Происхождение человека
Палеовизит
Палеовизит (палеоконтакт)
Теория биологической эволюции
Человек – биосоциальное существо
Биологизаторство
Социологизаторство
Основные отличия человека от животного
Индивид, индивидуальность и личность
Индивид, индивидуальность и личность
2.76M
Категория: СоциологияСоциология
Похожие презентации:

Природное и общественное в человеке. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

1.

Тема 1. Природное и общественное в человеке.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Модуль 1. Человек и общество

2. Происхождение человека

Одна из основных проблем в философии – проблема человека. Ключевым в этой проблематике
является вопрос о происхождении человека.
Антропогенез – теория происхождения человека, в которой рассматривается процесс его
возникновения и развития.
Существует несколько теорий происхождения человека.
Антропогенез
Теории происхождения
человека
Религиозная
Палеовизит
Божественное
происхождение человека.
Человек – создание
пришельцев из космоса,
которые, посетив Землю,
оставили на ней
человеческие существа.
Душа – источник
человеческого в человеке.
Естественнонаучные теории
Теория эволюции.
Человек как
биологический вид имеет
естественное, природное
происхождение и
генетически связан с
высшими
млекопитающими
(Чарльз Дарвин).
Главной причиной
появления человека в
результате эволюции
является труд. Под
влиянием труда
сформировались
специфические качества
человека – сознание, язык,
творческие способности
(Фридрих Энгельс).

3. Палеовизит

Практические каждая религия, которая сохранилась до
сегодняшнего дня, говорит о том, что человек появился
благодаря высшему существу.
Приверженцы такой теории не верят во все доказательства
происхождения человека от животных, существующих на
сегодняшний день.
К примеру, христиане говорят, что человек произошёл от
Адама и Евы, первых людей, которых создал Бог. «Бог создал
человека по подобию своему» (Библия).
Креационизм – религиозная и философская концепция,
согласно которой основные формы органического мира
(жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом,
рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или
Богом.
Сотворение света. Из книги «Библия в гравюрах Гюстава Доре».
Художник Гюстав Доре.

4. Палеовизит (палеоконтакт)

Палеоконта́кт (гипо́теза дре́вних космона́втов, палеокосмона́втика) — гипотетическое посещение
Земли в прошлом разумными существами внеземного происхождения, предположительно
отражённое в некоторых древних памятниках земной культуры.
Часто гипотеза палеоконтакта подразумевает внеземное происхождение некоторых (или всех) земных
цивилизаций.
Пик всемирного увлечения идеей
палеоконтакта – под влиянием книги
швейцарского писателя-уфолога Эриха
фон Дэникена «Колесницы богов» (1968)
– приходится на 1970-е годы.
Наскальная живопись из Валкамоники (ок. 10 000 до н. э.).
По научным представлениям — ритуальное изображение богов или
мифических существ. По утверждению сторонников гипотезы
палеоконтакта — примитивный рисунок, запечатлевший
представителей внеземной цивилизации («астронавты в скафандрах»)
В «Колесницах богов» палеоконтактом
объясняются и многие страницы Ветхого
Завета: получение Моисеем скрижалей
завета, гибель жены Лота (якобы
посмевшей взглянуть на ядерный взрыв)
Учение фон Дэникена считается
типичным примером псевдонауки.
Древнеяпонская статуэтка, по мнению
фон Дэникена, изображающая
инопланетянина

5. Теория биологической эволюции

«Так как человек, с генеалогической точки зрения, принадлежит к узконосым обезьянам Старого
Света, то мы должны заключить, сколько бы ни протестовала наша гордость против подобного
вывода, что наши древние родоначальники должны быть отнесены к этому семейству. Мы не
должны, однако, впасть в другую ошибку, предполагая, что древний родоначальник всего обезьяньего
рода, не исключая и человека, был тождественен или даже близко сходен с какой-либо из ныне
существующих обезьян». Чарльз Дарвин

