Похожие презентации:
Художественное творчество больных шизофренией и эпилепсией
1. Художественное творчество больных шизофренией и эпилепсией.
Екшибарова Н.И.2.
3.
Какая странная усталость.Не знаю, что со мною стало.
Я в зябкой мякоти кровати
Лежу уже, который день.
Из крана капли каплют в ванной
И тонет в зеркале туманном
Моя трепещущая тень.
Я исчезаю постепенно.
Я растворяюсь в белых стенах.
И уплывает в потолок,
Как голубое привидение,
Мое последнее владение,
Мой голубой глазной белок.
4. Художественное творчество больных шизофренией.
В своих рисунках больные шизофренией могутидентифицировать себя с кем и с чем угодно: с
добром, злом, с черной дырой в космосе или
озоновой в атмосфере, Богом, дьяволом, с
какими-то
несообразными
фантазиями,
переформированными
до
неузнаваемости
реалиями.
Объект
идентификации
зависит
от
направленности интересов больного.
Способы связаны с особенностями психического
состояния.
5.
6.
Появлениедеформированных
композиций,
тенденция к распаду на составные элементы,
неестественные очертания и цвет, своеобразная
символика - следствие присущих больным
нарушений
мышления
разорванности,
разноплановости.
Рисунки больных шизофренией, в части своей,
нуждаются в расшифровке и толковании. Они,
попросту, непонятны.
7.
8. Среди прочих признаков наиболее представительными являются стереотипии. В их числе:
- Стереотипии типа "моторной разрядки",проявляющие себя заполнением пространства
бесконечными рядами линий, бесформенных
каракуль, букв.
- Стереотипия навыков - больные используют
одни и те же, заученные ещё до болезни и не
меняющиеся в течении длительного времени,
приёмы и навыки. Вне зависимости от предмета
изображения и предъявляемых требований.
9.
10.
К стереотипии навыков примыкает, такназываемая
"орнаментальная
стереотипия".
Многократное повторение различных орнаментов,
как простых, так и сложных.
В
ряде
случаев
"орнаменты"
служат
своеобразным обрамлением рисунков.
-- Стереотипия воспоминаний.
Для этой стереотипии характерно неумение
выйти за пределы узкого круга
тем.
11.
12.
Больные обращаются лишь к некоторым, хорошоим известным из прошлой жизни фактам.
Все остальные события остаются вне их
внимания и не находят отражения в творчестве.
Стереотипия воспоминаний может обнаруживать
себя как в целой серии рисунков связанных с
одной и той же темой, так и в отдельных фигурах,
деталями обстановки, пейзажа и.т. д.
Рисунки больных шизофренией заполнены
неравнозначными
по
смысловой
нагрузке
деталями.
Больные стараются "забить" все свободное
пространство, "закупорить" его.
13.
14.
Рисункиизобилуют
многочисленными
подробностями.
Их количество зависит от наличия свободного
пространства.
Больных, по выражению одного из первых
исследователей творчества больных шизофренией
Принцгорна, одолевает "боязнь пустых мест".
Детали в рисунках больных выполнены
небрежно. Чаще всего их основные контуры
только намечаются. Отсутствует отчетливая
тенденция к их проработке и оформлению.
Они ничего не подчеркивают, не выделяют.
Их количество зависит от импульса к рисованию
и свободного пространства.
15.
16.
Сплошь и рядом, в рисунок внедряютсяматематические формулы, цифры, отдельные
слова и даже фразы.
Лоброзо объяснял это "... потребностью
дополнить значение слова и рисунка, в
отдельности
недостаточно
сильных
для
выражения данной идеи с желательной ясностью
и полнотой.
Для живописи больных шизофренией характерно
стремление к геометризации форм.
Рисунки разбиваются на симметричные сектора.
В них появляются треугольники, ромбы, квадраты.
17.
18.
Выражено стремление к деформации отдельныхкомпозиционных элементов.
В
первую
очередь
это
относится
к
человеческому телу. Оно изображается то с явным
нарушением пропорций, то с несоответствующим
природе
количеством
рук,
ног,
то
с
неестественными очертаниями.
В таких случаях говорят о "монстрозных
образованиях".
