Похожие презентации:
Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия
1. Лекция 2. Шестоднев
2.
Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия• священный Текст понимается, прежде
всего, буквально, как написано.
•Например,
при
буквальном
прочтении
широко
Свт.
Василий
Великий:
«Известны
правила
иносказаний,
хотя
не сам
я изобрел
Ориген:
«Кто,
имея
разум,
подумает,
что
первый,
второй
и третий
день,
такжеих,а
древо
познания
добра
и мне
зла свт.
Григорий
Богослов
называл
«созерцанием»,
ноМаксим
нашел
вИсповедник
сочинениях
других.пр.
По Моисея
сим
правилам,
иные,
принимая
написанное
не в
вечер
и утро
были без солнца,
луны
и звезд,
а первый
день
даже
и без
неба? Кто
прп.
делает
символом
суда,
а -пр.
Илию
– предведения.
использовались
данные
современной
смысле,
воду
называют
водою, человека
но отвлеченной
каким-нибудь
другим
настолько
глуп, чтобы подумать,
будто
Бог, поне
– земледельца,
Нообщеупотребительном
при этом символическое
толкования
не
сводится
кподобию
«мертвой»
аллегории,
веществом,
ирай
растению,
и рыбе
по своему
усмотрению,
даже бытие
насадил
в Эдеме на
востоке,
и значение
в нем
сотворил
дерево
жизни,
видимое
и
оно всегда
отталкивалось
от дают
реальных
исторических
событий
или предметов.
естественной
науки.
гадов
и
зверей
объясняют
сообразно
со
своими
понятиями,
подобно
как
и
чувственное, … этот рассказ образно указывает на некоторые тайны через
снотолкователи
виденному
сонных
дают
соглаcные
историю
только
мнимую,
нов не
происходившую
телесным
«Второй
Свт.
Василий
Великий:
«Повеление
сиемечтаниях
[производить
из толкования
себяобразом».
жизнь (Быт.
1, 11)]с
•собственным
помимо
буквального
метода
толкования
их
намерением.
А я, слыша
о траве,
траву
и разумею,
также растение,
день - это
период
формирования
в служить
человеке
Неба
(духовности).
Третий
день -чрез
соблюлось
в земле,
и она
не престает
Создателю.
Одно производится
рыбу, зверя
и скот,прежде,
все,
чемдругое
оно границы
названо,
за
тострастей
и принимаю».
постепенно
утишается,
обретает
в сердце
преемство
существовавшего
даже и море
ныне
является
живородящимся
используется
и
символическое
духовное
обращённого,
и появляются
первые
практические
плоды.
4 день - человек
из самой
земли. Ибо
не только она
производит
кузнечиков
в дождливое
время и
начинает
различать
на духовном
небосводе
Слово
правды
- по
тысячи
других пород
пернатых,
носящихся
по воздуху,
изБожье
которых
большая
часть
толкование,
которое
при
этом
не(Солнце
отвергает
Христос),
Церкви
Солнца).
Пятый
день
- из моря
малости
своей неучение
имеют
имени,(Луна,
но изспутника
себя же дает
мышей
и жаб.
Около
Египетских
буквального
смысла.
страстного
поднимаются
в Небо наполняется
и выходят навдруг
твёрдую
почву мыФив,
когда в жаруморя
идетдуши
много
дождя, вся страна
полевыми
окрылённые,
освящённые
верой
мысли, чаяния,
и желанья».
шами.
Видим, что
угри не иначе
образуются,
как из
тины. Они«пресмыкающиеся
размножаются неииз
летучие птицы
- добрые
дурные
помыслы»).
яйца, и не другим каким-либо
способом,
но изиземли
получают
свое происхождение».
3.
Продолжительность дней творенияБольшинство святых отцов понимали дни творения буквально, то есть продолжительностью в 24 часа.
Этой точки зрения придерживается и часть современных богословов, так называемые креационисты.
Из буквального понимания первой главы Книги Бытия следует, что мир сотворен за шесть дней, а
возраст Земли составляет не более 10 000 лет.
Блаженный Августин был не столь категоричен: «что то были за дни, нам очень трудно представить,
или совсем невозможно; и еще менее возможно говорить об этом».
Прп. Иоанн Дамаскин допускал, что дни творения могут иметь неопределённо долгую
продолжительность: «говорят о семи веках этого мира, то есть от сотворения неба и земли до общего
как конца людей, так и воскресения. … Говорят же и о веках веков, поскольку и семь веков настоящего
мира обнимают множество веков»
Подобной точки зрения придерживается и часть современных богословов, которые называются
эволюционистами. «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8).
С лингвистической точки зрения «день» евр. «йом» - может означать неопределенный промежуток
времени.
При таком понимании длительности дней творения, возраст Земли может составлять сотни миллионов
лет.
