Похожие презентации:
Политическая и правовая мысль Древней Индии
1. Политическая и правовая мысль Древней Индии
Подготовила:Жубекова Амина
МО-12
2.
Под заметным влиянием мифологических ирелигиозных представлений
сформировалась и развивалась политикоправовая мысль в Древней Индии. С этим
связано и то доминирующее положение,
которое на протяжении многих веков
занимали жрецы (брахманы) в духовной и
социально-политической жизни
древнеиндийского общества
3.
Зачатки идеологии брахманизма встречаютсяуже в ряде древнеиндийских памятников II
тысячелетия до н.э., именуемых в
целом Ведами (санскритское слово «веды»
означает «ведение», «знание»). В Ведах
говорится о делении общества на четыре
варны (сословия), которые созданы богами из
Пуруши (мирового тела и духа): «...брахманом
стали его уста, руки – кшатрием, его бедра
стали вайшьей, из ног возник шудра».
4. Мировой закон (рта)
согласно такоймифологическиорганической
концепции, определяет
конституцию (строение)
общества, место, роль и
положение (в том числе
и правовое положение)
различных варн
(сословий), а
следовательно, права и
обязанности также и
членов этих варн.
5.
Брахманизм получает свое дальнейшееразвитие и конкретизацию в другом
памятнике древнеиндийской мысли – в
Упанишадах, возникновение которых
относится к IX–VI вв. до н.э.
6.
Все варны и их члены должны, согласноВедам и Упанишадам, следовать
божественно предустановленной для них
дхарме (дхамме) – закону, долгу, обычаю,
правилу поведения. Причем
господствующее положение брахманов в
обществе и государстве предопределяло
также и руководящее значение
брахманистских толкований социального и
политико-правового смысла дхармы
применительно к членам различных варн.
7.
Идеологией брахманизма пронизанымногочисленные дхармасутры и
дхармашастры – правовые сборники,
которые составлялись различными
брахманистскими школами.
8.
Примерно ко II в. до н.э. относитсяписьменное оформление на основе
более древних источников
известного политико-правового
памятника – «Законов Ману».
В «Законах Ману» воспроизводятся
и защищаются соответствующие
положения Вед и Упанишад о
делении общества на варны, их
неравенстве и т.д.
9.
Особое значение придаетсяобоснованию руководящего
положения брахманов и
исключительному
характеру их прав в
вопросах установления,
толкования и защиты
дхармы: «Само рождение
брахмана – вечное
воплощение дхармы... Ведь
брахман, рождаясь для
охранения сокровищницы
дхармы, занимает высшее
место на земле как владыка
всех существ. Все, что
существует в мире, это
собственность брахмана;
вследствие превосходства
рождения именно брахман
имеет право на все это».
10.
Примечательно, что при всем своемвысоком и даже божественном статусе
царь, по «Законам Ману», должен чтить
брахманов, следовать их советам и
наставлениям, учиться у них знанию Вед и
«изначальному искусству управления».
Главное назначение царя (вместе с его
слугами) – быть охранителем системы варн
и всех, кто следует присущей им дхарме.
11.
С критикой ряда основных положений Вед,Упанишад и брахманистской идеологии в
целом в VI в. до н.э. выступил Сиддхартха,
прозванный Буддой (Просветленным). Он
отвергает мысль о боге как верховной
личности и нравственном правителе мира,
первоисточнике закона. Дела человеческие,
согласно Будде, зависят от собственных
усилий людей.
12.
В начале своего зарождения многие идеибуддизма, по существу, имели актуальное
социально-политическое значение и звучание.
С ростом числа сторонников буддизма и
укреплением их позиций это значение все
более усиливалось. Постепенно идеи буддизма
(в том числе и концепция дхаммы) стали
оказывать влияние на государственную
политику и законодательство. Во время
правления Ашоки (268–232 гг. до н.э.),
объединившего Индию, буддизм был признан
государственной религией. Влияние буддизма
постепенно распространилось и на многие
другие страны юго-восточной Азии.