Похожие презентации:
Западноевропейская философия XVII-XVIII веков
1. Западноевропейская философия XVII-XVIIIвв.
1.2.
3.
Философия Ф. Бэкона.
Рационализм в учении Р. Декарта.
Эмпиризм Дж. Локка.
2. Характерные черты философии
Онтология - понятие субстанция.Люди – это «песчинки в мире», но при
этом они сами творят свою судьбу, они
почувствовали себя живыми, активными,
способными к познанию.
Гносеология становится главным разделом
философии, возникает спор рационалистов
и эмпиристов.
3. Френсис Бэкон (1561–1626)
знаменитое изречение – «знание-сила».«О достоинстве и преумножении наук»
(1623). К наиболее известным
методологическим сочинениям относится
его трактат «Новый Органон наук» (1620);
основные взгляды социальной философии
Бэкона нашли свое отражение в утопии
«Новая Атлантида» (1627).
4. Учение об идолах (заблуждениях)
идолы-рода наиболее устойчивые неподдающимся полному искоренению;
идолы пещеры представляют собой личные
заблуждения, суеверия ;
идолы площади – возникают в результате
речевого общения ;
идолы театра возникают из-за увлеченности
людьми определенными доктринами, в том
числе, и философскими учениями.
5. Метод эмпирической индукции
Индукция (способ наведения) заключаетсяв непрерывном обобщении фактов.
Разумное истолкование, полученных
опытным путем фактов, позволит
сформулировать «средние аксиомы»,
постепенное объединений которых
позволит сформулировать общие понятия.
6. Система таблиц:
присутствия, в нее вносятся свойства,которые есть у предмета исследования.
отсутствия включает в себя обзор
случаев, в которых нет данных свойств.
сравнений, степеней проявления. В
содержание данной таблицы входят
свойства, которые в большей или меньшей
степени присутствуют в данных явлениях.
7. Рене Декарт (1596-1650)
Основными философскими работамиявляются «Размышления о первой
философии» (1641); «Начала философии»
(1644). «Правила для руководства ума»;
«Размышления о методе и метафизические
размышления» (1646).
8. Учение о радикальном сомнении:
нужно усомниться в правильности данных,предоставляемых ощущениями;
необходимо подвергать сомнению и
данные воображения;
не следует доверять и результатам
мыслительных процессов;
можно усомниться даже в существовании
бога.
9. Учение о радикальном сомнении
Усомнившись во всем, можно прийти кнесомненному, то есть, к существованию
сомнения.
Когда человек мыслит и утверждает, что
все ложно, важно, чтобы субъект, который
мыслит это был.
«Я мыслю, следовательно, существую».
10. Дуализм в философии Декарта
Материальнаясубстанция;
Духовная
субстанция;
главная
характеристика –
протяженность.
главная
характеристика –
неделимость.
11. Метод познания: рациональная дедукция:
врожденные идеи воспринимается ясно иотчетливо посредством интеллектуальной
интуиции;
интеллектуальной интуиции предшествует
познание внешних условий;
оживив, таким образом, врожденное знание,
вновь вернуться к миру и привести в
соответствие существующие факты;
рациональная дедукция (способ размышления,
ведущий от общих понятий к частным).
12. Джон Локк (1632 - 1704)
Главным философским произведениемЛокка является «Опыт о человеческом
разуме», над которым мыслитель работал
около 20 лет, и впервые оно было
опубликовано 1690 году, в Лондоне.
Трактат «О правительстве».
13. Доктрина эмпиризма (все знание выводится из опыта)
Идеи, возникающие вуме субъекта, имеют
два источника - вопервых, ощущения
(внешний опыт).
Во-вторых, рефлексия
– это восприятие
действия нашего
собственного ума
(внутренний опыт).
14. Типы достоверного знания:
интуитивно-обобщенное знание Бога,необходимое человеку для познания
самого себя;
доказательное, в котором обобщаются
несколько типов идей;
обобщение чувственных данных.
15. Учение о «первичных» и «вторичных» качествах:
Первичные качества– это объективно
существующие
свойства данного
предмета, например,
масса, плотность
тела.
Реальные,
объективные.
Вторичные свойства, которые
возникают благодаря
субъективным
способностям
человека – вкус, цвет,
запах и т.д.
Номинальные,
субъективные.
16. Либерализм
Либерализм стремится к установлению такогорежима правления, при котором возможно было
сосуществование индивидуальной свободы и
социального порядка.
«Естественное состояние», «общественный
договор», «общественное состояние»,
«ограниченная монархия», «принцип
разделения властей».
17. Дэвид Юм (1711-1776) «Трактат о человеческой природе» (1740)
Дэвид Юм (1711-1776)«Трактат о человеческой природе» (1740)
Основываясь на эмпиризме, Локка, Юм указывает на то,
что способности человека, направленные на познания
мира весьма ограничены.
Познающий субъект имеет дело только с собственными
ощущениями – «мир есть совокупность моих
ощущений».
Человек не не дано знать даже о том, существует ли мир.
Эмпирическая традиция получила свое завершение в
философии агностицизма (от греч. agnostos
непознаваемый), представители данного направления
отрицают (полностью или частично) принципиальную
возможность познания мира.
18. Спор рационалистов и эмпиристов.
Рационализм – этогносеологическое учение,
согласно которому
основным инструментом
познания является разум,
а чувства и опыт не дают
знания достоверного,
имеют вторичное
значение.
Представителями
рационализм были такие
мыслители как Р.
Декарт, Б. Спиноза, Г.
Лейбниц.
Согласно учению
эмпиристов все знание
выводится из опыта, а
ощущения
предоставляют
необходимые данные для
индуктивного обобщения
и анализа.
Представители:
Ф. Бэкон, Т. Гоббс
(сенсуализм), Д. Юм
(агностицизм).