1.1. Природное и общественное в человеке.
1.1. Природное и общественное в человеке.
1.1. Природное и общественное в человеке.
1.1. Природное и общественное в человеке.
1.2. Мировоззрение, его виды и формы
1.2. Мировоззрение, его виды и формы
1.3. Виды знаний
1.3. Виды знаний
1.3. Виды знаний
1.3. Виды знаний
1.3. Виды знаний
1.3. Виды знаний
1.3. Виды знаний
1.4. Понятие истины, её критерии
1.4. Понятие истины, её критерии
1.4. Понятие истины, её критерии
1.4. Понятие истины, её критерии
1.4. Понятие истины, её критерии
1.5. Мышление и деятельность
1.5. Мышление и деятельность
1.5. Мышление и деятельность
1.5. Мышление и деятельность
1.5. Мышление и деятельность
1.5. Мышление и деятельность
1.5. Мышление и деятельность
1.5. Мышление и деятельность
1.5. Мышление и деятельность
1.5. Мышление и деятельность
1.5. Мышление и деятельность
1.6. Потребности и интересы
1.6. Потребности и интересы
1.6. Потребности и интересы
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
1.9. Основные институты общества
1.9. Основные институты общества
1.9. Основные институты общества
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.12. Образование, его значимость для личности и общества
1.12. Образование, его значимость для личности и общества
1.12. Образование, его значимость для личности и общества
1.13.Религия
1.13.Религия
1.13.Религия
1.13.Религия
1.13.Религия
1.13.Религия
1.13.Религия
1.14. Искусство
1.15. Мораль
1.15. Мораль
1.15. Мораль
1.15. Мораль
1.15. Мораль
1.15. Мораль
1.15. Мораль
1.16. Понятие общественного прогресса
1.16. Понятие общественного прогресса
1.16. Понятие общественного прогресса
1.16. Понятие общественного прогресса
Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
1.53M
Категория: СоциологияСоциология

Человек и общество

1.

Модуль 1
Человек и общество

2. 1.1. Природное и общественное в человеке.

Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение
для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение
вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, где рассматривается процесс его
возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр.
anthropos — человек и genesis — происхождение).
Естественно-научные
(материалистические) теории
Религиозная теория
Божественное происхождение человека.
Душа — источник
человеческого в
человеке
Ч. Дарвин —
Теория палеовизита английский естествоиспытатель,
создатель
эволюционной (от
лат. evolutio —
развёртывание)
теории
Человек — создание
пришельцев из космоса,
которые, посетив
Землю, оставили на ней
человеческие существа
Человек как
биологический вид
имеет естественное,
природное происхождение и
генетически связан с
высшими млекопитающими
Ф. Энгельс — немецкий
социальный мыслитель,
политический деятель
Главная причина появления
человека — труд. Под
влиянием труда
сформировались
специфические качества
человека: сознание, язык,
творческие способности

3. 1.1. Природное и общественное в человеке.

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле.
Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам,
человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет
назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное: он является частью
природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое
(природное) и социальное (общественное) в человеке слиты воедино, и
только в таком единстве он существует.
Человек — биосоциальное существо
Биологическое существо
Социальное существо
Принадлежит к высшим млекопитающим,
образуя особый вид Homo sapiens.
Биологическая природа человека
проявляется в его анатомии, физиологии.
Его биологические свойства жёстко не
запрограммированы – возможность
приспосабливаться к различным условиям
существования
Неразрывно связан с обществом.
Человек становится человеком, лишь
вступив в общественные отношения, в
общение с другими. Социальная
сущность человека проявляется через
такие свойства, как способность и
готовность к общественно полезному
труду, сознание и разум, свобода и
ответственность и др.
Биологическое – есть условие,
предпосылка существования человека
Социальное – есть выражение
сущности человека.
Опасность биологизаторства
Опасность социологизаторства
—-

4. 1.1. Природное и общественное в человеке.

Основные отличия человека от животного
Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может
размышлять, критически оценивать, строить свои планы. Хотя коммуникативные
возможности имеют и некоторые виды обезьян, но только человек может передать
другим людям объективную информацию об окружающем мире (например, с
помощью речи).
Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально
запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек способен преобразовывать окружающую действительность, создавать
необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Человек творит
«вторую природу» — культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде,
которая и определяет их образ жизни.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство
производства материальных благ. Высокоорганизованные животные могут применять
естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид
животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных
средств.
Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность
и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные
потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием
духовного (внутреннего) мира человека.

5. 1.1. Природное и общественное в человеке.

Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделённый) — это
единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель
природно обусловленных свойств.
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений
человека, подчёркивающее непохожесть на других людей.
Личность (от лат. persona — особа) – это человеческий индивид,
являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий
совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые
он реализует в общественной жизни.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются,
личностью становятся в процессе социализации.

