Немецкая классическая философия
Идеализм – это ?
Трансцендентальный идеализм
И.Кант совершил переворот в гносеологии и этике
Памятник И.Канту в Калининграде (Кенигсберге)
И.Кант читает лекцию перед русскими офицерами
Трансцендентальный – это…
Трансцендентальный идеализм -
Или «Критический идеализм»:
«ВЕЩЬ В СЕБЕ»
В «Критике практического разума»:
«Категорический императив»
«Категорический императив»: от лат. imperativus — повелительный
Значение философии Канта:
Субъективный идеализм
Субъективный идеализм - это
Объективный идеализм
Объективный идеализм - это
«Философия Откровения» - последний период
ГЕГЕЛЬ – 1770-1831гг.
Абсолютный идеализм - это
«Абсолютный дух»
«Феноменология духа»
Разработал понятийный аппарат ДИАЛЕКТИКИ
Диалектика - это
3 закона диалектики
Диалектическая триада: ТЕЗИС – АНТИТЕЗИС – СИНТЕЗ
«Философия – это система,
Значение НКФ:
Антропологический материализм
Философское развитие Фейербаха описано им самим:
Антропоцентризм Л.Фейербаха
Атеизм Л.Фейербаха
Атеизм Л.Фейербаха…
Суть антропологического материализма:
Критика Л.Фейербаха:
Переворот в философии: материализм + диалектика
Карл Маркс(1818 — 1883гг.) 
Критика Гегеля: социальная философия
К.Маркс «Капитал» -1867г.
Фри́дрих Э́нгельс ( 1820 — 1895гг. ) 
Ф.Энгельс «Диалектика природы»
Памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу в Берлине
МАРКСИЗМ: 3 ЧАСТИ
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
тезисы
Противоречие антропологии марксизма
Марксизм и религия
Марксизм и Христианство несовместимы по сути
Итоги развития НКФ и марксизма:
0.97M
Категория: ФилософияФилософия

Немецкая классическая философия XVIII – XIX веков

1. Немецкая классическая философия

XVIII – XIX вв.

2. Идеализм – это ?

Направление идеализма Ф.И. философа
Трансцендентальный Иммануил Кант
идеализм
Субъективный
идеализм
Объективный
идеализм
Иоганн Фихте
Абсолютный
идеализм
Георг Вильгельм
Фридрих Гегель
Фридрих Шеллинг

3. Трансцендентальный идеализм

• Иммануи́л Кант
( 1724 - 1804 гг.)
родоначальник
немецкой
классической
философии

4. И.Кант совершил переворот в гносеологии и этике

5. Памятник И.Канту в Калининграде (Кенигсберге)

6. И.Кант читает лекцию перед русскими офицерами

7. Трансцендентальный – это…

• От лат. Trascendere –переступать –
Термин, обозначающий такие
аспекты бытия, которые выходят
за сферу ограниченного
существования конечного мира.

8. Трансцендентальный идеализм -

Трансцендентальный идеализм это особый вид немецкого
идеализма, представленный
И.Кантом, который рассматривал
аспекты бытия, выходящие за
сферу ограниченного
существования конечного мира.

9. Или «Критический идеализм»:

1. «Критика чистого разума»
2. «Критика практического
разума»
3. «Критика способности
суждения»

10. «ВЕЩЬ В СЕБЕ»

- это существующая
независимо от нашего
сознания, непознаваемая по
своей сущности вещь.
Пример:
БОГ ЕСТЬ «ВЕЩЬ В СЕБЕ»

11. В «Критике практического разума»:

• «Только разумное существо имеет волю,
или способность поступать согласно
представлению о законах, т.е. согласно
принципам. Так как для выведения
поступков из законов требуется разум, то
воля есть ни что иное, как практический
разум».

12. «Категорический императив»

• понятие, введённое Кантом в рамках его
концепции автономной этики и призванное
объединить идею о независимости
нравственных принципов от внешней
среды с идеей о единстве этих принципов.
Понятие категорического императива было
сформулировано И. Кантом в его труде
«Основы метафизики нравственности»
(1785).

13. «Категорический императив»: от лат. imperativus — повелительный

Поступай так, чтобы
Максима твоего
морального поступка
могла бы служить нормой
всеобщего
законодательства.

14. Значение философии Канта:

Сделал предметом философского анализа не
эмпирический субъект, а
трансцендентальный, т.е. познавательную
природу человека как таковую;
Выделил новую онтологическую реальность;
Далее в НКФ в качестве причины развития
субъекта выдвигается идеалистическое
начало, а не материальная
действительность.