Живые
существа
могут
причудливо
переплетаться с неодушевленными предметами "сжатые образы" по Э.Кречмеру.
19.
20.
Изображаютсяизолированные
части
человеческого тела. В первую очередь, глаз.
Немецкий психиатр Лемке, автор книги
"Психиатрическая тематика в живописи и графике"
писал:
- ... изображение пристально смотрящих
изолированных глаз... является следствием
таинственного и неясного видения мира. Одним
из характерных признаков художественного
творчества больных шизофренией следует считать
тенденцию к распаду изображаемых предметов на
их составные элементы.
21.
22.
Можно выделить, по крайней мере, три этапа,которые претерпевает этот процесс.
На первом этапе происходит нарушение связи
между
предметами,
их
изолированное
размещение, и деформация. Могут появляться
неоформные образования.
На втором этапе
связь между отдельными элементами становится
менее выраженной. Требуются значительные
усилия для того, чтобы в конгломерате
деформированных и произвольно размещенных
предметов уловить их реальные очертания.
И, наконец, на третьем этапе происходит то, что
Реннерт
называл
"распадом
образного
выражения".
23.
24.
Люди, животные, здания изображаются в видедеформированных линий, полос, пятен.
Детали фона и основные элементы композиции
бывают
спутаны
и
недостаточно
отдифференцированы.
В ряде случаев наблюдается их полное слияние.
Страдает перспектива. Мало движения.
Больные не могут передать в рисунке
пространственные отношения между предметами.
Они, это относится и к профессиональным
художникам,
теряют
умение
пользоваться
светотенью, линейной перспективой.
25.
26.
Рисунки лишены третьего измерения. Они носятплоскостной характер, напоминая манерою
исполнения
древнеегипетскую
живопись,
наскальные рисунки и картины детей.
Содержание рисунков больных шизофренией
неоднозначно.
Они могут обращаться к сюжетам сказочноаллегорического содержания.
Рисуются чудовища, пришедшие из сказок
птицы и животные, герои былин, мифов,
преданий.
Зарисовкам бытового содержания свойственна
некая нарочитость, выпячивание второстепенных
деталей, интенсивное нагромождение предметов,
стилизованное обрамление.
27.
28.
Природаизображается
схематически.
Деревья - симметричные линии. Солнце - круг.
Рисуя
обнаженное
тело,
больные
шизофренией нередко акцентируют внимание
на половых признаках.
Причем речь идёт не столько о копировании с
анатомически четкими нюансами, сколько о
гиперболизированной схеме.
У одного и того же персонажа одновременно
могут наблюдаться как мужские, так и женские
половые признаки.
Некоторые больные пытаются изобразить то,
что К. Ясперс определял, как "сущность вещей"
- добро и зло, радость, счастье, любовь.
Отдаётся предпочтение рисованию по памяти.
29.
30.
Художественноетворчество больных
эпилепсией.
31.
32.
Проявления художественного творчества больныхэпилепсией можно отнести к трём основным подгруппам.
Первая, наиболее многочисленная.
В неё входят больные эпилепсией, чьё творчество
лишено сколько-нибудь характерных черт для эпилепсии.
Оно, целиком зависит от способностей больного, его
жизненного опыта и навыков.
Для больных второй группы свойственна общая для
большинства психических заболеваний зависимость от тех
или иных, неспецифических клинических проявлений.
При плохом настроении больные этой группы отдавали
предпочтение мрачным тонам.
При повышенном - преобладали яркие, пестрые краски.
Творчеству больных эпилепсией с выраженными
интеллектуально-мнестическими нарушениями, как и
больным с аналогичными расстройствами в рамках других
заболеваний были присущи - бедность содержания, малая
выразительность, незамысловатость изобразительных
средств.
33.
34.
В третью группу вошли больные, в творчестве которыхбыли найдены характерные для эпилепсии изменения.
Наиболее заметной оказалась склонность к
детализации.
Обращает на себя внимание обилие подробностей,
мелких и мельчайших деталей, каких-то черточек,
штрихов, едва уловимых оттенков.
Подробности загромождают рисунок, делают его
излишне насыщенным, тесным.
В рисунке мало движения. Всё загромождено,
заставлено. Не хватает воздуха.
