Тема: Сверхъестественное в первобытном мышлении
Сверхъестественное в первобытном мышлении
Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава X
Основные тезисы 1 части работы «Сверхъестественное в Первобытном мышлении»
Глава I
Категории невидимых сил
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
5.74M
Категория: ПсихологияПсихология

Сверхъестественное в первобытном мышлении

1. Тема: Сверхъестественное в первобытном мышлении

Выполнили:
Осипов Артур Николаевич
Хегай Константин Михайлович
Бударин Роман Андреевич

2. Сверхъестественное в первобытном мышлении

В центре внимания автора —
известного французского философа,
этнографа и психолога Люсьена
Леви-Брюля (1857 — 1939) —
проблемы природы человеческого
мышления,
культурной
обусловленности его развития. Идеи
Леви-Брюля
породили
плодотворную полемику и явились
ценным вкладом в становление
научного представления о природе
сознания и мышления.

3. Глава I

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СОЗНАНИИ
ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ МИСТИЧЕСКИЙ
ХАРАКТЕР
Главные тезисы:
1) Использовать ли общечеловеческие термины при
описании дикарей, ведь их представления не могут быть
рассмотрены отдельно от чувств и эмоций (в отличии от
цивилизованного человека)?
2) Как выглядят те или иные явления или предметы в
представлении дикаря?

4.

Зуньи представляют себе даже
изготовленные
человеком
предметы живыми – на манер
заснувших людей.

5.

На охоте санталы встречая тигра
или
леопарда
называют
его
«кошка», чтобы не привлечь его
внимания, называя его имя.

6.

У туземцев Фиджи считается
смертельной обидой наступить
на чужую тень.

7.

Вывод по главе:
Мышление первобытного человека – мистическое.
Мистические элементы являются неотъемлемой частью
восприятия мира дикаря, т.к. продукты его восприятия
немедленно обволакиваются сложным состоянием сознания,
в котором господствуют коллективные представления. А
представления в свою очередь являются мистическими.

8. Глава II

ЗАКОН ПАРТИЦИПАЦИИ (СОПРИЧАСТИЯ)
Основные тезисы:
1) Каким законам подчинено мышление первобытных
людей?
2) Работает ли мышление первобытного человека по
принципу «Post hoc – ergo propter hoc» (После этого –
значит вследствие этого)?

9.

Туземцы Новых Гибридов считают, что
если на человека упала змея и через
неделю у него умер сын, то он умер из-за
упавшей тогда змеи.

10.

В Новой Гвинее туземец, возвращаясь с охоты или рыбной ловли с пустыми
руками, ломает себе голову над тем, каким способом обнаружить человека,
околдовавшего его оружие или сети. Он поднимает глаза и видит как раз
туземца из соседнего и дружественного селения, направляющегося к комунибудь с визитом. Туземец обязательно подумает, что этот человек и есть
колдун, и при первом удобном случае он внезапно нападет на него и убьет.

11.

Необходимо обратиться к мистическому характеру
коллективных представлений и признать такой же характер
за ассоциациями, которые образуются между этими
представлениями в мышлении первобытных обществ. Эти
ассоциации в разной форме и степени предполагают наличие
партиципации между существами или предметами,
ассоциированными коллективным представлением.
Например: дикари видят картины по-другому, т.к. любая
репродукция сопричастна оригиналу, а оригинал они видят
иначе, т.к. он сопричастен с рядом других предметов или
существ.

12.

Само существование группы понимается как комплекс сопричастий.
У арунта каждый человек живущий сейчас – это перевоплощение
предка эпохи Алчеринга и это член рода определенного тотема.
Другой формой сопричастия является чуринга, с которой они
чувствуют особую связь, гладят и шепотом разговаривают.