Представление о многомиллионной длительности процесса Творения в такой же степени «умаляет»
величие и всемогущество Творца, как и представление о поэтапности Творения мира. Для
«божественного могущества … было совершенно безразлично – создать ли весь мир во мгновение ока,
употребить ли на это целую неделю, или, вложив в мир известные целесообразные законы, более или
менее естественное течение, приведшее к продолжительному мирообразованию».
Важно понимать, в каком контексте о сотворении мира писали святые отцы: они полемизировали с
языческими философскими представлениями о бесконечности и безначальности мира (т.е.
приписывания ему божественных свойств). Поэтому им очень важным было показать, что мир
сотворен в определенное время, он не безначален, но имеет начало своего бытия от Бога, он не
бесконечен, но создан в определенное время, соответственно книга Бытия должна отражать реальные
исторические этапы сотворения нашей Земли.
4.
Постепенность (этапность) творения мираСвятитель Афанасий Великий, следуя александрийской традиции аллегорического
толкования вслед за Филоном, Оригеном и Климентом Александрийским, говорил
о мгновенном сотворении мира и населяющих его живых существ. 6 дней или
этапность в творении понималась не исторически, а богословски, не
последовательно, а качественно.
• Сирийцы и антиохийцы: прп. Ефрем Сирин, свт. Иоанн Златоуст учили о поэтапном
сотворении мира на протяжении шести 24-часовых творческих дней.
Прп. Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть
иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы то, что, по описанию,
сотворено в продолжение шести дней, сотворено в одно мгновение».
• Отцы-каппадокийцы – свт. Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский
Свт. Иоанн Златоуст: «Есть неблагодарные, которые и после такого научения
совместили
оба толковательных метода – и умеренный аллегоризм, и буквальное
осмеливаются не верить и не допускают даже, чтобы был Создатель видимого; но
толкование. Они допускали термин и идею одномоментного сотворения как
одни из них говорят, будто все произошло само собою, а другие - будто создано из
потенцию того, что оформилось по воле Бога на протяжении шести реальных
какого-то готового вещества. Поэтому-то блаженный Моисей, наставляемый
творческих
дней.и учит нас с такою обстоятельностью, чтобы мы не впали в
Духом Божиим,
Блж.
Августин:с «все
создано
разом,
и тем нено
менее,
шесть
дней.
Отсюдаииспособ
одинаковое
этими
людьми
заблуждение,
моглив ясно
знать
и порядок
трудности
в понимании
рассказа
происхождении
мира. То
есть вспасении
Писанииирассказ
сотворения
каждой вещи.
Еслио бы
Бог не позаботился
о нашем
не
пророка, ток довольно
было
бы сказать,
чтовосприятия»,
Бог сотворил небо, и
о руководил
творении языком
уже приспособлен
пониманию
людей
«простого
землю,могут
и море,мыслить
и животных,
показывая ни
порядка дней, ни того, что создано
которые
лишьне
временными
категориями».
прежде и что после».
5.
Модели понимания повествования о творении мираВизуальные образы - во время Божественного созерцания ум под действием Божиим
видит, что угодно Господу ему показать.
Свт. Иннокентий Херсонский: «Моисей описал происхождение мира, водясь взглядом
человека, - описал то, что мог бы видеть человек, если бы был свидетелем сотворения
мира».
• Иное течение времени - Во время Божественного созерцания сознание человека в
максимально возможной степени сливается с Богом, и поскольку Бог находится вне
времени и для Него нет ни прошлого, ни будущего, естественно предположить, что и
сознание пророка во время Откровения пребывало в иных временных координатах.
«Пред очами Твоими, Господи, тысяча лет как день вчерашний, когда он прошел, и как
стража в ночи» (Пс. 89, 5).
• Неизбежность искажения Откровения при передаче его на человеческий язык - мера
открываемого и созерцаемого так велика, что его не вместит никакое человеческое
слово.
«Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем... Теперь мы видим как бы сквозь
тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда
познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 9,12).
• Объяснения Оригена - Бог намеренно исказил Истину для того, чтобы мы не увлекались
очевидным смыслом, а искали смысл более глубокий.
• Искажения в смысл Откровения могут вноситься при их переводе
«Итак, прошу вас, читайте [эту книгу] благосклонно и внимательно и имейте
снисхождение к тому, что в некоторых местах мы, может быть, погрешили: трудясь
над переводом: ибо неодинаковый смысл имеет то, что читается по-еврейски, когда
будет переведено на другой язык, - и не только эта [книга], но даже закон, пророчества
и остальные книги имеют немалую разницу в смысле, если читать их в подлиннике».
(Предисловие к книге Ис. Сир.).
