Введение в теологию
Определение богословия
Задачи Введения в теологию
Исходные пункты богословия
Потребность в богословии
Почему возможно богословие
Критерии богословия
Как мы понимаем богословие
Виды богословия
Составляющие элементы опыта и познания в богословии
Составляющие элементы опыта и познания в богословии
Откровение в богословии
Откровение в богословии
Религии согласно критерия откровения
Две богословские традиции (школы)
Догматическое богословие
Догма
Свидетельство догмата
Догматическое богословие
Доктрина
Отношение к доктрине
Догматическое богословие
Мнение церкви
Характерные черты ереси
Характерные черты ереси
Характерные черты ереси
Отношение к ереси
Особенности ереси
Особенности ереси
1.89M
Категория: ФилософияФилософия

Богословие. Введение в теологию

1. Введение в теологию

доктор богословия
Ястржембский Сергей Владимирович

2. Определение богословия

Богословие – дисциплина, цель которой
цельно и последовательно изложить учение
христианской веры, основываясь на
Писании, в рамках общекультурного
контекста на понятном и современном языке.
(по М. Эриксону).

3. Задачи Введения в теологию

1. Подготовить студентов к восприятию всех
видов богословия.
2. Ознакомить с основными терминами и
базовыми понятиями.
3. Научить человека критично осмысливать веру и
корректно говорить о Боге.
4. Сложные вещи проговаривать максимально
просто и доступно, не искажая истины.

4. Исходные пункты богословия

Исходной точки в богословии отталкиваются
от догмата о Боге или догмата о Писании?
Бог и Его откровение являются неразрывными.
"Существует любящий, всемогущий, святой,
всеведущий триединый Бог, раскрывший Себя в
природе, истории, человеческой личности и в тех
словах
и
делах,
которые
записаны
в
каноническом Писании Ветхого и Нового
Заветов". (Бернард Рамм “Протестансткие христианские
доказательства”)

5. Потребность в богословии

1. Правильные вероучительные представления крайне важны
для взаимоотношений верующего с Богом
2. Истина и опыт взаимосвязаны
- истина имеет влияние на жизненный опыт
- искренность и ревность не могут оправдать ложного учения
3. Противостать лжеучениям
4. Человеческий ум требует систему и порядок
- богословие – это и есть систематизация основных истин христианской
веры
- νοũν (ум) связан с λόγος (слово, порядок)

6. Почему возможно богословие

БОГ
Неприступный свет
В
МетаЕ
физический Р
мир
А
Вложенная
потребность
познавать Бога
Физический
мир
Р
А
З
У
М
Органы
чувств
Человек, личность

7. Критерии богословия

1. Христианское богословие основывается на
Библии.
2. Богословие учитывает культуру и достижения
науки (физика, психология, медицина, философия
и т.д.).
3. Богословие носит систематический характер.
4. Богословие должно быть современным.
- искажение и изменение древних библейских
материалов.
- архаизация библейского послания.
5. Богословие должно быть практическим, связаным
с жизнью, а не только с верой.

8. Как мы понимаем богословие

1.
Слово от Бога
2.
Слово к Богу
3.
Слово о Боге

9. Виды богословия

1. Библейское богословие. Раскрывает учение о Боге
в текстах ВЗ и НЗ.
2. Систематическое богословие. Привидение
богословских тем и учения о Боге в некоторое
единство, систему и порядок.
3. Историческое богословие. Как учение о Боге
формировалось в разные исторические периоды
церкви.
- Синхронный подход (иногда называют историей
христианской мысли).
- Диахронный подход (иногда называют историей
догматов).
4. Практическое богословие. Рассматривает учение
о Боге применительно к служению и практике
жизни.

10.

