Домострой
Спасибо за внимание!
300.10K
Категория: ЛитератураЛитература

Домострой - памятник русской литературы XVI века (глава 1)

1. Домострой

2.

ДомостройПамятник русской
литературы XVI века,
являющийся сборником
правил, советов и
наставлений по всем
направлениям жизни
человека и семьи,
включая общественные,
семейные,
хозяйственные и
религиозные вопросы.
Наиболее известен в
редакции середины XVI
века, приписываемой
протопопу Сильвестру. С
точки зрения лингвистики
интересен как опыт
синтеза литературнокнижной речи и народноразговорного языка.

3.

Домострой
1. Поучение отца сыну
Благословляю я, грешный (имярек), и поучаю, и наставляю, и
вразумляю единственного сына своего (имярек) и его жену (имярек), и
детей их, и домочадцев — следовать христианским законам, жить с
чистой совестью и по правде(9), в вере соблюдая волю божью и
заповеди его, а себя утверждая в страхе божьем и в праведном житии,
жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьём, не
тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в
теплом дому, и всегда в порядке. Вручаю вам, по-христиански
живущим, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим.
Если ж писания моего не примете, наставлению не последуете, не
станете жить по нему и поступать не будете так, как здесь сказано,
дадите ответ за себя сами в день Страшного суда, а я преступлениям и
грехам не причастен вашим, не моя то вина: благословлял я вас на
благочинную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и писал вам.
Если же примете простое мое поучение и ничтожное наставление(10) со
всей чистотою душевной и прочтете, прося, насколько возможно, у Бога
помощи и разума, и коли Бог вразумит, претворите их все в дело, —
будет на вас милость божья и пречистой Богородицы, и великих
чудотворцев, и наше благословение отныне и до окончания века. И дом
ваш, и чада ваши, имение ваше и богатство, какие вам Бог послал
нашим благословением и за ваши труды — да будут благословенны и
преисполнены всяческих благ во веки веков. Аминь.

4.

Первая редакция, ее считают ранней и более краткой, близкой к
новгородскому сборнику конца XV — начала XVI в., содержит некоторые
части, которые не были использованы Сильвестром (перечень яств по
праздникам, описание свадебного чина и др.). Вторая, или
«сильвестровская», редакция дополнена Посланием к сыну Анфиму (гл. 64).
По сравнению с первой редакцией в ней устранены некоторые статьи и
проведена правка текста. Известна и третья редакция, смешанная,
составленная на основании первых двух редакций.
Детей с раннего детства Домострой советовал воспитывать в «страхе
божием», не скупясь на наказания. «Казни сына твоего от юности его и
покоит тя на старость твою, и даст красоту души твоей. И не ослабляй, бия
младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет, ты бо,
бия его по телу, а душу его избавлявши от смерти». Перед нами
характерное для Средневековья понимание воспитания подрастающего
поколения, не знавшее категории детства, когда на ребенка смотрели как
на маленького взрослого, предъявляя к нему требования, не сообразуясь с
возрастом. Правда, не следует представлять родителей в XVI в., занятых
преимущественно «сокрушением ребер» своим чадам. Естественные
родительские чувства существовали всегда. В Домострое любовь родителей
проявляется в заботе о нравственном воспитании, приучении к труду,
материальном обеспечении (например, приданое дочерям готовили
заранее, «а не вдруг»).
English     Русский Правила