ИДОЛЫ ПОЗНАНИЯ
Рене Декарт (1596-1650)
Рене Декарт (1596-1650)
Рене Декарт (1596-1650)
Рене Декарт (1596-1650)
Рене Декарт (1596-1650)
СЕНСУАЛИЗМ
Джон Локк (1632-1704)
Джон Локк (1632-1704)
СОЛИПСИЗМ
Джордж Беркли (1685-1753)
Джордж Беркли (1685-1753)
КАНТ ГЕГЕЛЬ ФЕЙЕРБАХ (1724-1804) (1770-1831) (1804-1872)
АНТИСЦИЕНТИЗМ
СЦИЕНТИЗМ
ПОЗИТИВИЗМ
МАРКСИЗМ
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ
ПРЕДПОСЫЛКИ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Основные принципы марксистской философии
Основные понятия марксистской философии
ИТОГ:____________________ 1. Новоевропейскую философию отличает повышенный интерес к гносеологической проблематике, что было
3.22M
Категория: ФилософияФилософия

Европейская философия 17-19 веков

1.

ЕВРОПЕЙСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
17-19 ВЕКОВ

2.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Социокультурная обусловленность
гносеологической направленности
новоевропейской философии.
Философские идеи эпохи Просвещения.
Основные проблемы немецкой классической
философия.
Причины возникновения и направленность
неклассической философии.
Иррационализм в неклассической философии.
Позитивизм как одна из стратегий
неклассической философии.
Марксистская философия.

3.

1. Социокультурная обусловленность
гносеологической направленности
новоевропейской философии:
- специфика капиталистического способа
производства
- наука как производительная сила общества
- проблема истинности знания

4.

СПЕЦИФИКА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО
СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА
Фундаментом является промышленность, основанная на
машинном производстве.
Эффективность промышленности зависела от постоянного
совершенствования и изобретения новых технических
средств.
Задачу совершенствования и изобретения новых технических
средств невозможно было решить без широкой системы
научных знаний, способных обеспечить успех в
практической деятельности.
Новый тип экономики требовал вовлечения в
производственную сферу разнообразных природных
материалов с целью их преобразования, что было так же
невозможно было без науки о природе.
4

5.

НАУКА
КАК ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СИЛА
Научное знание является
определяющим фактором развития
капиталистического производства.
От прогресса науки зависит
прогресс экономики.
5

6.

ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ ЗНАНИЯ
Натурфилософия трансформируется в естествознание.
Онтология, по причине ее умозрительного характера,
вытеснена на второй план.
Ориентация на практический опыт стимулировала
познание не единичных фактов, а целых систем,
стремление к выявлению взаимосвязей и
закономерностей.
На этом фоне обнажается актуальность
гносеологической проблематики:
- проблема познаваемости мира
- сущности и характера самого познания
- источников и методов получения истинного знания.
6

7.

ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ ЗНАНИЯ
НАПРАВЛЕНЕЯ
МЕТОД
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
РАЦИОНАЛИЗМ
ЭМПИРИЗМ
источником истины является
разум
источником истины является
опыт
ДЕДУКЦИЯ
ИНДУКЦИЯ
от общего знания к знанию
различной степени общности
от частного знания к общему
ДЕКАРТ
КАНТ
ГЕГЕЛЬ
БЕКОН
БЕРКЛИ
ЛОКК
7

8.

Френсис Бэкон
(1561-1626)
Человек –
истолкователь
природы, который
столько совершает
и понимает, сколько
постиг в ее порядке
делом и
размышлением,
и свыше этого он не
знает и не может.
8

9.

•НОВЫЙ ОРГАНОН
Френсис Бэкон
(1561-1626)
Индукция получает знание
из окружающего мира
через эксперимент,
наблюдение и проверку
гипотез.
9

10.

КРИТИКА АРИСТОТЕЛЯ:
Френсис Бэкон
(1561-1626)
•Исходные общие понятия ,
лежащие в основе дедукции, в
конечном итоге представляют
собой результат опытного
знания. Но знания слишком
поспешного.
•Общие понятия – фундамент
знания. Тем более важно их
правильно образовывать.
•Если понятия, составляющие
основу, образованы поспешно,
необдуманно, то нет ничего
прочного и в том, что на них
построено.
10

11. ИДОЛЫ ПОЗНАНИЯ

«Призраки рода» проистекают из самой человеческой
природы, они не зависят ни от культуры, ни от
индивидуальности человека.
«Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки
восприятия, как врожденные, так и приобретённые.
«Призраки площади (рынка)» — следствие
общественной природы человека, — общения и
использования в общении языка.
«Призраки театра» — это усваиваемые человеком от
других людей ложные представления об устройстве
действительности.
11

12. Рене Декарт (1596-1650)

РАССУЖДЕНИЯ О
МЕТОДЕ
ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ДЕДУКЦИИ
12

13. Рене Декарт (1596-1650)

Первое - никогда не
принимать за истинное то,
что я не признал бы таковым
с очевидностью.
13

14. Рене Декарт (1596-1650)

Второе - делить
каждую из
рассматриваемых
мною трудностей на
столько частей,
сколько потребуется,
чтобы лучше их
разрешить.

14

15. Рене Декарт (1596-1650)

…Третье
- располагать свои
мысли в определенном
порядке, начиная с предметов
простейших и
легкопознаваемых, и
восходить мало-помалу, как
по ступеням, до познания
наиболее сложных, допуская
существование порядка даже
среди тех, которые в
естественном ходе вещей не
предшествуют друг другу.
Рене Декарт
(1596-1650)
15

16. Рене Декарт (1596-1650)

И последнее –
делать всюду перечни
настолько полные и
обзоры столь
всеохватывающие,
чтобы быть
уверенным, что ничего
не пропущено.
Рене Декарт
(1596-1650)

16

17. СЕНСУАЛИЗМ

направление в теории познания,
согласно которому ощущения и
восприятия — основная и
главная форма достоверного
познания.
17

18. Джон Локк (1632-1704)

•Только чувственные
данные обладают
качеством
непосредственной
истинности.
Джон Локк
(1632-1704)
•Душа человека –
«чистая доска», на
которой опыт
посредством единичных
восприятий пишет свои
знаки.
18

19. Джон Локк (1632-1704)

Истинным можно назвать
только то знание, которое
представляет собой
мыслительную форму,
которое обработано с
помощью разума.
Ибо разум без чувственных
восприятий слеп, а а
чувственные восприятия,
не прошедшие обработки
разумом, пусты и
бессмысленны.
Джон Локк
(1632-1704)
19

20. СОЛИПСИЗМ

философская позиция,
характеризующаяся признанием
собственного индивидуального
сознания в качестве единственнонесомненной реальности и
отрицанием объективной
реальности окружающего мира.
20

21. Джордж Беркли (1685-1753)

…единственной
субстанцией
является либо дух, либо то, что
воспринимает.
иметь идею значит то же самое, что и
воспринимать: цвет, форму..
из этого ясно следует, что не могут
существовать немыслящая
субстанция или немыслящий
субстрат этих идей .
21

22. Джордж Беркли (1685-1753)

Все вещи лишь комплексы наших
ощущений.
Я утверждаю так же, как и вы
(материалисты), что раз на нас
оказывает действие нечто извне, то
мы должны допустить
существование сил, находящихся
вне (нас), сил, принадлежащих
существу, отличному от нас.
Но здесь мы расходимся по
вопросу о том, какого рода это
могущественное существо.
Я утверждаю, что это дух, вы —
что это материя или какая-то
третья природа...
Джордж Беркли
(1685-1753)
22

23.

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ
ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

24.

Эпоху Просвещения чаще всего
привязывают двум революциям:
«Славной революции» в Англии (1688 г.)
и
Великой французской революции (1789 г.)
24

25.

приоритет разума в решении всех
проблем: от уверенности в том,
что с помощью разума и науки
можно обеспечить счастливую
жизнь человека и общества, до
полной абсолютизации разума,
когда онтологические основания
мира оказываются зависимыми
от логических оснований
мышления

26.

механико-материалистическая
картина мира

27.

атеистическая
направленность,
отрицание любых внешних
авторитетов в какой бы то ни
было сфере действительности

28.

осознание культуры как
специфически человеческого
способа бытия

29.

Жан-Жак Руссо
(1712-1778)
Дени ДИДРО
(1713— 1784)
ЛАМЕТРИ
(1709-1751)
29

30.

Дени ДИДРО
(1713— 1784)
Остаётся признать
существование
только одной
субстанции
во вселенной,
в человеке,
в животном.
30

31.

Дени ДИДРО
(1713— 1784)
В начале времен
находящаяся в
брожении материя
породила Вселенную и
различных живых
существ, - это
"брожение как
внутренняя активность
материи "продолжает
и будет продолжать
комбинировать массы
материи, пока из них
не получится какаянибудь
жизнеспособная
комбинация.
31

32.

Дени ДИДРО
(1713— 1784)
все связано в природе,
и кто в своих
построениях
предполагает какоенибудь новое явление
или вводит один из
моментов прошлого,
тот воссоздает новый
мир.
32

33.

ЛАМЕТРИ
(1709-1751)
Человека отличает от
животного только большое
количество потребностей
и, значит, большее
количество ума, поскольку
потребности тела
являются мерой ума.
33

34.

ЛАМЕТРИ
(1709-1751)
Если душа ощущает
воздействие тела, то и
сама она имеет ту же
природу, а, значит,
телесна.
Душа материальна, но
она представляет
особый вид материи,
которая обладает
способностью
саморазрушения.
34

35.

ЛАМЕТРИ
(1709-1751)
Я не ошибусь, утверждая, что
человек представляет часовой
механизм, но больших
размеров и построенный с
великим мастерством и
точностью.
Гордые и тщеславные
существа, гораздо более
отличающиеся от животных
своей спесью, чем именем
людей, в сущности являются
животными и
перпендикулярно ползающими
машинами.
Человек – просвещенная
машина, искусный механизм,
живое олицетворение
беспрерывного движения.
35

36.

Жан-Жак Руссо
(1712-1778)
Изначально
человеческая природа
склонна к добру.
Люди по своей природе
все равны, имеют
одинаковое право на
счастье.
В каждом заложена
способность к
развитию разума.
36

37.

Жан-Жак Руссо
(1712-1778)
Культура противоположна
природе. Культура связана
с разделением труда,
которое толкает человека
к неравенству как
источнику всех бед.
Сказав, - «Это мое!» человек разрушает
счастливую гармонию с
природой…
Следует только сожалеть о
распространении
образования…
37

38.

Жан-Жак Руссо
(1712-1778)
Исправьте мнения
людей, и нравы их
сами собой сделаются
чище.
Воспитание – это
развитие природной
индивидуальности, но
не разума.
Во избежание ошибок,
воспитание должно
быть публичным,
открытым.
38

39.

Просвещение— одна из ключевых эпох в истории
европейской культуры, связанная с развитием научной,
философской и общественной мысли.
Начавшись в Англии, это движение распространилось на
Францию и Германию, а далее на всю Европу.
Особенно влиятельными были французские просветители.
Принципы Просвещения были положены в основу
американской Декларации независимости и французской
Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное и философское движение этой эпохи
оказало большое влияние на последовавшие изменения в
этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за
национальную независимость американских колоний
европейских стран, отмену рабства, формирование прав
человека.
Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и
влияние церкви на социальную, интеллектуальную и
культурную жизнь.
39

40.

НЕМЕЦКАЯ
КЛАССИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ

41. КАНТ ГЕГЕЛЬ ФЕЙЕРБАХ (1724-1804) (1770-1831) (1804-1872)

41

42.

