ЭВОЛЮЦИЯ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
М. Дюверже - три периода:
Лао-цзы (VI в. до н. э.).
Конфуций (ок. 551—479 гг. до н. э.)
Конфуций (ок. 551—479 гг. до н. э.)
Мо-цзы (479-400 гг. до н. э.)
Шав Ян.
Демокрит около 460 - 370 до н. э
Платон 4 в. до н.э
Аристотель (384322 гг. до н. э.)
Средние века
Аврелий Августин (354–430 гг.)
Фома Аквинский (1225–1274)
три элемента государственной власти
утопическая традиция в политическом анализе
Т.Мор (1478–1535) « Утопия»
Т.Кампанелла (1568–1639) «Город Солнца»
Н. Макиавелли (1469—1527)
Н. Макиавелли (1469—1527)
Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими.
Цезарь Борджиа «Лев и Лисица » Страх и Любовь
Рационализм анализа политики
Карл Маркс (1818–1883)
Маркс различает три периода развития государства:
М. Вебер (1864—1920)
Наиболее авторитетные теории и специалисты
Наиболее авторитетные теории и специалисты
Наиболее авторитетные теории и специалисты
Наиболее авторитетные теории и специалисты
5.40M
Категория: ПолитикаПолитика

Политическая социология: Эволюция основных идей в политической социологии (презентация)

1. ЭВОЛЮЦИЯ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

2. М. Дюверже - три периода:

предыстория политической социологии
(до середины XIX в.); -накопление и
передача политического знания.
классический этап в развитии
политической социологии (вторая
половина XIX в. — 20-е годы XX в.) и
современный этап.

3. Лао-цзы (VI в. до н. э.).

Дао выступает как естественное право
непосредственного действия
принцип недеяния, воздержания от
активных действий. призыв воздержаться от
притеснений народа и оставить его в покое.
<Народ голодает оттого, что власти берут
слишком много налогов... Трудно управлять
народом оттого, что власти слишком
деятельны>.
Резко критиковал всякого рода насилие,
войны,
<Где побывали войска, там растут
терновник и колючки. После больших войн
наступают голодные годы... Победу следует
отмечать похоронной процессией>.

4. Конфуций (ок. 551—479 гг. до н. э.)

«Лунь юй» («Беседы и высказывания»)
развивал патриархально-патерналистскую
концепцию государства.
выступал за аристократическую форму
правления, простой народ полностью
отстранялся от участия в управлении
государством.
политический идеал - в правлении аристократов
добродетели и знания, а не родовой знати и
богатых
сторонник ненасильственных методов
правления,

5. Конфуций (ок. 551—479 гг. до н. э.)

«Зачем, управляя государством, убивать людей?
Если вы будете стремиться к добру, то и народ
будет добрым. Мораль благородного мужа
подобна ветру; мораль низкого человека подобна
траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».
«Если руководить народом посредством законов
и поддерживать порядок при помощи наказаний,
народ будет стремиться уклоняться от наказаний
и не будет испытывать стыда. Если руководить
народом посредством добродетели и
поддерживать порядок при помощи ритуала,
народ будет знать стыд и он исправится>.

6. Мо-цзы (479-400 гг. до н. э.)

Идея естественного равенства, обоснование
договорной концепции возникновения
государства, в основе которой лежит идея
принадлежности народу верховной Власти.
требование учета интересов простого народа в
процессе управления государством.
«бедность - это корень беспорядков в
управлении».
Политическая этика направлена на достижение
внутреннего мира между верхами и низами
общества и стабилизации правления

7. Шав Ян.

обоснованием управления, опирающегося на
законы (фа) и суровые наказания
«Когда народ сильнее своих властей,
государство слабое; когда же власти сильнее
своего народа, армия могущественна».
Порядок - безволие подданных, позволяющее
деспотической центральной власти мобильно и
без помех манипулировать ими в делах
внутренней и внешней политики.
Принцип коллективной ответственности система тотальной взаимослежки подданных
друг за другом

8. Демокрит около 460 - 370 до н. э

Считал искусство управления государством наивысшим
из
всех искусств.
«Дурные» граждане не достойны почетных должностей
из-за своей небрежности, глупости и наглости.
Лучшие, это все те, кто обладает высокими
умственными и нравственными качествами.
Для сохранения государственного единства требуется
«единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и
братство».
Правильно, что люди больше помнят об ошибках
государственных мужей, чем об удачных делах. «Ведь
правители избраны хорошо вести дело, а не дурно. И
нечего их за это хвалить, ибо мы не хвалим за
честность.»
Нужен закон, чтобы хорошие правители не испытывали
несправедливости от тех людей, которых они
преследовали за несправедливость, так как через год
(после выборов) они сами попадут под власть других
людей.

