Вера в русской культуре
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА
ЛИЧНОСТЬ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Правосознание в русской культуре
Правосознание в русской культуре
Правосознание в русской культуре
Парадигма внешней политики
Парадигма внешней политики
Задачи актуализации ценностей русской культуры
2.35M
Категория: КультурологияКультурология

Россия в мировой культуре. (Лекция 6)

1.

Россия в мировой
культуре

2.

Объективные сложности и
проблемы. Угрозы российскому
обществу и государству;
Невозможность развития по лекалам
«цивилизованного западного мира»
Необходимость выработки новых
принципов существования и
развития

3.

Русская культурная идентичность – это
целостность русской культуры, в её
внутреннем и внешнем проявлении,
выражающаяся в чертах ее отношения к
тому или иному культурному коду.
Осмыслить идентичность значит
раскрыть суть национального
менталитета и показать его соотношение
с западным и восточным менталитетом

4.

5.

национального жизнеощущения;
национального самоопределения;
фактора национальной
самоидентификации;
национальной рефлексии
национальной преемственности;
национальной консолидации;
национальной жизнедеятельности.

6.

7.

+
Духовность
Чувство правды,
справедливости
Внутренняя свобода
Соборность, всечеловечность,
коллектизм
Созерцательность
Творчество, переимчивость
Самодержавие
Смелость
Образ мысли
Трудолюбие
Грубость
Лень
Жестокость
Покорность, психологическая
зависимость от власти
Отсутствие разумного
эгоизма
Маргинальность
Правовой нигилизм

8. Вера в русской культуре

Православие и христианство.
«Человек в русском понимание не
слуга, а добровольный помощник и
сотрудник Бога»

9.

Общая вера
Единая языковая группа
Общая логика

10.

Негативная оценка: Дж. Флетчер, Ф. Рабле, Ж-Ж. Руссо, А
де Кюстин, Я. Кухажевский, Р. Пайпс, Д. Ранкур-Лаферьер
Беды от географии, неудачное место для жизни, агрессия,
боязнь восстановления величия/Мирное присоединение
(просьба, выкуп).
Перенятие христианства от Византии + не было реформации
(Не надо)
Татаро-монгоольское иго усугубило неевропейские черты
в России не было ни Ренессанса, ни Реформации, ни морских
открытий (Континент)
Российское государство чуждо личной свободе, закону, оно
непостижимо и враждебно
Основные черты русской личности - лицемерие, склонность к
обману, лицемерию, вспыльчивости, крайним мерам. Русские
рабы и пьяницы, мазохисты и параноики (ЛОЖЬ)

11.

Нейтральная оценка: Дж. Милтон, Д.
Голсуорси Ф. Брие, Ж. Ширак, И.Г. Гердер
Россия партнёр и даже часть большой
Европы
Отличия есть, но они не так глубоки, как
отличия Азии и Европы
Россия и Европа дополняют друг друга
Россия сложна и противоречива. Есть
положительные и отрицательные черты

12.

Положительная оценка: С. Маркс
влияние России в мире было «великим, если
не сказать величайшим
Россия породила одну из самых ярких
культур в истории
Прагматизм хороших отношений

13.

14.

15.

В целом положительное отношение к России и
русским.
Китайские иероглифы показывают характеристику
иностранцев: название американцев означает
«прекрасный», англичан - «отважный», французов —
законник.
Для русской нации аналогичного прилагательного
не нашлось. В китайском языке «русский»
записывается двумя иероглифами, первый из
которых означает «человек», второй - «Я».
Не всё понятно, не всё принимается.
В Японии три тенденции отношений к России и
русским: собрате по страданиям, учитель или враг.

16.

17.

18.

Попытки повторить опыт Запада - неудача
В.А. Кокорев: Пора «прекратить поиски
экономических основ за пределами России и
засорять насильственными пересадками их на
родную почву»
Надо знать какая система хозяйствования
соответствует национальному менталитету

19.

Хероси об экономическом чуде
Японии:
«В 1939 году вы русские были
умными, а мы японцы дураками. В
1949 вы стали еще умнее … А в
1955 году … вы превратились в
пятилетних детей. Вся наша
экономическая система
практически скопирована с вашей».

