Похожие презентации:
Культура и личность
1.
Культура и личностьВиктория Галяпина, кандидат
психологических наук, доцент
2018-2019 год
2.
ВОПРОСЫ• 1. Научная школа «Культура и личность». Теории базовой
и модальной личности
• 2. Теория Национального характера
• 3. Личностный опросник Айзенка и исследование
темперамента в контексте культуры
• 4. Кросс-культурные исследования личности с помощью
“Big five”
• 5. Исследование отдельных личностных черт
• 6. Незападные теории личности
• 7. Исследование состояний измененного сознания в
контексте культуры
3.
ВОПОРС 1Научная школа «Культура и личность»
М. Мид и ее коллеги подчеркивали, говоря об определяющем влиянии культуры на личность
человека,что очевидные различия между культурами нельзя сводить к примитивной схеме, где «низшие»
культуры отделены от «высших», так же, как недопустимо оценивать поведение туземцев с позиций
человека западной культуры. В этом подходе проявилась антирасистская, гуманистическая сущность
данного научного направления в психологической антропологии.
Три значимых принципа
1. Личность может быть изучена лишь в том случае, если будет изучена и объяснена та культурная среда,
в контексте которой данная личность сформировалась.
2. Модели культуры соединены друг с другом посредством различных символов и представляют собой
многоуровневую систему, функционирование которой не может быть объяснено с помощью
традиционных этнографических подходов.
3. Необходимо подходить к изучению развития, трансформаций, интеграции культур, основываясь на
той точке зрения, что человеческая личность сама является сложнейшей системой, способной порождать
смыслы.
4.
ВОПОРС 1Теория Базовой личности
• В 1939 г. Р. Линтон опубликовал монографию«Индивид и общество», в которой изложил
основные положения своей теории и дал определение понятию «базовая личность».
• Согласно подходу Линтона, у каждого народа существует своя базовая структура
личности, которая передается из поколения в поколение. посредством социализации и в
какой-то мере определяет судьбу данного народа.
• А. Кардинера выделял в культуре выделяются две стороны. Первая состоит из институтов
первичной социализации, которые выступают в качестве определителя базовой личности
(семья, друзья, соплеменники), а вторая включает в себя институты вторичной социализации, порождаемые самой базовой личностью (религиозные верования,
мифологические представления, фольклор и т.д.).
• Для объяснения законов функционирования всех сторон личностной социализации были
использованы
понятия
«проекция»
и
«адаптация»,
заимствованные
из
психоаналитической литературы.
5.
ВОПРОС 1Теория Модальной личности
• Этот подход был основан на систематическом сборе индивидуальных данных и предположении, что
самый достойный объект исследования - это наиболее часто встречающийся в данной культуре тип
личности. Этот подход был предложен в работах А. Валласа
• Модальная личность - не значит «усредненная личность». Это - наиболее часто встречающийся или
наиболее массовый тип личности в данной культуре.
• Для К. Дюбуа «модальная личность» - это прежде всего описательная концепция, как, например,
расовый тип.
• По мнению Ф. Боаса, «модальная личность» имеет два больших преимущества перед «базовой
структурой личности» для понимания отношений между культурой и личностью:
• 1. Все или даже большинство членов общества не могут иметь одну и ту же структуру личности.
• 2. В исследованиях «модальной личности» данные наблюдения, биографические данные и результаты
тестов собираются независимо и обычно публикуются, что значительно повышает достоверность
выводов и статистического анализа (Воск, 1980).
• Использовались проективные тесты: тест Роршаха, тест незаконченных предложений и тест
тематической апперцепции (ТАТ).
6.
ВОПОРС 2Peabody
провел
четкое
разграничение
между
национальными
стереотипами
(часто
считаются
иррациональными и неверными) и национальным
характером (считается валидным описанием популяции) и
определил
их
как
«модальные
психологические
характеристики
представителей
национальности»
(Peabody, 1967, 1985, с. 8).
Исследования в Западных странах.
Выделил два главных параметра, по которым различаются
этнические группы: по «стесненности» против «свободы» и
«самоуверенности» против «скромности».
7.
ВОПОРС 2«Желтая опасность» (The Yellow Peril)
R.Benedict 1954 (Вторая Мировая война), К Klackhohn, 1957
Фанатичная преданность
японцам императору
Немедленная готовность изменить
сторону при попадании в плен
Преданность вступить в группу > Вина в детстве > Лицо в зрелом возрасте > Сильная
готовность выплачивать как пособия, так и оскорбления
Стержнем характера взрослого японца американские антропологи сочли долг или
обязанность. Этот вывод был сделан на основании того, что японцы среднего
возраста имеют гораздо меньше личной свободы, чем дети или старики, что является
полной противоположностью американского общества, где дети и старики, напротив,
имеют меньше личной свободы, чем люди «в расцвете лет».
8.
ВОПОРС 2«Бегство от свободы»
E.Fromm
Почему немецкий народ подчинился диктаторскому правилу Гитлера?