6. Дни творения
• Первый день - сотворён свет;• Второй день - сотворена твердь небесная;
• Третий день - сотворены суша и
растительность;
• Четвертый день - сотворены светила;
• Пятый день - сотворены рыбы и птицы;
• Шестой день - сотворены животные и
человек;
• Седьмой день - день Субботний (покоя).
7.
Творение времени, космосаБыт. 1, 1-2
1. В начале сотворил Бог небо и землю.
2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий
носился над водою.
Под«небом»
Духом –Божиим
нужно
разуметь
третью
Ипостась
Святой Троицы.
Действие
Духа
«безвидна»
Под
ивксмысле
«землею»
отсутствия
нельзя
разуметь
тех
определенных
землю
в собственном
признаков
и смысле,
качеств,
ст.к.
которыми
Обращаясь
первоначальному
состоянию
новозданной
материи,
бытописатель
Словом
"в начале"
бытописатель
указывает,
что
мир
не
безначален,
призван
кпланета
бытию
Божия
("ношашеся")
вдень
еврейском
тексте
выражается
словом
"мерахефет",
которое
в
Для
означения
творческого
действия,
выраженного
в славянском
тексте
словом
наша
явилась
явилась
впоследствии,
во
второй
по
завершении
творения
(6-8),
творческой
суша
отделена
деятельности
от
воды
и
в
с
третий
которыми
день
она
(9-10).
называет
её,
во-первых,
"землею"
потому,
что
земной
шар
образован
был
потом
Некоторые
толковники
под
"небом"
1-го
стиха
разумеют
мир
ангелов
или
бесплотных
Свт.
во
Григорий
времени
и
Нисский:
с
самим
«Когда
временем.
приходила
В
месте
в
с
бытие
тем,
“начало”
вселенная,
это
прежде,
не
просто
нежели
некая
каждое
точка
на
"Бог"
выражено
словом
"Елогим"
"Боги":
существительным
множественного
числа
отиз
Свт.
Иоанн
Златоуст: «Прошу
вас, будем
внимать
этим словам
так,
как будто
бы мы
своем
первоначальном
значении
прилагается
к
действию
птицы,
сидящей
на
яйцах,
"сотвори"
в первоначальной
еврейском
языке
существуют
три
"бара",
"аса"
иусматривают
"айцар".
Под
наблюдается
небом
иэтой
землею,
теперь;
«пуста»
по
мнению
-говорит,
в смысле
толкователей,
отсутствия
бытописатель
тех
законов,
разумеет
которыми
первоначальное
обусловлено
именно
изнекоторые
материи,
во-вторых,
"бездною",
указывая
этим
наиеёв
духов.
Господь
в книге
Иова
что
Он
утвердил
основание
земли
"при
общем
наполняющих
отрезке
времени
вселенную
или
существ
всамого
оказалось
здесь
само
мыглагола:
по
уже
себе,
подразумеваем
над
всем
разлит
некоторый
был
мрак».
"Елоаг".
И
отцы
ипространстве,
учителя
Церкви
и
христианские
толковники
слушали
не
Моисея,
но
Господа
вселенной,
говорящего
устами
Моисея,
согревающей
их,
и
таким
образом,
дающей
им
жизнь.
Отсюда
действие
Духа
Божия
по
Глаголам
"аса"
и "айцар"
обыкновенно
придаётся
"устраивать,
вещество,
материю,
из
существование
которого
мира
впоследствии.
потом
предметы
видимого
мира.
беспредельность
извезд,
необозримость
для
человеческого
глаза,первому
ипричем
наконец,
"водою",
ликовании
утренних
когда
всеобразованы
сыны
Божии
восклицали
от
радости"
(Иов.
38,7),
всеобъемлющий
план,
Замысел
творения.
слове
"Елогим"
указание
на
троичность
ипостасей
в значение
Божестве,
глагол
"бара",
распростимся
надолго
с
собственными
рассуждениями».
отношению
к неустроенному
веществу можно
представлять
как зиждительную
силу,
созидать",
второму
"образовать",
причем
обоих
случаях
предполагается
означая
этим
неустойчивость,
неуплотненность
первобытного
вещества
сравнительно
указывая
этим,
ангелы- сотворены
ранее
видимого
мира.
Поэтому
Святая
Церковь,
поставленный
вачто
единственном
числе, указывает
нав единство
Божественного
Существа.
которая
оживляла
первозданное
вещество,
способствуя
деятельности
развитию
устроение
и«Кто
образование
из
готового
материала.
Глагол
же "бара",
поиуказанию
с
землею
в
собственном
смысле.
называя
ангелов
началом
и
начатком
тварей.
Блж.
Августин:
рассудит
внимательно,
что
такое
тьма,
тот
обнаружит,
что
Ориген:
«Что
есть
начало
всего,
если
неустройство
Господь
наш
ивсамая,
Спаситель
всехобилие
(1порах
Тимее
4:10)
Свт.