20.

Нравственный
интерес человека, духовное начало являются
приоритетом в экономике, её первенствующей основой.
Истинное благополучие заключается не в материальных благах,
а в спокойствии души и совести.
И.Т. Посошков наказывал сыну: необходимо более
заботиться не о вещественном, то есть материальном,
богатстве, а о невещественном, то есть об «истинной
правде»
Личное обогащение второстепенно. Достаток, благополучие не
отрицается
«Богатому сладко естся, да плохо спится. Без денег сон
крепче», «Богатство спеси сродни», «Богатый совести не
купит, а свою погубляет»
«Бедность не порок, а вдвое хуже», «Бедность не грех, а
до греха доводит».

21.

Нравственные
мотивы активной экономической
деятельности: «стремление обеспечить достойное
существование самому себе и … производство
материальных ценностей, с помощью которых
решались бы социальные проблемы всего общества».
Труд,
направленный
на
приобретательство
осуждается как и безделье
Положительные ценности – деловая активность,
бережливость, размеренность.
«Без нужды живет, кто деньги бережет», «Без
хозяина - деньги черепки», «Деньги счет любят.
Хлебу мера, а деньгам – счет», «Богаты не
будем, а сыты будем».

22.

Уважение
к труду.
«Бог-то Бог, да и сам не будь плох», «На Бога надейся, а
сам не плошай».
Не все способы заработка допустимы.
«к числу возбраненных дел принадлежит лихва и рост,
и приобщение к своему стяжанию чужаго чрез
некоторое преобладание, хотя бы то было под видом
договора» (Г. Нисский).
Нет сакрализации собственности. Титул собственника, в
соответствии с ментальными установками русского человека,
ни дает преимущества во владении собственности, тогда как
рачительное обхождение и преумножение собственности
такие преимущества создают

23.

Соборность сознания. Артели
Честность
И.Т. Посошков: «вступивши в купечество, …
в слове своём будь твёрд, как недвижный
камень».
Государство
должно
быть
активным
участников экономических процессов
Важно всё необходимо производить у себя
И.Т. Посошков, Д.И. Менделеев, В.А. Кокорев

24.

25.

Государство
– не наносной управленческий институт, осознанно
и бессознательно воспринимаемое объективное условие
сохранения русской нации.
Державность -осознание каждым ответственности за всех,
ответственность отдельной личности за нравственное здоровье
общества и крепость государства.
Государство должно обеспечить благополучие (не только
материальное), если нет, то отношение меняется, бунты
Высшая власть получает положительную оценку
«Государь-батюшка, надежа-православный царь», «Без бога свет
не стоит, без царя земля не нравится», «Нельзя быть земле
русской без государя». Решения царя сомнению не подвергались:
«Бог на небе, царь на земле», «Воля царя — закон. На все святая
воля царская», «Где царь, тут и правда», «Не судима воля
царская»
Тихомиров Л.А. «в политике царь для народа неотделим от Бога».

26.

Сравнение Западной и Русской традиции отношения к
государству и власти:
«… вам дорога ваша воля, нам – неволя. У вас не воля, а
своеволие. Сильный грабит слабого, может отнять у него
имение и саму жизнь… У нас … по первой жалобе царь
творит суд и расправу».
Царская власть сопряжена с ответственностью, которую
носитель её принимает независимо от своего желания или
воли.
«Царь от Бога пристав», «Всякая власть Богу ответ даст».
Нравственное отличие: «Русские государи обладали редкой чертой,
напрочь отсутствующей у властителей Европы — смирением»

27.

Оптимальным
отношением государства к личности будет
такое, когда самым важным является человек, личность, а
не буква закона.
Различие государства и чиновников, «тугодумной»
бюрократии.
«Не бойся царского гонения, бойся царского
гонителя», «Не ведает царь, что делает псарь», «Не
от царей угнетение, а от любимцев царских», «Не
царь гнетет народ, а временщик», «Царь гладит, а
бояре скребут».

28.

