Похожие презентации:
Политология, как наука. Эволюция представлений о политике
1. Политология как наука. Эволюция представлений о политике.
1) Политика как объект анализа.2) История политической мысли.
3) Методы, функции, категории
политологии.
2. Политология, этимология
От греческих слов:Polity – права гражданства, механизм
осуществления власти
Logos – знание
Как самостоятельная наука политология
сформировалась в XX веке.
3. ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА
1. Образование поля политики происходит врезультате взаимодействия социальных
субъектов по поводу власти.
2. Политика понимается как управление
общественными процессами, влияющее на
направление и ход общественного развития.
3. Политика трактуется как форма разрешения
социальных противоречий.
4. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ В ДР. КИТАЕ
ШКОЛА ПУТИОсновной категорией школы
пути является дао (закон
спонтанного бытия космоса,
общества, человека). Дао – это
вселенная, где все
уравновешено, где нет границ и
разделений.
Принцип недеяния – отрицание
целенаправленной
деятельности, идущей вразрез
с естественным миропорядком.
→ Лучший государь – тот,
который ничего не делает.
5. Школа конфуцианских ученых
Конфуцианство восходит к учениюКонфуция, который видел свою
задачу в сохранении традиции.
Основная тема философствования
Конфуция – отношения человека,
семьи и государства.
Управление государством
описывалось Конфуцием в семейнородственных категориях
(государь – "отец и мать народа",
"государство – единая семья).
→ Принцип патернализма.
Конфуцианство сводит проблемы
государства и семьи к проблеме
человека, проблеме его праведной
жизни и самосовершенствования.
6. Школа закона (легизм)
Теоретики легизма — Гуань Чжун ,Цзы Чань , Шан Ян – спорили с
конфуцианцами по вопросам
характера государственного
устройства.
В качестве высшей ценности легисты
выдвигали единое могущественное
государство, принципиально отличное
от семьи.
Конфуцианскому понятию "традиции"
легисты противопоставили понятие
"закона" (фа).
Гарантом управления на основе закона
является власть, основанная на
насилии. Согласно доктрине легистов,
отношения верховной власти с
народом могут быть только
враждебными, задача же государства
состоит в ослаблении народа.
7. Школа Мо Ди
Школа Мо ДиМоизм восходит к Мо Ди.
Критикуя жестокость властей,
Мо Ди причиной всего дурного в
мире считал недостаток
общечеловеческой любви. Если в
государстве будет
господствовать любовь, то
царить будут мир и
благополучие.
Всеобщее благо, согласно
моистам, является высшим
принципом политического
действия. Эта идея была
оформлена в трактате "Мо-цзы"
в виде своего рода "девиза"
школы Мо Ди: всеобщая любовь
и взаимная выгода.
8. Школа Названий
Школа Названий (номинализм)решала проблему соотношения
"имен" (мин) и "реалий" (ши).
Номиналисты – самым
известным из них был Гунсунь
Лун – подчеркивали наличие
связи имен и реалий. Они были
убеждены в абсолютности и
постоянстве мира, который
можно познать,
проанализировав язык.
Гунсунь Лун рассчитывал,что
приведя в соответствие "имена"
и "реалии", можно преобразить
Поднебесную, предотвращая
войны и конфликты.
9. История политической мысли Древняя Индия. Дхарма
Необходимо соответствовать дхарме — вселенскому
порядку вещей, который является проявлением
Брахмана.
Дхарма выступает как управляющий Вселенной
моральный принцип. Исполнение дхармы не только
способствует накоплению благой кармы самим
человеком, но сохраняет и поддерживает гармонию в
обществе и в Универсуме в целом.
Для того, чтобы царила гармония, люди разделяются на
четыре варны
(брахманы — учителя и священники;
кшатрии — воины и правители;
вайшьи — земледельцы, торговцы и предприниматели;
шудры — слуги и работники).
Представитель каждого из слоев должен выполнять
именно те обязанности, которые предписаны его варне.
10. История политической мысли
ПлатонИдея создания
идеального
государства
Правильные и
неправильные
формы государства
11.
12. ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
ФункцииСословия
Свойства души
Добродетель
управление
правители
(мудрецыфилософы)
рациональное
начало
мудрость
защита
стражи
волевое начало мужество
производство
материальных
благ
земледельцыремесленники
вожделеющее
начало
умеренность,
13. ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
КритерииПравильные
формы
(ориентированы
на всеобщее
благо)
Неправильные (направлены на
благо власть имущих)
Власть
одного
Монархия
Тимократия – это власть
честолюбцев, одержимых
идеей власти.
Власть
немногих
Аристократия
Олигархия – власть,
основанная на богатстве и
служащая цели обогащения
властвующих.
Власть
народа
Демократия
Охлократия – власть толпы,
черни, где главный закон –
своеволие.
14. История политической мысли
АристотельВведение термина
«политика»
Идея объединения
граждан для
обеспечения общего
блага. Политика – общее
дело, искусство
компромиссов.
15.
16. История политической мысли
Аврелий Августин Фома АквинскийПриоритет церковной власти над светской
17.
Фома Аквинский различал:вечное право (божественный разум),
божественное право (библейские заповеди),
естественное право (отражение вечного права
человеческим разумом, природные права человека)
и
позитивное право, устанавливаемое в стране
монархом ради обеспечения мира и
предотвращения зла.
→ Признавать надо не всякую власть, а ту, которая
отвечает божественным установлениям и
естественному праву. Позитивное право
должно соответствовать божественному и
естественному праву. → Обоснование права на
сопротивление греховной и незаконной власти.
18. Громадное воздействие на последующую мысль оказало учение Августина о двух Градах:
НЕБЕСНЫЙНа земле
репрезентируется
Церковью.
Постепенное
усиление «Града
Божиего».