Авторитетная личность: личность такого типа обязательна и услужлива
по отношению к вышестоящим, но ведет себя в повелительной и
презрительной манере по отношению к подчиненным. личности с таким
характером тревожно реагируют на демократические институты и
демонстрируют сильную тенденцию «бегства от свободы» в авторитарные системы, в которых ощущают себя более комфортно.
E.Erikson
Анализ личности и поведения Гитлера. Он выявил так называемую
«новую идентичность», которую фанатичный германский национализм и
расизм предложил немецким подросткам.
9.
ВОПОРС 2«Славянская душа»
Д. Горер, выдвинул свою «пеленочную» гипотезу, М. Мид ее развила и
популяризировала, а Э. Эриксон адаптировал ее в своей статье «Легенда о юности М.
Горького» (Kaplan, 1961).
По мнению Д. Горера, свойственная русским традиция туго пеленать младенцев с ранних
месяцев их жизни приводит к тому, что они растут сильными и сдержанными, в
противном случае они легко могли бы себя поранить. На короткое время их освобождают
от пеленок, моют и активно с ними играют. Д. Горер образно связал эту альтернативу
между длительным периодом неподвижности и коротким периодом мускульной
активности и интенсивного социального взаимодействия с определенными аспектами
русского национального характера и внешней политики России. Многие русские, по его
мнению, испытывают сильные душевные порывы и короткие всплески социальной
активности в промежутках долгих периодов депрессии и «самокопания».
10.
ВОПОРС 2«Русская драма национального характера»
Kluckhohn, 1962
Традиционная русская личность
• Теплый, экспансивный
• Правдивый, отзывчивый
• Идентификация с первичной группой
(личная лояльность)
• Основан на «зависимой пассивности»
Идеальный тип советский личности
• Формальный, контролируемый,
• Лживый, упорядоченный
• Лояльность к вышестоящим
(безличностная)
• Основан на «практической активности»
11.
ВОПОРС 2«Одинокая толпа»
Gorer:
Отказ от европейских анекстов
Равенство и сопротивление авторитету
Постоянная необходимость доказать маскулинность
Reisman:
типы соответствия
1) Традиционно направленная
2) Внутренняя направленность
3) Другое направление: решения основаны на том, что другие
ценности
Hsu:
Самообеспечение
12.
ВОПОРС 2Факторы, влияющие на стереотипные восприятия, связанные с
«национальным характером»
Конкретные события. Войны между двумя странами или серьезные
международные инциденты обычно генерируют образ «агрессора»,
приложенный к людям определенной нации через много лет после
окончания открытых военных действий
История угнетения. Прочная колониальная политика и другие примеры
доминирования или эксплуатации одной страны другой страны часто
приводят к взаимному антагонистическому восприятию.
Богатство и бедность. Люди из богатых стран обычно воспринимаются
людьми в бедных странах (особенно в соседних странах) как
«эгоистичные» и «средние», тогда как люди в более бедных странах
стереотипно отвергаются некоторыми как «ленивые» и «грязные
13.
ВОПОРС 3Опросник Айзенка
Кросс- культурный анализ (34 страны) Барретт, Петридес, Айзенк,
Айзенк
Цель проанализировать, проявляются ли при факторном анализе те
же четыре фактора, которые первоначально были определены в
Великобритании
Цель - вычисление локальных норм и интерпретации
количественных кросс-культурных различий оценок по четырем
шкалам
14.
ВОПОРС 3Опросник Айзенка
Барретт (1998) Выявлено сходство измерения личности, которое первоначально было
исследовано в Великобритании, в ряде обществ с высоким уровнем грамотности, где
применяли опросник Айзенка.
Другие авторы нашли различия средних оценок по каждому из четырех измерений в
разных культурах (Гонконг, Великобритания, Румыния, Иран Египта Дания) и связали
их с различными социальными и политическими приоритетами и климатическими
факторами.
Например, исследователи полагают, что сильный стресс приводит к высокому
нейротизму. Действительно, политическая и экономическая нестабильность, война,
военная оккупация и жаркий климат приводят к стрессу. В промышленно развитых
западных странах показатель нейротизма обычно низкий; арабские страны
демонстрируют высокие оценки.
15.
ВОПОРС 3Темперамент
1. Восточно-азиатские (японские и китайские) младенцы менее возбудимы
и легче успокаиваются, когда они расстроены, чем американские младенцы
европейского происхождения.
2.Льюис, Рамсей и Кава-Ками наблюдали реакции японских и
американских младенцев на прививку. В среднем, американские младенцы
показывали более интенсивную реакцию плачем и другими признаками
дискомфорта.
Однако замеры уровня кортизола (гормона, который больше
вырабатывается в состоянии стресса) показывали более интенсивную
реакцию среди японских младенцев.
16.
ВОПОРС 3Темперамент
Исследования по методике Павлова (сила возбуждения, торможения и подвижность) в
15 странах не выявили значимых кросс-культурных различий
Исследование Пуртинга (1993) Переменные включали реакции кожной проводимости при наложении простых тонов
(выражаясь технически, адаптацию ориентационного рефлекса или исследовательского
рефлекса), различия потенциалов ЭЭГ, вызванные громкими и тихими тонами, и различия
времени реакции на громкие и тихие раздражители.
