Похожие презентации:
Теология в трёхмерном пространстве науки
1. Шмонин Дмитрий Викторович
Теологияв трёхмерном
пространстве
науки
Ассоциация
образовательных организаций
«Научно-образовательная
теологическая ассоциация»
(НОТА)
2. Рефлексивные образы науки
• Доклассическая наука («нулевой образ»)• 1.Классическая наука
• 2.Неклассическая наука
• 3. Постнеклассическая наука
2
3. Современная наука
• Мощный социальный институт• Новые формы организации
научного производства
• Новые дисциплины /
междисциплинарные исследования
3
4.
Необходимостьнового образа науки
Новый образ науки должен включать в себя не только
современную классификацию научного знания и
описание моделей его роста, но и – как минимум этические экспертизы [Степин, 2013].
Нужны предпосылки новых мировоззренческих
ориентиров, точки роста новых ценностей, то есть
«такие состояния культуры, в которых зарождаются
новые мировоззренческие смыслы» [Степин, 2011] .
4
5.
Создавая новыйобраз науки,
• преодолеваем ценностностный дефицит,
• ищем новые мировоззренческие смыслы.
5
6.
При описании ценностно-смысловых оснований наукивынуждены апеллировать либо к абстрактным
общегуманистическим принципам, либо к
вненаучным ценностям общесоциального характера
[Степин, 2013].
Еще труднее искать обоснование и смыслы внутри
поля науки. Мы строим своего рода лестницу,
находясь на которой, можем видеть более низкие
ступеньки, но не ту, на которой стоим. При этом «сама
по себе «рефлексивная возгонка» грозит дурной
бесконечностью, «концептуальной зашоренностью» и
«неправомерными самоограничениями» [Лекторский
и др., 2016].
6
7.
Создавая новыйобраз науки,
• работаем с классификациями
научного знания
7
8.
89. Треугольник Б. М. Кедрова(1965)
Треугольник Б. М. КедроваII. Науки
ПРИРОДА
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
органическая
ЧЕЛОВЕК, т.е.
ОБЩЕСТВО
и МЫШЛЕНИЕ
(человеческие)
технические
физико —
химические
и др.
биологические
математические
диалектика
неорганическая
наиболее общие законы развития
I. Объект
психология
СОЦИАЛЬНЫЕ
(1965)
ФИЛОСОФСКИЕ
(гуманитарные)
6
10.
1011.
От «дисциплинарногополя» – к «сфере знания»,
от плоскости –
к трехмерному
пространству.
11
12.
1213.
1314.
1415. Теология в системе знания:
Во второй книге «Метафизики» [Аристотель,1976. С. 69-70] теология появляется «в двояком
смысле» – как наука, которой мог бы
обладать Бог, и как человеческая наука о
божественном.
Сл о во Б о г а
/ Слово о Боге (вера + разум)
Смысл этой высшей из умозрительных наук раскрывается
лишь в контексте религии спасения. Термин «теология»,
дополненный новыми смыслами, включается, вместе с иным
философским инструментарием, в грекоязычную
святоотеческую традицию и вместе с ней распространяется
на латинский интеллектуальный мир.
15
16.
I - Теология буквально понимается в христианстве какизначальное Слово Бога, творящее мир и обращенное к нам (Ин 1:1-3).
II - Теология раскрывается как наша постоянная связь с Богом в
религиозной жизни, наше совместное и личное молитвенное выражение
веры, ответное слово о Боге, поддерживаемое просвещением, знанием,
которое приходит от Него нам .
Сл о во Б о г а
/ Слово о Боге
В двух указанных значениях о теологии как о науке
речь не идет. Теология здесь выступает как
аксиоматическая база для последующих
рационализаций – как нормативных, так и
дескриптивных. Теологическая аксиоматика
основана на общепризнанной, постоянно (в течение
двух тысячелетий) воспроизводимой интуиции
верующих, воспринимаемой ими как комплекс
знаний, открытых человечеству в вере.
16
17.
III - Теология выступает здесь отрасль знания или предметнаяобласть, обеспечивающая систематическое выражение религиозной
доктрины и комплекс связанных с этим дисциплин. Она включает в себя
методологию познания как внутренних для христианства в целом (и для
данной конфессии) объектов, так и внешних вещей и явлений, включая
существование и развитие природного и социального мира,
осмысливаемых с соответствующих ценностно-мировоззренческих
позиций.
Сл о во Б о г а
/ Слово о Боге (вера + разум)
/ Система рационального знания
(разум + вера)
17
18.
Мы подчеркиваем нормативное значение теологии - III. Однако помимонормативного, она имеет и дескриптивный характер, что расширяет возможность
применения в ней различных типов научной методологии.
В систему и структуру теологии входит изучение становления и развития
богословской мысли, рожденных последней методологических подходов к
исследовательской работе, как общих, так и конкретных методов, относящихся к
тем или иным теологическим дисциплинам. Последние структурируются в
несколько крупных направлений.
/ Система рационального знания
18
19.
/ Система рационального знанияДогматическое богословие (основы христианской веры в
систематическом и сравнительном аспектах), аскетика, нравственное
богословие (моральная теология), библеистика, патристика и патрология,
основное богословие связаны с философией – и методологически, и
содержательно, и исторически.
Церковная история, литургическое богословие, изучение богослужебных
текстов, богослужебного языка, гимнография, другие разделы литургики.
Помимо ряда специфических разделов теологии (агиография, агиология,
гомилетика, пастырское богословие и др.), каноническое право, система
церковного судопроизводства, теория и практика миссии, катехизации,
воспитания, образования, которые хотя и направлены на изучение и
решение внутрицерковных вопросов, перекликаются с разделами и
дисциплинами близких им светских областей знания – правоведения,
истории, политологии, педагогики и т.п.
19
20.
Теология внутри и вне системы научного знания20
21.
Теол о г и я / УточненияТеология (богословие) не может существовать вне религиозно-конфессионального поля,
соответственно теолог должен принадлежать Церкви и своей традиции.
Теология не должна мыслиться лишь как одна из множества теологий; такой подход не
соответствует пониманию слова теология, введенному, как мы напомнили, в оборот
Аристотелем и раскрытую христианством.
Попытки «объединить бренды» конфессиональных теологий приводят лишь к тому, что
участники дискуссии отходят от теологических способов решения вопросов. Таким образом,
и здесь мы имеем дело с «рефлексиями второго порядка».
Использование термина теология в контексте авраамических религий – иудаизма и ислама
допустимо – корректно в той мере, в какой античное, преимущественно перипатетическое,
наследие повлияло на средневековую иудейскую и арабо-мусульманскую мысль, а
юридически, поскольку в современном российском научно-образовательном контексте и
еврейские, и мусульманские сообщества поддержали идею развития теологии как отрасли
знания и включения ее в перечень научных специальностей.
Современная западная «философская теология» скорее относится к таким почтенным
разделам философии, как философия религии или религиозная философия.
21