Джаива Дхарма 3
Бхакти и Итихаса
Господь открывается благодаря бхакти
Цель – Господь, а не имперсональная гьяна
Проявление вайшнава-дхармы
Шанкара
Девата-прасада
Церемония шраддха
Нитья-дхарма и идолы (Глава 11)
Шесть поразительных качеств
Формы, открывающиеся в духовном видении
Духовная форма открывается
Поклонение природе
Садхана и садхья Глава 12
Карма и гьяна как садхана
Прамана
Бхакти в Ведах
Бхакти-абхаса
Даша-мула-таттва Глава 13
Абхидхейа, прайоджана
Брахма поведал знание
Сампрадая
Прамана + пратьякша
Использование логики
2.18M
Категория: МифологияМифология

Джаива Дхарма. Бхакти и Итихаса

1. Джаива Дхарма 3

2. Бхакти и Итихаса

• Это учение существовало с
тех пор, как появились
дживы.
• Как только появился Брахма,
появились и наставления,
известные как Веды, – основа
вайшнава-дхармы.

3.

брахма̄ дева̄на̄м̇ пратхамах̣ самбабхӯва
виш́васйа карта̄ бхуванасйа гопта̄
са брахма-видйа̄м̇ сарва-видйа̄-пратишт̣ха̄м
атхарва̄йа джйешт̣ха-путра̄йа пра̄ха
• Брахма родился первым среди всех полубогов. Он создаёт
вселенную, а также оберегает её. Он поведал брахма-видью,
основу всех других разделов знания, своему старшему сыну
Атхарве. (Мундака-упанишад)

4.

тад виш̣но
̣ х̣ парамам̇ падам̇
сада̄ паш́йанти сурайах̣
дивива̄ чакш̣ур а̄татам
• Преданные видят эту высшую обитель
Господа, простирающуюся в небе, как
солнце, во все времена. (Риг-веда)

5.

на̄йам а̄тма̄ правачанена лабхйо
на медхайа ̄на бахуна̄ ш́рутена
йам эваиш̣а вр̣ну̣ те тена лабхйас
тасйаиш̣а а̄тма̄ вивр̣ну̣ те танӯм̇ сва̄м
• Господа не постичь речью, разумом или через слушание. Его
достигает тот, кого Он выбирает Сам. Господь раскрывает ему
Свою форму. (Катха-упанишад)

6. Господь открывается благодаря бхакти

• Анугатья-дхарма (служение Господу) – это
единственная дхарма.
Если благодаря ей
Верховный Брахман явит Свою милость, то Его
форму можно увидеть. Этого нельзя достичь с
помощью брахма-гьяны.
• Одно лишь это сильное утверждение Вед даёт
понять, что вайшнава-дхарма коренится в
Ведах. Вайшнава-дхарма, данная Махапрабху
– это дхарма, утверждённая всеми Ведами.

7. Цель – Господь, а не имперсональная гьяна

• расо ваи сах: Господь – это раса. (Тайттирия-упанишад)
• ш́йа̄ма̄ч чхавалам̇ прападйе ш́авала̄ч чхйа̄мам̇ прападйе
Предаваясь тёмно-синему Господу, я предаюсь Его разнообразным
качествам. Предаваясь Его качествам, я предаюсь Ему. (Чхандогьяупанишад, 8.13.1)

8.

Апашйам гопам анипадйамана ма:
Я видел пастуха, который не падает.

9.

• Брахма был первым вайшнавом. Шива вайшнав. Все
первые Праджапати были
вайшнавами. Сын Брахмы
Нарада был вайшнавом.

10.

• В Кали-югу в южных штатах Рамануджа,
Вишнусвами и Мадхвачарья, а в западных
землях Нимбарка, вели множество людей
к чистой вайшнава-дхарме. По их милости
половина населения Индии освободилась
из океана майи и достигла прибежища у
стоп Господа. В Бенгалии Чайтаньядева
освободил много жалких и падших людей.

11. Проявление вайшнава-дхармы

• Вайшнава-дхарма подобна лотосу. Она
расцветает постепенно. Вначале она в
бутоне. Потом немного открывается. А
затем полностью расцветает, как
цветок. Во времена Брахмы знание о
Господе согласно чатух-шлоки, знание о
майе, бхакти-садхане и преме были
явлены в сердцах джив в форме ростка.

12.

• Во времена Прахлады и других можно
было видеть бутон.
• Во Времена Вьясы цветок начинал
расцветать.
• Во времена вайшнава-ачарьев появился
цветок.
• Когда явился Махапрабху, цветок премы
полностью распустился и напоил сердца
всех людей мира приятным ароматом.
• Махапрабху к великой удаче вселенной
раскрыл прему, высочайшую, глубочайшую
бхаву вайшнава-дхармы.