ЗЕМНОЙ
На земле
репрезентируется
Государством.
Постепенное
ослабление «Града
Земного».
Внутренняя телеология исторического процесса
обусловлена христианской эсхатологией.
Первая развитая христианская историософия.
19.
Актуализациясоциально-политической проблематики
В эпоху Возрождения начал
оформляться такой
феномен, как
политическая философия,
хотя превращение
политики в
самостоятельный
институт — явление более
позднего времени.
20.
Никколо Макиавели• Обоснование самостоятельности
политической сферы.
• Реалистический метод исследования.
Никколо Макиавелли (Niccolo Machiavelli)
жил в Италии, раздробленной на маленькие
государства, постоянно враждовавшие друг с
другом. Целью Макиавелли в этих условиях
стало создание модели стабильного
государства.
Макиавелли трактовал политику как
средство удержания власти, выражая так
называемую реально-политическую точку
зрения: важны только политические
результаты, все остальное – лишь средства,
включая мораль и религию.
21.
Томас МорМор, рисуя идеальное
государство (названное им
Утопия — «место, которого нет»)
предлагает устройство, которое
избавило бы человека от его
главного порока — эгоизма.
В Утопии все находится в общей
собственности, ибо благополучие
общества невозможно там, где
существует собственность
частная.
22.
Социальная критика ПросвещенияЕстественное право – это совершенная идеальная норма,
предустановленная самой природой и не зависящая от
конкретных социальных условий и государств.
Естественным образом человек обладает правом на свободу,
равенство, собственность, безопасность и сопротивление
угнетению.
Позитивное право – это действующее право как
совокупность нормативных правовых актов.
Закон должен выражать общую волю народа,
вырабатываться при участии всех граждан. Он должен быть
одинаков для всех и устанавливать точные рамки
полномочий власти с целью защиты свободы личности,
вероисповедания, образа мысли и слова.
Развивая это положение, Шарль Монтескье разрабатывает
теорию разделения властей – законодательной,
исполнительной и судебной. Независимость трех ветвей
власти, их способность контролировать друг друга должны
служить гарантией против злоупотреблений властью.
23. История политической мысли
Томас ГоббсДжон Локк
Обоснование идей либерализма
24.
Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – доминирующееидейно-политическое течение Запада. Идеология
либерализма формируется в XVII – XVIII веках в Западной
Европе.
Главные идеи философии либерализма :
1. свобода личности, которая сама определяет цели и
характер своей деятельности и несет полную
ответственность за ее результаты;
2. индивидуализм как основополагающего морального
принципа; «Капитализм есть организованный эгоизм»
(Сергий Булгаков)
3. возможность познания сущности "естественного порядка"
(гносеологический оптимизм) и создания разумного
социального порядка путем сознательных усилий;
4. возможность воздействия на человека не прямым
способом, а через среду, условия, в рамках которых он
свободен.
25. История политической мысли
Жан-Жак РуссоГосударство не может
защитить общественные
интересы.
Идея непосредственного
народовластия. →
Теория общественного
договора.
26. История политической мысли
Эдмонт БеркРодоначальник
консерватизма
27.
Консерватизм (от лат. conservare – сохранять) – идеология и1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
политика сохранения сложившихся форм общественной жизни.
Формируется в XVIII веке в Западной Европе.
Философия консерватизма включает следующие основные идеи:
человеческий разум ограничен в своих возможностях
(гносеологический пессимизм);
признание нерушимости существующего порядка вещей,
установленного свыше божественной силой;
отрицание неизбежности социального прогресса;
общество – организм и его нельзя перестраивать как машину,
оно имеет хрупкую структуру;
свобода не имеет абсолютного характера, она относительна и
допустима лишь в рамках необходимых ограничений;
интересы государства, нации выше интересов индивида;
прошлое, настоящее и будущее находятся в единстве, поэтому
большое значение имеет сохранение наследия прошлого,
религиозных традиций и ценностей. Отсюда главный принцип
консерватизма – традиционализм: необходимость сохранения
утвердившихся в обществе идеалов и ценностей.
28. История политической мысли
К. МарксФ. Энгельс В. Ленин
Государство как орудие господства экономически
правящего класса
29. Формирование политологии как самостоятельной научной дисциплины
1857 г. – образование в Колумбийскомколледже кафедры истории и
политической науки
1880 г. – там же создана первая школа
политической науки
1885 г. – организована Лондонская школа
экономики и политической науки
1949 г. – в Париже под эгидой ЮНЕСКО
создана Международная ассоциация
политической науки
1992 г. – появление специальности на
постсоветском пространстве.
30. Подходы к содержанию политической науки
ПрагматическийАкадемический
Изучение роли
Множественность
государства как
единственного
субъекта политики
Практическая
полезность выводов
Предметгосударство
политических
субъектов
Стремление к
широким
теоретическим
обобщениям
Предмет - власть
31. Методы политологии
методОбъект науки
Напр. анализа
Институци
-ональный
Исторический
Социологи
-ческий
Бихевиористский
Психологи
-ческий
Системный
Взаимодействие
гос-ва, партий …
Развитие полит.
процессов
Зав-ть политики
от общества
Поведение отд.
личностей
Субъективные
механ-мы повед.
Взаимосвязь со
средой
Полит. структуры
и принятие реш.
Изменения в
обществе
Интересы соц.
групп
Поведение индивида, его мотивы
Индивидуальные
черты характера
Характер обмена
ресурсами
32. Функции политологии
ПознавательнаяИнструменталистская
Политической социализации
Диагностическая
Политической рефлексии
Прогностическая
33. Основные категории политологии
ПолитикаПолитическая система
Политическая власть
Политическое поведения
Политическая жизнь
Политический режим
Политическое сознание
Политическая культура