•Цель трансцендентального идеализма состоит только лишь в том, чтобы понять
возможности нашего априорного познания предметов опыта.
•Трансцендентальным является то, что хотя и носит доопытный характер, но
делает возможным познание опыта.
• В нашем знании всегда присутствуют априорные и апостериорные элементы.
Априорное – знание, предшествующее опыту и независящее от него, оно лишь
оформляет чувственность.
•Нельзя принимать деятельность разума без всяких условий, необходимо
постоянно устанавливать границы.
•Существует мир, независящий от наших ощущений и мышления – мир «вещей в
себе». Этот мир, будучи трансцендентным, т.е. находящимся за пределами всякого
возможного опыта, открывается только практическому разуму.
•Рассудок всегда направлен на чувственно воспринимаемый материал. Благодаря
наличию в рассудке априорных форм чувственно воспринимаемое многообразие
мира подводится под единство понятий, т.е. мир воспринимается как нечто
упорядоченное.
•Деятельностью рассудка руководит разум. Он задает рассудку идеи о высших
безусловных реальностях, к познанию которых должен стремиться рассудок.

43.


Все действительное разумно, разумное – действительно!
Первоосновой мира является самопознающая Абсолютная Идея. Она есть
тождество субъекта и объекта, бытия и мышления.
Абсолютная Идея пребывает в состоянии постоянного развития,
содержанием которого и является самопознание.
• В своем развитии Абсолютная Идея проходит три этапа:
- на первом она находится в лоне чистого бытия, а именно, мышления,
развивающегося по законам и в категориях диалектической логики;
- на втором она отчуждается в природу, т.е. природа – это ее инобытие;
- на третьем Абсолютная Идея как бы пробуждается, освобождается от
природных уз и находит свое выражение в Абсолютном Духе.
• Саморазвитие Духа идет по трем ступеням:
1) «субъективный дух» - индивидуальное человеческое сознание;
2) «объективный дух» - человеческое общество и три его формы: право,
нравственность и государство;
3) «абсолютный дух» - искусство, религия, философия.

44.

•Моей первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и последней – человек.
•Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога.
•Идеализм необходимо отвергнуть, так как он упразднил конкретного человека.
•Идеализм – это ничто иное как рационализированная религия, а философия и
религия по самому их существу противоположны друг другу. В основе религии
лежит вера в догматы. Тогда как в основе философии – стремление раскрыть
действительную природу вещей.
•Религия и близкий к ней по духу идеализм возникают из отчуждения
человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые
в действительности принадлежат самому человеку.
•Человек – не творение бога, а часть – и притом наиболее совершенная – вечной
природы.
•Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело –
две стороны той реальности, которая называется организмом.
•Первый объект познания для всякого ччеловека – это другой человек, «Ты».
Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного
существования.

45.

События 18-19 ст. обнажили бессилие человеческого разума в объяснении и
предотвращении дисгармонии и хаоса, которые стали содержанием
общественной жизни.
Крах наполеоновской Франции в начале 19 ст. поставил под сомнение
идеалы эпохи Просвещения.
в 30-40-е годы в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба,
обозначившая непримиримые позиции в обществе, что вылилось в попытку
коренного переустройства самих основ экономической и общественной
жизни (Парижская Коммуна в 1871 г.).
Франко- Прусская война 1870- 1871г. г. также дискредитировала духовные
ценности эпохи разума.
Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем
электро-магнитной индукции, Ампером- теории магнетизма, открытие
радиоактивности, рентгеновских лучей и др. И все это на фоне активного
применения знаний для модернизации производства и технических новаций.
Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые
опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка,
затем- телефон, радиосвязь и многое другое. Наука и техника становились
более ценной "философией", ибо их использование обещало новые блага.
Демографический взрыв: если в период с 6 в по 1800 г. население Европы не
смогло превысить 180млн. человек, то начиная с 1800г. по 1914г. оно
достигло 460 млн., то есть выросло более, чем в 2, 5 раза. Приход массы на
арену истории ознаменовал одновременно и смещение акцентов в культуре.45

46.