6. 1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке,
находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
• Мировоззрение всегда исторично, т. е. связано с переживаемыми обществом
стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт
общество.
•В нём могут проявляться:
догматизм (от гр. dogma – мнение) – форма мышления и действия,
характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности;
скептицизм (от гр. skeptikos – рассматривающий, исследующий) — философское
направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;
разумный критицизм.
•Всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и
принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
•Определяет общую направленность личности – совокупность устойчивых
мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от
текущей ситуации.
• Сказывается на поведении и действиях, привычках и наклонностях.

7. 1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Классификации (типологии) мировоззрения
Основа классификации
Типы мировоззрений
Теоцентризм (от гр. theos — бог) (приоритет отдаётся Богу);
Главенствующее
антропоцентризм (приоритет отдаётся человеку); природоцентризм
явление(понятие), которому
(приоритет отдаётся природе); социоцентризм (приоритет отдаётся
отдаётся предпочтение
обществу); наукоцентризм (приоритет отдаётся знаниям, науке)
Соотношение с
Прогрессивное; реакционное
общественным прогрессом
Революционное (приоритет нового, обоснование необходимости
Отношение к препреобразования наличного бытия); консервативное (приоритет
образованиям
сохранения существующего положения)
Оптимистическое (от лат. optimus — наилучший) (связано с
признанием того, что всегда существует возможность приблизить
Оценка общего хода
действительность к идеалу; пессимистическое (от лат. pessimus —
исторических изменений
наихудший) (связано с признанием того, что в мире преобладает зло
и будущее не обещает ничего хорошего)
Обыденное (житейское) (является порождением повседневной
жизни людей); религиозное (связано с признанием сверхъИсторическое развитие
естественного начала; философское (от гр. phileo — любовь и sophia
— мудрость) (связано с установлением норм, ценностей и идеалов,
определяющих цели, средства и характер деятельности людей);
научное
(теоретическое
осмысление
результатов
научной
деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания)

8. 1.3. Виды знаний

Познание — процесс деятельности человека, содержанием которого
является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Таким образом,
знание – продукт познания.
Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и
объекта познания.
Субъект познания — это носитель познавательной активности
Объект познания — это всё то, на что направлена познавательная
деятельность субъекта
Представители различных философских направлений по-разному отвечали
на вопрос о возможности познания мира.
Агностицизм (от гр.
agnostos — недоступный познанию)
Отрицает полностью или
частично возможность
познания мира, познание не
даёт достоверных сведений о
мире
Скептицизм
Не отрицая принципиальной
возможности познания мира,
выражает сомнение в том, что все
знания о мире носят достоверный
характер
Оптимизм
Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную
возможность получения достоверных
знаний о мире

9. 1.3. Виды знаний

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
Обыденное
Социальное
Научное
Религиозное
Мифологическое
Художественное
Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание и
рациональное (логическое) познание ( мышление ).
Чувственное познание осуществляется органами чувств (зрением, слухом,
обонянием, осязанием, вкусом)
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса,
возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы
чувств.
Восприятие — чувственный образ целостной картины пред мета,
процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета,
процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без
непосредственного воздействия самих предметов познания на органы
чувств

10. 1.3. Виды знаний

Рациональное познание присуще только человеку, является более сложным
способом отражения действительности, который осуществляется
посредством мышления.
Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства
предмета, процесса, явления.
Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о
предмете, процессе, явлении.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и
выделение из них нового суждения.
Индуктивное - умозаключение от частного к общему
Дедуктивное – умозаключение от общего к частному
Получаемое по аналогии

11. 1.3. Виды знаний

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального
познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм
(от гр. empeiria — опыт)
Единственным источником всех
наших знаний является чувственный опыт
Рационализм
(от лат. ratio — разум, рассудок)
Наши знания могут быть получены только с помощью ума, без
опоры на чувства
Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени
познания проявляются как единый процесс. Различие же между качественное:
первая ступень — низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания
действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого
реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма
абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. С другой
стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения
их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

12. 1.3. Виды знаний

Чувственное познание
• Непосредственность, выражающаяся в
прямом воспроизведении объекта.
• Наглядность и предметность
возникающих в результате познания
образов.
• Воспроизведение внешних сторон и
свойств объектов
Рациональное познание
• Опора на результаты чувственного
познания.
• Абстрактность и обобщённость
возникающих в результате познания
образов.
• Воспроизведение объектов на основе
внутренних закономерных связей и
отношений
Знание – результат познания действительности, содержание
сознания, полученное человеком в ходе активного отражения,
идеального воспроизведения объективных закономерных связей и
отношений реального мира.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии,
мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют
специфические виды знаний.