Василий
Великий:
«Совершенное
земли
означает
естественных
сил
и
законов,
вложенных
него
Богом.
Блж.
Августин
–
«Именем
неба
и
земли
названа
та
на
первых
гебраистов,
означает
в собственном
смысле,
образование
чего-нибудь
она
есть
не
что
иное,творение
как отсутствие
света.
Таким
образом,
слова:
И тьма
над и
«С
великою
благодарностью
будем
принимать
сказанное
[Моисеем],
не
преступая
Иисус
Христос,
рожденный
прежде
всякой
твари
(Кол
1:15)?
Итак,
в
этом
Начале,
произведений;
произрастание
всякого
рода
растений;
появление
высоких
деревьев,
бесформенная,
мировая
материя,
которая
неизреченным
образом,
по
повелению
вновь
"из ничего".
Этот
глагол
и что
употреблен
в еврейском
тексте
в первом
стихе
книги
бездною,
равносильны
словам:
«Над
бездною
неже
было
света»
.изсие
Блж.
Августин:
«В
этих
словах
дается
представление
о Так
бесформенности,
этой-то
своих
границ
не
испытуя
того,
выше
нас.
поступили
враги
истины,
которые
то
есть
виВеликий:
Своем
Слове,
сотворил
Бог
небо
и Так
землю.
ииевангелист
Иоанн
Свт.
Василий
«Было
нечто,
как
вероятно,
и прежде
сего
мира;
но
хотя
плодовитых,
и
неплодовитых;
доброцветность
и
благовоние
цветов;
и
все
то,
что ив
Бога,
размещена
затем
в
настоящие,
с
определенным
видом
формой,
природы»;
Бытия,
чем
ясно
указывается,
что
мир
приведен
к
бытию
из
небытия.
Прп.
Ефрем
Сирин:
«Он
согревал,
оплодотворял
и
соделывал
родотворными
воды,
бесформенной
иповелению
возникли
наши
небо
и
оформленные
и не
захотели
постигнуть
своим
умом,
некак
подумав,
что
природа
человеческая
говорит
ввсе
первых
стихах
Евангелия:
В
начале
было
Слово,
…все
чрез
Него
постижимо
дляматерии
нашегосвоего
разумения,
однако
несеменем
введено
вуже
повествование
как
скором
времени,
по
Божиему
возникнув
наземля,
земле,
должно
было
украсить
«названа
именем
неба
и
земли,
бы
неба
и
земли».
подобно
птице,
когда
онаоиспостигнуть
распростертыми
крыльями
сидит
на
яйцах
и, во время
наполненные
всем
тем,
чем
в так
дальнейшем
говорится
в рассказе
об
устроении
может
дела
Божьего».
начало
быть,
без
ничто
не
начало
(Инбыло,
1:1-3)
».ранее
несоответствующее
силам
новообучаемых
итворения
младенцев
разумом.
Еще
бытия
родительницу
всего
этого.
АНего
как
ничего
этогобыть
еще
не
то
Писание
этого
распростертая,
своею
теплотою
согревает
их
и
производит
в
них
мира
за шесть
дней». Но силам,
мира
было некоторое
состояние,
приличное
премирным
времени,
справедливо
наименовало
землю
«неустроенною».
то же превысшее
самое мы можем
Прп.оплодотворение.
Ефрем Сирин: «небо
и
земля,
сотворенные
вначале,
суть
действительно
небо и
Этот же ДухВСвятой
представлял
нам тот
образ святого
вечное,сказать
присноне
нем-то
Творец
Зиждитель
всяческих
совершил
ипродолжающееся.
оидет
небе.речь
И оно
не имело
еще
полногоиначале;
образования,
не получило
Ориген:
«Здесь
о
каком-то
временном
но
говорится,
что
небо и
земля
(и чтов не
нечто иное
разумеется
под
именем
неба
и земли),Он
так
иБожиих».
сказанное
крещения,
котором,
ношением
Своим
над
водами,
порождает
чад
создания:
мысленный
свет, приличный
блаженству
любящих
разумные
свойственного
украшения,
потому
что
не освещалось
луною
и солнцем,
не и
земля
и всеему
сотворенное
создано
«в
Начале»,
то
есть
вГоспода,
Спасителе»
. неба
«это
начало,
которое
способствует
осуществлению
замысла
Божия,
состояние
обонекое
всем
прочем,
что
сотворено
и приведено
в устройство
по
сотворении
и
невидимые
природы
извезд.