САМОДЕРЖАВИЕ - НЕ «самовластие», «абсолютная
власть», «все дозволенность».
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ
ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ.
Феофан Прокопович: «Русский народ таков есть от природы
своей, только самодержавным владычеством храним быть
может, а если каковое иное владением… воспримет,
содержаться ему в целости и благости не возможно» .
М.О. Меньшиков: «Быть или не быть сильной власти — это то
же самое, что быть или не быть России».

29. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА

СОБОРНОСТЬ:
главное самостоятельность, интересы
общего, без ущемления личности, важно нравственные
принципы и предпосылки решения, а не формальные
механизмы.
Исходит из МЫ

30. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА

Народовластие,
участие в управлении: вечевые
республики (Новгород), соборы, общины, земства.
К демократии западного типа отношение было
настороженным
М.О. Меньшиков: «Не варвары разрушили древнюю
цивилизацию, а ее разрушила демократия в разных
степенях ее засилья».
Л.П. Карсавин: Такое государство «осуждено вечно
колебаться между диктатурой и бессилием, оно не
имеет будущее».

31. ЛИЧНОСТЬ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

«Личность в Русской общине не подавлена, она только
лишена своего буйства, эгоизма, исключительности.
Личность поглощена в общине только эгоистической
стороной, но свободна в ней, как в хоре» (К.Т. Аксаков);
Личность свободна, произвол не допустим. Приоритет
внутренней, духовной свободе, свободе от греха.
История и условия жизни подготовили русского человека к
общинности. «У русского народа есть единомыслие, ...
есть способность согласовать свои действия» (П.А.
Кропоткин).
Всечеловек. Принявший православие понимается как
русский

32. Правосознание в русской культуре

В
классическом понимании не сформировано.
Правовой нигилизм. Формализованное право и закон не
ценностны.
Приоритет СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПРАВДЫ
«Только закон соответствующий принципу справедливости, закон и
его исполнение – нравственная норма»
Права, интересы общины и рода в приоритете. Убийство
человека – преступление против всего рода.
К индивидуальным правам отношение скептическое, что
подтверждают решения суда (Вдова и община, спор о
земле)

33. Правосознание в русской культуре

Нравственная
идея в сознании русского человека стоит
неизмеримо выше правовой --- Жить по совести.
Принципы правосознания в русской культуре: духовность,
гуманизм, справедливость.
Правда, но не истина.
Протопоп Аввакум: Русский человек, когда в ладах с
совестью, необорим.
НО! Антиномизм, несоответствие авторитету, разлад,
разрушение
+ невежество --- пагубные последствия

34. Правосознание в русской культуре

Отношение к формальному закону
«Закон — дышло: куда захочешь, туда и воротишь».
«Закон, что паутина, шмель проскочит, а муха
увязнет».
«Где закон, там и обида».
«Где закон, там и преступление».
«Не будь закона, не было бы греха».
«Хоть бы все законы пропали, только бы люди правдой
жили».

35. Парадигма внешней политики

Митрополит
Илларион: доказательства древности русской
культуры
Карамзин: «Русским не надо выдумать древней истории, как
грекам».
Россия на стыке Европы и Азии, самоизоляция не возможна.
Россия может существовать только как великая держава,
иначе она будет уничтожена, расчленена.
Примечание: попытки уничтожения не прекращаются. Чего
только стоит следующее замечание: «Такой богатой
территорией, как Сибирь, должна владеть не только Россия,
а мировое сообщество» .

36. Парадигма внешней политики

«Русский
народ строил …империю не унизив, ни один из
встретившихся на его пути народов, пусть самых малых, но всех
приветствовав как братьев, покоряя прежде сердца, а не крепости».
История доказывает умение жить в мире. Тысячелетием исчисляются
годы мирного существования русских с карелами, весью, ижорой,
чудью (Д.С. Лихачёв).
Преимущества: открытый характер, восприимчивость, отсутствие
спеси.
Москва – Третий Рим: забота о других – обязанность помочь. Взять
под защиту, ассимилировать, но не растворить, обязательно сохранить
всё культурное многообразие.

37. Задачи актуализации ценностей русской культуры

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ
Идеологическое воспитание
Историческое воспитание
Воспитание знания языка
Воспитание средствами дизайна и искусства
English     Русский Правила