13. 1.3. Виды знаний

Житейское. Носит эмпирический характер. Базируется на здравом
смысле и обыденном сознании. Является важнейшей основой
повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с
природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.
Научное. Понимание действительности, достоверное обобщение
фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность
облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих
принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне
абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)
Практическое. Овладение вещами, преобразование мира.
Художественное. Целостное отображение мира и человека в нём.
Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное. Отражение реальности в логических понятиях и
категориях.
Иррациональное. Предметом являются эмоции, страсти,
переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например,
аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.
Личностное. Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его
интеллектуальной деятельности

14. 1.3. Виды знаний

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и
ненаучное знание, то выделяют следующие формы.
Формы ненаучного знания
Наименование формы
Ненаучное
Донаучное
Её сущность
Разрозненное,
несистематическое
знание,
которое не формализуется и не описывается
законами, находится в противоречии с
существующей картиной мира
Прототип, предпосылочная база научного знания
Паранаучное (от гр. para — Несовместимое с имеющимся научным знанием
возле, мимо, вне, т. е.
околонаучное знание)
Лженаучное
Сознательно
использующее
домыслы
и
предрассудки
Антинаучное
Утопичное
и
сознательно
искажающее
представления о действительности

15. 1.4. Понятие истины, её критерии

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется
ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
Трактовки понятия «истина»
Соответствие
знаний
действительности
То, что
подтверждено
опытом
Некое
соглашение,
конвенция
Свойство
самосогласованности знаний
Полезность
полученного
знания для
практики
Классическая концепция истины связана с первым определением: истина —
знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

16. 1.4. Понятие истины, её критерии

Истина:
• есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения
объекта сразу в полном объёме;
• всегда конкретна: она всегда связана с определённым
местом, временем, обстоятельствами. Например,
атомистическая концепция прошлого в своей основе заключает истину: материальные тела действительно состоят
из атомов, которые неделимы. Если мы, однако, не укажем,
что речь идёт об определённых условиях, будем считать, что
атомы всегда неделимы, то мы допустим ошибку, нарушим
принцип конкретности истины;
• едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и
относительный аспекты, которые можно рассматривать и как
относительно самостоятельные истины.

17. 1.4. Понятие истины, её критерии

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не
зависит ни от человека, ни от человечества
Абсолютная истина — это:
Относительная истина — это:
Исчерпывающее достоверное знание
о природе,
человеке и
обществе
Неполное, неточное знание,
соответ ствующее
определённому
уровню развития
общества,
который обусловливает способы получения
этого знания
Знания, ко
торые никогда не могут быть опровергнуты
Знания, зависящие от
определённых
условий, места
и времени их
получения

18. 1.4. Понятие истины, её критерии

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и
относительным в объективной истине) — в степени точности и полноты
отражения действительности.
Говоря о ложном, нужно различать преднамеренную ложь и заблуждение
Ложное
Преднамеренная ложь
Заблуждение
Человек осознаёт, что его выЧеловек принимает ложное за
сказывание не соответствует
истинное
действительности, однако утверждает
его как истинное
Не соответствуют объектам
Не всё поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи).
Так, можно говорить о разных оценках исторических событий,
альтернативных трактовках произведений искусства и т. д

19. 1.4. Понятие истины, её критерии

Возможные критерии (от гр. kriterion — отличительный признак, мерило)
истины
Соответствие законам логики
Соответствие ранее открытым законам той или иной науки
Соответствие фундаментальным законам
Простота, экономичность формы
Практика (от гр. praktikos — активный, деятельный) — целостная
органическая система активной материальной деятельности людей,
направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте.
Специфика истины в естественных и социально-гуманитарные науках.

20. 1.5. Мышление и деятельность

Мышление активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Особенности мышления
*
*
*
*
*
Социально по своей природе, несмотря на то что является процессом,
совершающимся в коре головного мозга человека. Ведь для постановки и
решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые
были открыты в человеческой практике.
Неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С
его помощью человек познаёт объективный мир. В языке существуют
элементы, заменяющие объекты внешнего мира. Эти элементы являются
знаками предметов, свойств или отношений.
Обобщённое отражение действительности: в процессе мышления субъект
познания обращается к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов
и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим
словом столы, стулья, диваны, кресла и т. д.
Возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но
выходит далеко за его пределы.
Имеет место только тогда, когда существует проблемная ситуация. Если же
можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

21. 1.5. Мышление и деятельность

Этапы процесса мышления
Этапы
Их сущность
I
Наличие:
- потребности (материальной, духовной) или необходимости
что-то понять, узнать, объяснить;
- интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил
в окружающей действительности;
- умения отделить новое, необычное от известного;
- стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.
Формулирование задачи (вопроса): определение предмета
мышления и направления мыслительного процесса
II
Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный процесс),
используя методы анализа и синтеза, различные умственные
операции: сравнение, классификацию, систематизацию,
обобщение, абстрагирование, конкретизацию
III Достижение нового знания, которым раньше человек не владел

22. 1.5. Мышление и деятельность

Наименование типа
Образное
Понятийное
(теоретическое)
Знаковое
Типы мышления
Его сущность
Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом
её решения будет практическое действие.
Свойственно первобытному человеку и людям первых
земных цивилизаций
Задача поставлена как теоретическая. Способом её
решения будет использование абстрактных понятий,
теоретических знаний. Свойственно современному
человеку.
Обусловлено
проникновением
в
человеческое
мировоззрение точных наук и их формализованными
знаниями, искусственными, знаковыми языками.
Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы,
знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего
значения имеют познавательный образ тех или иных
явлений, процессов объективной реальности.