6. Человек – биосоциальное существо

Человек – биосоциальное
существо
Биологическое
Принадлежит к высшим
млекопитающим, образуя
особый вид Homo Sapiens.
Биологическая природа человека
проявляется в его анатомии,
физиологии: он обладает
кровеносной, мышечной,
нервной и другими системами.
Его биологические свойства
жестко не запрограммированы.
Это ведет к возможности
приспосабливаться к различным
условиям существования.
Условие, предпосылка
существования человека
Социальное
Человек по своей сути есть
существо биосоциальное: он
является частью природы и
вместе с тем неразрывно связан с
обществом.
Неразрывно связан с обществом.
Биологическое (природное) и
Человек становится человеком.
социальное (общественное) в
Лишь вступив в общественные
отношения, в общение с другими. человеке слиты воедино, и только
Социальная сущность человека в таком единстве он существует.
проявляется через такие
Абсолютизация оной из сторон
свойства, как способность и
готовность к общественно
ведет к биологизаторству и
полезному труду, сознание и
социологизаторству.
разум, свобода и ответственность Биологизаторский Социологизаторский
и др.
поход
поход
Сущность человека
Акцентрует лишь
Объясняет природу
эволюционночеловека, исходя из
биологические предпосылки
социально значимых
человеческой природы факторов. Человек – «чистая
человека
доска», на которой
общество пишет нужные
слова

7. Биологизаторство

Представители этого биологизаторского направления считали, что человек как личность формируется
по заранее заложенной в нем программе. Качества и свойства, которые в нем заложены
развертываются самопроизвольно, педагог лишь способствует реализации этой программы. По
данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными
качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.
Сэм Харрис (1967-…)
Представитель «нового атеизма»
«Биологизаторство — наивный стиль мышления. Биологизаторская
установка строится на том, что всякая проблема в конечном счете может
быть решена отсылкой к фактам естественнонаучного мира. Это пример
мифологизации научного знания. Популярность биологизаторства можно
объяснить тем, что простые объяснения сложных феноменов привлекают
людей. Обычно, когда человек имеет плохое представление о предмете, он
об этом смелее всего судит <…>
Биологизаторами могут быть как ученые, так и обычные люди (как правило,
имеющие косвенное отношение к науке или слабую гуманитарную
подготовку). Яркий пример биологизатора — Сэм Харрис. Также к нему
можно добавить и остальных представителей «четверки всадников нового
атеизма»: Ричарда Докинза, Дэниела Деннета, Кристофера Хитченса. Но
здесь не все так однозначно. Нередко обвинение в биологизаторстве может
быть риторическим приемом в дискуссии, это подчеркивает негативную
коннотацию термина».
Антон Кузнецов, кандидат философских наук, научный сотрудник
Центра исследования сознания при философском факультете МГУ.

8. Социологизаторство

Социологизаторы самым важным в развитии ребенка считали условия его
жизни, особенности окружающей среды. С их точки зрения личность – это
продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта,
биологическая наследственность не играет при этом значительной роли.
Некоторые из социологизаторов утверждали, что от рождения все дети
обладают равными возможностями. Однако человек должен приспосабливаться
к окружающей его среде. Поэтому возникают отличия между людьми, которые
находятся в разных условиях жизни. Из этого делался вывод, что дети, которые
выросли в неблагоприятной среде не развиты интеллектуально и поэтому им
бесполезно давать образование.
Для осмысления тех опасностей, которые таят в себе социологизаторские
трактовки человека, очень многое дает популярный в нашем столетии жанр
антиутопий – литературы, описывающей вымышленное общество, в котором
господствует примитивный, одномерный социальный идеал.
Олдос Хаксли
(1894-1963)
писатель
Ярким примером антиутопии может служить роман английского писателя
Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932 г.), повествующий о стране, в
которой искусственным путем воссоздаются разные типы человеческих существ,
заранее приспособленных к тем или иным видам труда, но ограниченных во
всех других отношениях.

