Похожие презентации:
Философия общества
1. Тема 3.4. Философия общества.
1. Основные подходы к пониманию общества.2. Общество как саморазвивающаяся система.
3. Общество как процесс.
1. Изучение общества начинается почти с момента зарождения
философии. Среди древних философов, занимавшихся исследованиями
социума, следует отметить Демокрита, Платона, Аристотеля, Цицерона и
многих других. За прошедшие два с половиной тысячелетия в философии
сложилось огромное число различных точек зрения по поводу сущности и
специфики общества. Рассмотрим некоторые из них.
Объективно-идеалистический подход (представлен в философии
Г.Гегеля). Основная идея здесь следующая: история общества есть история
саморазвития.
Абсолютной
идеи,
подчиняющейся
определенным
диалектическим закономерностям. Отсюда и общество развивается
закономерно.
Формационный подход к развитию общества (материалистическое
понимание истории) разрабатывался в философии марксизма.
Культурологический подход к развитию общества разрабатывался в
работах немецкого представителя философии культуры Освальда Шпенглера
(1880-1936). Философ считал, что история человеческого общества
распадается на ряд неповторимых культур, каждая из которых проходит
четыре стадии: детство, юность, возмужалость, старость, или этап
цивилизации, и наконец, гибель. Затем происходит возникновение новой
культуры.
2.
Культура и цивилизация, по мнению Шпенглера, - этопринципиально разные явления. Культура воплощает в себе подлинно
человеческие, лучшие качества: благородство, бескорыстие, стремление к
нравственному совершенствованию. Цивилизация - это заключительный
этап развития любой культуры, с которого начинается ее гибель.
Основные признаки цивилизации следующие: развитие индустрии и
техники, деградация искусства, падение морали, скопление людей в
городах.
Большие города цивилизованны, но не имеют культуры,
нравственности. Здесь люди отчуждены друг от друга, чувствуют себя
более одинокими, чем в любой деревне. В городах меньше соблюдаются
традиции и обычаи.
Цивилизационный подход к развитию общества представлен
философией английского историка, философа и социолога Арнольда
Тойнби (1889-1975). В своей 12-томной работе «Исследование истории»
(1934-1961) он предпринял попытку объяснить смысл процесса
общественного развития через понятие «цивилизация».
Общественная жизнь, с точки зрения Тойнби, представляет
собой совокупность единиц социальной организации, которые и названы
«цивилизациями». Каждая цивилизация уникальна, неповторима.
Философ объясняет это географическими условиями, то есть средой
обитания.
3.
Цивилизация - это устойчивая общность людей, объединенная, преждевсего, духовными традициями, а также географическими рамками.
Каждая цивилизация в своем развитии проходит несколько этапов:
возникновение, рост, зрелость, расцвет, надлом, упадок, разложение. Не
все цивилизации могут пройти весь путь от начала до конца; некоторые
из них погибают, не успев расцвести.
Системно-синергетический подход к анализу общества
основан на общей теории систем, создателем которой считают
австрийского биолога и философа Людвига фон Берталанфи (1901 1972). Синергетика как междисциплинарное направление научных
исследований возникает в 60-70-е гг. XX столетия. Такое название этой
дисциплины было предложено немецким физиком Г.Хакеном. Буквально
термин «синергетика» означает «теория совместного действия».
Синергетика изучает общие законы самоорганизации различных систем.
С точки зрения системно-синергетического подхода, общество
представляет
собой
открытую,
динамическую,
нелинейную,
самоорганизующуюся систему. Поясним значение этих терминов.
Система - совокупность взаимосвязанных элементов. При этом
возникающие в ней свойства и функции являются новыми; ими не
обладает ни одна из частей системы, когда они (эти элементы) находятся
в разрозненном состоянии.
4.
Такие качества называют «системными». Если речь идет об обществе каксистеме, то его элементами являются - человек, личность, индивид,
социальные группы и организации, отношения, состояния, процессы,
уровни развития.
Динамическая система - это система, которая изменяет свое
состояние во времени, например, живой организм, растение, человек.
Открытая система - это система, которая обменивается с
внешней средой и энергией (природные системы), и веществом
(биологические системы), и информацией (социальные системы).
