Тема 2.2. Основные этапы развития античной философии
117.63K
Категория: ФилософияФилософия

Основные этапы развития античной философии

1. Тема 2.2. Основные этапы развития античной философии

1. Особенности античной философии.
2. Натуралистический этап античной философии.
3. Классический этап античной философии: Сократ, Платон,
Аристотель.
4.Эллинистический этап античной философии.
5. Состояние медицины в эпоху античности.
1. Античный мир подарил человечеству богатейшую культуру,
которая восхищает нас своей живостью, яркостью, глубиной,
чувственностью, интеллектуальностью. Античность дала миру многих
ученых в различных областях знаний. Они заложили основы
математики, астрономии, медицины, географии, истории, риторики и
многих других наук. В политической жизни греки открыли
демократию, римляне создали знаменитое Римское право. Даже этот
краткий перечень говорит о величии античной культуры. Среди
беспредельного богатства этой культуры выделяется философия.

2.

Античная философия - совокупность философских учений,
развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с
конца VII в. до н.э. и в древнеримском рабовладельческом обществе,
начиная со II в. до н.э. вплоть до начала VI в. н.э.
Характерная черта античной философии - это многообразие
типов философского объяснения мира. Многообразие и уровень
разработки мировоззренческих проблем сделали античную
философию школой философского мышления для последующих
времен.
Первые философы настойчиво вели умозрительные поиски
первоосновы мира. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, при
всех различиях между ними, полагали, что все вещи произошли из
какого-то одного, и притом вещественного, начала. Однако внутри
этого наивно-материалистического учения рано наметились
отдельные воззрения, которые впоследствии привели к
возникновению идеализма. Многие первые греческие философы
были диалектиками, рассматривали природу как целое,
следовательно, во взаимодействии и связи ее явлений. Каждый
крупный философ вносил вклад в развитие философии. Многие
положения оказали влияние на последующее философствование.

3.

За тысячу с лишним лет развития античной философии она
перетерпела сложную эволюцию, отражавшую в конечном счете
диалектику развития античного общества. Материализм в античной
философии развивали Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. В лице
Сократа и особенно Платона сложилось учение философского
идеализма, противопоставившего себя в первую очередь
материализму атомистов. В эпоху эллинизма, отражавшую начало
кризиса полисной рабовладельческой системы, борьба школ
античной философии вновь обостряется. Наиболее интенсивна в это
время борьба между школой эпикуреизма и школой стоицизма. На
первое место среди вопросов философии выдвигаются вопросы
этики, опирающейся, однако, на учение о природе и на учение о
знании и мышлении. Философские школы превращаются в
замкнутые содружества людей, объединенных равнодушием к
внешним событиям и повышенным интересом к вопросам этики и
воспитания. В эпоху Римской империи, обострения кризиса
рабовладельческого
общества
усиливается
стремление
к
религиозному самозабвению и утешению. Философия все более
становится религиозной, а в некоторых учениях даже мистической.
Такова общая характеристика античной философии.

4.

В истории античной философии выделяют несколько периодов:
Первый период (VI-V вв. до н.э.) - античная натурфилософия
или философия «физиса». Основными школами были: ионийская
(милетцы и Гераклит), пифагорейская (Пифагор), элеатская (Ксенофан,
Парменид, Зенон Элейский), атомистическая (Левкипп, Демокрит). В
этот же период создавали свои учения Эмпедокл и Анаксагор.
Второй период (вторая половина V в. до н.э.) - зарождение
гуманистической философии. Философия в этот период делает поворот
от натурфилософии к антропологии. Главными школами были: школа
софистов (Протагор, Горгий, Продик), школа Сократа, малые
сократические школы (Антисфен, Аристипп, Евклид, Федон).
Третий период (IV в. до н.э.) - период высокой классики или
большого синтеза. Главными действующими лицами этого периода
являются Платон и Аристотель.
Четвертый период (IV в. до н.э. - II в. н.э.) - период эллинизма.
В этот период господствуют пять школ: кинизм, эпикуреизм, стоицизм,
скептицизм, эклектизм.
Пятый период (III - IV в.в. н.э.) - заключительный этап
античной философии. Философия этого периода пронизана духом
религии и мистики. Самым главным течением становится неоплатонизм
Плотина.

