Похожие презентации:
Конец классической философии
1. Конец классической философии
Иммануил Кант:гносеология,
этика
2.
Предпосылки:• Немецкое Просвещение
• Кризис феодализма в
Германии и ее
месторасположение.
Характерные черты:
1.
Возрождение
диалектики.
2.
Исследование
человеческой сущности.
3.
• Основу немецкой классической философии составило творчество пятинаиболее выдающихся немецких философов того времени:
• Иммануила Канта (1724 — 1804);
• Иоганна Фихте (1762 — 1814);
• Фридриха Шеллинга (1775 — 1854);
• Георга Гегеля (1770 — 1831);
• Людвига Фейербаха (1804 — 1872).
• Каждый из этих философов создал свою философскую систему,
наполненную богатством идей и концепций.
• Основоположником немецкой классической философии подавляющее
большинство исследователей считает самого яркого мыслителя второй
половины XVIII в. Иммануила Канта.
4. Этапы в развитии философии И. Канта
• Докритический период• “Всеобщая естественная
история и теория неба” (1775).
Выдвинул идею о
естественном происхождении
Вселенной под действием
динамических сил из
первоначальной газовой
туманности.
• Критический период
• “Критика чистого разума”
(1781) “Критика практического
разума” (1786) (Что я должен
делать?)
• “Основы метафизики
нравственности” (1785)
• “Критика способности
суждения” (1790)
5. Коперниканский переворот в философии Критика чистого разума. Что я могу знать?
• Для обоснования возможности знанияследует исходить из того, что не наши
познавательные способности соответствуют
миру, а мир должен сообразовываться с
нашими способностями.
• Трансцендентальный идеализм (называет
Кант свою философию) – исследование
объема и границ априорных синтетических
знаний.
• Трансцендентальное – конструирование
нашей познавательной способностью
условий опыта (условия возможности опыта
до самого опыта).
6.
• Априорное – до опытное• Апостериорное – после
опытное
• Анализ - предикат, уже
содержащийся в понятии
субъекта, эксплицируется из
этого понятия по закону
тождества
• Синтез – предикат из вне
прибавляется к субъекту
• Априорные синтетические
суждения - Связь между
субъектом и предикатом
содержит необходимые
условия самой данности
предметов чувств в опыте,
так, что эти предметы
заведомо должны
соответствовать тому, что
мыслится в таком суждении
7. Агностицизм?
• "Феномен" (то, что является, показывается, доходит до нас черезчувства) явлений и предметов, но для сознания навсегда остается
недоступным "Ноумен" (“вещь в себе", - то, чем вещь, явление
являются в действительности, сами по себе, не зависимо от
наших чувств и чувственных восприятий).
• ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) —
бытие, которое реально существует независимо от сознания того,
кто наблюдает его со стороны;
• феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в
опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит
познающий субъект.
8. Антиномии чистого разума
• 1) “Мир имеет начало во времени и заключен в пространственные границы– мир не имеет ни начала, ни границ в пространстве, но бесконечен как во
времени, так и в пространстве;
• 2) всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще
существует только простое или то, что сложено из него – ни одна сложная
вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в нем не существует
ничего простого;
• 3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из
которой могут быть выведены явления мира в целом. Для их объяснения
необходимо признать еще и свободную причинность – нет никакой свободы,
но все в мире происходит исключительно по законам природы;
• 4) в мире есть нечто, что либо как часть мира, либо как его причина есть
безусловно необходимая сущность – не существует вообще никакой
безусловно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира в качестве его
причины
9. Критика практического разума. Как возможна этика без Бога?
10. Что я должен делать и в сущности что есть человек.
• Этика И. Канта основана на принципе «как если бы»: Бога исвободу невозможно было бы доказать, но надо жить так как
если бы они были
• Человек это феномен и ноумен (вещь-в-себе)
Человек всегда знает сам себя как существо природное (как
феномен), а не свободное (ноумен).
11. Практический разум – определяет правила поведения людей в тех или иных конкретных ситуациях, общую стратегию их поступков.
• В человеке как феномене есть: чувственность (ХОЧУ, способностьжелания) как низшая способность всегда направлена на всякое
определенное желание, на что-либо существующее в
пространстве и времени. > достигли (удовольствие) \ не достигли
(не удовольствие) – итог вообще стремление к счастью. Человеку
как существу природному, конечному (феномену) навязана
проблема быть счастливым, стремиться к удовольствию.
• «Гипотетический императив» – принцип действия, который
эффективен для достижения конкретной цели.
12. КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
• В человеке как ноумене есть: КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ —безусловные и всеобщие предписания, не зависят от материи
желаний, исходят из свободной ноуменальной части человека. То,
как ДОЛЖНО быть.
• КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ 1) «Поступай всегда так, чтобы
максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим
законом» (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали
все)»; 2) «Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в
лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда – как к
средству».
13. Закон живущий в нас называется совестью. Собственно, совесть есть применение наших поступков к этому закону.
«Две вещи наполняют душу всегдановым и все более сильным
удивлением и благоговением, чем
чаще и продолжительнее мы
размышляем о них, — это звездное
небо надо мной и моральный
закон во мне». — Иммануил Кант