство. Почему же
духовенство восставало против
печатания даже богослужебных книг?
Прежде всего печатание книг в
государственной типографии лишало
духовенство монополии на книгу и
усиливало зависимость церкви от
государства. Книгопечатание влечет за
собой более широкое распространение
книг, которое содействует
распространению грамотности. Что
совсем не устраивало духовенство: чем
безграмотнее народ, тем легче верит он
религиозным сказкам. Духовенство, само
невежественное, отнюдь не хотело,
чтобы миряне становились образованнее
своих «духовных отцов».

15.

• Иван Федоров внес
передовую технику в
такое важное дело, как
печатание книг, благодаря
этому они получили
распространение в
народных массах, книга
демократизировалась. В
чем и заключалась
величайшая заслуга
Федорова. Противники
данного новшества могли
изгнать печатников, но
уже не могли остановить
движения истории.
Благодаря тому, что Иван
Грозный все круче
расправлялся со своими
строптивыми боярами,
типографское дело,
однажды введенное,
продолжало развиваться
дальше.

16.

• В XVII в. уже начали выходить книги
не религиозного содержания. В 1647 г.
вышла первая книга по военному делу.
В XVII в. печатные книги все еще
сохраняли пережитки рукописных: в
рисунке букв, в многочисленных
сокращениях и надстрочных знаках,
удобных для рукописи, но крайне
усложняющих набор. Только в начале
XVIII в. по приказанию Петра I был
выработан так называемый
гражданский шрифт, причем все
надстрочные знаки уничтожены и
исключены из алфавита, некоторые
потерявшие значение буквы. Новым
шрифтом уже при Петре I были
отпечатаны учебные пособия по
языкознанию, математике,
географии и т. д.

17. Спасибо за внимание!

18. Источники информации:

• А.А. Говорова и Т.Г.
Куприянова История книги
гл 12 2001
• http://histnote.ru/knigopech
atanie-na-rusi/
• Скрынников В.Г Иван
Грозный гл 45 2001
English     Русский Правила