Похожие презентации:
Этика как наука о морали и нравственности. Лекция 1
1.
Профессиональная этика ислужебный этикет
Тема
Этика как наука о морали и
нравственности
2.
План1. Предмет этики.
2. Функции морали.
3. Основные направления этических
исследований.
4. Основные этапы развития этики.
3.
1. Предмет этикиЭтика —
философская
наука,
предметами
исследования
которой являются
мораль и
нравственность.
4.
Мораль• форма общественного
сознания, состоящая из
системы ценностей и
требований,
регулирующих
поведение людей.
5.
Нравственность• неукоснительное
соблюдение
человеком своих
внутренних
принципов,
носящих при этом
всеобщий,
универсальный
характер.
6.
2. Функции морали1) Регулятивная (нормативная) функция
морали заключается в том, что нравственность
регулирует все сферы жизнедеятельности
человека, в частности отношения между людьми,
человеком и природой,
человеком и государством,
и предоставляет ему
наиболее
фундаментальные
ориентиры.
7.
2) Аксиологическая(оценочная) функция
морали проявляется в том,
что действительность,
поступки и
взаимоотношения людей,
даже их высказывания
рассматриваются, прежде
всего, через призму
нравственных ценностей и
категорий: добра, зла,
справедливости, долга,
чести, совести и т. д.
8.
3) Гносеологическая (познавательная)функция – способность человека на основе
своего морального сознания изучать и
усваивать нравственные требования
общества, а затем их реализовывать в своих
поступках.
В морали различаются разные уровни
познавательной деятельности:
1) на уровне эмоций и чувств, переживаний и
представлений,
2) на рациональном уровне.
9.
4) Воспитательная (педагогическая)функция морали заключается в том, что
образцы нравственного поведения,
изучение содержания моральных норм,
сравнительный анализ морали в различных
социальных общностях, само стремление
вести себя этично оказывает позитивно
формирующее влияние
на индивида.
10.
5) Сигнальная функцияморали отражает то
обстоятельство, что
индивид в процессе
совместной
деятельности по
высказываниям и
поступкам других
людей судит об их
мотивах, установках и
в целом, об уровне
нравственной
культуры.
11.
6) Интегративная функция морали.Любое высказывание и поступок человека
стремления и желания, в каждой
конкретной ситуации отражает его
нравственную сущность.
С другой стороны, нравственное поведение
укрепляет разнообразные связи человека с
другими людьми, социумом, с
окружающим миром.
12.
7) Активирующая функция морали .Знание нравственных законов, все более
углубленное понимание требований
морали вызывает у человека естественное
желание воплотить их на практике, узнать о
них больше, скорректировать свои
негативные
психические
состояния и
качества.
13.
3. Основные направленияэтических исследований
1) Философско-этическое (теоретическое)
направление (пытается объяснить, что такое
справедливость, любовь или честь…)
• Первое направление – это этика абсолютизма,
в рамках которой источником моральных
требований считаются вечные неизменные
начала.
• Второе направление это относительная
этика, или этический релятивизм (от лат.
relativus – относительный).
14.
2) Описательная, или дескриптивная(позитивная) этика (англ. descriptive
описательный) сосредоточивает свои
усилия на конкретно-социологическом и
историческом анализе морали того или
иного общества, группы, слоя, профессии,
изучает и описывает реальные
нравственные явления феномены:
обычаи, нравы, традиции.
15.
3) Нормативная, или прескриптивная(увещевательная) этика (лат. prescriptio
«предписание») – представление о
«желаемом будущем» обосновывает и
предписывает определенные моральные
принципы и нормы.
• Нормативная этика (предписывает
определенные моральные принципы и
нормы). Основная задача регулирование
поведения людей.
16.
4. Основные этапы развития этикиВ истории развития этики как науки можно
выделить этапы, для каждого из которых
характерно свое представление о сущности
морали:
– предэтика,
– античная этика,
– средневековая этика,
– этика Нового времени,
– современная этика.
17.
Предэтика• это начальный период
возникновения этики,
связанный с распадом
родоплеменного строя
и осмыслением
человеком себя как
личности.
18.
Семь мудрецовЗолотое правило нравственности –
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
19.
Античная этика• Предметом этики является счастье
это особое состояние
удовлетворенности, получаемое от
совершенной (добродетельной)
деятельности. Добродетель, таким
образом, становится средством
достижения счастья. Вырабатывая в
себе эти качества, человек становится
нравственным.
Добродетель - это середина между
двумя крайностями (пороками):
трусость мужество безрассудство;
скупость щедрость мотовство;
грубость любезность
подобострастие
20.
Средневековая этика• выдвинут целостный
Августин Блаженный
нравственный идеал – Иисус
• Каждый поступок
Христос;
христианин совершает,
• новый нравственный идеал
думая об исповедальном
предполагал и новые
добродетели: веру,
акте.
надежду, любовь, а также
• Это оказывает влияние на
смирение, кротость,
нравственное сознание
милосердие, всепрощение.
человека, делает его
детерминированным не
Таким образом, впервые
была сформулирована идея
только прошлым, но также и
гуманизма – человечного,
будущим, уже имеющимся в
сострадательного
вечности возмездия: карой
отношения к конкретному
или блаженством.
человеку.
21.
этика Нового времениИммануил Кант
• Согласно определению, человек является главной
нравственной ценностью.
• Бог является нравственным идеалом для
самосовершенствования.
• Сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой,
на которой строятся человеческие взаимоотношения.
Этот закон и называется категорическим императивом.
Основы категорического императива:
1) человек должен поступать в жизни по правилам, которые
имеют силу закона, как для него, так и для других;
2) человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы
они относились к нему;
3) человек не должен рассматривать другого человека как
средство для извлечения личной выгоды.
22.
Современная этика• Этика экзистенциализма в качестве
основы нравственного поведения человека
полагает свободу.
• Со свободой теснейшим образом связана
ответственность человека. Без свободы
нет и ответственности.