все украшение
умосозерцаемых
тварей,
превосходящих
наше
венчалось
сонмами
Всего
этого
еще
не
было,
а
потому
ты
не
погрешишь
предельного
неустройства,
еще ничего
буквальнононет,
все
существует как
земли, заключает
в себекогда
не пустые
наименования,
силено
сих
наименований
разумение,
так
что нельзя
изобрести
для «неустроенным».
них и наименования».
против
истины,
если
и
небо
назовешь
бы в потенции,
в неосуществленности,
в потенции кестеств».
становлению».
соответствует
самая сущность сотворенных
8.
Первый день творенияБыт. 1, 3-5
3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
Под
Свт.
словом
Василий
"рече"
Великий:
можно
Слова:
разуметь
да будет
мысль,
свет,
намерение,
были изречены
хотениеБогом
божественное.
«неизреченно»;
С другой
Свт.
Василий:
«на каком
языке назвал
Бог
днем,
а тьму
- ночью?
На веврейском,
стороны,
«Спрашиваем:
в выражении
как говорит
"рече"
можно
Бог? Так
находить
жесвет
ли, как
указание
и мы,
то
на участие
есть:
сперва
в деле
творения
мысли
греческом,
латинском
или
каком-нибудь
еще?
И
так
обо
всем,
чему
Он
дал
название,
Ипостасного
рождаетсяСлова,
образ второго
предметов;
Лицапотом
Святой излагает;
Троицы, о Котором
а потом,св.
производство
Иоанн Богослов
словесных
говорит:
можно
спросить:
на
каком
языке
оно
было
дано?
Но
дело
в
том,
что
в
Боге
разум
"всяорганов,
тем быша
уже
и без
чрез
него
сотрясение
ничтоже бысть,
воздуха,
еже
делает
бысть"ясной
(Ин. 1,3).
тайную
Вообще
Свою
в деле
мысль?
творения
Не
чист
и
не
связан
со
звучанием
различных
языков.
Сказанное
же
о
Нем,
что
Он
благочестивее
принимали участие
ли будет
все три
сказать,
лица Святой
что Божие
Троицы:
хотение
"Словом
и первое
Господним
устремление
небеса
назвал,
означает,
что
Он
сделал
вещи».
утвердишася
мысленногоидвижения
духом устуже
Его вся
есть
сила
Божие
их" (Ис.
слово?»
32,6).
Ефрем
«Первоначальный
свет разлит
былБогом
всюду,того,
а нечто
заключен
был в а
«ИПрп.
увидел
БогСирин:
свет, что
он хорош»
одобрение
Он сотворил,
Прп.
Ефрем
Сирин:
«Отец
изрек,- означают
Сын сотворил;
подобало
и Духу привнести
Свое
одном
известном
месте;
повсюду
рассеивал
он
тьму,
не
имея
движения;
все
не оценку
вещей,
неизвестных
Ему доселе.
Называя
свет
днем,
а тьму ночью,
Бог и
дело.
И это явил
Он ношением,
явственно
показав
тем,
что
все приведено
в бытие
движение
его
состояло
в
появлении
и
исчезновении;
по
внезапном
исчезновении
его
производит различение междусовершено
светом и тьмой,
которые еще не были управляемы
Троицею».
наступало владычество ночи, движением
а с появлением
оканчивалось ее владычество. Так
солнца.
свет производил и три последующие дня...».
Блж. Августин: «слово сказал дает уразуметь Его власть, слово стало - Его
Свт. Василий:а«[при
мира]
не по солнечному
движению
сменялись
день и
могущество,
словотворении
хорош - Его
благоволение,
и так эти
неизреченные
[действия]
ночь,были
но потому,
что первобытный
оный свет
в определенной
то
должны
быть выражены
людям человеком,
чтобы
послужитьБогом
всем мере
на пользу!».
разливался, то опять сжимался».
9.
Второй день творенияБыт. 1, 6-8
6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая
над твердью. И стало так.
8. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
Предмет второго дня творения в еврейском тексте выражен словом "ракиа", что значит;
"простертие, пространство, шатер". В Септуагинте это слово переведено "стереома"
Свт. Василий Великий: «Наименование тверди в Писании обыкновенно дается тому,
("твердь"). Господь обращается со Своим всемогущим словом к тому первозданному
что имеет превосходную крепость, например, когда говорится: Господь утверждение
веществу, которое выше названо "землею", "бездною" и "водою" (1-2). По творческому
мое, и прибежище мое (Пс. 17, 3), и: Аз утвердих столпы ея (Пс. 14, 4), и: хвалите Его во
слову Господа, это вещество мира распадается на бесчисленное множество отдельных
утвержети силы. Его (Пс. 150, 1). А Писатели внешние называют твердым тело как
частей, которые поставляются в известное правильное и закономерное отношение друг
бы плотное и наполненное, в отличие от тела геометрического» « второе небо
к другу. Пространство, образовавшееся между этими массами, и явилось "твердию".