46

47. АНТИСЦИЕНТИЗМ

направление в неклассической
философии, отрицающее за
разумом и наукой статус
единственно достоверного орудия
познания.
Антисциентизм настаивает на том,
что разум и наука ограничивают
или подавляют человека.
-
47

48. СЦИЕНТИЗМ

- направление в
неклассической философии,
ориентированное на
рациональное познание,
идеалом которого полагается
наука.
48

49.

Ф. Ницше
(1844-1900)

50.

СЕРЕН КЬЕРКЕГОР
Именно интеллект есть то, что следует опровергнуть. Мое существование дано мне вовсе
не в мышлении, а в самой жизни, в чувстве, в переживании. Встреча со своим
существованием возможна только в критические моменты жизни, когда возникает
необходимость в акте выбора «или-или». Выбор – это путь индивидуального спасения,
ядро человеческого существования. Только в акте выбора (между разумом и верой)
человек становится самим собой, личностью. Подлинный выбор заключается в отказе
от разума, что сопряжено с кризисом отчаяния, духовным надломом.
АРТУР ШОПЕНГАУЭР
Кроме представления и воли ничто нам больше неизвестно и для нас немыслимо.
Воля – это «вещь в себе» - внутренняя сущность всякой реальности, она проявляется в
каждой слепо действующей силе природы, в том числе, и в обдуманной деятельности
человека. Воля там, где ее озаряет познание, она всегда знает, чего она хочет здесь и
теперь; но никогда не знает, чего она хочет вообще. Воля заставляет человека жить,
каким бы бессмысленным ни было его существование.
ФРИДРИХ НИЦШЕ
Мир есть целостность, которую лучше обозначить словом жизнь. Общий ее признак – это
становление. Другой ее признак – «воля к власти», активное взаимодействие сил.
Способность человека к интерпретации мира (выдумыванию маленьких мирков вокруг
себя) – это частное несовершенное выражение «воли к власти». Воля к истине есть
бессилие воли к творчеству. Только раб хочет безусловного, и потому научное
мышление, доверие науке – всего лишь признак рабской души. Там, где интеллект
50
возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение.

51. ПОЗИТИВИЗМ

ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ (30—40 гг. XIX в.)
Человеческая история имеет три стадии. На первой, теологической стадии все
явления рассматриваются как объекты воздействия сверхъестественных сил. На
второй, метафизической стадии все в мире объясняется действием неких
абстрактных, отвлеченных начал. На третьей, позитивной стадии человека уже
не интересуют происхождение и судьбы мира, он строит свои рассуждения только
на наблюдении. Философия на этой стадии становится инструментом
упорядочивания наук, способом выявления общих для всех наук законов,
которые можно перенести и на общество.
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (на рубеже XIX –XX вв.)
Нет объекта без субъекта, как нет и субъекта без объекта. Индивид с его нервной
системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта. Опыт не позволяет
отделить от всего видимого, слышимого, оцениваемого некую первооснову мира.
Новая философия должна очистить наш опыт от бесплодных фантазий, ненужных
продуктов умственной деятельности.
Принцип наименьшей траты сил ( или экономии мышления) - основной принцип,
которым должна руководствоваться философия, становясь критикой чистого опыта,
деятельностью по очищению опыта. Исходя из того, что объяснение предполагает
привлечение ненужных предположений, метафизических спекуляций, этот принцип
ориентирует на кумулятивную модель научного знания, и представляет научное 51
знание исключительно как описание фактов.