23. 1.5. Мышление и деятельность

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё
большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых
связей вещей. Формулируя законы и используя их в дальнейшем познании,
человек стал активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в
преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью
животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к
окружающему миру.

24. 1.5. Мышление и деятельность

Деятельность человека
Активность животного
Приспособление к природной среде путём Приспособление к условиям среды
её масштабной переработки, ведущей к
прежде всего путём перестройки
созданию искусственной среды
собственного организма, механизмом
существования человека. Человек
которой являются мутационные
сохраняет свою природную организацию изменения, закрепляемые средой.
неизменной, изменив в то же время свой
образ жизни.
Целеполагание в деятельности
Целесообразность в поведении
Сознательная постановка целей,
Подчинение
инстинкту,
действия
связанных со способностью анализировать изначально запрограммированы
ситуацию (раскрывать причинноследственные связи, предвидеть результаты, продумывать способы их достижения)
Воздействие
на
среду
специально Воздействие на среду осуществляется,
сделанными средствами труда, создание как правило, органами тела, данными
искусственных
объектов,
которые природой.
Отсутствие
способности
усиливают
физические
возможности изготавливать орудия труда с помощью
человека
ранее сделанных средств
Продуктивный, творческий,
Потребительский характер: не создаёт
созидательный характер
ничего нового

25. 1.5. Мышление и деятельность

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив,
общество)
Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность ( предмет, процесс,
явление, внутреннее состояние человека)
Мотив -Цель -Методы и средства -Процесс -Результат (продукт)
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внешних и
внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих
направленность деятельности (в качестве мотивов могут выступать потребности,
социальные установки, убеждения, интересы,идеалы)
Цель деятельности — осознанный образ того результата, на достижение которого
направлено действие человека.
Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на
реализацию поставленной цели.

26. 1.5. Мышление и деятельность

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в
процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
• Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является
производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс —
развлечение, отдых. Происходит в условной ситуации, которая, как правило,
быстро меняется. В её процессе используются так называемые замещающие
предметы. Нацелена на удовлетворение интереса её участников
Способствует развитию личности, обогащает её, вооружает необходимыми
навыками
• Общение — это вид деятельности, при котором происходит
взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене информацией, а
также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий
обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную
(информационную)].

27. 1.5. Мышление и деятельность

Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение
человеком знаний, умений и навыков. Выделяют два типа учения:
Организованное (Осуществляется в образовательных учреждениях)
Неорганизованное (Осуществляется в других видах деятельности как их побочный,
дополнительный результат)
Учение может приобрести характер самообразования.
Труд — это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде.
Труд — один из видов деятельности, но далеко не единственный.
Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически
полезного результата.
Характерные черты труда
Целесообразность
Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
Наличие мастерства, умений, знаний
Практическая полезность
Наличие результата
Преобразование внешней среды обитания

28. 1.5. Мышление и деятельность

Основные классификации деятельности
По объектам и результатам (продуктам) деятельности — создание
материальных благ или культурных ценностей.
1. Материальная ( практическая ). Связана с созданием необходимых для
удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей
2. Духовная. Связана с созданием идей, образов, научных, художественных
и нравственных ценностей
3. Материально-производственная. Преобразование природы
4. Социально-преобразовательная. Преобразование общества
5. Познавательная. Отражение действительности в художественной и
научной форме, в мифах, религиозных учениях
6. Ценностно-ориентировочная. Положительное или отрицательное
отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их
мировоззрения
7. Прогностическая. Планирование или предвидение возможных изменений
действительности

29. 1.5. Мышление и деятельность

По субъекту деятельности: индивидуальная; коллективная.
По характеру самой деятельности: репродуктивная (деятельность по
образцу); творческая.
По соответствию правовым нормам: законная; незаконная.
По соответствию моральным нормам: моральная; аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная;
реакционная.
В зависимости от сфер общественной жизни: экономическая; социальная;
политическая; духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя
(движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами);
внутренняя (умственные действия).
По результатам: созидательная; разрушительная.

30. 1.5. Мышление и деятельность

Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно
новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый
результат или новые средства, новые способы их достижения).
Современная наука признаёт, что любой человек в той или иной
мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако
способности могут развиваться или пропасть.
Важнейшие механизмы творческой деятельности
Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний
Воображение — способность создавать новые чувственные или
мыслительные образы в сознании
Фантазия (от гр. phantasia — психический образ, плод воображения) —
характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых
представлений и образов
Интуиция (от лат. intueri — пристально смотреть) — знание, условия
получения которого не осознаются.

31. 1.6. Потребности и интересы

Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие
его существования. В мотивах деятельности проявляются потребности
человека.
Виды потребностей человека

32. 1.6. Потребности и интересы

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда
удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку:
1) не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере;
2) потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — потребности, которые помогают развитию в
человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте,
знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (от лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение
человека к какому-либо объекту его потребности.
Основа классификации
Носитель интересов
Содержание
Уровень действенности
Направленность
Виды интересов
Индивидуальные; групповые; общественные
Экономические; социальные; политические; духовные
Активные (побуждают человека к определённым действиям, чтобы
обладать объектом интереса); пассивные (созерцательные интересы,
человек ограничивает себя восприятием объекта интереса)
Непосредственный (направлен на сам процесс деятельности);
опосредованный (направлен на результат деятельности)

33. 1.6. Потребности и интересы

От интереса следует отличать склонность.
Понятие «интерес»
Понятие «склонность»
Выражает направленность Выражает направленность
на определённый предмет на определённую
деятельность
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени
доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не
обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра,
актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью
играть в них.

34. 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском
разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек
свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью
(предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).
Две крайности:
Если всё однозначно необходимо, если нет случайностей, новых возможностей, то
человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе
(фатализм).
Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления
каких-либо устойчивых социальных связей (волюнтаризм).
Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение
между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.
Необходимость — устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов
действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.
Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е.
независимых от сознания человека, законов.
Необходимое вытекает из сущности вещей и при определённых условиях должно
обязательно произойти. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую
эпоху различна, эта мера задаёт определённые типы личности.

35. 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с
интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека
(бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями задаёт
диапазон выбора.
Свобода — умение познавать объективную необходимость и,
опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели,
принимать и выбирать обоснованные решения и на практике
воплощать их в действительность.
Свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной
необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела.
Свобода доступна человеку только как общественному существу.
Быть свободным вне общества невозможно.
Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в
состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно,
без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу
других.

36. 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с
его предельной обобщённостью, а кроме того, с огромной
многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений
данного понятия.

37. 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

Общество — продукт совокупной деятельности множества людей.
Человеческая деятельность есть способ существования, или бытия общества.
Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и
повседневной деятельности людей.
Функции общества
• Воспроизводство и социализация человека.
• Производство материальных благ и услуг.
• Распределение продуктов труда (деятельности).
• Регламентация и управление деятельностью и поведением людей.
• Духовное производство и регулирование активности людей.
Общество есть совокупность общественных отношений.
Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей,
а также связи, возникающие между различными социальными группами (или
внутри них). Общественные отношения могут быть материальными и
духовными, которые в свою очередь тоже могут разделяться.

38. 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.
е. такая система, которая способна, серьёзно изменяясь, сохранять в то же
время свою сущность и качественную определённость.
Система — это комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь,
элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы,
принимающий непосредственное участие в её создании. Система в свою
очередь характеризуется рядом принципов (целое не сводимо к сумме
частей, целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных
элементов, взаимосвязь системы и среды и т.д.)
Т.о. общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая
система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности,
объединённые кооперативными, согласованными связями и процессами
саморегуляции и самовоспроизведения.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу,
выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют промежуточные
комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама
система. Основными подсистемами общества принято считать сферы
общественной жизни. Основные сферы общественной жизни: экономическая,
социальная, политическая,
духовная (выделены в соответствии с
потребностями человека)

39. 1.9. Основные институты общества

Институт (от лат. institutum — установление, учреждение) общества —
это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации
совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в
обществе, главная из которых – удовлетворение социальных
потребностей (государство, семья, брак и т.п.)
Основные
институты
общества:
экономические,
социальные,
политические, духовные.

40. 1.9. Основные институты общества

Функции институтов общества
• Организуют человеческую деятельность в определённую
систему социальных ролей и статусов, устанавливая образцы
поведения людей в различных сферах общественной жизни.
Например, такой социальный институт, как школа, включает роли
учителя и ученика, а семья – роли родителей и детей. Между
ними складываются определённые ролевые отношения, которые
регулируются специфическими нормами и предписаниями.
• Удовлетворяют насущные жизненные потребности общества.
• Осуществляют социализацию (образование и воспитание)
людей.
• Контролируют поведение членов общества.
• Регулируют властные отношения.
• Осуществляют коммуникацию между людьми.
• Обеспечивают защиту членов общества от физической
опасности.

41. 1.9. Основные институты общества

Выделяют также явные и скрытые функции общественных
институтов. Когда расхождение между этими функциями велико,
возникает двойной стандарт социальных отношений, что
угрожает стабильности общества.
Ещё более опасна ситуация, когда наряду с официальными
институтами формируются так называемые теневые институты,
которые берут на себя функцию регуляции важнейших
общественных отношений (например, криминальные структуры).
Институты общества определяют социум в целом. Любые
общественные преобразования осуществляются через
изменения в институтах общества.

42. 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Начиная с I в. до. н. э. слово «культура» (от лат. cultura — уход, обработка,
возделывание земли) стало обозначать воспитание человека, его образование. Оно
окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII –
начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное
совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного
знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию
«цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е.
культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо
от него.