В Боге есть то, что
В Боге есть то, что
непостижимо и невыразимо постижимо, но невыразимо
ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ
ИММАНЕНТНОСТЬ
АПОФАТИКА
В опыте непостижимо и
невыразимо
В опыте непостижимо для
человека и творения, но
постижимо для Христа
В Боге есть то, что
постижимо и выразимо
КАТАФАТИКА
В опыте постижимо, но
невыразимо
В опыте постижимо и
выразимо
В опыте постижимо для человека - МИСТИКА
На стыке
молчание и созерцание
Религии, делающие акцент на
трансцендентности Бога. Акцент на
святости и отделённости Бога.
На стыке опыт передается с
приставками «сверх» и «не»
Религии, делающие акцент на
имманентности Бога.
Бог растворен в творении.
Буддизм, индуизм и т.д.
Иудаизм
Христианство
Ислам
Чем больше трансцендентность, тем
Чем выше имманентность Бога, тем
меньше богопознания.
больше богопознания. Личность,
Человек не переживает отцовство и
творение растворяется в Боге и
сыновство, нет близости.
становится божеством.
В христианстве и трансцендентность и имманентность становятся необходимыми
одномоментными атрибутами познания Бога.

11. Составляющие элементы опыта и познания в богословии

Экзистенциальный опыт
Теоретический опыт
(экзистенция – существование)
связан с размышлением,
опытное познание, которое
умозаключением, поле
переживается и сваязано с
деятельности ума, рассудка и
нашими чувствами.
логики.
Знание зубной боли
Знание Бога
Знание о зубной боли
Знание о Боге
Познание цельно – Бог являет Себя
экзестенциально, рассказывая о Себе.

12. Составляющие элементы опыта и познания в богословии

Крайности в познании и опыте:
Познание только через
размышление –
философия, светская
теология.
Познание только через
переживание – уйти в
небытие, стремление к
чистой экзистенции.
В христианстве глубокая экзистенция ведет к
назиданию, которое сложно выразить.

13. Откровение в богословии

Откровение (ἀποκάλυψις - раскрытие, снятие)
богословский термин, указывающий на
раскрытие запредельной иной реальности.
Откровение исключает возможность
самостоятельного познания явления.

14. Откровение в богословии

Виды откровения
Общее откровение (естественное) - относится к
общим истинам, которые можно узнать о Боге из
природы.
Особое откровение относится к более конкретным
истинам, которые можно узнать о Боге посредством
сверхъестественных явлений и Писания.
Прогрессирующее откровение (эпигенетическая
модель) - представляет собой концепцию, согласно
которой Божье откровение постепенно, с течением
времени, увеличивается в определенности, ясности
и полноте.

15. Религии согласно критерия откровения

Религии откровения
Естественные религии
признают познание Бога
суверенным актом
самораскрытия Бога
творение само познает
божество
Трансцендентность и
имманентность Бога
рассматривается. Чем больше
имманентность, тем больше
богопознания, при этом
трансцендентность не уменьшается.
Имманентность Бога большая,
трансцендентность минимальная.
ислам
иудаизм
христи- моно- панте поли- шама
анство теизм -изм теизм -низм
имманентность
минимальная
имманентности
больше
имманентность
максимальная
еще
больше
максибольше познамальное
познание
познание
Бога
ние Бога
Бога
примитивное
познание
Бога

16. Две богословские традиции (школы)

Западная традиция
Восточная традиция
Антиохийская школа
Александрийская школа
конец III века
первая половина II века
Кирил Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Несторий
Климент Александрийский, Афанасий Великий, Ориген
Латиноязычная церковь
Грекоязычная церковь
Арестотелевская картина мира
Платоновская картина мира
Не одобряли вторжение
философии в богословие
Склонны к философии и
богословскому умозрению
Схоластика (Учители Церкви),
акцент на научном знании
Мистика (Отцы Церкви),
акцент на опыте
Развивали историкограмматический (буквальный)
метод истолкования Библии
Развивали аллегорический
метод истолкования Библии
Акцент на человечности Христа, Акцент на божественности Христа,
на соединении двух природ
на различие человеческого и
божественного

17. Догматическое богословие

Догма (основная доктрина)
Догма – греч. «δόγμα» учение, постановление.
Это выявленная истина из
Священного Писания,
которая является
непреложной и
неизменяемой.
Деяния 16:4 Лук 2:1 Кол 2:14

18. Догма

Догма помогает сосредоточиться, сфокусироваться в
правильном направлении.
Догма не ограничивает, а дает свободу.
Догмат не ставит целью раскрыть всю тайну
божественного откровения, а сохранить спасительную
истину следующим поколениям.
Догмат не дает познание Бога, а защищает истину о
Боге.
Догмат проговариват и защищает опыт первой церкви.
Догмат должен передаваться в рамках богословия
церкви. Настоящий богослов тот, кто проповедует тоже
самое, что и Христос, Павел и т.д.
Церковь всегда стремилась минимизировать догмат и
дать больше свободы.

19. Свидетельство догмата

Богооткровенность. Все догматы стоят под
авторитетом Писания, и никогда на одном уровне с
ним. Оно всегда приближается к Писанию, но никогда
не совпадает с ним.
- Кто равняет авторитет догматов и Писания, тот не понимает
греховность
человеческого ума.
Асимптота
- Кто отрицает авторитет догмата, тот не понимает важность
присутствия Святого Духа в уме и церкви.
Церковность – догмат утверждается Церковью.
Точность – догматы имеют самые точные
определения.
Вероучительность – догматы состовляют
вероучительную систему церкви.
Общеобязательность. Являются обязательными для
всякого, кто именует себя христианином.

20. Догматическое богословие

Догма (основная доктрина)
Доктрина

21. Доктрина

Доктрина – с латинского «учение»
Доктрина – учение о главных или
основных истинах Библии и
христианской веры.
Пример: протестанты, католики, православные,
баптисты, харизматы и т. д.

22. Отношение к доктрине

3 ошибки в отношении доктрины:
1. Предубеждение 1 Тим 5:21
Пример: верующий всегда должен быть богатым
Важен баланс
Мк 7:6-9,13
Мф 22:29
2. Отрицание знания
1 Ин 2:20, 26-27
А для чего учителя в Церкви?
Лук 1:3-4 Ин 5:39
3. Сухое знание Рим 10:17

23. Догматическое богословие

Догма (основная доктрина)
Доктрина
Мнение церкви по важным,
но неспасительным
вопросам

24. Мнение церкви

Основывается на Священном Писании,
касается важных неспасительных вопросов
веры и богослужебной традиции.
Пример: женщины в служении, порядок богослужения, дары
Святого Духа и т.д.
По неспасительным вопросам церковь допускает
разномыслие и даже противоречивые мнения.
Должны быть соблюдены два критерия:
Должно согласовываться со Священным Писанием
Необходимо соотносить с уже имеющейся церковной
традицией толкования

25. Характерные черты ереси

Определение ереси:
Ересь (хайрисис) – выбор, избранный способ
мышления. Деян 5:17 15:2 1 Кор 11:19
Ересь – это сознательное, преднамеренное
отклонение от ясного учения Библии и догмата
Церкви.

26. Характерные черты ереси

Характеристики ереси:
1. Организация или группа людей, отвергающая или
извращающая общую истину исторического
христианства.
1. Организация или группа людей, отрицающая или
неправильно толкующая основные доктрины
Библии.
2. Организация или группа людей, добавляющая или
убавляющая содержание Библии.

27. Характерные черты ереси

Ересь необходимо отличать от:
1. Раскола
1. Разномыслия
2. Непреднамеренных ошибок по незнанию

28. Отношение к ереси

2 Ин 9-11 Откр 2:6
1. Ненавидеть дела Николаитов
2. Любить души, молиться за них

29. Особенности ереси

1.
Разница между началом и концом
2.
Отрицание абсолютности Библии (контекст)
3.
Обожествление основоположника
4.
Отрицают доктрину благодати
5.
Утверждают доктрину обособленного,
замкнутого спасения

30. Особенности ереси

6.
Создают доктрину безнравственности
7.
Подчеркивают знание времени наступления
последних дней и пришествия Христа на эту
землю
8.
Попытка удовлетворить душевные и
духовные потребности человека (пример: сон с
ложками, привязанными к рукам)
Почему люди идут к ним?
2 Тим 4:3-4
English     Русский Правила