Соучастие в мусульманской системе права
Прямое соучастие
588.37K
Категория: ПравоПраво

Соучастие в мусульманской системе права

1. Соучастие в мусульманской системе права

2.

В шариате, как и в уголовном
законодательстве арабских стран, не
содержится конкретного определения
соучастия, и только в исламской и арабской
доктрине указываются основные его
признаки:

3.

1. Участие двух и более лиц в совершении
преступления. При этом имеется в виду, что
эти лица являются субъектами
преступления, т.е. вменяемы и достигли
возраста уголовной ответственности.

4.

2. Другой важнейший признак соучастия –
совершенное преступление является
результатом совместных усилий нескольких
лиц, хотя роли соучастников могут быть
разными (неодинаковыми).

5.

3. Наличие причинной связи между действиями
соучастников и совершенным непосредственным
исполнителем преступления, т.е. взаимную
обусловленность их преступных действий, наступление
единого результата.
4. Важнейшее значение в характеристике соучастия имеют
субъективные признаки. Большинство криминалистов
исходит из того, что соучастие – преступление
умышленное. Это означает, что у каждого соучастника
имеется умышленная вина. Как подчеркивает Джунди
Абдель Малик, соучастие предполагает заранее
обусловленную договоренность (умышленное участие,
знание, волю) о совместном исполнении преступления.
Умысел соучастника должен охватывать содержание
преступных намерений исполнителя и то, что он своими
действиями вносит свой вклад в
совершение преступления, а также оказывает
содействие исполнителю совершить преступление.

6.

Существуют 2 основные формы: прямое соучастие, т.е.
совершение действий, составляющих материальный
элемент преступления; опосредственное соучастие —
соучастие в тесном смысле слова, т.е. выполнение
действий, не образующих объективную сторону
совместно совершаемого преступления, но
посредственным путем связанные с ним. На основе этих
форм выделяются: прямые соучастники (исполнитель,
соисполнитель); опосредственные соучастники
(сговорившиеся, подстрекатели, пособники)

7. Прямое соучастие

Исполнителем признается тот, кто
непосредственно сам совершил
преступление, либо принимал участие в
реализации конструктивных элементов
преступления совместно с другими.

8.

В любой арабской уголовно-правовой системе
центральной фигурой среди различных видов
соучастников признается исполнитель
преступления. Как правило, именно в зависимости
от его действий определяется характер и тяжесть
преступления, его квалификация и, в конечном
счете, ответственность других соучастников.
Согласно УК арабских стран исполнителем
признается «тот, кто сам совершает преступное
деяние либо непосредственно участвовавший в его
совершении» (ст.ст. 75, 211, 212 соответственно УК
Иордании, Сирии и Ливана)

9.

Соисполнительство предполагает, что все участники преступления
принимают непосредственное участие в реализации
конструктивных элементов конкретного преступления. Иначе
говоря, при соисполнительстве каждый соучастник
непосредственно участвует в осуществлении состава
преступления. Так, в соответствии со ст. 76 УК Иордании, если
несколько лиц совместно совершают преступление или
проступок, состоящие из нескольких действий с целью
совершения преступления или проступка, все они являются
соучастниками преступления, а каждый из них рассматривается
как исполнитель преступления. Например, если преступление
состоит из нескольких действий, и каждый из них совершил
часть преступления1 (при мошенничестве один обманывает, а
другой поддерживает его обман; при краже один из
преступников взламывает дверь, другой в это время проникает
в дом и отбирает имущество). И тот и другой должны быть
признаны исполнителями преступлений, поскольку, несмотря
на различный характер исполнительства, оба они
непосредственно выполняли объективную сторону кражи.

10.

Сговорщик по мусульманскому уголовному праву
признается тот, кто заранее договорился о
совместном совершении преступления.
Подстрекатель – это тот, кто подтолкнул или пытался
подтолкнуть другого к совершению преступления
подарками, деньгами, обещаниями, угрозами,
злоупотреблением влияния и власти или обманами.
УК Сирии и Ливана не указывают на различные
способы склонения. Необходимо отметить, что
подстрекательство по мусульманскому праву имеет
место только в том случае, если оно направлено на
совершение определенного преступления и имело
решающее влияние на подстрекаемого.