15. Субъективный идеализм

• Ио́ганн
Го́тлиб Фи́хте
(1762 - 1814)

16. Субъективный идеализм - это

Философская концепция в рамках
немецкой классической
философии, согласно которой
объективный мир нельзя
рассматривать как существующий
независимо от познавательной
деятельности субъекта.

17. Объективный идеализм

• Фри́дрих
Ви́льгельм
Йозеф фон
Ше́ллинг
• ( 1775 - 1854гг.)

18. Объективный идеализм - это

одно из философских направлений
в рамках немецкой классической
философии, развиваемое
Ф.Шеллингом, согласно которому
первоосновой всего сущего
является НЕ личное человеческое
сознание, а некое объективное,
потустороннее сознание.

19. «Философия Откровения» - последний период

«Философия Откровения» последний период
• Философия Шеллинга
оказала значительное
воздействие на
философскую мысль
Европы XIX-XX веков,
(особенно на Гегеля и
также на русскую
философию ).

20. ГЕГЕЛЬ – 1770-1831гг.

21. Абсолютный идеализм - это

вид объективного идеализма ( в рамках
немецкой классической философии ),
развиваемого Гегелем, согласно которому в
основе всех явлений природы и общества
лежит абсолют ( «абсолютная идея»,
«мировой разум», мировой дух») –
духовное и разумное начало, основа и
сущность всего мира.

22. «Абсолютный дух»

• противопоставление «субъективного духа»
(отдельного человека), «объективного
духа» (системы условий и условностей,
которые отделяют человека от бога) и
«абсолютного духа» (в терминах религии —
«бога», в терминах Платона — «идеи», а в
терминах неоплатоников — «единого»).

23. «Феноменология духа»

• Гегель считал, что в движении своей мысли
человек может подняться с уровня своего
субъективного мышления на уровень
абсолютного умозрения, т. е. на уровень
бога, преодолевая систему объективных
ограничений и разделений. Это движение
Гегель именовал «феноменологией духа», а
логику этого движения «диалектикой».

24. Разработал понятийный аппарат ДИАЛЕКТИКИ

• В центре диалектики Гегеля – учение о
саморазвитии:
- Явления, имеющие сложную
природу, заключают в себе
противоречие;
- Противоречие является источником
развития!

25. Диалектика - это

теория и метод познания явлений
действительности в их развитии и
самодвижении.
Ф.Энгельс назвал диалектику наукой о
наиболее общих законах развития
природы, общества и мышления.

26. 3 закона диалектики

1. Единство и борьба
противоположностей
2. Переход количественных
изменений в качественные
3. Отрицание отрицания

27. Диалектическая триада: ТЕЗИС – АНТИТЕЗИС – СИНТЕЗ

Пример:
«Звук есть смена специфической внеположности
материальных частей и ее отрицания, — он есть только
абстрактная или, так сказать, только идеальная
идеальность этой специфичности. Но тем самым эта
смена сама непосредственно является отрицанием
материального специфического устойчивого
существования; это отрицание есть, таким образом,
реальная идеальность удельного веса и сцепления, то
есть теплота».
Примечание. Нагревание звучащих тел — звучащих как от
удара, так и от трения друг о друга — есть проявление
теплоты, возникающей согласно понятию вместе со
звуком.

28. «Философия – это система,

объемлющая все бытие».
«Философия выше религии».
Гегель

29. Значение НКФ:

• Идеи развития понимались
идеалистически, но сама постановка
проблем и их разработка подготовила
теоретическую основу для
материалистического направления в
Западноевропейской философии.

30. Антропологический материализм

• Людвиг
Фейербах
1804 – 1872гг.
Последний
Представитель
НКФ
- Критиковал
идеализм

31. Философское развитие Фейербаха описано им самим:

«Бог был моей первой мыслью, разум —
второй, человек — третьей и
последней».
1) антропологическая точка зрения в религии
2) Чувственность — единый источник
истинного знания:
т.е. СЕНСУАЛИЗМ и НОМИНАЛИЗМ в
познании

32. Антропоцентризм Л.Фейербаха

• Философия должна открыть сущность
человека;
• Философию нужно свести к
антропологии
• Необходимо очеловечивание
философии и всего знания

33. Атеизм Л.Фейербаха

Атеизм – это отрицание
существования Бога и
религии вообще.