отлично от сотворенного в начале, имеет естество более плотное и служит во
Таким образом, во второй день творения является наша планета Земля, которая в
вселенной для особенного «употребления...».
Библии называется "водою", "яже бе под твердию" и видимое небо "твердь".
10.
Третий день творенияБыт. 1, 9-13
9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да
явится суша. И стало так.
10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что
это хорошо.
11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево
плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И
стало так.
12.
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево,
Свт. Василий: «дано было ей повеление произрастить сначала траву, потом дерева,
приносящее
плод, всовершается
котором семя
по роду
И увидел
Бог,ичто
это это
что, как видим,
ещеего
и ныне.
Ибо его.
тогдашний
глагол
первое
хорошо.
повеление сделались как бы естественным законом и остались в земле и на
13. И был вечер, и было утро:последующие
день третий.времена».
«Как
волчок,
потворения
силе
первого
приданного
емуслово,
движения,
описывает
затем
круги,
Свт.
Григорий
Нисский:
«сначала,
как
говорит
произвела
зелия
зелень,
траву,
В
Затем,
третий
по
день
слову
Господа,
земли,
земля
составленная
производит
из
растения.
первоначального
Растительное
неустроенного
царство
Прп.
Ефрем
Сирин:
«Хотя
в
момент
создания
травам
было
одно
мгновение
от
роду,
соблюдая
вподразделяется
себе произошло
средоточие
неколеблемым,
так
и последовательный
порядок
потом
из получает
ростка
семя,
от
которого,
когда
оно пало
на землю,
взошел
бытописателем
вещества,
более
определенный
на
три
отдела:
вид,
"былие
т.е.
образуются
травное"
(зелень,
океаны,
трава),
моря,
растения,
озёра,
по виду ихполучив
казалось,
что им
уже месяцы.
Так жепростирается
и деревья: хотя,
проросли, и
природы,
начало
с произросшего
первым
повелением,
накогда
все
последующее
опять
такой
же
самый
род
первоначально...
Так,
не
колос
из семени,
но
"сеющие
реки
и
является
семя
по
роду
суша
и
с
по
материками,
подобию"
и
островами,
"деревья
плодовитые"
горами,
долинами,
(высшие
равнинами
роды
растений).
и пр.
существовали
один
только
день,
по
совершенству
и
по
плодам,
обременявшим
их
время,
пока непосле
достигнет
общего
скончания вселенной».
семя
из колоса;
же сего
колос вырастает
из семени».
ветви, они казались порождением многих лет».
Блж.
и деревья
суть
творения,
отличные
отместо,
вида воды
земли,
Блж. Августин:
Августин: «травы
«Да соберется
вода,
которая
под небом,
в одно
теми самым
так
что
не могли
ужетелесная
считаться
частьюсложилась
этих стихий;
поэтому
них особо
изречено
было
велено,
чтобы
материя
в тот
образ, окакой
имеют
ныне
Богом, чтобы
они вышли
из земли».
эти видимые
воды».
11.
Четвертый день творенияБыт. 1, 14-19
14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от
ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю.
И стало так.
16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем,
и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это
хорошо.
19. И был вечер, и было утро: день четвертый.
по промыслительным
планам
Господа,глагол
назначены,
во-первых
для
того, чтобы
ВСветила,
повествовании
об этом
писатель
употребляет
"бара"
и "аса",
предполагая,
Свт.
Василий Великий:
«Поскольку
некоторые
думают, не
что
причина
произрастающего
из
освещать
землю,
полагать
различие
между
днём ранее
и ночью,
таковы, в частности,
солнце и
очевидно,
что
самые
тела
светил
были
созданы
и
существовали
до
четвертого
земли в солнце, которое притяжением теплоты извлекает на поверхность земли
луна.дня.
Во-вторых,
по назначению
Творца, светила
небесные
должны
"знамениями"
Т.е. Солнце,
как и другие
во второй
деньслужить
творения,
когда
таящуюся
в глубине
силу, светила,
то земляпоявилось
была украшена
прежде
солнца,
чтобы
т.е.
указателями
технебесная,
или других
естественных
явлений
и перемен
в природе
(Мф. 16,2-3),
появилась
твердь
видимый
космос.
А вичетвертый
день,
они
заблуждающиеся
перестали
ему поклоняться
думать, будто
оно стали
дает явными
причину
свидетельствовать
обыла
присносущей
силе и божестве
Творца (Рим.
1,19-20)
и
знамениями
для
земли.
Земля
покрыта
мощным
слоем
испарений,
облаков
и
т.д.,
и
жизни»; «Но солнца и луны еще не было, дабы не ведающие Бога не именовалилучи
солнце
необычайных
событийна
в роде
человеческом
(Деян.
2,19-20;
Мф.