Выборка: индийские студенты, неграмотные члены «племенного» сообщества в Индии,
голландские студенты и голландские призывники в армию
Вывод Для большинства средних оценок силы нервной системы не наблюдалось никаких
культурных различий.
17.
ВОПОРС 4Big five ОПРОСНИК NEO-PI-R
Экстраверсия - общительность, поиск стимулирующего социального окружения и
отзывчивость;
Дружелюбие - сострадание, чувствительность, мягкость и теплота отношений с
другими людьми;
Сознательность - постоянство, целеустремленное поведение, зависимость и
дисциплина;
Нейротизм и эмоциональная неустойчивостью, беспокойством и враждебностью.
Невротическая личность напряжена, в то время как эмоционально устойчивая
личность уверена и расслаблена;
Открытость для нового опыта (то, что раньше называлось культурой) любознательность, одаренность воображением и искушенность.
18.
ВОПОРС 4ОПРОСНИК NEO-PI-R
Исследования в Китае (Ченг и Леунг).
В отдельных исследованиях было обнаружено, что четыре или пять
факторов из большой пятерки повторялись,
но также постоянно обнаруживался и дополнительный фактор.
Его отнесли к китайской традиции. «Гармония» и «ориентированность
на отношения» были важными аспектами этого фактора.
Сыновняя почтительность, которая сильно поощряется в китайском
обществе, предсказывалась шкалами «гармония» и «социальные
отношения», даже после контроля влияния большой пятерки факторов
19.
ВОПОРС 4ОПРОСНИК NEO-PI-R
Гуанзон-Лапенья (использовал индигенный подход) провел многочисленные
исследования в Филиппинах.
(1) каждая из пяти больших областей была представлена в филиппинских
методиках,
(2) не были найдены никакие местные измерения, которые нельзя было отнести к
каким-либо из пяти больших измерений,
(3) существовали кросс-культурные различия в особенностях или средоточии
измерений, которые были заметными в филиппинском контексте.
Предположение: кросс-культурные различия должны существовать в количестве
баллов по подшкалам для NEO-PI-R.
Различия были найдены, например, Маккреем, Йиком, Трепнеллом, Бондом и
Паулюсом, которые работали с китайцами в Гонконге и потомками китайских
эмигрантов с различным сроком пребывания в Канаде
20.
ВОПОРС 4ОПРОСНИК NEO-PI-R
Сосье и Голдберг подытожили результаты исследований английского языка
и двенадцати других языков, в которых локальные термины, описывающие
личность и отобранные из словарей, сформировали исходный материал.
В большинстве исследований анализ содержания факторов показывал
весьма хорошую воспроизводимость всей большой пятерки факторов в
германских языках.
В других же (например, в восточно-европейских и корейском),
подтверждение было менее однозначным или даже проблематичным.
Однако большее соответствие было получено при применении менее
строгих критериев подобия и при введении трех, а не пяти факторов.
21. Сравнение измерений личности
Измерения1
2
3
Big Five
Big Two
Big Six
Черты
Универсальные
Специфические
22.
ВОПРОС 5Самоконтроль (Snyder, 1974)
Самосознание (Fenigstein, Scheier, Buss, 1975)
Понимание в общении (McCroskey, 1978)
Стиль общения (Norton, 1983)
Локус контроля (Rotter, 1966)
23.
ВОПРОС 5Самоконтроль (Snyder, 1974)
Ряд
исследователей
связывают
самоконтроль
со
стремлением снизить неопределенность. Для людей с
низким
самоконтролем
наиболее
информативными
являются формальные ситуации, а для людей с высоким
самоконтролем, наоборот, неформальные. Считается, что
высокий самоконтроль больше стимулирует и лучше
регулирует общение, чем низкий.
Вывод,
что
самоконтроль
в
коллективистских культурах зависит от
знания ситуации общения, а в индивидуалистических - от знания самого
себя.
В исследовании Гудикунста (1981) было найдено, что
американцы
(индивидуалистическая
культура)
демонстрируют более высокий уровень самоконтроля, чем
японцы и корейцы (коллективистские культуры).
Это связано с тем, что члены индивидуалистических
культур стремятся сохранить свою самотождественность,
поэтому ведут себя в разных ситуациях наиболее типичным
для себя способом.
Членам же коллективистских культур, чтобы решить, как
себя вести, необходимо знать контекст, иметь представление
о конкретных индивидах, участвующих в общении, иметь
данные об их статусе и отношениях. Эта информация не
всегда доступна, тогда люди из коллективистских культур
могут вести себя согласно нормам своей культуры, что
может привести к социальному несоответствию (взаимному
непониманию).
24.
ВОПРОС 5Самосознание (Fenigstein, Scheier, Buss, 1975)
Культурная вариативность влияет на эти три измерения самосознания:
а) личное самосознание - означает внимание к своим мыслям и чувствам («Я много думаю о себе»);
б) публичное самосознание - включает общую осведомленность о себе как о социальном субъекте и объекте восприятия
другими («Я очень забочусь о том, что я собой представляю»);
в) социальная тревожность - определяется как дискомфорт в присутствии других («Я чувствую тревогу, когда говорю с
другими»).
Гудикунст установил, что тенденция к избеганию неопределенности тесно связана с социальной тревожностью.
Публичное самосознание означает концентрацию внимания на себе как независимом от контекста социальном объекте.
Гудикунст предположил, что индивидуализм поощряет развитие публичного самосознания, и предсказал, что у
американцев оно будет более развито, чем у японцев и корейцев.
Фенигстейн и коллеги отметили, что публичное самосознание включает общую осведомленность о себе как о социальном
объекте, который имеет влияние на других. Это означает, что фокус внимания в публичном самосознании нацелен на себя,
но без учета контекста и социальных отношений. Таким образом, индивидуалистические культуры способствуют
развитию более высокого уровня публичного самосознания у своих членов, чем коллективистские.
Личное самосознание включает интроспективное внимание к себе. Культурное измерение, наиболее тесно с этим
связанное, - маскулинность. Маскулинные культуры ценят исполнительность и амбиции, которые требуют представления
о своих личных возможностях. Хофстед также считал, что члены маскулинных культур поленезависимы, а члены
феминных культур – полезависимы.
25.
ВОПРОС 5Понимание в общении (McCroskey, 1978)
Согласно данным исследований, коммуникативное понимание имеет позитивные
корреляции с одиночеством, публичным самосознанием, социальной изоляцией,
догматизмом, утратой самоконтроля, нетерпимостью к неопределенности, и
негативные
с
самоуважением,
индивидуальностью,
самораскрытием,
самоконтролем, ответственностью и восприимчивостью.
В кросс-культурных исследованиях коммуникативного понимания было выявлено,
что японцам свойственен более высокий уровень понимания в общении, чем членам
индивидуалистических культур США и Австралии. В коллективистских культурах
Японии и Кореи ценится поведение, характеризующееся высоким уровнем
понимания в общении.
Можно сказать, что высокая способность к пониманию в общении, возможно, более
характерна
для
представителей
коллективистских
культур,
чем
для
индивидуалистических
26.
ВОПРОС 5Стиль общения (Norton, 1983)
Стиль общения, согласно определению Р. Нортона, являет собой способ выражения сообщения,
указывающий на то, как смысл послания должен быть подан, интерпретирован и понят (Norton, 1983).
Было выделено 10 основных коммуникативных стилей, которые представляют собой способы
взаимодействия с другими людьми в процессе общения:
Исследование стилей общения, проведенное в Японии и США. Показало, что в 8 из 10 стилей
наблюдаются значительные межкультурные различия: так, в США более развиты такие стили коммуникации - внимательный, спорный, доминантный, впечатляющий, а в Японии более выражены
успокаивающий, драматический и открытый стили общения (Gudykunst et al„ 1988).
Согласно Хофстеду. Можно предсказать, что члены культур с высоким уровнем избегания
неопределенности (Япония) будут более открыты и драматичны в общении, чем члены культур с низким
уровнем избегания неопределенности (США). Также можно предсказать, что члены
индивидуалистических культур будут внимательны в общении, будут стремиться доказать свою правоту
(спорный стиль) и оставить впечатление о себе в ходе вербальной коммуникации, т.к. члены данных
культур в большей степени ориентированы на Я-идентичность и самораскрытие.
27.
ВОПРОС 5Локус контроля (Rotter, 1966)
В ряде исследований было выявлено, что японцы и китайцы обладают более выраженным
экстернальным локусом контроля, чем американцы. В другом исследовании - что респонденты из
Таиланда и Японии также более экстернальны, чем респонденты из США и Мексики. Исследователи
приписали эти расхождения различиям между Востоком и Западом.
Однако многие не согласились с этим упрощением. Так, в исследовании О. Парсонса и Д. Шнейдера
две восточные культуры - Япония и Индия - оказались на двух разных полюсах: Япония - наиболее
экстернальная, а Индия - наиболее интернальная, а все другие обследованные культуры, западные и
ближневосточные, - расположились между ними.
В исследованиях Е.Мак-Гиннеса было обнаружено, что экстернальный локус контроля сильнее
всего выражен в Швеции, потом - Японии, Австралии, США и Новой Зеландии.
Согласно измерениям культурной вариативности Хофстеда, следует ожидать, что члены
коллективистских культур более экстернальны, чем члены индивидуалистических культур.
Многие эмпирические исследования согласуются с этим предположением, а некоторые - нет
(Gudykunst et al., 1988).
28.
ВОПРОС6Африканская личность
Сенегальский психиатр Coy (1977, 1978) - пространная теория африканской личности и психопатологии.
Схематическое представление человека в африканском осмыслении
Внешний слой — тело, телесная оболочка личности.
Затем идет принцип витальности, который действует как для человека, так и для животных. (В большей или
меньшей степени это можно приравнять к физиологическому функционированию).
Третий слой представляет еще один принцип витальности, но он присущ только людям и символизирует
человеческое психологическое существование, не присущее другим живым существам.
Внутренний слой — это духовный принцип, который никогда не погибает. Он может оставлять тело во время сна и
тогда, когда человек находится в состоянии транса, и покидает тело окончательно в случае смерти. Духовный
принцип не наделяет тело жизнью, а существует сам по себе. Он принадлежит сфере предков и представляет эту
сферу в каждом человеке.
Концентрические слои личности находятся в постоянных взаимоотношениях с ее окружением.
Три референтные оси, которые касаются взаимоотношении человека с внешним миром.
Первая ось связывает мир предков с духовным принципом, проходя через три другие слоя.
Вторая — соединяет психологический принцип витальности с расширенной семьей человека, понимаемой как род,
к которому он принадлежит.
Третья — соединяет широкую общину с человеком, проходя через телесную оболочку к физиологическому
принципу витальности. Эти оси представляют собой соотношения, которые обычно находятся в состоянии
равновесия
29.
ВОПРОС 6Африканская личность
30.
ВОПРОС6Амаэ в Японии
Амаэ (атае), произносимое как ah-mah-eh, заняло видное место в работах
психиатра Дои
Амаэ описывается как форма пассивной любви или зависимости, которая
берет начало во взаимоотношениях младенца со своей матерью.
Желание контактировать с матерью универсально для маленьких детей и
играет важную роль в формировании новых взаимоотношений среди
взрослых.
Амаэ больше известно среди японцев, чем среди людей в других культурах.
Дои считает существенным, что японский язык имеет слово для выражения
амаэ, а также большое число терминов, относящихся к амаэ. По мнению Дои,
культура и язык тесно взаимосвязаны.
31.
ВОПРОС6Индийские концепции
Концепция jiva (джива) Паранджипе подобна концепции личности.
«Jiva» представляет собой все, что касается отдельного человека, включая весь его опыт и
действия на протяжении всего его жизненного цикла».
Он различает пять концентрических слоев.
Внешний — тело. Следующий называется «дыхание жизни»; он относится к
физиологическим процессам, например дыханию. Третий слой включает в себя ощущения
и «разум», который координирует сен-сорные функции. Здесь расположены эгоистические
чувства, связанные с понятиями «Я» и «Мое». Четвертый слой представляет интеллект и
когнитивные аспекты личности, включая «образ Я» и представление о себе. Пятый и
наиболее глубинный слой jiva — месторасположение переживания блаженства.
Паранджипе (1984, 1998) усматривает в этой концепции много общего с западными
теориями, такими, как концепция Джеймса и Эриксона, но обращает внимание на важную
особенность. В отличие от jiva здесь существует «реальное я» или Атман (Atman), который
является постоянной и неизменной основой жизни.
32.
ВОПРОС 7Измененные состояния сознания (ИСС) - мистический опыт,
медитацию, гипноз, транс и одержимость
В
обзоре
Бургиньона
и
Эваску
некоторые
институционализированные
формы
ИСС
были
идентифицированы в подавляющем большинстве отобранных
обществ.
Институционализация
подразумевает
религиозные,
медицинские или другие социальные функции и предполагает
наличие определенных специфических условий и людей
(например, медиков или шаманов)
33.
ВОПРОС 7Бургиньон рассматривал транс (переживание, вызывается
постом, сенсорной депривацией и наркотиками) и одержимость
(представление, которое требует аудитории, обычно вызывается
барабанным боем и танцами) в разных культурах.
Хотя есть много исключений: транс более типичен для мужчин,
а одержимость — для женщин. В обществах охотников и
собирателей более распространен транс; в более сложных
обществах одержимость является более частой формой ИСС.
Существуют также различия между главными культурными
регионами. Среди аборигенов Америки широко практиковалось
использование психоактивных растений, вводящих в транс. В
Африке чаще встречается одержимость.
34.
ВОПРОС 7Уоллес
(1959).
Имеются
весьма
примечательные
различия
между
североамериканскими индейцами, которые используют пейот для религиозных
ритуалов, и европейскими американцами.
Индейцы рассказывали о чувстве благоговения и избавления от физических недугов, а
у евроамериканцев наркотик очень по-разному влиял на настроение — от депрессии
до эйфории. У них переставали действовать социальные ограничения, изменялось
поведение, чего не наблюдалось у индейцев. Изменения восприятия были
угрожающими у испытуемых американцев европейского происхождения, которые
прошли весь спектр переживаний. Индейцы же рассказывали о видениях, которые
согласовывались с их религиозными верованиями и оправдывали их ожидания
относительно того, что должно было произойти.
Очевидно, культурные ожидания и знания являются важными детерминантами
субъективных (эмпирических) и объективных (наблюдаемых) аспектов
поведения.
35.
ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫДетерминирующие факторы русской культуры
• географический
• исторический
• религиозный
Ценности русской культуры
• община
• справедливость
• терпение
35
36.
ИССЛЕДОВАНИЕ АВТО- И ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПОВРУССКИХ
•З.В. Сикевич (1996) изучения автостереотипов в Санкт-Петербурге
•(«Назовите, пожалуйста, пять основных качеств, присущих большинству русских»)
•доброта (ее проявление к людям) (доброжелательность, радушие, душевность,
отзывчивость, сердечность, милосердие, великодушие, сострадание и сопереживание)
•простота, открытость, честность, терпимость
•трудолюбив, работоспособен и вынослив, но значительно чаще ленив, халатен,
безалаберен и безответствен
•увлекаемость политическими мифами и «вера в доброго царя»
•расчет на «авось»
•широта русской души, которая является оборотной стороной русского «авось»
•Автопортрет: добрый, терпеливый, гостеприимный, трудолюбивый и ленивый,
дружелюбный, с широкой русской душой, патриотичный, доверчивый, открытый,
любящий выпить,
отзывчивый,
простой, щедрый, честный,
терпимый,
сострадательный, безалаберный.
36
37.
ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПА РУССКИХГетеростереотип: доброта и внутренняя открытость совмещались с внешней угрюмостью, а хитрость и лживость
сочетались с беспечностью. Отмечали также религиозность, доходящую до фанатизма, готовность русских к
самопожертвованию, храбрость и героизм, который они проявляли, сражаясь за свою страну, высокое чувство
патриотизма. Эти качества сочетались с неразвитым личностным началом, господством общины, долготерпением и
фатализмом русских.
В XX веке в новых политических условиях существующие гетеростереотипы немного изменились (в целом они очень
устойчивые). В них добавилось больше негативных оттенков (это было связано с боязнью распространения
коммунизма):
Семейные и дружеские взаимоотношения для русских важнее, чем продуктивность работы, различные расписания и
обязательства.
Русские непредсказуемы, их невозможно понять (неожиданные вспышки гнева и насилия, хотя большую часть своей
жизни русский человек был терпеливым и покладистым, даже пассивным).
Открытость, мягкосердечность и гостеприимство. Но по отношению к представителям других рас могут быть
проявления ксенофобии, национализма.
Патриотизм и героизм (новую пищу для этого дала Вторая мировая война).
37
38.
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА(ИССЛЕДОВАНИЕ К. КАСЬЯНОВОЙ)
Приведены сравнительные данные исследования американской и русской выборок по тесту MMPI. Особое
внимание уделяется анализу так называемых «социальных архетипов», которые бессознательно
определяют мотивы поведения в типичных для нашей культуры социальных ситуациях
1. Некоторая замедленность и вязкость мышления, и, как следствие - довольно высокая (до определённого
предела) неотзывчивость на внешние стимулы и раздражения.
2. В состоянии взрыва русский человек становится разрушительным и для окружающих, и для себя.
3. Труд в русской национальной культуре имеет довольно большое, но - чисто прикладное значение. О
причинах поиска «смысла жизни».
4. Бытовое пьянство и алкоголизм как ответ на трудовое и моральное закрепощения населения.
5. Русский национальный характер и ценностно-рациональный тип целеполагания.
6. Готовность к самопожертвованию.
7. Упрямство.
8. Судейский комплекс («правдоискательство»).
9. Чувство вины и смирение (терпение). К вопросу о «нации рабов».
10. Социальные интроверты: особенности общения в русской национальной культуре.
11. Человек, государство и роль личностного статуса в русской национальной культуре.
12. Русская национальная культура и стремление к личной наживе.
38
39.
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ Б.С. БРАТУСЯ•Приводит описательные характеристики психологических типов личности в русской, советской и
западноевропейской культурах, а также тип перестроечной личности.
•Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другим людям, Братусь предлагает 4 основных уровня в
структуре личности:
•Эгоцентрический. Определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде,
престижу. Отношение к себе – как к единице, самоценности, а отношение к другим сугубо потребительское, в
зависимости от того помогает ли другой личному успеху или нет. Если помогает – хороший, не помогает,
препятствует,
затрудняет
–
плохой,
враг.
Группоцентрический. (советская культура) Идентифицирует себя с группой, отношение к другим зависит от того,
входят ли они в эту группу или нет. Группа: семья, нация, народ, класс. Если другой входит в такую группу, то он
обладает свойством самоценности, достоин жалости, сострадания, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если
не входит, то эти чувства могут на него не распространятся.
•Просоциальный (гуманистический) (западноевропейская культура). За каждым человеком, пусть даже не
входящим в мою группу, подразумевается самоценность и равенство в отношении его прав, свобод и обязанностей.
Просоциальный уровень характеризуется устремленностью к достижению результатов, которые принесут благо не
только ему, но и другим, незнакомым, дальним, обществу, человечеству в целом. С 3го уровня можно говорить о
нравственности (на 1, 2-ом лишь о морали – эгоцентрической или групповой, корпоративной).
•Духовный (эсхатологический – религиозное учение о конце света, искуплении, загробной жизни). (русская
культура) Человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но
как на существа особого рода, связанные, подобные, соотносимые с духовным миром. Это уровень в рамках
которого решаются субъективные отношения с Богом, устанавливается личная формула связи с ним. В христианской
39
традиции субъект приходит к пониманию человека как образа и подобия Божия, другой человек приобретает в его
40.
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ Б.С. БРАТУСЯ•Братусь сравнивает нравственные различия человека русской культуры, человека советского и
западноевропейского. Типу перестроечной личности свойственно переходное потребностно-мотивационное
состояние: есть желание, но нет предмета, ему отвечающего.
•Очень важно, считает автор, не ошибиться в выборе этого «предмета», определяя ход развития России, и советует:
«...для достижения реального и возможного необходимо стремиться к идеальному и невозможному...».
•Русская культура Стремилась к образованию и реализации в человеке духовного, эсхатологического уровня как
главного, определяющего его облик. Любое дело, что бы быть признанным благим, нужным, должно быть
оправдано, соотнесено с христианским намерением, с Христом. Все остальные деяния, пусть и приносящие пользу
рассматривались как зло.
•Советская культура Формировала группоцентрический тип личности. Главными были класс, партия,
коммунистическое общество, а все вокруг – враги, против которых возможны любые средства борьбы. Всё было
направлено к такой, по сути дела, донравственной позиции.
•Западная культура Носила в себе просоциальную гуманистическую ориентацию. Стремление нести благо всем
людям, человечеству в целом.
•Перестроечный тип личности Характеризуется переходным потребностно-мотивационным состоянием. Человек
в подобном состоянии может сказать ещё о том, чего он не хочет, но не о том, что именно ему потребно. У него нет
образа целого. Перебирает зашифрованные в бытии символы, но не знает, какой ему подойдёт.
•Помимо намеченной вертикали души, существует шкала степеней присвоенности тех или иных смысловых
содержаний и мотивационных устремлений.
•Одно и то же внутреннее смысловое побуждение или его внутреннее проявление, деяние, поступок могут иметь
разное внутреннее обоснование и душевный резонанс в зависимости от того, являются ли они сугубо ситуационно
40
обусловленными или есть следствие выстраданных и сознательно исповедуемых личностью ценностей.
41.
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА (В.В. КОЧЕТКОВ)•открытость и недостаточность, готовность ассимилировать, принимать влияние извне;
•коллективизм, общинность;
•преобладание нравственных и моральных ценностей над правовыми;
•крайности и противоречия;
•преобладание интуиции над логикой («авось»);
•ортодоксия; патриотизм, любовь к родине;
•преобладание индивидуально-личностных отношений над формальными;
•преобладание аффилиативной мотивации над достиженческой;
•диффузное общение;
•пессимизм;
•особое отношение к иностранцам, к страданию, к прошлому, к власти, к
собственности, ко времени;
•осторожность и консерватизм.
41
42.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ РУССКИХ• Л.Г. Почебут отмечает значимость для русских таких ценностных
ориентаций, как коллективизм, справедливость, ориентация на
лучшее будущее, ориентация на быстрое решение жизненно
важных проблем.
• В исследовании Н.М. Лебедевой межпоколенной трансмиссии
культуры у русских отмечается сильная тенденция сохранения таких
базальных ценностей русской культуры, как коллективизм и
феминность, наряду с возникновением и развитием у молодых
поколений россиян ценностей индивидуализма и маскулинности
(амбициозность, мотивация достижения).
42
43.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (В.А. ХАЩЕНКО)• Использовалась методика Рокича, добавлены такие ценности как: богатство, собственность,
экономическая независимость, предприимчивость, материальная обеспеченность;
• Опрошено шесть групп респондентов с разным социально-экономическим статусом.
• Результаты:
• У всех групп наблюдалась тенденция к доминированию направленности на индивидуальные ценности.
Было установлено, что в иерархии ценностей-целей доминируют: здоровье, семья, материальная
обеспеченность, любовь, свобода, уверенность в себе, друзья.
• Среди ценностей-средств достижения жизненных целей ведущими являлись твердая воля, честность,
независимость, предприимчивость, самоконтроль, образованность.
• Формируется новый тип направленности личности, характеризующегося индивидуализированной
ориентацией на личные, в том числе экономические ценности, такие как материальная
обеспеченная жизнь, предприимчивость, собственность и богатство.
• Изменения в ценностных ориентациях выразилось в усилении ориентации на себя опоры на
собственные силы (волевые качества, рациональность поведения, стремление действовать
самостоятельно и решительно) и в снижении роли и значения качеств личности, особенно важных
в контактах с другими людьми (чуткость, уважение к другому, умение выслушать и понять другого и
т.п.).
43
44.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ РУССКИХ (Н.М. ЛЕБЕДЕВА)• Использовался опросник Шварца,
• приняли участие 244 студента из Москвы, Пензы, Санкт-Петербурга и Ярославля и
180 учителей и других специалистов из этих же городов)
• Н.М. Лебедева (Лебедева, 2000) отмечает, что можно выделить блок повторяющихся,
неизменных базовых ценностей русской культуры, которые транслируются из
поколения в поколение.
• Это ценности
• Консерватизма (в культурах, располагающихся на полюсе консерватизма, личность
рассматривается как принадлежащая к группе, видящая смысл жизни в социальных
связях, идентификации с группой и разделении общего образа жизни. Пример
ценностей этого типа: социальный порядок, уважение традиций, безопасность семьи и
самодисциплина)
• Гармонии (культуры на полюсе Гармония принимают мир таким, каков он есть,
пытаясь скорее сохранить, чем изменить или использовать его. Этот тип ценностей
44
основан на усвоении гармонии со средой) (по Шварцу).
45.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ РУССКИХ (Н.М. ЛЕБЕДЕВА)• Факторный анализ показал, что семантическое пространство ценностномотивационной структуры как студентов, так и учителей определяют два фактора
– это Культура и Эгоцентризм.
• Отличия заключаются в том, что Культура для студентов – это скорее внешнее и
нормативное понятие, а для учителей – понятие интериоризованное и
обогащенное личностным смыслом.
• Эгоцентризм, противостоящий универсализму у студентов включает
благосостояние, а у учителей – власть и авторитетность. Вхождение этих
ценностей в негативно оцениваемый блок эгоцентризма говорит о том, что
семантическом поле русской культуры ценности власти и благосостояния слиты
с такими негативно оцениваемыми ценностями, как удовольствие,
наслаждение жизнью и потакание себе.
• В целом же главная ось измерения ценностей русских укладывается в классическую
схему Шварца, где одна из осей имеет два полюса: Акцент на других – Акцент на
себя.
45
46.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ РУССКИХ (Н.М. ЛЕБЕДЕВА)• Наряду с этим, выделяются две тенденции в изменении мотивации:
• 1) снижение у молодого поколения таких ценностей как Консерватизм,
Равноправие, Гармония; рост таких ценностей, как Мастерство, Иерархия,
Интеллектуальная и Аффективная автономия. (Лебедева, 2000),
• Для молодых россиян значимыми мотивами поведения являются стремление к
достижению личного успеха, выбор собственных целей, независимость,
благосостояние и установки на социальное неравенство. Это объективный
процесс психологической адаптации к жесткому миру конкуренции.
• В настоящее время в мире пересиливает психология охотника (первичная основа
индивидуализма) над психологией земледельца (основа коллективизма). Это
отзовется кризисом хищнического отношения к Земле, что уже наблюдается в
современном мире. Поэтому в ближайшее время именно коллективистская культура
и психология должны сказать свое слово, и человечество, чтобы не погибнуть,
должно сменить психологию растраты на психологию сбережения. И в кросскультурной психологии уже есть доказательства того, что экономическое развитие
совместимо с коллективистской психологией.
46
47.
Литература• Основная литература
• Берри Д.В., Пуртинга Ф.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р., Кросс-культурная психология. Харьков: Гуманитарный центр, 2007, гл 4.
• Стефаненко Т.Г. Этнопсихология., М.,2008,часть1, гл.2.
• Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П. Платонова. СПб., 1995. Гл.3.
• Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология. М.: Макс-Пресс, 2011
• Дополнительная литература
• Бердяев Н.А. Судьба России. М.. 1990.
• Гумилев Л.Н. Этногенез и этносфера// Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993 с.39-62.
• Касьянова К. Национальный характер и социальный архетип// Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.с.24-32.
• Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре. //Психологический журнал. Т.22, №3, 2001, стр. 26-36.
• Лурье С.В. Исследование национального характера //Лурье С.В.Историческая этнология. М., 1997.С.65-76.
• Мид М. Культура и мир детства. М.. 1988.
• Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур, методология и методы этнической и кросс культурной психологии. психология межэтнической
толерантности. СПб., 2005
• Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. М., Аспект Пресс, 2008.
• Триандис Г. Культура и социальное поведение. – М.: Форум, 2007.
• Этническая психология. Хрестоматия. /Под ред. А.И. Егоровой. Спб., Речь,2003.С.81-115.
• Этническая психология/ Под ред. В.Г. Крысько. – Москва: Академия, 2008.
47
48.
photoСПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
photo
Международная научно-учебная лаборатория
социокультурных исследований
Виктория Галяпина
[email protected]
photo
49. Синквейн
ТемыНаучная школа «культура и личность»
Теория Базовой личности
Теория Модальной личности
«Желтая опасность»
«Бегство от свободы»
«Пеленчатая теория»
«Одинокая толпа»
Самоконтроль
Самосознание
Локус контроля
Понимание в общении
Стиль общения
Big Five
Big Two
Big Sixe
первая строка – тема синквейна,
одно слово или понятие,
существительное или местоимение;
вторая строка – два
прилагательных или причастия,
которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или
деепричастия, рассказывающие о
действиях темы;
четвертая строка – предложение из
четырех слов, выражающая личное
отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая
часть речи), выражающее суть темы;
своего рода резюме.