13. Глава III

ОПЕРАЦИИ И ПРИЕМЫ ПРА-ЛОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
Основной тезис:
1) Какова роль партиципаций в
операциях первобытных людей?
умственных

14. Глава IV

МЫШЛЕНИЕ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ В ОТНОШЕНИИ
К ИХ ЯЗЫКАМ
Основной тезис:
1) В какой степени исследование языков может
подтвердить
сказанное
относительно
мышления низших обществ?

15.

У индейцев Понка, чтобы сказать «человек убил
кролика» нужно сказать «Человек, он, один, живой,
стоя, нарочно, убил, пустив, стрелу, кролика, его,
живого, сидящего»

16.

У туземцев о-ва Кивай подлежащее в единственном числе
обозначается суффиксом «ро», двойственное «торибо»,
тройственное «поторо», а неопределенное множественное
«сирио»

17. Глава V

ПРА-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К
СЧИСЛЕНИЮ

18.

Йорубы считают до десяти цифрами, а далее по схеме
«11=10+1», «19=20-1», «70=20*4-10», «150=20*8-10»

19. Глава VI

РЕЛИГИОЗНО-МАГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ НИЗШИХ
ОБЩЕСТВ, ОСНОВАННЫЕ НА КОЛЛЕКТИВНЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ, УПРАВЛЯЕМЫХ ЗАКОНОМ
СОПРИЧАСТИЯ
Основной тезис:
Магические операции в охоте и рыболовстве

20.

«Танец бизона»

21.

У сиуксов, когда показывается стадо,
охотники принимаются говорить со
своими лошадьми, хвалить их,
льстить им, называя их отцами,
братьями и т. д. Приблизившись к
стаду, они делают остановку, для
того чтобы охотник, несущий трубку,
мог
совершить
церемонию,
считающуюся необходимой для
успеха. Последний зажигает трубку
и в течение некоторого времени
остается с опущенной головой,
повернув ствол трубки к стаду. Затем
он начинает курить, направляя дым
последовательно в сторону бизонов,
земли и четырех стран света»

22. Глава VII

БЕЗРАЗЛИЧИЕ ПЕРВОБЫТНОГО МЫШЛЕНИЯ В
ОТНОШЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИЧИН
Основной тезис:
Поведение первобытного человека при столкновении с
неизвестным

23.

У Маори с Новой Зеландии объяснением всех болезней
является дух «Атуа», который «грызет их»

24.

Вывод по главе:
Сверхъестественное ‒ столь постоянный фактор жизни, что
дает первобытному человеку столь же быстрое и разумное
объяснение всего происходящего, как и обращение к
познаваемым силам природы современного человека.
Первобытный человек совершенно не пытается отыскивать
причинные связи, которые не очевидны сами по себе, и
немедленно обращается к мистической силе.

25. Глава VIII

МИСТИЧЕСКИЕ И НЕВИДИМЫЕ СИЛЫ
(ПОТУСТОРОННИЙ МИР)
Основной тезис:
Отношение первобытного человека к сверхъестественным
силам и «иному» миру.

26.

Всего существует
невидимых влияний:
три
взаимосвязанные
категории
• Духи мертвых
• Духи, одушевляющие предметы природы, животных,
растения, неодушевленные предметы
• Чары, или колдовство, источником которых являются
действия колдунов

27.

Папуасы Новой Гвинеи почти во всех своих бедах видят
злое колдовство

28.

Вывод по главе:
В представлениях первобытных людей чувственный мир и
мир «иной» составляют нечто единое. Совокупность
невидимых существ для них нераздельна от совокупности
существ видимых. «Иной» мир внушает страх и отвращает
сознание первобытного человека от анализа и выяснения
объективных данных.

29. Глава IX

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПЕРВОБЫТНОГО СОЗНАНИЯ
Основной тезис:
Понимание современным человеком первобытного
мышления

30.

Описание институтов, нравов и верований первобытных
племен с помощью логических понятий искажает
первоначальный замысел, являя собой крайне неточный
«перевод».

31.

«Раковинные
деньги»
(Muschelgeld)
туземцев
Соломоновых островов не являются монетами в
понимании современного человека, а служат конкретным
целям

32.