5.

Итак, мы видим, что в античной философии было множество
школ. Одни из них получили названия по имени создателя, другие по географическому принципу, третьи - по названию города,
четвертые - по конкретному месту сбора сторонников определенного
мировоззрения.
2. Начала исторического пути развития древнегреческой
философии приходятся на последнюю четверть VII в. - первые
десятилетия VI в. до н.э.
Необходимо отметить, что все древние философы были
учёными - энциклопедистами, как бы мы назвали их сегодня. Сама
философия, в особенности на первых порах, являлась наукой,
объединяющей многие знания, которые относились к различным
областям существования мира, человеческой жизни, практической
деятельности и познания: геометрию и географию, астрономию и
космологию, законотворчество и этику, историю и теологию и пр.
Так, Фалес - основатель милетской школы, первый из семи мудрецов
древности, сумел понять природу солнечных затмений, догадавшись,
что причиной их является прохождение Луны между Землей и
Солнцем. Он предсказал одно из них, случившееся, согласно
дошедшим до нас историческим сведениям, примерно в 585-584 г. до
н.э. Фалес стал первым доказывать математические теоремы.

6.

Ученик
его
философ
Анаксимандр
занимался
астрономическими и географическими исследованиями, был
техником - изобрел солнечные часы. Особенно известным он стал в
Милете после того, как предсказал землетрясение. Анаксимандр
первым поставил задачу отыскивать законы природы. Это была одна
из тех философских идей, без которых науки просто бы не было.
Основные проблемы и философский образ первоначала. С
первого момента своего возникновения античная философия
стремилась постичь скрытую от глаз «смертного» человека сущность
мира (Космоса) и его самого. Вопрос о том, что есть мир? - был
центральным вопросом, которым задавались античные философы.
Исходя из его решения, они ставили и решали другие проблемы. В
соответствии с этим формировались и философские дисциплины,
основные разделы философского знания: онтология - учение о
бытии; психология - учение о человеческой душе как части Мирового
Духа; гносеология, вопрошавшая о возможности и способах познания
мира, а также о критериях истинности знания; этика - учение о
нравственности, разными способами отвечавшее на вопрос о том, что
необходимо человеку, чтобы жить в гармонии с миром и другими
людьми, и социальная философия - формировавшая представления об
устройстве общества и наилучших формах государства.

7.

Постепенно в древнегреческой философии начал складываться
образ единого первоначала сущего. Сущее - это всё то, что окружает
человека в мире в виде единичных вещей, предметов, разнообразных
процессов и явлений. Античные философы вкладывали в философский
образ первоначала тот смысл, что необходимо существует всему
предшествующая природно-вещественная основа (субстанция), из
которой всё выделяется как из своей причины и в которую всё в конце
концов возвращается, в обратном движении сливаясь с изначальным
единством как некой тотальностью бытия.
Несмотря на свою тотальность, первооснова не есть божество;
она мыслится первыми философами в качествQ основного принципа
развития природы, который при определённых условиях обнаружить в
ней самой. Цель философии - познать это безусловное начало, его
возможность и силу как действительную всеобщую природу вещей, их
подлинную сущность. Первые греческие философы поняли, что надо
искать какие-то простые основания, исходя из которых, можно было бы
логично вывести и объяснить устройство мира, человеческую жизнь,
познание. И эта догадка имела решающее значение для развития
теоретического, т.е. основанного на созерцательности человеческого
ума знания, приведшего впоследствии к возникновению науки.

8.