11.

Подстрекательства не будет, если исполнитель
(подстрекаемый) уже сам намеревался совершить
преступление. Определение пособничества и
подстрекательства в ряде кодексов (УК Иордании и
Ирака) дословно воспроизводит положение ст. 60
УК Франции.
Однако, в соответствии с нормами шариата
допускается наказание за подстрекательство, даже
если склоняемый не совершил «заказанного»
подстрекателем преступления.

12.

Соучастие в преступлении может выражаться и в
пособничестве. Пособником признается лицо,
которое оказывает помощь или содействие
исполнителю преступления или проступка:
1. советами в совершении преступного деяния;
2. предоставлением оружия или иных средств
для его совершения;
3. присутствием на месте и во время совершения
преступления с целью вселить потерпевшему,
в случае оказания им сопротивления, страх
или усилить решимость исполнителя;

13.

4. совершением действий, подготавливающих,
облегчающих, устраняющих препятствием или
завершающих совершения деяния;
5. обещанием сокрытия следов деяния, орудия и
средств совершения преступления,
укрывательством добытого в результате его
совершения, а также заранее приобрести или
сбыть такие предметы.

14.

Согласно мусульманскому праву исполнитель не
подлежит уголовной ответственности за
совершение преступления, если он
добровольно и без всякого принуждения
отказался от доведения этого преступления до
конца. Однако исполнитель, добровольно
отказавшийся от завершения преступления,
подлежит уголовной ответственности лишь в
том случае, если фактическое совершенное им
деяния признается преступлением (грехом) по
мусульманскому праву.

15.

Сутью этой теории в шариате является то, что сговор о совершении
кражи, подстрекательство или оказание содействия
преступнику в краже считается само по себе самостоятельным
преступлением в независимости от того, совершено
преступление или нет. Оно считается преступлением по двум
причинам; во-первых, шариат запрещает приказ на греховное,
сговор или помощь в этом, а кража является жесточайшим и
величайшим грехом в шариате; во-вторых, договоренность о
краже, подстрекательство и оказание помощи в ней неизбежно
ведут к совершению того, что запрещено шариатом, так как
одна из норм шариата гласит «то, что ведет к греху

16.

Принцип шариата о наказании за сговор,
подстрекательство и пособничество, считающиеся
самостоятельными преступлениями, полностью
согласуется с его же принципом о не наказании за
намерение, не реализованное в деянии или слове. Так,
если лицо высказывает свое желание словом, то это
считается сговором или подстрекательством. Пособник
в краже проявляет свое желание действием, а именно
помощью. Каждый из них становится объектом для
наказания не за то, что они замыслили, а за то, что они
проявили это делом или словом.
Арабские законодательства согласуются с шариатом в том,
что они не наказывают за желание в отрыве от слова
или действия.

17.

Анализ норм шариата и действующее УК арабских стран об
ответственности за соучастие позволяет сделать следующие
выводы и предложения:
1. Учитывая распространенность совершения преступлений
посредством использования других лиц, в силу закона не
подлежащих уголовной ответственности, необходимо
дополнить ст.ст. 75, 211, 212 соответственно УК Иордании,
Сирии и Ливана следующим образом «…, а также лицо,
совершившее преступление посредством использования других
лиц не подлежит уголовной ответственности в силу возраста,
невменяемости и иных обстоятельств, предусмотренных УК». В
этом плане, УК Ирака, содержащие подобные нормы мог бы
служить примером для УК других арабских стран.

18.

Необходимо ввести в УК арабских стран (Иордании, Палестины и
Ирака) нормы, которые предусматривали бы особой уголовной
ответственности для организаторов преступления, т.к. эта
главная фигура при совместном совершении уголовного
правонарушения. В этом плане следует приветствовать УК
Сирии и Ливана за усиление ответственности организаторов по
отношению к другим соучастником.
3 Необходимо усилить наказание за совершенное преступление
группой лиц по предварительному сговору и организованной
группы, поскольку такие формы соучастия повышает опасность
совершенного преступления. Поэтому мы считаем, что эти
обстоятельства должны быть признаны в законе
обстоятельствами, отягчающими ответственность всех
участников преступлении.
English     Русский Правила