2,9,не
24,29-30,
27,45,
солнца
слабо
проникали
землю.
Поэтому
для
Земли
Солнце
как
бы
существовало.
начальником и отцом света и не почитали его зиждителем земных произрастаний».
Лк.21,1,25).
В третьих,
наконец,
светиласолнечные
должны служить
для указания
времен,
дней и лет,
Именно на
четвертый
день первые
лучи проникают
на землю.
Поэтому
определяя
своим видимым
годовые,
месячные
суточные
периоды,
времена
бытописатель
фиксируетдвижением
то время, когда
земля
получаетидля
себя солнце,
чтобы
года ичередовались
тесно связанные
с ними
священные
и гражданские
времена.
день
и ночь.
Происходят
первые сутки.
12.
Пятый день творенияБыт. 1, 20-23
20. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы
да полетят над землею, по тверди небесной.
21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся,
которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И
увидел Бог, что это хорошо.
22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23. И был вечер, и было утро: день пятый.
Слово Господа,
обращенное
должно
понимать
в томмаслины,
смысле,
что
водысебе и
Свт.
«Вышло
повеление
-киводам,
тотчас
реки ине
озера
рождают
свойственные
Свт.Василий:
Василий:
«по роду.
Ибо отпрыск
тростника
производит
а напротив,
становятся
обиталищем
живых
существ, приводимых
к бытию
новым
творческим
актом
естественные
породы,
море чревоболезнует
всякого
вида
плавающими
животными»
от
тростника
бываетидругой
тростник,
и из посеянных
семян
произрастает
сродное
Бога.
Здесь
во второй
раз
употребляется
глагол "бара",
т.е. из
творение
безсоблюдается
готового
им. И,
таким
образом,
что
при
первом сотворении
возникло
земли, то
материала,
творение
животной
"из ничего".
этотже
день
явились
и доныне,
чрез
сохранение
родажизни
последовательностью
преемства».
Свт. Амвросий
Медиоланский:
«Вышло
повеление,
и воды Втут
начали
рождать;
пресмыкающиеся.
Еврейское
слово
"шерец" имеет
реки стали производить;
озера
животворить;
и значение
само море"многородящие"
стало плодить наименование, вполне
приложимое
рыбам и другим водным и земноводным
различные
видыкпресмыкающихся...».
Свт. Амвросий:
верить,
чтоявившихся
все посеянное
возрождается
в своей
животным.
Вторым«надлежит
видом живых
существ,
в пятый
день, были различные
собственной
и всходы
не пятого
чуждыдня
посеву,
и твердое благословением,
не рождает мягкого,
а
виды
и породыприроде,
птиц. Дело
творения
заканчивается
которое
мягкое - твердого,
и яд не обращается
кровь,
но плоть
рождается
от плоти, и
произносит
Творец новосозданным
тварям.вЭтим
дается
способность
к размножению
кость - от кости, кровьпродолжению
- от крови, влажность
- от влажности».
рода.
13.
Шестой день творенияБыт. 1, 24-25
24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов,
и зверей земных по роду их. И стало так.
25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов
земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
Свт. Василий Великий: «Вышло повеление, следовавшее по порядку, и земля получила
свойственное ей украшение... Почему, однако же, водам повелено извести гады душ
живых,
а земле
— душу живу?
Потому,
как рассуждаем,
естество плавающих
Блж.
Августин:
«употребив
три раза
выражение
«по роду»,что
бытописатель
тем самым
причастно,
по-видимому,
жизни
менее
совершенной...
Для
чего
земля
изводит
душу
обращает наше внимание на три известные роды животных. Прежде всего,
живу? Чтобы
ты прилагается
знал различиек между
душою скота
и душою
человека.ящерицы,
Вскоре
выражение
по роду
четвероногим
и гадам
как, например,
узнаешь,
сотворена
душа
человеческая,
а теперь
слушай
о душево
бессловесных.
гардуны икак
тому
подобное.
Затем,
что касается
зверей,
о которых
второй раз
Поскольку,
по
Писанию,
душа
всякаго
животнаго
кровь
его
есть
(Лев.
17:11) ,за
а
сказано: по роду, то в этом случае разумеются все те животные, которые,
сгустившаяся
обыкновенно
обращается
в плоть,
истлевшая
исключением
змей,кровь
обнаруживают
свою
свирепость
зубамииили
когтями.плоть
Наконец,
разлагается
в
землю,
то,
по
всей
справедливости,
душа
скотов
есть
нечто
земное...».
что касается скотов, о которых в третий раз сказано: породу, то под ними
разумеются животны], которые не обладают ни тою, ни другою силою, но
обладают
рогами
или чем-либо
другим».
«...Не из земли явилась
сокрытая
в ней душа
неразумных
животных, но произошла
вместе с повелением».
