Похожие презентации:
Аттестационная работа. Дополнительная общеразвивающая программа «Игровая импровизация»
1. Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации попрограмме:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов
обучения в условиях реализации ФГОС»
Филиппова Анна Владимировна
Фамилия,
Фамилия, имя,
имя, отчество
отчество
ГБОУ Гимназия №1798 «Феникс» ВАО г.Москва
Образовательное
Образовательное учреждение,
учреждение, район
район
На тему:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Игровая импровизация»
___________________________________________
1
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В каждом человеке изначально заложены способности к творчеству, и одна изглавных задач образования – раскрытие творческого потенциала человека.
Игровая импровизация – один из инструментов, призванный не только помочь
ребенку ощутить себя полноправным творцом, но и направить творческую энергию
подростка в созидательное русло.
Занятия импровизацией приобщают учащихся к театральному искусству, поскольку,
во-первых, сегодня игровая импровизация признается отдельным театральным
направлением, а, во-вторых, занимаясь импровизацией, учащиеся осваивают
ключевые принципы существования в сценическом пространстве, такие как
партнерство, предлагаемые обстоятельства, эмоциональность и т.д.
Игровая импровизация способствует созданию дружественной атмосферы,
помогает классу из отдельных разрозненных группок превратиться в по-настоящему
сплоченный коллектив, поскольку краеугольными камнями импровизации
являются партнерство и принцип «да и…» (готовность принимать предложения
партнера и развивать их).
Кроме того импровизация развивает чувство ответственности и самостоятельность,
так как при создании этюдов, сценок и целых спектаклей не используются готовые
сценарии. Предлагаемые обстоятельства, героев или конфликт придумывают
зрители, а школьники-актеры разыгрывают этюды на ходу с учетом зрительских
пожеланий.
2
3.
Цель программы – формирование активной, творческой личности,обогащение ее духовного и эмоционально-чувственного опыта,
максимальное раскрытие творческих способностей ребёнка, а также
развитие коммуникативных навыков в группе.
Задачи программы направлены на воспитание способности к творчеству
и потребности в нём.
В ходе реализации программы решаются следующие конкретные задачи:
создание условий для реализации творческих способностей и раскрытия
творческой индивидуальности каждого ученика;
создание дружественной атмосферы в группе;
развитие навыков самостоятельной работы, а также работы в команде;
приобщение учеников к миру театра;
3
4.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность предлагаемогоподхода заключается в следующем:
• игровая импровизация подразумевает отсутствие характерных для
традиционного театра рамок (сценарий, режиссер). Подобный подход
близок подросткам, т.к. дает им свободу самовыражения и позволяет
ощутить себя творцами прямо «здесь и сейчас»: в импровизационном
театре этюды и спектакли рождаются прямо на глазах у зрителей, без
предварительных репетиций;
• в основе импровизационного театра лежит принцип ансамбля. Это
означает отсутствие деления на исполнителей главных и второстепенных
ролей. Таким образом, все учащиеся принимают активное участие в
творческом процессе, а вероятность конфликтов в коллективе стремится к
нулю;
• программа способствует созданию благоприятной, созидательной
атмосферы в классе, помогает сплотить учащихся.
• импровизация предполагает отсутствие оценок: когда актер
импровизирует, у него просто нет времени раздумывать над тем, как его
воспринимают окружающие. В результате учащиеся раскрываются с новой,
неожиданной для себя и своих одноклассников стороны, что способствует
отказу от стереотипов и пониманию условности любых ролей. Кроме того
импровизация невозможна без партнерства: усвоив этот принцип на
сцене, ученики часто переносят его в повседневную жизнь.
4
5.
Формы и режим занятийЗанятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия
составляет два часа. Занятия имеют упорядоченную структуру: сначала
проводится разминка психофизического аппарата, затем учащиеся играют
в различные импро-игры, после этого они участвуют в создании
импровизационных этюдов и сценок.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- отчетные интерактивные выступления (1 раз в два месяца);
- участие в театральных фестивалях
- участие в импро-боях с учащимися из других школ;
- выступления в рамках ежегодных школьных мероприятий;
В подготовке, проведении и подведении итогов должны быть
задействованы по возможности все члены коллектива.
5
6.
67.
• СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ• Тема 1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с импровизационным театром. Рассказ о жанрах
импровизационного театра, о способе актерского существования на
сцене.
• Тема 2. Импровизационное состояние. Понятие спонтанного
мышления. Учащиеся перебарывают страх своих спонтанных
творческих проявлений перед публикой. Находят спонтанность в речи и
пластике. Пытаются ощутить импровизационное состояние и
импровизируют в импро-играх с жесткими рамками условий
сценического существования.
• Тема 3. Спонтанность и образное мышление. Учащимся дается понятие
спонтанного мышления, проводятся параллели с образным
мышлением. Благодаря раскрытым в себе навыкам спонтанного
мышления, учащиеся пытаются создавать сценические образы
полагаясь только на свою интуицию.
• Тема 4. Понятие парадоксального предложения. Понятие
парадоксальных предложений актера на сцене. Что такое парадокс и
как его не выдумывать?Тренинг развития фантазии.
7
8.
• Тема 5. Понятие партнерских взаимоотношений на сцене. Что такоепартнер на сцене и как с ним обращаться. Развитие навыка эмпатии,
умения слушать партнера. Тренинг партнерства.
• Тема 6. Принцип «Да и...» Понятие принципа «Да и...», когда я говорю
предложению партнера - «да!» «и» добавляю свое предложение.
Тренинг.
• Тема 7. Построение рассказа, истории. Принцип построения
сценической истории. Импровизационные этюды, где на основе
заданной ситуации учащиеся пытаются на ходу выстроить сценку.
• Тема 8. Длинная форма импровизации. Рассказ об отличии от
импровизационных игр и короткой формы импровизации.
Необходимые атрибуты длинной формы: сценический процесс и
сценическое самочувствие. Попытка существования в длинной форме.
8
9.
• Тема 9. Сценический процесс и сценическое самочувствие. Понятиесценического процесса. Как организуется сценический процесс. Что
такое сценическое самочувствие и в результате чего оно возникает.
Тренинги и импровизационные этюды для раскрытия и закрепления
темы.
• Тема 10. Сценический статус. Освоение системы Кейта Джонстона, где
любое сценическое действие наполняется подробностями благодаря
смене статусов у персонажей. Тренировка легкого переключения
статусов в импровизационном этюде.
• Тема 11. Персонаж. Как создается персонаж? Чем персонаж отличается
от меня? Характерные черты моего персонажа. Попытка
импровизационного создания персонажа. Длинные импровизации с
персонажами.
9
10.
1011.
• СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ• 1.Программы и методические разработки РУТИ ГИТИС
• 2. М.Кипнис «Актёрский тренинг» М. «Прайм-ЕВРОЗНАК»,
2008
• 3. Н.В. Демидов «Искусство жить на сцене», 1965
• 4. Ю. Альшиц «Тренинг Forever», 2010
• 5. М.М. Буткевич «К игровому театру», 2010
• 6. Keith Johnstone «Impro for Storytellers»,1998
• Keith Johnstone «IMPRO: Improvisation and the Theatre»,
1979
• Viola Spolin «Theater Games for the classroom», 1986
• Ruth Zaporah «Action theater», 1995
11