Имажинизм как поэтическая школа модернизма. Художественный мир Сергея Есенина
ИМАЖИНИЗМ (от фр. и англ. image — образ) -
Декларация
Корни, философские основы
История становления
Представители
Особенности поэтики
Сергей Александрович Есенин
Родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии
1904-1909 - учился в Константиновском земском четырехгодичном училище
1909 - 1912 - Спас-Клепиковская закрытая церковно-учительская школа
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве» С. Есенин
Тема родины
"В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном" С. Есенин
1924-1925 «Куда несет нас рок событий»?
Тема любви
Особенности поэтики
Средства изобразительности
Цветовая гамма
Последние годы жизни
«Анна Снегина» - «лучшее из всего, что я написал» - С. Есенин
Особенности сюжета
Особенности композиции
598.50K
Категория: БиографииБиографии

Имажинизм как поэтическая школа модернизма. Художественный мир Сергея Есенина

1. Имажинизм как поэтическая школа модернизма. Художественный мир Сергея Есенина

2. ИМАЖИНИЗМ (от фр. и англ. image — образ) -

ИМАЖИНИЗМ
(от фр. и англ. image — образ) литературное направление в
русской поэзии XX века,
представители которого
заявляли, что цель
творчества состоит в
создании образа

3. Декларация

Вы — поэты, живописцы, режиссеры,
музыканты, прозаики.
Вы — ювелиры жеста, разносчики
краски и линии, гранильщики слова.
Вы — наемники красоты, торгаши
подлинными строфами, актами,
картинами.
Тема, содержание — эта слепая кишка
искусства — не должны выпирать, как
грыжа, из произведений. …Искусство,
построенное на содержании…искусство,
обрамленное привычкой, должно было
погибнуть от истерики.
Образ, и только образ. Образ — вот
орудие производства мастера
искусства. …Образ — это броня строки.
Это панцирь картины. Это крепостная
артиллерия театрального действия.

4. Корни, философские основы

Термин
заимствован у англоамериканского течения, которое
объединяло Т.Элиота, Д.Лоренса, Э.
Паунда.
Но русские имажинисты не считали их
своими предшественниками. «Я по
преимуществу имажонист», - писал
В.Шершеневич.
Генетически связан с футуризмом.

5. История становления

1918 год - в Москве был основан «Орден
имажинистов
30 января 1919 – «Декларация», авторы которой
заявили о возникновении нового течения –
имажинизма.
1920 – С.Есенин в статье «Быт и искусство»
заявляет протест против одного из принципов
нового течения – бессодержательности.
1922 – статья «Почти декларация» - признание,
что «малый образ» должен быть подчинен
образам высшего порядка – начало распада
имажинизма как самостоятельного течения
лето 1927 года - объявлено о ликвидации
«Ордена имажинистов»

6. Представители

Вадим Шершеневич,
Рюрик Ивнев,
Анатолий Мариенгоф,
Сергей Есенин

7. Особенности поэтики

Эпатажность, «выявление жизни через образ и
ритмику образов».
На первое место выдвигается слово-метафора,
шокирующее своей новизной, воссоединяющее
отдаленные по значению предметы или понятия.
Надсодержательность искусства – слово-образ
выше темы и идеи произведения. На первый план
выдвигаются точность языка, предметность и
конкретность образа, при этом тематика нейтральна
и несущественна, ей надлежит отступить перед
чистой образностью.
Отказ от непосредственности личностного
переживания, подражанию природе
противопоставляется искусство, основанное на идее
логической сконструированности.
Назначение поэта-имажиниста сводится к точности
изображения, ясности языка, к намеку на некую
поэтическую реальность.

8. Сергей Александрович Есенин

Родился я с песнями
В травном одеяле,
Зори меня вешние
В радугу свивали…

9. Родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии

10. 1904-1909 - учился в Константиновском земском четырехгодичном училище

11. 1909 - 1912 - Спас-Клепиковская закрытая церковно-учительская школа

1913-1914 - историко-философское отделение
Московского городского Народного университета им.
А. Л. Шанявского

12.

С 1914 г. публикует стихи в
детских журналах "Мирок",
"Проталинка", "Доброе
утро".
9 марта 1915 г. приезжает в
Петроград. Получает
высокую оценку со стороны
поэтов столичной элиты:
А. Блока, 3. Гиппиус, С.
Городецкого.
осенью 1915 г. входит в
литературную группу
"Краса" и литературнохудожественное общество
"Страда

13.