43. 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Можно выделить две основные сферы существования и развития
культуры материальную и духовную.
Основные функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная
(нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.
Основами классификации типов культуры могут быть
Связь с религией
Региональная принадлежность
Регионально-этническая особенность
Принадлежность к историческому типу общества
Хозяйственный уклад
Сфера общественной жизни или вид деятельности
Связь с территорией
Специализация
Способ самоорганизации
Тип аудитории

44. 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры:
элитарную, народную, массовую и две её разновидности: субкультуру (от лат. sub
— под) и контркультуру (от лат. contra — против).

45. 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

46. 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Необходимо уметь выделять положительные и негативные аспекты
массовой культуры. Массовая и элитарная культуры не обязательно
враждебны друг другу.
Молодёжная субкультура:
• часто рассматривается как отклоняющаяся, выражающая некую степень
оппозиции господствующей культуре;
• характеризуется преобладанием отдыха и досуга, вокруг которых
формируются все отношения;
• отличается приоритетом потребительских ориентаций;
• формируется под влиянием экранной культуры (компьютерных игр,
мультфильмов и т. д.);
• всё больше становится неформальной культурой, носителями которой
выступают неформальные подростковые группы;
• носит суррогатный характер — она полна искусственными заменителями
реальных ценностей;
• обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения.

47. 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на
производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая
непосредственную цель постижения истины и открытия объективных
законов.

48. 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Специфику развития научного знания нередко связывают с понятие
парадигмы.
Парадигма (от гр. paradeigma — пример, образец) — господствующая
система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный
исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать
стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный
на выработку объективных, системно организованных и обоснованных
знаний о природе, человеке и обществе.
Основные особенности научного познания
• объективность добываемого знания;
• развитость понятийного аппарата (категориальность);
•рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и
системностью;
• проверяемость;
• универсальность;
•использование специальных способов и методов познавательной
деятельности.

49.

50. 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

• Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) —
отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание
посредством некоторого языка.
• Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретновсеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и
процессами.
• Гипотеза (от гр. hypothesis — основа, предположение) — научное
предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное
значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и
нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
• Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) —
наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное
отображение закономерных и существенных связей определённой
области действительности.
• Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие,
средство познания. В методе познания объективная закономерность
превращается в правило действия субъекта (исследователя).

51. 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.

Методы научного познания
•Наблюдение - целенаправленное и организованное восприятие внешнего
мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.
• Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) – исследование какого
либо явления путём активного воздействия на него при помощи создания
новых условий, соответствующих целям исследования, или же через
изменение течения процесса в нужном направлении.
• Анализ (от гр. analysis — разложение) - процесс мысленного или
фактического разложения целого на составные части.
• Синтез (от гр. synthesis — соединение) - процесс мысленного или
фактического воссоединения целого из частей.
•Индукция (от лат. inductio — наведение) - путь опытного изучения явлений,
в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим
положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
•Дедукция (от лат. deductio — выведение) - доказательство или выведение
утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений
(посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

52. 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

• Аналогия (от гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных
объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной
науке развитой областью систематического применения аналогии выступает
так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
• Моделирование (от фр. modele, от лат. modulus — образец, мера) —
воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте
(модели), специально созданном для их изучения. Потребность в
моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно
самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком
длительного времени и т. д.
• Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных
методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств
предметов и отношений между ними в выделении какого-либо свойства или
отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают
различные понятия и категории.
• Идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых
абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и
действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть:
«прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный
газ» (в физике) и т. д.

53. 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

• Исторический метод связан с освещением различных этапов развития
объектов в их хронологической последовательности, в конкретных
формах проявления. Описание исторического процесса во всём его
многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных
особенностей.
•Логический метод связан с воспроизведением в теоретической форме,
в системе абстракций сущности, основного содержания исторического
процесса. Отражение объекта одновременно в самых его существенных
связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой
его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени,
осуществляется познание и главных вех его истории.
Эти два метода тесно связаны между собой: исторический метод без
логического слеп, а логический без изучения реальной истории
беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют
теоретический метод научного познания, получивший название
восхождения от конкретного к абстрактному.

54. 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

• Формализация (от лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания
познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты,
явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными
конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и
закономерные стороны рассматриваемых объектов.
• Математизация — использование различных способов измерения,
позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам
определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами
действовать с числами по определённым математическим правилам.

55. 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

56. 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

С переходом к Новому времени начинается развитие естественных наук,
которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в
мире природы.
В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление
социального и гуманитарного знания.
Социальные науки — форма духовной деятельности людей, направленная
на производство знаний об обществе.
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического
процесса привело к становлению социального знания.
Изучение целей и мотивов деятельности человека, его духовных
ценностей, личностного восприятия мира привело к становлению
гуманитарного знания.
• Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в
процессе изучения общества можно говорить об установлении только
относительных истин.
• Ограничена возможность применения такого метода научного
познания, как эксперимент.

57. 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.

58. 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Особенности социально-гуманитарных наук
• Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана
сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна,
представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект
познаёт здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).
• Социально-гуманитарное знание всегда связано с интересами
индивидов-субъектов познания. Общественные науки задевают
непосредственно интересы людей.
• Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание.
Естествознание насквозь инструментально, в то время как
обществознание — это служение истине как ценности, как правде;
естествознание — «истины разума», обществознание — «истины сердца».
• Сложность объекта познания — общества, которое обладает
разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии
—> установление социальных закономерностей затруднено, а открытые
социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от
естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены)
предсказания.

59. 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

60. 1.12. Образование, его значимость для личности и общества

Образование — один из способов становления личности путём
получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития
умственно-познавательных и творческих способностей через систему
таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой
информации.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям
человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного
достояния.
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т.
е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком
самостоятельно, без помощи обучающих лиц.
Система образования в России
Сеть образовательных учреждений
Совокупность образовательных стандартов и программ
Органы управления образованием
Комплекс принципов, определяющих функционирование системы
образования

61. 1.12. Образование, его значимость для личности и общества

Комплекс принципов, определяющих функционирование системы
образования.
— гуманистический характер образования;
— приоритет общечеловеческих ценностей;
— право личности на свободное развитие;
— единство федерального образования при праве на своеобразие
образования национальных и региональных культур;
— общедоступность образования;
— адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
— светский характер образования в государственных учреждениях;
— свобода и плюрализм в образовании;
— демократический, государственно-общественный характер
управления и самостоятельность образовательных учреждений

62. 1.12. Образование, его значимость для личности и общества

Общие тенденции в развитии образования
Демократизация системы образования. Во многих странах ликвидирована
неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее
образование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя
различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования. Современное общество нуждается в
высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения
Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции
работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или
смежные виды работ, на новые технологии
Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося,
его интересам, запросам, индивидуальным особенностям; усиление
нравственного воспитания; переход от объект-субъектных отношений между
учащимися и учителями к субъект-субъектным
Гуманитаризация образования. Повышение роли социально-гуманитарных
дисциплин в образовательном процессе.
Интернационализация процесса образования. Создание единой системы
образования для разных стран, интеграция образовательных систем
Компьютеризация процесса образования. Использование новых современных
технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

63. 1.13.Религия

Существует множество определений религии.
Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio —
счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) — это:
• вера в сверхъестественное (в Бога );
• совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов,
объединяющая признающих их людей в единую общность;
• одна из свойственных культуре форм приспособления человека к
окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Спорной оказывается и проблема происхождения религии.
• Богословско-теологический подход. Религия появляется вместе с
человеком, существует исконно. Это особое, сверхприродное явление,
результат сверхъестественной связи человека с Богом.
• Материалистический подход. Религия является продуктом развития
человеческого сознания. Она возникла из-за беспомощности и
невежества первобытного человека, полностью зависимого от
стихийных сил природы, которые он обожествлял

64. 1.13.Религия

Главные признаки религии
• Вера в сверхъестественное
• Организованное поклонение высшим силам
• Стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала
(Бога, Абсолюта)
Ранние формы религии
Тотемизм (англ. totem на языке североамериканских индейцев букв, «его
род»). Поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как
своему мифическому предку и защитнику.
Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество
всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного
определённого вида животных. Постепенно он оброс значительным
количеством ритуалов, магией. От магии неотделим и фетишизм (от порт,
feitico — идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) — религиозное
поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам
(амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход
событий и получение желаемого результата. Магия и фетишизм не являются
особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных
проявлениях и сейчас.

65. 1.13.Религия

Анимизм (от лат. anima — душа, дух). Выражение веры в духов и душу или
всеобщую одухотворённость природы.
Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой
обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось
представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от
реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения
современных религий.

66. 1.13.Религия

67. 1.13.Религия

68. 1.13.Религия

69. 1.13.Религия

Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь,
упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Церковь (от гр. Kyriakon — дом Господний) — социальный институт
общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый
Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и
религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью,
поведением верующих.

70. 1.14. Искусство

Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного
сознания.
Искусство — практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание
эстетических ценностей.
Искусство:
• выражает эстетическое отношение к миру;
• создаёт особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение
мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.
Искусство как явление культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых
обладает специфическим языком, своей знаковой системой.
Виды искусства
• Архитектура (зодчество)
• Живопись (жанры: портрет; натюрморт; пейзаж; анималистический; исторический)
• Скульптура (станковая; декоративная; монументальная)
• Декоративно-прикладное искусство
• Литература
• Музыка
• Театр
• Цирк
• Балет
• Кино
• Фотоискусство
• Эстрада

71. 1.15. Мораль

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву,
характеру) — форма общественного сознания, состоящая из системы
ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Подходы к происхождению морали

72. 1.15. Мораль

73.

74. 1.15. Мораль

75. 1.15. Мораль

Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль»
происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е.
рассматривают их как синонимы. И всё же следует учитывать и «тонкости»
дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и
«нравственность» разводятся.

