Похожие презентации:
Исторические факты зарождения этики, как науки о морали и нравственности
1. Исторические факты зарождения этики как науки о морали и нравственности
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ЗАРОЖДЕНИЯЭТИКИ КАК НАУКИ О МОРАЛИ И
НРАВСТВЕННОСТИ
Чуреков Никита 240 гр.
2. Мораль
МОРАЛЬМораль- один из основных способов
нормативной регуляции действий человека.
Мораль охватывает нравственные взгляды и
чувства, жизненные ориентации и принципы,
цели и мотивы поступков и отношений, проводя
границу между добром и злом, совестливостью и
бессовестностью, честью и
бесчестием, справедливостью и
несправедливостью, нормой и
ненормальностью, милосердием и жестокостью.
3. Возникновение
ВОЗНИКНОВЕНИЕ• О возникновении этики, как системы
нравственных норм, нельзя говорить в том же
смысле, в каком говорят о возникновении наук
или философии вообще. Этика не создаётся
путём теоретического интереса к той или иной
области действительности, как большинство
наук — она обусловливается
самим фактом общественной жизни.
4.
• Мораль не возникает вчеловеческом обществе в определённый
момент времени, но присуща ему, в той или
иной форме, на всех стадиях его развития.
Везде и во все времена воля человека,
живущего в обществе себе подобных,
связывалась нравственными нормами самого
разнообразного содержания, имеющими вид
обычаев, религиозных или государственных
установлений.
5.
• В этом смысле мораль предшествует познаниюи часто является даже могущественным
стимулом его развития: по преимуществу в
области морали зарождается философская
мысль. Моральное, сознаваемое сначала как
безотчётно-должное, требует с течением
времени своего обоснования, как
необходимого для достижения открывающихся
разуму целей.
6. Происхождение
ПРОИСХОЖДЕНИЕ• Создавая концепцию природы, сущности,
происхождения и развития морали,
исследователь этики ориентируется на
определенную модель развития общества,
которая не всегда согласуется с существующей
моралью и законами ее развития, хотя и не
может их игнорировать.
7.
• Мораль имеет не только историю, но ипредысторию ,которую часто рассматривают
как особую форму существования морали.
8.
• Принято считать, что мораль возникла вродовом обществе эпохи матриархата.
Материнский родовой строй пришелся на
период расцвета первобытного общества
Именно тогда люди приручили животных
(собаку, лошадь, некоторых птиц), научились
земледелия и гончарного искусства, начали
овладевать производством меди, олова,
бронзы.
9.
• Бытует мнение, что зарождение нравственностипредшествует возникновению морали как
идеального (нематериального) феномена. При
этом речь идет об отсутствии у первобытного
человека нескованной воли, выбора,
самосознания, а также об отсутствии
противоречия между сущим и должным. На
самом деле, такое противоречие всегда
существует, но преодолевается разными
способами.
10. Учения о морали и нравственности в ходе истории
УЧЕНИЯ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИВ ХОДЕ ИСТОРИИ
11. Аристотель
АРИСТОТЕЛЬ• В лице Аристотеля общественное моральное
самосознание Греции имело своего наиболее
характерного представителя и
систематизатора. Признавая методом
практической морали избрание середины
между крайностями, Аристотель вполне
осуществил это правило в построении своей
теоретической этики.
12.
• Избранный Аристотелем руководящийэтический принцип — блаженство — был
именно золотой серединой между этическим
идеализмом и конкретностью эвдемонизма.
13.
• Сущность блаженства, по Аристотелю, некакое-нибудь неподвижное душевное
содержание, но деятельность разума.
Поскольку в разуме заключена способность к
раскрытию чисто идейного морального
содержания, он обладает высшими
добродетелями.
14.
• Политика Аристотеля носит такой же характерумеренности. В противоположность крайнему
универсализму Платона, Аристотель допускает
в своём идеальном государстве частную
собственность, свободный брак, вообще
индивидуальную семью. Из возможных
государственных форм наилучшими он считает
аристократию, то есть господство лучших, и
монархию, то есть господство лучшего.
15. Христианство
ХРИСТИАНСТВО• Христианская этика, или нравственное учение
христианства, определяет моральные
ориентиры человеческого поведения.
Поведение человека основывается на
христианском представлении о природе и
предназначении человека, его отношении с
Богом. Христианскую этику можно назвать
теорией христианского действия.
16.
• Выражается этика христианствав христианском этосе, определённом стиле
жизни, многообразном по своим проявлениям
и присущим как индивидуумам, так и большим
социальным группам христиан.
17.
• Источник христианской этики — текстыСвященного Писания, а также их толкование
Отцами Церкви и позднейшими богословами, а
также примеры нравственной жизни, явленные
в жизни Церкви. Христианская этика
проявляет себя не столько в истории
моральных идей, сколько в конкретной жизни
Церкви.
18. Кант
КАНТ• Вся моральность заключается в доброй
воле исполнить нравственный закон. Сам
закон должен отличаться абсолютной
всеобщностью. «Поступай так, чтобы правило
твоей воли всегда могло быть вместе с тем и
принципом всеобщего законодательства» —
гласит нравственный закон Канта.
19.
• Эта формула коренным образом отличает егомораль от всех существовавших до него
этических построений, опиравшихся всегда на
какое-нибудь эмпирически определённое
содержание. Всякое такое содержание
принципиально исключается Кантом. В сфере
должного не может быть никаких условностей,
ничего зависящего от тех или иных конкретных
целей и причин. Безусловность морального
самоопределения неизбежно приводит к самой
общей форме морального закона, в котором
нравственно ценным является только его же
собственное общее и безусловное содержание.
20.
• Представляя нечто абсолютно ценное,нравственный закон делает столь же ценным и
то существо, которое является его носителем и
исполнителем, то есть человека. Таким образом
у Канта получается вторая абсолютная
моральная ценность — человеческая личность,
входящая в содержание второй, более
конкретной формулы нравственного закона:
«поступай так, чтобы ты пользовался
человечеством, как в твоём лице, так и в лице
всякого другого, не как средством только, но в то
же время и всегда как целью».
21.
• Таким образом, термины «этика», «мораль» и«нравственность» возникли в разных языках и
в разное время, но означающие единое понятие
— «нрав», «обычай». В ходе употребления
этих терминов слово «этика» стало обозначать
науку о морали и нравственности, а слова
«мораль» и «нравственность» стали обозначать
предмет исследования этики как науки.