9. Платон 4 в. до н.э

«Государство», «Законы»,
Идеальное государство - справедливое
правление лучших.
Политика - царское искусство, требующее
знания и умения управлять людьми
Каждая форма государства гибнет из-за
внутренних противоречий, присущих ее
собственному принципу, и злоупотреблений
последним.
в тимократии - военные успехи
в олигархии - богатство,
в демократии – свобода.

10. Аристотель (384322 гг. до н. э.)

Аристотель
(384 322 гг. до н. э.)
"человек политический", "человек общественный»
полис - город-государство как
политического общения свободных
и равных людей.
Полития - «средняя» форма
государства, умеренность во всем:
в нравах, в имуществе, во
властвовании - средний слой.

11. Средние века

Политика - под воздействием теологии,
освятившей власть монархов поддержкой
бога, что, по определению, не допускало
рационального анализа, тем более критики
власти.
«Нет власти не от Бога, существующие же
власти от Бога установлены»
доктрина «двух мечей» - борьба между
римско-католической церковью, папством
и светскими феодалами (в первую очередь
монархами) за главенствующую роль в
обществе.
государь есть слуга церкви, служащий ей
в таких делах, которые недостойны
духовного лица.
Монархия единственно возможная форма
правления

12. Аврелий Августин (354–430 гг.)

«О граде Божием», «О свободной воле»
Греховность земной государственноправовой жизни проявляется в
господстве «человека над человеком», в
существующих отношениях управления и
повиновения, господства и рабства
Римляне как язычники, не были народом
и государством в подлинном смысле, так
как не знали истинной справедливости:
игнорируя единого бога, они
игнорировали и справедливость.

13. Фома Аквинский (1225–1274)

«О правлении властителей» (1265 г.),
«Сумма теологии» (1266 г.)
пытается приспособить взгляды
Аристотеля к догматам католической
церкви
В людях изначально заложено
стремление объединиться и жить в
государстве
Деятельность монарха схожа с
активностью бога. Прежде чем
приступить к руководству миром бог
вносит в него стройность и
организованность.
Цель государственности – «общее
благо»,

14. три элемента государственной власти

1) Сущность власти – это порядок отношений господства и
подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху
человеческой иерархии, движет низшими слоями
населения. Данный порядок заведен богом
2) форма происхождения (завладения ею), - формы ее
конституирования, устройства могут иногда являться
дурными, несправедливыми.
3) использование. Может вырождается в
злоупотребление ею.
Насколько действия правителя отклоняются от воли
божьей, насколько они противоречат интересам церкви,
настолько подданные вправе, оказывать этим действиям
сопротивление.
Окончательное решение вопроса о допустимости крайних
методов борьбы с тиранией принадлежит церкви

15. утопическая традиция в политическом анализе

Идеальный общественный строй основан
на общественной собственности
(государственные склады)
социальном равенстве ( система обмена
домами)
отсутствии денежных отношений
всеобщей трудовой деятельности (система
обмена местом труда)
Гуманной системе наказаний ( закон должен
перевоспитывать, а не устрашать, замена
смертной казни принудительными работами).

16. Т.Мор (1478–1535) « Утопия»

Политический строй основан на сочетании принципов
представительной и прямой демократии (на выборности
всех должностных лиц и первичности общественного
собрания).
от филарха, избираемого каждыми 30 семействами
ежегодно
до принцепса, который выбирается всеми филархами из
четырех кандидатов, названных народом.
Принцепс избирается пожизненно. Однако он может быть
смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании.
Главная забота государства - организация производства и
распределения.
Интернациональная солидарность проявляется и в
передаче седьмой части своего экспорта неимущим тех
стран, с которыми они ведут торговлю.