Вывод по главе:
Для точного описания туземцев и их чувств и мышления
недостаточно знания языка на повседневном уровне.
Необходимо проследить, как представления туземцев
связаны между собой в мифах, сказках, обрядах, требуется
овладение духом и подробностями языка.
Концептуальное мышление современного человека делает
трудным и ненадежным понимание институтов, в которых
находит выражение мышление первобытных обществ ‒
мистическое, нежели логическое.

33. Глава X

ПЕРЕХОД К ВЫСШИМ ТИПАМ МЫШЛЕНИЯ
Основной тезис:
Знание пра-логического и мистического мышления при
изучении высших типов мышления

34.

Вывод по главе:
Знание пра-логического и мистического мышления может
служить не только изучению первобытных обществ. Высшие
типы мышления происходят от низшего типа. Они должны
воспроизводить еще в более или менее уловимой форме
часть черт низшего мышления. Для того чтобы понять
высшие типы, необходимо обратиться к первобытному типу.

35. Основные тезисы 1 части работы «Сверхъестественное в Первобытном мышлении»

1. Институты, обычаи, верования первобытных людей
предполагают пра-логическое и мистическое мышление,
направленное иначе, чем наше.
2. Коллективные представления и ассоциации
представлений, составляющих это мышление,
управляются законом сопричастности, и в качестве
таковых они безразличны к логическому закону
противоречия.

36. Глава I

УДАЧА И НЕСЧАСТЬЕ
Основной тезис:
Категоризация невидимых сил и явлений

37. Категории невидимых сил


Те, которых человек боится.
Те, которые он считает для себя благоприятными.

38.

Эскимосы Гренландии освящают свои амулеты при
помощи формул и заклинаний

39.

День для Индонезийских племён
«счастливые» и «несчастливые» часы
разделён
на

40.

В Южной Африке у племени баила существует поверье,
что у некоторых людей легкая рука для посева. Во время
сева все наперебой обращаются к их услугам

41. Глава II

«РАСПОЛОЖЕНИЕ» СУЩЕСТВ И ПРЕДМЕТОВ
Основной тезис:
Отношение первобытного человека к предметам

42.

Прежде чем воспользоваться новой сетью для ловли
черепах, туземцы Фиджи должны провести целый ряд
операций, иначе ловля окажется неудачной

43.

У аборигенов «даяков» с острова Калимантан запрещено
отказываться от предложенного питья или еды.
Предложивший питье или пищу и получивший отказ
ставится в опасное положение

44.

Чтобы разлюбить мужа или
возлюбленного,
женщина
из
племени Новой Зеландии идет к
колдуну, чтобы он «отделил» от
неё любовь. Это достигается
простым прикосновением пальцев
к телу

45.

Туземцы Борнео остерегаются раздражать души вещей и
животных, умиротворяя их жертвоприношениями

46.

Вывод по главе:
Первобытный
человек
стремится
или
угадать
«расположение» того или иного существа или предмета,
чтобы
соответственно
построить
свое
поведение.
Необходимо знать, что может настроить их на враждебный
лад и какими средствами, если таковые существуют, нужно
попытаться изменить их настроение.

47. Глава III

ЦЕРЕМОНИИ И ПЛЯСКИ

48.

Церемониальный австралийский танец «Интичиума»

49.

Мистическое значение масок в тайных церемониях

50. Глава IV

КУЛЬТ ПРЕДКОВ И ПОКОЙНИКОВ

51.

Мир покойников и мир живых

52.

Значение благорасположения покойников

53.

Иерархия покойников

54. Глава V

КОЛДОВСТВО

55.

Смерть, болезнь, несчастье как проявление колдовства

56. Глава VI

ОСКВЕРНЕНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ

57. Глава VII

КРОВЬ, ЕЕ МИСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

58. Глава VIII

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ОЧИЩЕНИЯ
English     Русский Правила