2.16M
Категория: КультурологияКультурология

Театральное искусство Индии

1.

Театральное искусство
Индии

2.

Индийский театр относится к
старейшим театрам мира: его теория и
практика были разработаны около II в.
до н. э. Он не только самобытен, но и
пронес эту самобытность через толщу
веков. Мастерство классического
индийского театра настолько
филигранно, что им практически
невозможно овладеть представителям
иных стран и народов.
В общих чертах индийский
театр в историческом и
фактическом плане можно
подразделить на классическую
санскритскую драму, народный
театр и театр европейского
образца.

3.

Театральное искусство Индии
зародилось в 1-2 вв. до н.э. и его создание
приписывают мудрецу по имени
Бхарата. Согласно легенде,бог войны
Индра попросил создателя Брахму
придумать развлечение, которое
понравилось бы всем людям.Брахма
извлёк из четырёх «Вед» декламацию,
пение,игру и эстетику и научил этим
искусствам Бхарату, повелев ему со ста
его сыновьями беречь и утверждать это
искусство на земле.
Брахма сформулировал главные задачи
театра: поучать и развлекать. Самые
дошедшие до нас ранние пьесы
написаны на классическом языке Индиисанскрите и позволяют сделать вывод.
Что в то время драматургия была
развитым жаром театрального искусства.
Излюбленные сюжеты пьес – народные
предания и легенды, героические
подвиги королевских мудрецов и любовь.

4.

Согласно трактату существует четыре
основных выразительных средства –
ангика, мудра, вачика, ахарья. Ангика –
язык условных жестов рук, пальцев, губ,
шеи и ног. Мудра – жест, имеющий
символическое значение. Существует
двадцать четыре основных жеста, каждый
из которых имеет свыше тридцати
различных значений. Вачика – дикция,
интонация и темп речи, которые создают
определенное настроение. Ахарья –
канонизированный цвет и детали
костюма, грима. Для богов и небесных
дев – оранжевый грим, для солнца и
Брахмы – золотой, для Гималаев и Ганга –
белый. Демоны и карлики носят рога –
оленьи, бараньи или буйволовые. У
людей грим зависит от их социального
статуса, принадлежности к касте. У
представителей высших каст – брахманов
и кшатриев – грим красный, у шудр –
темно-синий, у царей – нежно-розовый, у
отшельников – лиловый.

5.

Ранним свидетельством зарождения театрального искусства явилась
бронзовая статуэтка танцующей девушки, найденная при раскопках в
городе Мохенджо-Даро в III тыс. до н.э. Именно ритуальный танец и стал
стержнем, вокруг которого сформировался индийский классический
театр. Образцом для танцора служил образ танцующего Шивы, в танце
которого проявлялась созидательная и разрушительная энергия
Вселенной.
В Древней Индии театральные представления – часть праздника,
посвященного богам, например, богу-громовержцу Индре. В его честь
водружали «знамя», которое символизировало дерево, принесенное из леса.
После церемонии его топили в реке, чтобы придать силы земле и воде.

6.

Компонент театрального действия,
саттвика – это душевные состояния,
передаваемые актером (бхава), и
настроение зрителей после
увиденного на сцене (раса). Актер
должен вжиться в чувства своего
персонажа и уметь передать
тончайшие переживания, для чего
следует овладеть актерской техникой.
Умение проронить слезу, показать, как
от холода стягивает кожу лица, как от
испуга пробегает дрожь по всему телу,
т.е. мастерское владение актерской
техникой может вызвать у зрителя
определенное настроение. Вся
эстетическая концепция индийского
сценического искусства основана на
учении бхава и раса.

7.

Высшей целью
представления было
достижение РАСЫ –
эстетического
наслаждения,
возникающего
вследствие искусной
игры актёра. Семь
основных чувств
(комизм, патетика, гнев,
героика, ужас, ненависть,
изумление)-должны
были воплотить актёры.
Характерной
особенностью
индийского театра
является единство
музыки. пения и танца.
Статуэтка танцующей девушки
(Мохенджо Даро-IIIтыс. До н.э.).

8.

В индийской культуре
существует разделение театра
на несколько видов:
Народный. Этот вид сценического
искусства обладал сюжетной линией, в
основе которой лежали эпос и индийская
мифология. Актерская профессия в
Индии не пользовалась уважением. Это
связано с тем, что артист изображал
богов в смешном и непристойном облике.
Актеров унижали и считали низшими
слоями общества. Но, чтобы обрести
мастерство в этой профессии, нужно
было быть довольно образованным
человеком;
Придворный. Представления
устраивались во дворах знати в
развлекательных целях.

9.

На юге страны развивалась
другая форма мистериального
театра, связанная с искусством
храмовых сказителей – чакиаров.
Они читали стихи на санскрите, а
затем объясняли текст на языке
местных жителей. Сказитель
использовал мимику и жесты.
Позже его заменил актер,
сопровождая декламацию
танцами. Представление
получило название кутияттам
(санскр. «коллективный танец)
В середине I тысячелетия до н.э. возник классический индийский театр. Его
расцвет приходится на 1–9 вв., когда были созданы знаменитые
произведения санскритской драмы. Самые известные драматурги – Бхаса,
Калидаса, Шудрака. Даты их жизни приблизительны, сведения
исследователей иногда расходятся на века. Из тринадцати произведений
Бхасы (П или Ш вв.) лучшими считается Явившаяся во сне Васавадата –
пьеса о любви царя к своей жене Васавадате.