В известной степени, это связано с тем, что
эпилептики имеют обыкновение тщательно
заштриховывать промежутки между элементами
рисунка.
Не столько выделяя их этим, сколько подавляя и
нивелируя.
35.
36.
В отличие от "боязни пустых мест",свойственной живописной продукции больных
шизофренией с обилием неравнозначных по
смысловой нагрузке, неоформленных и не
проработанных деталей; в рисунках больных
эпилепсией детали отличаются мелочностью
отделки, тщательностью раскраски, предельной
точностью и близостью к оригиналу.
Скорее можно говорить о "дефиците пустых
мест".
Один из исследователей художественного
творчества больных эпилепсией Э.А. Вачнадзе,
отмечал, что эпилептики из-за этого часто не
укладываются в предоставленные им "
пространственные масштабы". И нуждаются для
воплощения своих замыслов в дополнительных
листах бумаги.
37.
38.
Больные эпилепсией обнаруживают склонность к сюжетамсказочно-аллегорического, фантастического и, особенно,
религиозного содержания.
Это, в известной степени, связано с тем, что тяга к высокому
у эпилептиков весьма заметна и многое определяет и в
намерениях и поступках
Отсюда гиперболизация собственной личности, её свойств и
качеств.
В рисунках находит отражение, завышенное представление о
собственной силе, ловкости.
Сюжетное построение рисунков завязано на каких-то
неординарных, поражающих воображение поступках,
совершаемых больным.
Он побеждает своих врагов. И возвышается над
поверженными,
находящимися в унизительном беспомощном состоянии
противниками
Все это тесно переплетается. В одном и том же рисунке могут
соседствовать и сцены насилия, и какие-то нравственные
искания. Обращение к высокому и неприкрытая жестокость;
великодушие и мстительность, ненависть и любовь.
39.
40.
Эпилептики охотно рисуют тело. Заметнаакцентуация на половых признаках.
В портретах, даже если изобразительные
возможности автора невелики, можно
заметить какие-то характерные для
оригинала признаки, какое-то неуловимое
сходство.
Один и тот же сюжет может стать
определяющим. Он переходит целиком или
отдельными компонентами из одного рисунка
в другой.
Это связывают со склонностью эпилептиков
упорно следовать заранее избранной форме
изображения.
Впрочем, сказанное, не исключает
замечательной способности больных
эпилепсией к копированию. Даже тех из них,
у кого нет сколько-нибудь заметной
способности к самостоятельному рисованию.
41.
42.
Цвет в рисунках больных эпилепсией имеет вполнеконкретную функцию. Он придает элементам композиции
достоверность, приближает их к изображаемым
предметам.
Что отличает эти рисунки от рисунков больных
шизофренией, где окраска, чаще всего, произвольна или
символична.
Отмечают приверженность эпилептиков к красному
цвету. И связывают эту предпочтительность со
зрительными ощущениями, испытанными в состоянии
ауры.
Рисуя, больные эпилепсией обнаруживают
подчеркнутую аккуратность, медлительность, педантизм.
Процесс завершения рисунка, как в целом, так и
отдельных его деталей даётся больным трудно.
43.
44.
Длительное время они водят карандашом поодному и тому же участку листа, не в силах
оторваться от него.
Швейцарский психиатр Франциска Минковская
квалифицировала этот феномен, как
"прилипание к модели".
В ряде случаев, в результате усиленной
заштриховки, бумага не выдерживала
напряжения и рвалась
Рисунки сделанные акварельными красками, в
результате многократного накладывания слоя на
слой, становились похожими на рисунки при
написании которых использовались масляные
краски.
45.
46.
Появление характерных для эпилепсии чертхудожественного творчества совпадало с
наличием у больных типичных личностных
изменений.
Таких, как обстоятельность, склонность к
застреванию, приверженность к трафаретным
навыкам, заезженным оборотам, следованию
раз и навсегда установленному порядку вещей,
мелочный педантизм, ханжество и многое
другое.
47.
48.
Вне этих личностных свойствхудожественное творчество больных
эпилепсией мало, чем отличалось от
творчества здоровых людей или
обнаруживало на себе влияние
психопатологических факторов общего
для других психических заболеваний
характера.
49.
50.
СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ!