Русская скульптура 19 – 20 вв. Позен Леонид Владимирович
Годы жизни (1849 – 1921) Украинский и русский скульптор-передвижник и политический деятель
Жанровая скульптура
Исторический жанр
Бюсты и памятники
Список литературы
747.58K
Категория: ИскусствоИскусство

Русская скульптура 19 – 20. Позен Леонид Владимирович

1. Русская скульптура 19 – 20 вв. Позен Леонид Владимирович

РУССКАЯ СКУЛЬПТУРА
19 – 20 ВВ.
ПОЗЕН ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ
Макаренко Любовь УГИ – 453401

2. Годы жизни (1849 – 1921) Украинский и русский скульптор-передвижник и политический деятель

Леонид Владимирович Позен родился в семье
военного в 1849 году. Окончив Полтавскую
губернскую гимназию, мальчик пошел по стезе
юристов. Около сорока лет жизни он посвятил работе
в судах, сменив ряд должностей. Среди них
должность следователя, тайного советника и
сенатора уголовного департамента. У Позена не было
образования художника, но еще в детские годы он
заворожено рассматривал глиняные игрушки,
созданные гончарами. В возрасте 27 лет он начал
плотно заниматься скульптурой, обучаясь этому
ремеслу самостоятельно. Вначале Позен просто
копировал фигуры известных мастеров, которые
нравились ему своей реалистичностью. Это были
работы известных русских скульпторов-анималистов
Евгения Александровича Лансере и Николая
Ивановича Либериха, а также француза Пьера-Жюля
Мэна. Позже он создавал небольшие скульптурные
портреты своих знакомых и начал трудиться над
своими первыми скульптурными композициями.
Портрет Л. В. Позена работы Н. А. Ярошенко (1885)

3.

В 1882 году Позен впервые показал свою композицию «На волах» на очередной выставке Товарищества
передвижных выставок и сразу же имел значительный успех. Его работу заметил известный фабрикант К.
Верфель и приобрел ее, чтобы затем отливать в бронзе на своем предприятии. Скульптуры Позена
пользовались популярностью, так что в последующие годы Верфель регулярно покупал его работы и
демонстрировал их бронзовые версии на российских и зарубежных выставках. Любители распространенной
в те годы жанровой скульптуры охотно приобретали работы автора, что побуждало его творить все с
большим вдохновением.
Скульптурная
композиция «На
волах».

4. Жанровая скульптура

Самой значительной работой о судьбе русских крестьян после отмены крепостного права
специалисты считают скульптурную группу Позена «Переселенцы». Эта работа выполнена автором в
1884 году и на сегодняшний день хранится в ГИМ в Москве. В скульптуре «Переселенцы» Позен
поднимает проблему масштабного крестьянского переселенчества, вызванного отсутствием
свободной земли в центральной части России. Измученные прежней жизнью, крестьяне отправлялись
в новые края в поисках более терпимой доли.
В одной скульптурной группе Позену удалось очень точно показать положение крестьянства через
множество незначительных деталей. В его композиции показаны переселенцы, остановившиеся на
привал. Каждый из них занят определенным делом: один рубит сучья, другой занимается лошадью,
третий разбирает скромные пожитки.
Скульптурная группа «Переселенцы». Бронза.1883 г.

5.

Леонид Позен был очень скромным
человеком, что выразилось даже в его отказе
от звания академика, так как он посчитал
себя недостойным такой чести. Скромность
отражалась и в его работах. Он не пытался
создать помпезные изделия, не увлекался
образами знатных дам и джентльменов, но
интересовался той простотой, которая глубоко
проникает в душу. В его работе «Нищий»
представлен простой старик, собирающий
милостыню. Автор решил обратить внимание
зрителя на тягость положения обнищавшего
человека, которого так презирает и
сторонится общество. Изможденный и
отчаявшийся он предстает перед нами в
старой одежде, которая начала рваться от
ветхости. Накинутый на голову платок и
верхняя одежда свидетельствуют о
наступлении холодов, которые нищий человек
вынужден встречать в старых лаптях.
Бронзовая копия скульптуры «Нищий».

6.

