281.69K

Герберт Спенсер: труды, эволюционизм, социологические взгляды

1.

Герберт Спенсер
труды, эволюционизм, социологические
взгляды

2.

Герберт Спенсер (1820-1903) —
английский философ и социолог,
один из родоначальников
эволюционизма, идеи которого
пользовались большой
популярностью в конце XIX века,
основатель органической школы в
социологии; идеолог либерализма.
Его социологические взгляды
являются продолжением
социологических воззрений СенСимона и Конта, определённое
влияние на развитие идеи эволюции
оказали Ламарк и
К. Бэр, Смит и Мальтус.

3.

Основные труды:
• “Социальная статика” (1851);
• “Системы синтетической философии” (1858);
• “Основные начала” (1862);
• “Основания биологии” (1864-1867);
• “Основания психологии” (1870-1872);
• “Основания социологии” (1876-1896);
• “Основания этики” (1879-1893);
• “Социология как предмет изучения” (1903).
Эволюционизм — направление в антропологии и
этнографии, сторонники которого предполагали
существование универсального закона общественного
развития, заключающегося в эволюции культуры от
низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.
д. Главная идея эволюционистов заключалась в
убеждении о полном тождестве исторических путей
разных народов. Историю эволюционисты
рассматривали как сумму независимых эволюций
единичных элементов культуры и социальной
структуры.

4.

1. Существует универсальный закон развития человеческих культур.
2. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же
умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно
аналогичные решения, что в свою очередь определяет единообразие культуры
на сходных ступенях развития;
3. В человеческом обществе имеет место непрерывное развитие, то есть
прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному.
4. Развитие любого культурного элемента изначально предопределено, так как
его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних. При
этом развитие любой культуры многоступенчато, а ступени и стадии развития
едины для всех культур в мире.
5. Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития,
а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и
прогрессивно развивающийся эволюционный ряд.
6. Первобытное общество имело единые для всех народов социальные,
культурные и экономические модели.
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
“Системы синтетической
философии”

5.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Г.СПЕНСЕРА
Социальные организмы — это вершина природной эволюции. В социальном организме
Спенсер выделяет внутреннюю подсистему, которая ведает сохранением организма и
адаптацией к условиям окружающей среды, и внешнюю, функциями которой являются
регулирование и контроль взаимоотношений организма с внешней средой. Имеется и
промежуточная подсистема, ответственная за коммуникацию между первыми двумя.
Общество в целом у Герберта носит системный характер.
Каждый социальный организм
состоит из трех основных органов
Большую роль в социальных организмах играет
(систем):
управленческая система, определяющая цели и
1) производственного (сельское
координирующая остальные органы. Таким образом,
хозяйство, рыболовство, ремесло);
Спенсер одним из первых дал достаточно четкую
2) распределительного (торговля,
структурно-функциональную характеристику
дороги, транспорт и т. и.);
социальных организмов: стран, регионов, поселений.
3) управленческого (старейшины,
государство, церковь и т.п.).

6.

Механизм социальной эволюции включает
три фактора:
• люди изначально неравны по своим характерам,
способностям, условиям жизни, в результате чего
возникает дифференциация ролей, функций, власти,
собственности, престижа;
• существует тенденция к усилению специализации ролей,
росту социального неравенства (власти, достатка,
образования);
• общество делится на экономические, политические,
национальные, религиозные, профессиональные и т. п.
классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.

7.

ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ «СОЦИАЛЬНОГО
ОРГАНИЗМА» И БИОЛОГИЧЕСКОГО
1. В отличие от биологического организма, образующего
«тело», имеющего конкретную форму, элементы
общества рассеяны в пространстве и обладают
значительно большей автономией.
2. Но главное отличие состоит в том, что в
биологическом организме части служат для целого, в то
время как в обществе целое существует ради частей.

8.

СХОДСТВА «СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА»
И БИОЛОГИЧЕСКОГО
1. Общество, как и биологический организм имеет тенденцию к
росту и развитию (численность населения, материальные ресурсы
и др.).
2. Как и в случае биологической эволюции, рост приводит к
усложнению структуры.
3. Усложнение структуры сопровождается дифференциацией
функций, выполняемых отдельными частями.
4. Общество состоит из индивидов, как организм — из клеток.
5. Индивиды взаимодействуют друг с другом как клетки, которые
обмениваются различными химическими веществами.
6. Как и в биологических организмах, целое всегда более
устойчиво, чем отдельные части.

9.

Типы обществ по Спенсеру
Военный тип общества — военные конфликты и истребление или порабощение
побеждённого победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в
промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное
повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к
требованиям окружающей среды. Правительственное вмешательство не только не
приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.
Промышленный тип — промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный в
области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе — благо
для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный
уровень общества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.
Наихудший тип — выживание и процветание слабейших, то есть людей с низшими
интеллектуально-моральными качествами, что приведёт к деградации всего общества.

10.

Три формулы объяснения социальной
эволюции: «естественный отбор»,
«борьба за существование»,
«выживание сильнейшего».
Правительство не должно вмешиваться
в естественные процессы, протекающие
в обществе. Только в таких условиях
люди «приспособленные» будут
выживать, а «неприспособленные» —
вымирать; только сильные смогут
адаптироваться и достигать всё более
высоких уровней исторического
развития.
Социализм и коммунизм —
невозможны. Людям свойственны
любовь к власти, честолюбие,
несправедливость и нечестность. «Все
попытки ускорить прогресс
человечества с помощью
административных мер ведут лишь к
возрождению учреждений,
свойственных низшему (то есть
военному) типу общества — пятятся
назад, желая идти вперед».

11.

Перечень индивидуальных
прав по Спенсеру:
- безопасность личности,
- свободное передвижение,
- свобода совести,
- свобода речи,
- свобода печати.
Спенсер защищал «право
каждого человека
заниматься своими делами
как ему угодно, каковы бы
ни были его занятия, лишь
бы они не нарушали
свободы других».

12.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила