Этика как наука о добре, зле и морали.
Различия между нравственностью и моралью
Вывод
2.01M
Категория: ФилософияФилософия

Этика как наука о добре, зле и морали

1. Этика как наука о добре, зле и морали.

Выполнила студентка
ТюмГМУ: Лузина Алёна
Владимировна

2.

Э́тика — философская дисциплина, предметом
исследования которой являются мораль
и нравственность. Первоначально смыслом
слова этика было совместное жилище и правила,
порождённые совместным общежитием, нормы,
сплачивающие общество,
преодоление индивидуализма и агрессивности. По
мере развития общества к этому смыслу
добавляется изучение совести, добра и
зла, сочувствия, дружбы, смысла
жизни, самопожертвования и т. д.

3.

Выработанные этикой понятия—
милосердие, справедливость, дружба, солидарност
ь и др., направляют моральное развитие
социальных институтов и отношений.

4.

В науке под этикой понимают область знания, а
под моралью или нравственностью — то, что она
изучает. В живом языке это разграничение пока
отсутствует

5.

Этика есть наука о нравственном добре и зле и об
осуществлении его в поведении человека. Она
исследует конечную цель жизни человека и
поведения его, поскольку оно ведёт к
достижению этой цели или отклонению от неё.

6.

пока будет существовать
человек, он не перестанет
мучительно размышлять над
проблемой добра и зла. И
первое настоящее испытание
людей, обусловившее в
дальнейшем весь драматизм
человеческой жизни, - это, как
мы узнаем из Библии, древо
познания добра и зла. Сатана в
облике змея, желая посеять в
сердце Евы сомнение в
искренности Божьей любви,
соблазнил её словами: "В день,
в который вы вкусите плоды
древа познания добра и зла,
откроются глаза ваши, и вы
будите как боги, знающие
добро и зло".

7.

Чёткое определение добра и зла осложняется
многозначностью обоих понятий. Более того,
поскольку добро и зло столь многообразны, а их
взаимные отношения так многогранны, то многие
авторы вообще отрицают определения добра и зла.

8.

Так, английский философ Д. Юм считал, что добро
и зло нельзя различать при помощи разума, ибо
деятельность направляется влечениями, а не
разумом.

9.

Зло и в истории этики, и литературе и в быту
трактуется как нечестность, как проявление
тёмных иррациональных сил, как дисгармония
рационального и эмоционального, как
подчинение жизни "железному порядку",
тирании, где люди только исполнители,
автоматы, детали, как изуродованная
свободная воля человека, как насилие, грех без
покаяния, произвол, как паразитирование за
счет добра, как небытие, стремление к
разрушению, уничтожению, как беспредел и
т.д.

10.

С другой стороны, мыслящие люди уже в
античном мире поняли, что порок может
формироваться как продолжение добродетели,
если не соблюдается такт, необходимая мера
культуры, человечности, сдержанности, то до
какой степени трудности мы способны быть
добрыми.

11.

Добро духовно освещает жизнь всё ярче,
показывая тени, потёмки души; доброта не только
разрушает существующие противоречия, но и, как
это ни странно, создаёт новые. Высшие
требования заставляют увидеть больше
недостатков и активнее действовать, чтобы их
искоренить.

12.

"Добро и зло, что может быть проще?" - подумают
многие. Добро - это что-то хорошее, славное,
недурное, сердечное; зло - худое, сердитое, свирепое,
плохое. Ничего сложного на первый взгляд. Но если
заглядывать в глубины понятий добра и зла можно
открыть для себя много нового, ранее не известного.
Именно этот глубинный смысл даёт нам возможность
понять и оценить свои поступки, свою жизнь.

13.

Рассматривая проблемы добра и зла и их
взаимоопределенность, ловишь себя на мысли,
что не всё то, что мы привыкли называть
добром, является таковым.

14.

Стремясь к "добру", как к личной выгоде, мы не
замечаем зла, которое совершаем на пути к своей
цели. Стремясь сделать добро одному человеку, мы
не замечаем, как вредим другому. Путь к
абсолютному добру очень сложен и не всегда удаётся
его пройти, но стремление к доброму, чистому уже
есть добро.

15.

Добро и зло не могут существовать друг без друга,
как день без ночи или тень без света. Без добра не
может быть и зла, как и без зла не могут
совершаться добрые поступки.

16.

Этика формирует у человека взгляд на жизнь,
внутренние понятия добра и зла, что есть хорошо и
что есть плохо и помогает ему сделать выбор в той
или иной ситуации

17.

В русском языке существуют два
родственных понятия – мораль и
нравственность. Каково
отношение между ними? В этике
существуют попытки «развести»
данные понятия. Наиболее
известна идея Гегеля, который
мораль связывал со сферой
должного, идеального, а
нравственность со сферой
сущего, действительного.
Существует ведь большая
разница между тем, что люди
признают за должное, и тем, что
они в действительности
выполняют.

18. Различия между нравственностью и моралью

1) Нравственность есть «внутренние, духовные
качества, которыми руководствуется человек;
этические нормы, правила поведения,
определяемые этими качествами».
2) Мораль есть особый, императивно-оценочный
способ освоения действительности через
дихотомию (противоположность) добра и зла.

19. Вывод

Этика, как наука, связывакт
между собой такие
фундаментальные понятия,
как нравстенность и
мораль. Она помогает
человеку оценить себя и
собственные поступки
через дихотомию добра и
зла, помогает ему
сфрмировать для себя
понятия, что есть добро и
что есть зло. Без этики
невозможно формирование
внутреннего мира человека,
его мировоззрения и
мировосприятия.
English     Русский Правила