34. Атеизм Л.Фейербаха…

• Религия – продукт мысли, а не некоторая
объективная реальность
• Доказательство: религия существует только
у человека; Значит сущность Бога следует
искать в человеке; Сущностью человека
является РАЗУМ; Функция разума состоит в
том, чтобы познавать сущность; В итоге –
Фейербах сводит Бога к ЧЕЛОВЕКУ
• Человек = Бог

35. Суть антропологического материализма:

• В центре внимания не просто материя как
предмет философии, но ЧЕЛОВЕК.
• Человек рассматривается
материалистически, как
психофизиологическое единство, в котором
духовное начало человека есть
интегрированное выражение его тела,
физиологии и биологии

36. Критика Л.Фейербаха:

• Философ «лишает» человека культурноисторических корней, отрицая роль
исторической практики в формировании
личности
• Познание ограничено лишь ощущениями
• Крайний антропоцентризм приводит к
перекосам в мировоззрении: эгоизм,
отрицание объективности Бога порождает
массу проблем…

37. Переворот в философии: материализм + диалектика

Диалектический материализм
Карла Маркса и
Фридриха Энгельса

38.

39. Карл Маркс(1818 — 1883гг.) 

Карл Маркс(1818 — 1883гг.)
немецкий
философ,
социолог,
экономист,
политический
журналист,
общественный
деятель

40. Критика Гегеля: социальная философия

• К.Маркс предложил поставить на место
умозрительного «абсолютного духа»
конкретное сообщество людей с их
коллективным мышлением. Общество, а не
Бог, является абсолютом, предстоящим
отдельному человеку. Чтобы познать и
улучшить мир, нужно познать и улучшить
свое общество.

41. К.Маркс «Капитал» -1867г.

Могила К.Маркса в
Лондоне

42. Фри́дрих Э́нгельс ( 1820 — 1895гг. ) 

Фри́дрих Э́нгельс
( 1820 — 1895гг. )
немецкий философ,
один из
основоположников
марксизма, друг,
единомышленник и
соавтор Карла
Маркса

43. Ф.Энгельс «Диалектика природы»

• Доказывал диалектический характер
природы;
• взаимосвязь и противоречивость ее
строения являются источником развития и
возникновения все более сложных форм
• «Происхождение семьи, частной
собственности и государства»

44. Памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу в Берлине

45. МАРКСИЗМ: 3 ЧАСТИ

1.
ФИЛОСОФИЯ
2. ЭКОНОМИКА 3. ПОЛИТИКА
ДИАЛЕКТИЧЕСКИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУЧНЫЙ
Й
ЭКОНОМИЯ
КОММУНИЗМ
ИСТОРИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛИЗМ

46. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

- это разновидность материализма, который
рассматривает развитие общества в рамках
материалистической диалектики:
материальное общественное бытие ( т.е.
экономические условия ) первично, а в
основе исторического процесса лежит
борьба классов за собственность.

47. тезисы

1) «Философы лишь различным образом
объясняли мир, но дело заключается в
том, чтобы ИЗМЕНИТЬ его!» (К.Маркс)
2) Не идеи правят миром, а наоборот – идеи
есть ОТРАЖЕНИЕ объективных
материальных явлений, закономерностей,
проистекающих в мире.

48. Противоречие антропологии марксизма

«Труд создал из обезьяны человека»
(Ф.Энгельс)
НО: - Труд есть сознательная деятельность
И: - Человек есть существо трудящееся по
определению
ЗНАЧИТ: - Обезьяна, чтобы трудиться, уже
должна быть человеком!

49.

50. Марксизм и религия

• «Все беды современного общества лежат в
том, что оно религиозно»
• «Упразднение религии как иллюзии счастья
народа есть требование его
действительного счастья»
• «Религия есть иллюзия счастья, и для
достижения действительного счастья нужно
упразднить религию»
• «Религия есть опиум народа»

51. Марксизм и Христианство несовместимы по сути

• Нет ничего абсолютного, все –
относительно;
• Значит – нет абсолютной
нравственности
• В идеологии коммунизма –
нравственно то, что служит интересам
диктатуры пролетариата

52. Итоги развития НКФ и марксизма:

• Идеалистические концепции подверглись
критике
• Абсолютный идеализм Гегеля послужил
толчком к развитию материалистических
концепций
• Самыми влиятельными и крайне
атеистическими направлениями стали
философия Л.ФЕЙЕРБАХА и МАРКСИЗМ
English     Русский Правила