3. Сократ завершает натурфилософию и открывает первые
страницы философии человека. Сократ полагает, что объектом
пристального внимания должны быть человек и его деяния, а потом все
остальное. Исходный тезис его философии: «Познай самого себя».
Обратившись к человеку, Сократ завершает натурфилософию.
Восприняв от предшественников элементы диалектики, он
доводит ее до искусства проникать в сущность человека и его дел. Метод
«майевтики» Сократа нацелен на рождение истины. Исходным
принципом майевтики является положение: «Я знаю, что я ничего не
знаю», а посему нужно искать и помнить, что самое большое невежество
считать «будто знаешь то, чего не знаешь».
Первый шаг исследователя заключается в том, чтобы
определить понятие обсуждаемого вопроса, ибо понятие - это образ,
замещающий рассматриваемую реальность. Без понятия не состоится
знание этой реальности. Второй шаг заключается в следовании от
частного к общему с тем, чтобы подтвердить обретенное понятие и
превратить его в инструмент открытия истины.
Испытывая обывателей Афин на мудрость, Сократ вряд ли
рассчитывал на их благодарность. Его ирония раздражала, а сила ума
вызывала зависть. Поэтому трагедия Сократа была неизбежной. Его
обвинили в том, что он не признает существующих богов, развращает
молодежь и подрывает общественные устои.

9.

Особое место в античной философии классического периода
занимает Платон (427-347 до н. э.). В своих многочисленных диалогах
(особый жанр философствования) Платон первоначально выступает как
апологет Сократа. В этих диалогах Сократ представлен как борец за правду,
как учитель правды и как мученик за правду.
Изменчивому миру вещей Платон противопоставляет неизменный
мир идей как мир «истинного бытия», обосновывает господство общего,
существующего вне единичного и над единичным. По Платону, Бог есть
начало, середина и конец всего. Он - начало, ибо от него все происходит; он середина, так как он - сущность всего; и он - конец, ибо все к нему
устремлено.
Своеобразно рассматривает Платон и проблему души человека. Она
как бы является отраженным светом мировой души. На этом основании
Платон выстраивает и свою концепцию познания. Душа включает разум,
волю и чувства. В зависимости от того, какая часть души выступает
доминантой, складывается установка человека на отношение к миру. Разум
нацелен на познание, воля на благородные желания, а чувства - на
низменные влечения. Таким образом, познание мира возможно, но не для
каждого. Невежда доволен собой и не нуждается в знании. Знание
необходимо философу, ибо душа его ориентирована на познание мира.
Философ стоит между полным знанием и незнанием, стремится от менее
совершенного знания к более совершенному. Он ориентирован на
интеллектуальное знание, тогда как в основном люди довольствуются
чувственным знанием.

10.

Интеллектуальное познание включает мышление и рассудок.
Мышление усилиями интуиции открывает чистую истину, а рассудок
средствами умственной деятельности обеспечивает предполагаемую
истину.
Что касается чувственного познания, то оно опирается на веру в
адекватность восприятия предметной реальности, а также на подобие
(соотношение) с прошлым опытом. Поэтому чувственное познание
ориентировано на мнение, а интеллектуальное познание на знание.
Логическим завершением философии объективного идеализма
Платона является учение о нравственности (этика) и о государстве
(политика). Государство подобно человеку, а человек - государству.
Нравственно совершенным человек может быть только в совершенном
государстве.
Классический период философии античности продолжает
Аристотель (384-322 до н. э.). Ученик Платона и учитель А.
Македонского.
Основатель собственной философской школы.
Систематизатор философского знания. Энциклопедист.
Судьба
философского
наследия
Аристотеля
окутана
романтическим туманом. Только спустя три столетия после смерти
мыслителя сочинения попали в Рим, где с ними работали друг Цицерона
Тираннион, а также Андроник из Родоса. Список наследия включал 146
названий. Часть работ Аристотеля была повреждена, нуждалась в
переписке и перекомпоновке.