14.
Богословские идеи Шестоднева1) Единственность Бога (монотеизм)
2) Трансцендентность Бога
3) Личностность Бога
4) Всемогущество Божие
5) Тварность видимого мира, его не
беспричинность, а сотворенность Богом
Творцом
• 6) Постепенная усложняемость мира
• 7) Гармоничность мира, его завершенность
• 8) Человек является венцом творения
15. Мерность и строгая симметричность дней творения
устраняется тьма – 1 день, с 1 дняустраняется безвидность,
процесс расчленения и
очерчения материи – 2 дня, с
2 дня
устраняется пустота – 3 дня, с 3
дня
1
день
«да будет свет. И стал свет»
2
день
разделение единой водной
бездны на воды верхние и
нижние и помещение между
ними пространства
3
день
нижние воды собираются в
свои места, и образуются моря
3
день
на земле появляется зелень,
трава и плодоносные деревья
4
день
население неба
5
день
морские воды становятся
обиталищем для рыб и
пресмыкающихся
16. Три стихии библейской вселенной (мира)
• «Господь в шесть дней создал небо и землю,море и все, что в них» (Исх. 20:11);
• «о Боге Живом, Который сотворил небо и
землю, и море, и все, что в них» (Деян.
14:15);
• «Ангел, которого я видел стоящим на море
и на земле, поднял руку свою к небу и клялся
Живущим во веки веков, Который сотворил
небо и все, что на нем, землю и все, что на
ней, и море и все, что в нем» (Откр. 10:5–6).
17. Композиция творения мира (шестоднева)
1)Как была сотворена вселенная, то есть небо, земля и море (вода)
– Быт.1, 2-10.
• 1 день («бара» - «сотворил»)— вода, «и Дух Божий носился над
водою» (Быт 1:2);
• 2 день — небо, «и создал («аса») Бог твердь <...> и назвал Бог
твердь небом» (Быт 1:7–8);
• 3 день — земля, «Да явится суша <...> и назвал Бог сушу землею»
(Быт 1:9–10);
2) Как вселенная была наполнена «всем, что в ней» - Быт. 1, 12-21.
• 3 день — наполняется земля: «и произвела земля зелень, траву
<...> и дерево плодовитое» (Быт 1:12);
• 4 день — наполняется небо: «и создал («аса» ) Бог два светила
великие <...> и звезды» (Быт 1:16);
• 5 день — наполняются моря: «и сотворил («бара») Бог рыб
больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых
произвела вода <...> И благословил их Бог, говоря: плодитесь и
размножайтесь, и наполняйте воды в морях» (Быт 1:21).
Легко усматривается определенная симметрия: порядок
наполнения обратен порядку созидания
18. Библейский параллелизм
Такая фигура, когда начало соотносится с концом, второй член с предпоследним,а третий с третьим с конца и т. д., обычно обозначается как зеркальный
параллелизм, или хиазм (АБВВ’Б’А’). Параллелизм очень характерен для
библейского повествования Ветхого и Нового Завета:
Концентрический параллелизм (АБВБ’А’) - Зах. 9, 5:
1. «Увидит это Аскалон и ужаснется,
5. и Аскалон будет необитаем»
2. и Газа, и вострепещет сильно
4. не станет царя в Газе,
3. и Екрон; ибо посрамится надежда его:
Обратный параллелизм (АББ’А’) - Мк. 2,27:
1. «Суббота
4. для субботы»
2. для человека,
3. а не человек
Прямой параллелизм (АБА’Б’) – Пс. 32, 13-14:
1. «С небес призирает Господь,
3. с престола, на котором восседает, Он
призирает
2. видит всех сынов человеческих;
4. на всех, живущих на земле»
19. Значение параллелизма
• Древние евреи (семиты) восхищались симметрией. Обнаружитьсимметрию — хотя бы издали (Иов 36,25), хотя бы «как блеск
искры» (Сир. 42:23) — значит узреть совершенство. В ней
надежность и благополучие мира, благодаря ей «одно
поддерживает благо другого», так что «все живет и пребывает
вовек» (Сир. 42, 23). «Как напротив зла — добро, и напротив
смерти — жизнь, так напротив благочестивого — грешник. Так
смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив
другого» (Сир. 33,14).
• Поэтому для древних читателей Шестоднева подобная
упорядоченность и параллелизм служили признаком
совершенства мира и славы его Творца.
Симметрия творения: АБВА’Б’В’
1-й день — свет
4-й день — светила
2-й день — разделение вод, небо
5-й день — рыбы и птицы
3-й день — земля
6-й день — звери, человек
20.
Домашнее заданиеПрочитать следующие отрывки:
• 1-2 гл. Кн. Бытия – о творении человека