Открытыми являются почти все общественные системы. Между ними
происходит обмен: 1) природными богатствами, территориями, сферами
жизненного пространства, человеческими ресурсами - ресурсная сфера;
2) товарами, капиталом - экономическая сфера; 3) идеями, информацией,
ценностями - информационно-культурная сфера.
Нелинейная система - это система, которая способна развиваться
из одной точки по многим направлениям. Тем самым появляется ряд
траекторий эволюции систем. Следовательно, пути эволюции таких
нелинейных систем не являются строго предопределенными и
одновариантными.
Примеры нелинейности применительно к развитию общества:
«развитые страны» и «развивающиеся страны», разные варианты
демократических государств.
5.
Самоорганизующаяся система - это система, которая спонтанно,самопроизвольно переходит из одного состояния в другое, изменяя свою
организацию, структуру. Примерами самоорганизации человечества
являются вспышки эпидемий (чума, холера, оспа, грипп, СПИД), войны,
вооруженные конфликты, различные катастрофы, что спонтанно
регулирует численность населения.
В качестве примера самоорганизации можно привести Интернет:
распространение персональных компьютеров и развитие электронной
связи привело к возможности свободного и спонтанного обмена и
распространения информации по всей планете.
Итак, общество - это открытая, динамическая, нелинейная,
самоорганизующаяся система.
2. Источники саморазвития общества можно усмотреть во
взаимодействии трех сфер реальности не сводимых друг к другу. Вопервых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и
сознания человека, т. е. объективный и подчиненный физическим
законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов,
являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего, труда.
Третий мир - человеческая субъективность, духовные сущности идеи,
которые относительно независимы от внешнего мира и обладают
максимальной степенью свободы.
6.
Первый источник развития общества находится в мире природы,являющейся основанием его существования. Обращает на себя внимание
тот факт, что крупнейшие цивилизации возникали в руслах великих рек, а
наиболее успешное развитие капиталистической формации происходило
в странах с умеренным климатом. Современный этап взаимодействия
природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса,
основной причиной которого была установка на «покорение природы»,
игнорирование пределов ее устойчивости по отношению к
антропогенным влияниям. Необходимо изменить сознание и поведение
миллиардов людей, дабы этот источник саморазвития общества мог
действовать и дальше.
Второй источник развития общества связан с технологическими
детерминантами, с ролью техники и процессом разделения труда в
общественном устройстве. В этом случае основное противоречие
возникает между гуманными целями человеческого существования и
"бездушным" миром информационной техники, несущим потенциальную
угрозу человечеству.
Третий источник саморазвития общества усматривается в
духовной сфере, в процессе реализации того или иного религиозного или
светского идеала. История общества в этом случае рассматривается как
реализация воли Бога, а задача человека - воплотить этот промысел,
уделяя основное внимание не земным проблемам, а подготовке к
будущей, вечной жизни.
7.
Очевидно, что в реальном общественном саморазвитии нужноучитывать все три источника. Приоритет каждого из них определяется в
зависимости от конкретного этапа развития данного общества.
3. Общество, как и все сущее никогда не стоит на месте, оно
находится в состоянии непрерывных изменений. Сегодня это признают
все без исключения.
Целый ряд западных теоретиков утверждают, что мы
действительно находимся в пути, но куда мы движемся, это практически
нельзя определить.
Платон при этом считал, что после распада того или иного
общества, оно находит в себе силы все начать с начала.
Американский ученый Парсонс - представляет общество, как
социальный организм. Каждая из частей которого, выполняет ту или
иную функцию. По этой схеме существует различие между
общественным процессом и развитием живых организмов. Разделяют
социальный круговорот, в его рамках общество проходит этапы
изменения: рождение, становление, расцвет, гибель. Тем не менее,
общество находит возможность как-то уцелеть и начать все сначала.
Исторические изменения нельзя обойти без выяснения основных
факторов общественного развития, под этими факторами определяют
такие, которые, обуславливают историческое развитие.
8.
Эти факторы делятся на объект и субъект. К объекту относятся - условияокружающей жизни - это прежде всего географическая среда, уровень
развития производственных сил - прежде всего техники, и т.д. К
субъективным факторам относится, осознанная целенаправленная
деятельность людей нацеленная на изменение социальной жизни.