76. 1.15. Мораль

Философскую науку, предметом изучения которой является мораль,
нравственность, называют этикой. Она: выясняет место и роль морали в
системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия,
искусство и др.); анализирует её природу и внутреннюю структуру; изучает
происхождение и историческое развитие нравственности; обосновывает
различные её системы.
Выполняя, наряду с появившемся позднее правом, роль регулятора
поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время
принципиально отличается от него.
Мораль и право: общее и различия

77. 1.15. Мораль

78. 1.15. Мораль

79. 1.16. Понятие общественного прогресса

80. 1.16. Понятие общественного прогресса

Прогресс (от лат. progressus — движение вперёд, успех) — это направление
развития по восходящей линии, для которого характерен переход:
— от низшего к высшему;
— от простого к более сложному;
— к большей устойчивости и жизнеспособности общества.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это направление
развития по нисходящей линии, для которого характерен переход:
— от высшего к низшему;
— от лучшего к худшему, к деградации;
— к меньшей стабильности и жизнеспособности общества.
Критерии прогресса
• Совершенствование нравственности людей.
• Развитие человеческого разума.
• Прогресс науки и техники.
• Развитие производительных сил, включая самого человека.
• Возрастание степени свободы, которую общество может
предоставлять человеку

81. 1.16. Понятие общественного прогресса

Общественное развитие может носить реформистский или революционный
характер.
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать)- это какаялибо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной
жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных
преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы,
явления, структуры). Могут носить прогрессивный и регрессивный
(реакционный) характер.
Революция (от лат. revolu-tio — поворот, переворот)- это коренное,
качественное изменение всех или большинства сторон общественной
жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Могут
носить кратковреенный и долговременный характер.
Реформы могут иметь месть в разных сферах общественной жизни.
Например, экономические, социальные, политические.

82. 1.16. Понятие общественного прогресса

В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа —
революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от лат. innovatio —
обновление) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с
повышением адаптационных возможностей социального организма в данных
условиях.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом
модернизации.
Модернизация (от фр. moderne — новейший, современный) — это процесс
перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным,
индустриальным.
Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную»
(«органическую») модернизацию, исторически совпавшую с процессом
развития западного капитализма.
Более поздние теории модернизации характеризуют её через понятия
«вторичная» («неорганическая», «догоняющая») модернизация. Она имеет
место в условиях существования «образца», например, в виде
западноевропейской либеральной модели.
Часто такая модернизация понимается как процесс вытеснения локальных,
местных типов культур и социальной организации «универсальными»
(западными) формами современности.

83. Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Основные классификации общества
1. По числу уровней управления обществом, а также степени его
дифференциации: простые (отсутствуют руководители и
подчинённые, богатые и бедные); сложные (существует несколько
уровней управления и несколько социальных слоёв населения,
расположенных сверху вниз по мере убывания доходов).
2. По формационному признаку: первобытное;
рабовладельческое; феодальное; капиталистическое;
коммунистическое.
3. По уровню развития: развитые; развивающиеся; отсталые.
4. По уровню социальных перемещений: открытые (допускается
переход из одной социальной группы в другую); закрытые
(характеризуются предписанностью и наследственностью).
5. По уровню технологии: традиционное; индустриальное;
постиндустриальное.

84. Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

85. Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

86. Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

87. 1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в
конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы современности не
являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества,
а представляют собой обострение и углубление в современных
условиях существовавших ранее проблем в системе «человек —
природа — общество».
Интерсоциальные проблемы. Проблемы войны и мира;
взаимоотношений наций, этносов, рас; преодоления экономической
и социокультурной отсталости; освоения Мирового океана и
космоса; борьбы с мировым терроризмом и др.
Проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества
и природы. Проблемы: экологическая; энергетическая;
климатическая; сырьевая; продовольственная и др.
Проблемы, возникшие в системе отношений человека и общества.
Проблемы негативных последствий научно-технического прогресса;
опасных болезней; защиты социокультурной среды и культурного
многообразия; демографическая и др.

88. 1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Основные направления разрешения глобальных проблем
• Формирование нового планетарного сознания. Воспитание
человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей
о глобальных проблемах.
• Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий,
приводящих к возникновению и обострению глобальных проблем.
• Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем.
Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических
технологий, общего мирового центра по изучению глобальных
проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информацией.
• Вывод международного сотрудничества на новый качественный
уровень.
• Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете.
Получение объективной информации от каждой страны и
международные исследования необходимы для принятия решений.
• Чёткая международная система прогнозирования.

89. 1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Современный мир во всем своем многоооразии един, и его части
тесно взаимосвязаны.
Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных
областях деятельности.
Формирование глобальной экономики порождает
взаимозависимость экономик отдельных государств: успех или
кризис стран ощутимо сказываются по всему миру.
Власть оказывается бессильной перед глобальными процессами. Это
подталкивает к объединению усилий разных государств для решения
социально-экономических и политических вопросов, например,
расширяющееся Европейское экономическое сообщество.

90. 1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

91. 1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

92. 1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

93. 1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

94. 1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

English     Русский Правила