10.

Первым индийским драматургом
считают Ашвагхошу (II в. н. э.). Но
наибольшего расцвета классическая
драма достигла при Калидасе (IV в. н. э.).
Кроме Калидасы, вьщеляют имена еще
пяти известных драматургов: Шудраку,
Харшу, Вишакхадатту, Бхаса и Бхавабхутн.
Классическая драма достигла периода
наивысшего подъема в IV-V вв. н. э. К VIII
в. она пришла в упадок. Однако и в наши
дни продолжает жить старейший
традиционный театр Кералы кудият-там,
сохраняя при этом свою школу обучения
актеров.

11.

Калида́са (कालिदास, Kālidāsa IAST,
буквально «Слуга богини Кали») —
величайший драматург и поэт древней
Индии, писавший на санскрите.
Созданные Калидасой произведения
символизируют расцвет классической
индийской культуры. Драма Калидасы
«Шакунтала» стала одним из первых
произведений восточной литературы,
переведённым на европейские языки и
познакомившим Европу с литературой
Востока.
Драмы и другие произведения Калидасы не содержат в себе никаких прямых
указаний на время их сочинения. Упоминание о греческих невольницах
свидетельствует о сравнительно позднем времени, а формы пракрита в речах
некоторых действующих лиц указывают на большое хронологическое
расстояние, отделяющее их от языка надписей царя Ашоки, или Пиядаси.
Сомнительно, однако, чтобы Калидаса жил в XI веке, так как произведения
других писателей этого века явно свидетельствуют о литературном упадке,
тогда как драмы Калидасы представляют собой кульминационный пункт
индийской поэзии.

12.

Авторство знаменитой
Глиняной повозки
(предположительно 4 в.)
приписывается царю
Шудраке. Пьеса шла на
сценах многих театров мира
даже в 20 в. Пьеса
рассказывает о любви
актрисы-куртизанки к
брахману Чарудатте –
человеку, принадлежащему
к высшей касте и к тому же
женатому. Этот сюжет
выходил за рамки
традиционных. После
долгих испытаний
влюбленные
воссоединялись.

13.

Вершина драматургии
Древней Индии – драма
Шакунтала Калидасы (в
некоторых источниках
Сакунтала). Сюжет пьесы о
верности и любви Шакунталы
к царю Душьянте пришел из
Махабхараты, но был
дополнен и расширен
Калидасой для большего
драматизма развития
сюжетной линии. Спектакль
сохранился не только в
современных театрах Индии,
но и обошел сцены театров
мира: он был поставлен в
Берлине; в 1914 в камерном
театре А.Таирова; в 1957 – в
Пекине.

14.

Особая форма театра Индии –
классический танец, включающий слово
и иногда пение. Именно в танце бог
Шива создавал мир. В одном из храмов
есть знаменитое изображение
танцующего Шивы. На колоннах
запечатлены 108 его танцующих поз,
которые упоминаются в театральном
трактате Натьяшастра.
Один из самых древних стилей – бхарат натья дошел до нас благодаря
деваси – храмовым танцовщицам, посвятившим свою жизнь божеству. С
течением времени танец превратился в средство развлечения феодальной
аристократии и название «деваси» стало синонимом куртизанки. Танец
представлял собой сочетание нритья (танец-рассказ) и снритта (танец в
чистом виде). Затем исполнялась интермедия (паддам), в которой
танцовщица передает жестами содержание песни, исполненной на
санскрите.

15.

Классическая драма (натака) имела десять канонических разновидностей:
1) собственно натака с сюжетом из популярных сказаний;
2) прокарана с сюжетом, придуманным или переработанным автором;
3) самвакара с сюжетом из сказаний о богах и демонах;
4) ихмрита с заимствованным или частично сочиненным автором сюжетом о
герое, который стремится соединиться с возлюбленной;
5) дима с заимствованным сюжетом о разных мифологических существах;
6) вьяйога - одноактная драма с заимствованным сюжетом комического
содержания;
7) анка - одноактная драма с авторским сюжетом патетического или резонерсконравоучительного характера;
8) прахасана - одноактная пьеса-фарс с сюжетом из повседневной жизни;
9) бхана - одноактная пьеса с авторским сюжетом героического содержания,
разыгрываемая одним актером;
10) витхи - одноактная пьеса, отличающаяся от бхана количеством исполнителей
(два-три).

16.

В 15 в. в Северной Индии складывается
классический танцевальный стиль
катхак. К тому времени сложилось
государство, в котором завоеватели
мусульмане ассимилировались, и дав
импульс слиянию мусульманского и
индуистского искусства катхак явился
результатом слияния двух культур. Танец
исполнялся в персидских костюмах, но
являлся продолжением легенд о любви
Вадхи и Кришны.
В 17 в. на Юге Индии рождается театр
катхакали. Пантомимическая танцевальная
драма рассказывает о богах и демонах, их
любви и ненависти. Представление дается
либо во дворе храма, либо под открытым
небом. Его зрители – крестьяне окрестных
деревень, которые оставляют свои
ежевечерние заботы и дела, едва заслышав
звук барабана. Театральное представление
дается на черном фоне ночи.
English     Русский Правила