1916 г. - призывается в
армию, назначен санитаром
в Царскосельский военносанитарный поезд № 143 Ее
Императорского Величества
Государыни Императрицы
Александры Федоровны
вместе с Н. Клюевым
выступает,, на вечерах
"Общества возрождения
художественной Руси"
В начале 1916 г. - выходит
первая книга "Радуница".
В 1918 г. - в Петрограде
выходит вторая книга
стихов "Голубень",

14.

Его поэзия воплощает
красоту мира во всех ее
проявлениях, передает
едва ощутимые
состояния и неуловимо
ускользающие мгновения
бытия природы. Есенин,
выражает изначальную
раздвоенность
человеческой души - порыв
в небо и непреодолимое
притяжение к земле,
раздвоенность именно
русской души, вечно
пребывающей меж двух
бездн

15.

Душа грустит о небесах
Она не здешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.
Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету.
Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну...
О, если б прорасти глазами,

16.

Быть поэтом - это значит то тоже,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Быть поэтом - значить петь раздолье,
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поёт - ему не больно,
У него одна и та же песня.
Канарейка с голоса чужого Жалкая, смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка.

17. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве» С. Есенин

18. Тема родины

Кровная связь с родной землей
Русская природа со всеми ее
"изумительными в своей красоте" красками
и далями
Способность видеть необычное в
окружающем его мире незамысловатой
крестьянской жизни
Описание среднерусского пейзажа
наполнено необычайно тонкой красотой:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных

19.

Цветовая гамма - голубая, синяя
Ключевые образы - звон и сон (дрема, туман,
дымка).
В душе лирического героя уживаются сразу две
России - "земная" и "небесная" . Сам он - "вечно
странствующий странник", "в лазурь уходящий"

20. "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном" С. Есенин

"В годы революции был всецело на стороне
Октября, но принимал все по-своему, с
крестьянским уклоном"
С. Есенин

21.

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

22. 1924-1925 «Куда несет нас рок событий»?

Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит
оголь.
"С Советской властью жить
нам по нутрю...
Теперь бы ситцу... Да гвоздей
немного..."
Как мало надо этим брадачам,
Чья жизнь в сплошном
Картофеле и хлебе.

23. Тема любви

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.

24.

Любимая - часть природы, у нее "сноп волос овсяных" и
"зерна глаз«, она сравнима с "песней и мечтой" и словно
растворяется в окружающем мире
Отличительные черты есенинской любовной лирики высокий эмоциональный накал, душевная обнаженность,
какая-то безоглядная удаль.
Лирический герой Есенина умеет с благодарностью
принять жизнь, что проявляется и в его отношении к
женщине-подруге, любимой. Его прощание легко и светло

25. Особенности поэтики

Фольклорные
традиции
Ритмический рисунок
есенинского стиха
сходен с народными
песнями и частушками
обилие повторов и
кольцевые обрамления
Постоянные эпитеты и
система сквозных
лирических образов

26. Средства изобразительности

Олицетворение и метафора
совмещаются в одном образе:
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
"Олицетворение наоборот" происходящее с миром природы
отождествляется с состоянием
человека:
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком

27. Цветовая гамма

Синий, голубой, розовый, золотой, серебряный

28. Последние годы жизни

Сочувствие
разгромленному
повстанческому
крестьянскому
движению
Скрытое
сопротивление,
Страх перед
бездуховностью, перед
насилием
"Попытка приглядеться
к "новизне"

29.

1921- «Сорокоуст»,
«Мир
таинственный, мир
мой древний...»
1922-1923 - поэмы
«Пугачев» и «Страна
негодяев»
1924-1925 - книга
стихов "Москва
кабацкая", поэмы
«Черный человек»,
«Анна Снегина»

30.

28 декабря 1925 года
– С. Есенина нашли
мертвым в номере
гостиницы
«Англетер»
Похоронен в Москве
на Ваганьковском
кладбище.

31.

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без
слова,
Не грусти и не печаль бровей,В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

32. «Анна Снегина» - «лучшее из всего, что я написал» - С. Есенин

Лирический сюжет произведения неразрывно связан
с рассказом о том, что "случилось, что стало в
стране"

33. Особенности сюжета

В основе сюжета лежат реальные события: два
приезда Есенина на родину в 1918 и 1924 г.(в поэме
действие происходит в 1917 и 1923 г.).
В центре лирического сюжета поэмы - встреча летом
1917 г. "знаменитого поэта" со своей первой любовью.
Встреча Сергея с Анной происходит в трагические
дни:
в стране назревает революция,
на фронте погибает муж Анны,
мужики разоряют имение Снегиной,
она покидает родину, он уезжает в Питер
Летом 1923 г. Сергей вновь возвращается в родные
места и получает письмо от Анны

34. Особенности композиции

Далекие, милые были.
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас, История любви
История страны
Две России
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
English     Русский Правила