11.

Сохранившиеся произведения условно можно разделить на
логические,
общефилософские,
физические,
биологические,
психологические, этические, политэкономические и эстетические.
Важное место в философском наследии Аристотеля занимают
трактаты «О душе», «Никомахова этика», «Поэтика», «Риторика»,
«Политика» и «Экономика», где рассматривались вопросы политики,
нравственности, искусства, государственного устройства.
Каждое сочинение древнегреческого мыслителя начинается с
анализа наследия прошлых поколений. Отбирая, систематизируя и суммируя
положительное знание, Аристотель делает выводы:
- философия не есть продукт индивидуального творчества, а итог
работы целых поколений. Для установления истины отдельный философ
оставляет после себя очень мало информации, но когда все собирается
вместе, - получается величина, достойная внимания и изучения;
- философия всегда терпела поражение, когда уходила в область
пустых абстракций, софистики и спекуляций;
- основная задача философии состоит в том, чтобы разобраться в
сущем, открыть его структуру, найти в нем главное, определить его по
отношению к небытию;
- философия имеет право на существование лишь в том случае, если в
области сущего есть нематериальные причины, а также сверхчувственные,
вечные сущности. Если бы нематериальных причин, неизменных и вечных
сущностей не было, а была бы лишь природа, то на первое место среди наук
следовало бы ставить физику, а не философию.

12.

Аристотель - родоначальник логики как науки о мышлении и его
законах. Для него логика не самоцель, а средство постижения
истины. Сформулировав и объяснив законы противоречия,
исключенного третьего и достаточного основания, Аристотель
определил, что есть истина, суждение, умозаключение;
исследовал виды доказательства; описал невольные и
намеренные ошибки (паралогизмы и софизмы).
В учении об этике Аристотель развивает мысль о том, что жизнь
является общим как для человека, так и для животного, но
человек в отличие от животного делает себя сам, осуществляя
свою меру добродетели, рассудочности и мудрости.
«Политика» Аристотеля как бы продолжает его «Этику». В ней
рассматривается проблема практического разума, политической
практичности и рассудительности. Политика призвана служить
достижению общего блага в условиях законопослушания.
Государство - это особая форма общежития граждан, включенных
во власть. Государству предшествует институт семьи, где
прослеживаются три вида отношений: господина и раба, мужа и
жены, отца и детей. Эти отношения обеспечивают
(обусловливают) господскую власть и власть домохозяина.

13.

4. Особый интерес в эллинистический период вызывал сам
человек, субъект. В этой связи рассматриваются три главных
философских течения: стоицизм; эпикуреизм; скептицизм.
Эпикурейская школа- школа, основанная греческим философом
Эпикуром. Ее представителем был римский философ Лукреций Кар.
Эпикурейцы ставили вопросы устроения, комфорта личности, в
понимании природы продолжали атомистическую традицию и
приходили к оригинальному суждению - движение атомов, хотя и
подчинено необходимости, обусловлено внутренним свойством тяжестью, поэтому возможно отклонение от путей движения.
Основываясь на этой идее, Эпикур истолковывал такие самоотклонения
атомов как обязательное условие свободы человека, поведение которого
ориентировано на удовольствие. В плане познания Эпикур выдвигает
ощущение.
Основателем стоицизма был Зенон из Китиона. Из римлян к
этому течению принадлежали Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Они
пытались обнаружить смысл жизни, отсюда и название лектон (стоики),
т. е. смысл. Главные идеи: Мир - Космос, живой и одухотворенный, в
котором Бог - Логос - определяет все события и судьбы, превращая
причины в цели. Поэтому жизненным идеалом человека должно стать
смирение с судьбой, невозмутимое спокойствие, способность не
реагировать на внутренние и внешние раздражители.

14.