17. Т.Кампанелла (1568–1639) «Город Солнца»

Ветвями власти руководят три правителя:
Мощь, Мудрость, Любовь.
Им подчинены три начальника, каждый из
которых, в свою очередь, распоряжается тремя
должностными лицами.
Верховный правитель – Метафизик,
превосходящий всех сограждан ученостью,
талантами, опытом, умением.
Они - единственные, которые не могут быть
смещены по воле народа и на
взаимоотношения которых между собой народ
не оказывает влияния.
Остальные начальники и должностные лица,
проходят процедуру избрания.

18. Н. Макиавелли (1469—1527)

«Государь» (1513), «Рассуждения о
первой декаде Тита Ливия» (1519)
анализ политики, государства отделен от
канонов религии
предпринят поиск причин, движущих сил
политического процесса в обществе, в
природе человека и в реалиях времени.
Рациональная теория политики и
государства.
Цель оправдывает средства.

19. Н. Макиавелли (1469—1527)

«Основой же власти во всех государствах...
служат хорошие законы и хорошее войско. Но
хороших законов не бывает там, где нет
хорошего войска, и, наоборот, где есть хорошее
войско, там хороши и законы»
«Не грех государю ради сохранения
государства пойти против своего же слова.
Поскольку о действиях всех людей заключают
по результатам, пусть государи стараются
сохранить власть и одержать победу».
«Плох тот правитель, который не столько
опекает своих подданных, сколько обирает их,
который не ищет путей их умиротворения.
Обеспечивая спокойствие в стране, государь
тем самым повышает авторитет верховной (т.е.
своей) власти.»

20. Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими.

Не золото, как провозглашает всеобщее мнение,
а хорошие солдаты суть пружина войны, ибо за
золото не всегда найдёшь добрых солдат, а
хорошие солдаты всегда достанут золото.
Войны начинаются, когда вы их начинаете, но
они не останавливаются, когда вы этого
захотите
С врагом можно бороться двумя способами: вопервых, законами, во-вторых, силой. Первый
способ присущ человеку, второй — зверю.

21.

Люди, веря, что новый правитель окажется лучше,
охотно восстают против старого, но вскоре они на
опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый
правитель всегда оказывается хуже старого.
Об уме правителя первым делом судят по тому,
каких людей он к себе приближает и через каких
он разговаривает с народом.
Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть
государем, а чтобы постигнуть природу государей,
надо принадлежать к народу.
Из всех зверей пусть государь уподобится двум:
льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков,
следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы
уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть
волков.

22. Цезарь Борджиа «Лев и Лисица » Страх и Любовь

«презрение и ненависть подданных – это то самое,
чего государь должен более всего опасаться».
Обычно люди не надеются получить от
государства что-либо полезное, хорошее для себя.
Поэтому, когда они видят «добро со стороны тех,
от кого ждали зла, особенно привязываются к
благодетелям».
Обиды нужно наносить разом: чем меньше их
распробуют, тем меньше от них вреда;
благодеяния же полезно оказывать мало-помалу,
чтобы их распробовали как можно лучше.

23. Рационализм анализа политики

Дж.Мильтон «О свободе слова»,
Дж.Гоббс «Левиафан»
Дж.Локк «Два трактата о
государственном правлении»,
Ш.Л. Монтескье «О духе законов»,
Ж.-Ж.Руссо «Об общественном
договоре»,
А.Фергюсон «Гражданское общество»
Выделялась проблема политического как
особой сферы жизнедеятельности людей.

24. Карл Маркс (1818–1883)

историко-материалистического подход
к государству и праву
«конечных причин всех общественных изменений и
политических переворотов надо искать... в изменениях
способа производства и обмена...».
Государство же есть сфера администрирования,
совокупность вертикальных связей, система институтов и
норм публичной власти. Оно возникает из экономики, а не
посредством соглашения, заключения договора и т.д.
2. классовый характер государства и права
«Политическая власть в собственном смысле слова – это
организованное насилие одного класса для подавления
другого».
Тот класс, который доминирует в хозяйственной жизни страны,
должен быть гегемоном также в государстве
1.

25.

«свобода состоит в том, чтобы
превратить государство из органа,
стоящего над обществом, в орган, этому
обществу всецело подчиненный».
«Когда в ходе развития исчезнут
классовые различия и все производство
сосредоточится в руках ассоциации
индивидов, тогда публичная власть
потеряет свой политический характер»

26. Маркс различает три периода развития государства:

1) переход от капитализма к первой ступени
коммунистического общества – социализму;
государство данного периода должно быть
орудием диктатуры пролетариата, его
социальной власти и решать задачи,
обусловливаемые продолжающейся классовой
борьбой, сопротивлением свергнутых классов,
искоренением частной собственности,
строительством социалистического общества.
2) первую(низшую) фазу коммунистического
общества; государство на этой ступени
сохраняется
3) высшую фазу коммунизма.

27.

В 80—90-х годах XIX политология и ПС
институционализировались и утвердились в
качестве особой дисциплины с собственным
предметом исследования, методологией,
методами
"в отличие от политологии, которая исходит от
государства и изучает, как оно влияет на
общество, политическая социология исходит от
общества и изучает, как оно влияет на
государство, то есть на формальные институты,
служащие разделению и осуществлению
власти". Р. Бендикс и С.М. Липсет

28.

крупнейшие социологи конца XIX в.
в большинстве своем были
одновременно политическими
социологами или же
«социологически мыслящими
политологами». М.С.Липсет
М.Вебер, Э.Дюркгейм, Б.Парето,

29. М. Вебер (1864—1920)

«Идеальный тип» стал предшественником
социально-политического моделирования,
системного подхода и других разработок XX в.
Теория «идеального типа» власти, легитимность
власти
Типологии политического лидерства
(традиционное, харизматическое,
рациональное).
Теория рациональной бюрократии.

30.

1936 г. Дж. Гэллап спрогнозировал победу на
президентских выборах в США Ф.Д. Рузвельта,
вопреки предсказаниям победы его соперника.

31.

А.Бентли. Теория группы. Группа фундаментальная единица (или
«частицу») политики, действующая под
институциональным контролем
административных учреждении, судов,
законодательных органов и политических
партий.
групповое взаимодействие конституирует
реальность политической жизни,
действующей за юридически правовой
ширмой общества и государства.

32. Наиболее авторитетные теории и специалисты

теория и сравнительные исследования
политичес кой культуры (Гэбриэл Алмонд и
Сидней Верба),
теория и эмпирические исследования
политического поля (Пьер Бурдье ),
теория и эмпирические исследования
демократии Роберт (Даль и Арент Лейпхарт ),
теория и эмпирические исследования
политических аспектов социального конфликта
(Ральф Дарендорф и Льюис Козер),
теория и сравнительный анализ политических
партий (Морис Дюверже и Джованни Сартори),
теория и эмпирические исследования
электорального поведения (Пол Лазарсфельд и
Стэн Роккан )

33. Наиболее авторитетные теории и специалисты

теория равновесия политических сил
(Д.Трумен, Д.Истон, Р.Тейлор),
теория элит и элитизма (Г.Ласуэлл,
Р.Миллс),
идеи власти, контроля и влияния
(Дж.Кэтлин, Ч.Мерриам, Г.Моргентау).
теория политических систем политических
систем современности (Д.Истон, К.Фридрих,
К.Дойч, Г.Шильс, Р.Арон),
структурно-функционального анализа мира
политического (Т.Парсонс, Ч.Бернард,
Р.Мертон),

34. Наиболее авторитетные теории и специалисты

Теории глобализации (Д. Александер,
И. Валлерстайн Э. Гидденс, О. Тоффлер,
М. Кастельс и др.),
«социологии рисков» (У. Бек),
Теория глобальных политико-культурных
процессов (американизация и
«макдональдизация» — Д. Ритцер),
социологическим осмыслением
феномена антиглобализма, угроз
терроризма и др.

35. Наиболее авторитетные теории и специалисты

«социология развития» (Г. Мюрдал,
Р. Кениг) интерес к социальным
проблемам стран третьего мира,
политической антропологии
М.Фортес и Е.Притчард
«Африканские политические
системы»
English     Русский Правила