Помимо скромности автор обладает большой
добротой и состраданием к людям, что больше
всего выражается в тех образах, которые он
стремился запечатлеть в воске или глине.
Например, в скульптурной композиции
«Слепой лирник и поводырь» мастер
привлекает внимание к жизни уличного
музыканта.
Скульптура «Лирник с поводырем». 1883 г.
Лирники были известны своими моральными
и сатирическими песнями, призванными
обратить внимание на неблагоприятные
социальные условия в стране. Глубину
переживаний лирника Позен подчеркивает с
помощью запавших глаз, нахмуренных бровей
и испещренного морщинами лица. Слепые
глаза говорят о том, что этот человек пережил
серьезные испытания и полон глубинных
чувств. Он уже не может обходиться без
поводыря и может жить только на гроши, что
кинут ему в его маленькую чашку.

7. Исторический жанр

Помимо изображения жизни простого народа Позен
работал в историческом жанре. Известным его
произведением на эту тему является скульптура «Скиф».
Изображая древние племена, автор решил
продемонстрировать так называемый скифский выстрел,
который помогал воинам одерживать победу. Суть такого
военного приема заключалась в том, чтобы на полном скаку
коня резко развернуться в седле и стрелять назад, то есть
Скульптура «Скиф». Бронза. 1889-1890 гг.
противоположно курсу животного. При этом воины
имитировали отступление, что заставляло врага терять
бдительность. При достаточной подготовке наездников
скифские выстрелы наносили серьезный урон противнику.
Критики встретили данную работу Позена одобрительно.
Они отметили, что скульптору удалось отлично передать не
только форму персонажей, но и ритм движения коня и
всадника. Мощный напружиненный конь мчится во весь
опор, ведомый умелым наездником, и эту мощь животного
может почувствовать зритель. Опытный воин способен не
только удержаться в седле при такой скачке, но и метко
выстрелить в противника, развернув на всем ходу корпус.
Критики П.П. Гнедич и В.В. Стасов посчитали
представленную Позеном работу сильной, присущей
самобытному мастеру.

8.

Некоторые работы Позена по характеру
исполнения похожи на жанровую скульптуру
Е.А. Лансере. В частности, помимо
упомянутой работы «Скиф» это известная
скульптурная композиция «Запорожец на
разведке». Это произведение также является
одной из наиболее известных скульптур
автора. В работах этой серии Позен очень
точно отразил разные народности.
Скульптура «Запорожец на разведке». 1887 г.

9. Бюсты и памятники

Помимо жанровой скульптуры Позен создал и
ряд бюстов для надгробий и барельефов.
Одной из известных его работ является бюст
русского живописца Н.А. Ярошенко. Два
талантливых мастера часто проводили время
вместе и имели сходное мировоззрение,
которое выражалось в их реалистичных
произведениях.
Автору удалось не только добиться
портретного сходства с живописцем, но и
передать проницательный взгляд и
спокойную уверенность человека, который
способен справиться с любыми трудностями.
Один из бюстов в дальнейшем был отлит в
бронзе и установлен на надгробный
памятник Ярошенко в Кисловодске.
Бюст Н.А. Ярошенко.

10.

Настоящая известность пришла к Позену после
того, как он создал памятник крупнейшему
украинскому писателю Ивану Петровичу
Котляревскому. Правительство разрешило
полтавским властям собирать средства на
памятник только в самой Полтавской губернии,
однако люди со всей Украины и России
жертвовали деньги, отдавая дань великому
писателю.
Памятник И. Котляревскому. Открыт летом 1903 г.
Позен знал, с каким трудом собирались
средства, поэтому отказался от оплаты за
работу, над которой он трудился ни много ни
мало шесть лет. Тем самым он оказал
существенную материальную и моральную
поддержку ценителям искусства
Котляревского. Мастер решил не
ограничиваться одним бюстом, который,
впрочем, получился весьма удачным. Он сумел
передать образ писателя также через его
самые известные работы.

11.

После такого успеха с памятником Котляревскому Позену
заказали памятник Николаю Васильевичу Гоголю.
Скульптор изобразил великого писателя за работой:
сидящим с книгой и ручкой в руках, с задумчивым взором.
Памятник Н. Гоголю.

12. Список литературы

■ Волохов С.Н. Характерные признаки малой скульптуры русского скульптора Л.В.
Позена. Научная статья. – СПб: Российский государственный педагогический
университет им. А.И. Герцена, 2008.
■ Волохов С.Н. Творчество Л.В. Позена в контексте русской скульптуры 1880 1910-х годов. Автореферат диссертации. – СПб, 2011.
■ Шмидт И.М. Русская скульптура второй половины XIX - начала XX века. – Москва:
Искусство, 1989.
English     Русский Правила