Основоположником скептицизма («скепсис» - сомнение) является
Пиррон из Элиды. Римский представитель этой школы - Секст Эмпирик.
Вслед за элеатами и софистами скептики выражали сомнения в возможности
получения объективных знаний, особенно основанных на чувственных
восприятиях. Поэтому они разработали собственное учение о природе.
Античный скептик отвергал познаваемость жизни и предлагал справляться с
трудностями без логико-идейного осмысления. Этическим принципом было
воздержание, приводящее к душевному покою и невозмутимости (атараксии).
5. IV-V века до нашей эры - это время зарождения и возникновения в
Древней Греции философского, теоретического знания. Одновременно
начинают формироваться первые медицинские школы. До этого медицина
развивалась либо как храмовая, либо в виде семейно-клановой корпорации.
Храмовая медицина была связана с деятельностью храмов, посвященных богу
врачевания
Асклепию (асклепейонов), куда стекались нуждающиеся в излечении
люди. Становление светской (народной) медицины проходило автономно от
храмовой. Она была связана с практикой странствующих врачей и с
возникновением профессиональных медицинских школ, как правило, на базе
семейной преемственности.
Первыми врачами, которые известны истории, были философы
Алкмеон и Эмпедокл (VI-V вв до н.э.). Они были современниками и являлись
первыми из врачей, занимавшихся проблемами философии. Оба мыслителя
имели отношение к пифагорейской школе и были связаны с деятельностью
двух первых медицинских школ в Древней Греции. Алкмеон считается
наиболее выдающимся представителем медицинской школы в городе Кротоне
(Южная Италия), а Эмпедокл - основателем врачебной школы на острове
Сицилия.

15.

Ещё одной из древних медико-биологических школ была
Книдская медицинская школа, сложившаяся в городе Книдосе в Малой
Азии. Школа продолжала традиции вавилонских и египетских врачей и
славилась своими достижениями в сфере практической медицины.
Расцвет её приходится на первую половину V века до н.э., который
связан с деятельностью выдающегося врача и главы школы – Эврифона
Книдского. Врачи школы стремились видеть в медицине науку. Они
сознательно отказывались от религиозно-мифологических представлений
и храмовой медицины. Первостепенной задачей, которую они поставили
перед собой, было создание по возможности тщательно разработанного
теоретического учения о болезни. К несомненным достижениям
Книдской школы следует отнести создание начатков диагностики и
симптоматики, а также первой в истории медицины теории патогенеза.
К северу от Книдского полуострова и невдалеке от него
сложилась ещё одна врачебная школа. Её обычно считают самой
прогрессивной из школ античной древности. Эта школа сложилась в
городе Косе, на острове того же названия у берегов Малой Азии.
Обычно временем расцвет школы принято считать IV в. до н.э.
Выдающимися представителями этой школы являлись: Хрисос (VI в. до
н.э.), Гиппократ (V-IV вв. до н.э.), Праксагор (IV в. до н.э.). Но
наивысший подъём Косской школы обычно связывают с именем с
именем Гиппократа II Великого (ок. 460 - ок. 377 гг. до н.э.). Именно с
врачебной
деятельностью
Гиппократа
связано
возникновение
классической древнегреческой медицины.

16.

И здесь очень показательными являются слова Гиппократа:
«Некоторые врачи и мудрецы говорят, что знать врачебное (искусство)
невозможно тому; кто не знает, что такое человек, но (всякий), желающий
надлежащим образом лечить людей, обязан изучить это (науку о
человеке).
Следующим
этапом
в
развитии
медицины
явилась
Александрийская школа, деятельность которой была связана с
эллинистическим периодом античной культуры.
Эмпирический опыт врачей к этому времени значительно
усовершенствовался, но бесценными оказались те теоретические знания,
которые родились в результате взаимодействия философии и медицины.
«Врач-философ подобен богу» - этот тезис Гиппократа выражает
убеждение врачей древности о родственности философии и медицины, о
том, что вторая вырастает из первой.
English     Русский Правила