9. Основные отличия человека от животного

• Человек обладает мышлением и
членораздельной речью.
• Человек способен к сознательной
целенаправленной творческой
деятельности.
• Человек в процессе своей деятельности
преобразует окружающую
действительность, создает необходимые
ему материальные и духовные блага и
ценности (культуру).
• Человек способен изготовлять орудия
труда и использовать их как средство
производства материальных благ
• Человек воспроизводит не только свою
биологическую, но и социальную
сущность, удовлетворяя не только
материальные, но и духовные
потребности

10. Индивид, индивидуальность и личность

«Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность
отстаивают» (Александр Асмолов)
Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность»
Индивид (от лат. Individum –
неделимый, неразделенный) – это
единичный представитель
человеческого рода, конкретный
носитель природно обусловленных
свойств.
Пол, биохимические и
физиологические особенности,
возраст, тип конституции,
нейродинамика, биологические
потребности, эмоции, задатки
Человек как отдельная особь среди
других людей
Индивидуальность – это
неповторимое своеобразие
проявлений человека,
подчеркивающее непохожесть на
других людей.
Характерные признаки
Личность (от лат. Persona – особа) –
это человеческий индивид,
являющийся субъектом сознательной
деятельности, обладающий
совокупностью социально значимых
черт, свойств и качеств, которые он
реализует в общественной жизни.
Индивидуальные особенности,
Направленность (влечение, желание,
характер, социально обусловленная
стремление, идеал, ценности,
деятельность, самооценка,
установка, мировоззрение),
жизненный опыт, «Я-концепция»,
социальные потребности,
потребность в самореализации
социальный статус, социальная роль,
сознательные цели
Человек как один из многих, но с
Человек с социально значимыми
учетом его личных особенностей:
качествами
внешний облик, манера поведения,
характер и т.д.

11. Индивид, индивидуальность и личность

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются,
личностью становятся в процессе социализации.
Развитие
человека
Социальный
опыт,
человеческая
культура
Социализация
индивида
Личность
Личность человека не является чем-то застывшим и
неизменным, она меняется в процессе индивидуального
развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.

12.

Тема «Природное и общественное в человеке.
Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции»
Термины/понятия
Антропогенез * Палеовизит (палеоконтакт) * Теория эволюции * Креационизм *
Религия * Дуализм * Биологизаторство * Социологизаторство * Редукционизм *
Индивид * Индивидуальность * Личность * «Я-концепция» * Социализация
Имена
Чарльз Дарвин * Фридрих Энгельс * Эрих фон Дэникен *

13.

Тема «Природное и общественное в человеке.
Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции»
Вопросы:
1) Какие теории происхождения человека вы знаете?
2) Что такое антропогенез?
3) В чем заключается биосоциальная природа человека? Приведите
примеры биологического и социального в человеке.
4) Как соотносятся между собой понятия индивид, индивидуальность и
личность?
5) Что такое «Я-концепция» и какие ее трактовки вам известны?

14.

Домашнее задание
Прочитать статью журнала «Нож» ««Биологизаторство»: что такое вульгарный
материализм, есть ли у человека инстинкты и можно ли предсказать судьбу по
геному – рассказывают ученые»
Вопросы к статье:
1) Что такое «биологизаторство»?
2) Каковы наиболее распространенные предрассудки, которые рождает
«биологизаторство»?
3) Что является источником биологизаторства и причиной его популярности
согласно кандидату философских наук Антону Кузнецову?
4) Ознакомьтесь с идеями «новых атеистов». Что позволяет Антону Кузнецову
относить их к «биологизаторам»?
5) Какие аргументы в защиту положения «человек – это биосоциальное существо»
приводят ученые в статье журнала «Нож»? Приведите не менее 5-ти цитат.
English     Русский Правила