52. МАРКСИЗМ

- определение места и революционной роли
пролетариата в истории явилось приоритетной задачей
этого направления.
Основоположниками направления, выступившего в качестве идеологии
пролетариата, были немецкие мыслители
Карл Маркс
(1818—1883)
Фридрих Энгельс
(1820— 1895)
52

53. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА В СФЕРЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Стремительный рост материального производства на основе эксплуатации
наемного труда. Бурно развивающаяся капиталистическая экономика
стала ощущать на себе значительные проявления несоответствия между
производительными силами и производственными отношениями: давала
о себе знать анархия производства, кризисы перепроизводства.
СОЦИАЛЬНЫЕ
Отмечается значительная пролетаризация населения, исчезновение
промежуточных социальных групп. Избыток на рынке труда
рабочей силы привел к ужесточению ее эксплуатации, что
способствовало резкому обострению классовых противоречий между
пролетариатом и буржуазией.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ
Четко обозначилось выделение пролетарского движения как
самостоятельного отряда трудящихся отстаивающих свои права.
Завершилось формирование ряда авторитетных политических и
профессиональных организаций пролетариата. Классовая
борьба пролетариев стала принимать все более развитые формы.
53

54. ПРЕДПОСЫЛКИ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

АНГЛИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Идеи А. Смита и Д. Риккардо, о роли труда в создании общественного богатства,
значении общественного разделения труда, о природе стоимости.
ФРАНЦУЗСКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
Идеи А. Сен-Симона и Ш. Фурье, резко критиковавших пороки буржуазного
общества и ратовавших за создание грядущего общества справедливости,
пытавшихся обосновать возможность перехода от капитализма к такому
обществу, основой которого станут общественная собственность и
коллективный труд, и в котором все смогут удовлетворить
свои разумные потребности.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм
Фейербаха.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Создание клеточной теории строения растений и животных, открытие закона
сохранения и превращения энергии, создание дарвиновского эволюционного
учения явились убедительным свидетельством того, что природа развивается
54
по законам диалектики

55. Основные принципы марксистской философии

Для реализации своей приоритетной задачи марксисты
выработали ряд принципов, на первом месте среди
которых находится диалектический материализм с идеей
материального единства мира. На основе этого принципа
было сделано (по оценке самих марксистов) великое
открытие, заключающееся в материалистическом
понимании истории.
Материалистическое понимание истории исходит из
того, что условия человеческой жизнедеятельности,
общественное бытие определяют взгляды людей, их
целевые установки, ценностные ориентиры,
теоретические концепции.
Общественное бытие определяет общественное сознание
– этот вывод стал главной предпосылкой для
материалистического решения основного вопроса
философии в применении к обществу. Весь строй
жизнедеятельности людей зависит, в конечном счете, от
способа, каким люди в каждую конкретно-историческую
эпоху производят материальные блага. Способ
производства обусловливает социальный, политический и
духовный процессы жизни вообще.
55

56. Основные понятия марксистской философии

Общественное бытие есть реальный процесс жизни людей,
своего рода социальная материя, которая отражается в
общественном сознании.
Общественное сознание – осознание обществом самого себя,
своего общественного бытия и окружающей
действительности.
Способ производства представляет собой единство
производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы – это орудия труда, средства труда и
люди, участвующие в производстве.
Производственные отношения – это отношения между
людьми в процессе производства, определяющими среди
которых являются отношения к собственности на средства
производства.
Общественно-экономическая формация – это исторический
тип общества, в основе которого лежит тот или иной способ
материального производства, определяемый совокупностью
производственных отношений, соответствующих уровню и
56
характеру развития производительных сил.

57. ИТОГ:____________________ 1. Новоевропейскую философию отличает повышенный интерес к гносеологической проблематике, что было

обусловлено спецификой капиталистического способа
производства и бурно развивающейся наукой.
2. Решение вопросов гносеологии привело к появлению в
философии таких направлений как эмпиризм и рационализм.
3. В философии эпохи Просвещения рационализм достигает
кульминационной точки развития и определяется как главная
черта всей классической философии.
4. В первой половине 19 века классическая философия
переживает кризис, рационализм которой становится главным
предметом критики, что в конечном итоге привело к появлению
нового типа философии – неклассической философии.
5. Неклассическая философия развивается в двух направлениях:
сциентистском и антисциентистском. Первое ориентировано на
науку и разум, второе отвергает разум и науку как главные
орудия познания.
57
English     Русский Правила