13. Шанкара

• Мы принимаем Шанкару как аватару Шивы.
Махапрабху учил нас почитать его как
ачарью.
• Но мы не принимаем майаваду, которую он
поведал. Майавада на является дхармой,
упомянутой в Ведах. Она – скрытый буддизм.
• По приказу Господа он придал иное
значение Ведам, Веданте, Гите и другим
писаниям и поведал адвайта-ваду, чтобы
утвердить людей демонической природы в
такой философии.

14. Девата-прасада

• Писания йогов гласят, что йги
не должен принимать прасад
деват. Нельзя сказать, что у
йогов нет веры в прасад деват.
Если йоги оставляет такой
прасад, практикуя йогу, это
благотворно для концентрации
ума во время медитации

15.

• Подобным же образом, если практикуя бхакти человек принимает
чей-то ещё прасад, кроме Господа, он не может совершать чистую
бхакти. Не то что бы у преданного нет веры в прасад деват. Нужно
понять, что человеку следует стремиться к своей цели в
соответствии с указаниями писаний.

16. Церемония шраддха

• Вайшнавы не выступают против людей, погруженных в карму и
совершающих карма-кандия церемонию шраддха.
• Предавшиеся Господу люди – не слуги полубогов, мудрецов,
других существ, родственников, человечества или предков.
Предавшись Господу, они освобождаются от своих долгов.
• Преданные не совершают карма-кандия церемонии шраддха,
чтобы отдать долг. Вместо этого они поклоняются Господу и
предлагают этот прасад предкам и затем едят этот прасад со
своей семьёй.

17.

• деварши-бхӯта̄пта-нр̣н̣а̄м̇ питр̣̄н̣а̄м̇
на кин̇каро на̄йам р̣н̣ӣ ча ра̄джан
сарва̄тмана̄ йах̣ ш́аран̣ам̇ ш́аран̣йам̇
гато мукундам̇ парихр̣тйа картам
• О царь! Тот, кто безраздельно посвятил себя служению Кришне,
Мукунде, и сложил с себя все остальные обязанности, больше никому
ничего не должен - ни деватам, ни мудрецам, ни обыкновенным
живым существам, ни своим родственникам, ни человечеству, ни
питам. (ШБ 11.5.41)

18.

• С того дня как у вайшнава появляется вера в слушание о Господе и
воспевание Его имёт, он становится квалифицированным.
та̄ват карма̄ни
̣ курвӣта на нирвидйета йа̄вата̄
мат-катха̄-ш́раван̣а̄дау ва̄ ш́раддха̄ йа̄ван на джа̄йате
• Пока человек не стал отречённым от ежедневных и
периодических обязанностей или не развил веру в слушание обо
Мне, он должен выполнять предписанные обязанности
варнашрамы. (ШБ 11.20.9)

19. Нитья-дхарма и идолы (Глава 11)

• Мы не можем сказать, что величие
– высшее состояние Бога. Наиболее
почитаемым должно быть самое
поразительное состояние.
• Величие поражает, но его противоположность, способность быть
очень маленьким, также поражает.
Слово Бхагаван объединяет в себе
всё поразительное для человеческого ума.

20. Шесть поразительных качеств

• Наиболее могущественный (айшварья) и мельчайший
из всех – это одно качество Господа.
• Бхагаван самый болагоприятный и исполненный
хороших качеств (йашах). Поэтому Его игры
полны сладости
• Бхагаван исполнен красоты (шри).
• Бхагаван – неисчерпаемое знание (гьяна). Он –
чит-сварупа (духовная форма), чистая и
совершенная, пребывающая за пределами материи.
Эта чит-сварупа – Его Божество.
• Хотя Бхагаван всё порождает, он независимый и
неосквернённый (вайрагья).

21.

• Поклонение воображаемой форме Господа – это
материальное поклонение. Дхарма вайшнавов –
поклоняться Его вечной, полностью духовной
форме.
• Человек может понять столько, насколько он сам
продвинулся. Человек низкой квалификации не
пожет понять духовный уровень.
• Когда он медитирует на Господа в уме, он
представляет себе форму, обладающую
материальными качествами.

22. Формы, открывающиеся в духовном видении

• Когда обычная джива становится благосклонной к
Господу, она оставляет всякую надежду, если не
видит Божество.
• Великие преданные видели Господа в чистой гьянайоге и созерцали чистую, духовную форму в своих
сердцах, очищенных благодаря бхакти.
• Когда сердце преданного распространяется на
материальный мир, оно становится отражённым
образом этой духовной формы. И так духовная
форма Господа, отражённая великими преданными,
становится Божеством.

23.

• Для человека высокой квалификации это Божество во все времена
является духовной формой Господа.
• Для преданного мадхьяма-адхикари это мысленная форма.
• Для людей с низкой квалификацией эта форма в первую очередь
материальна

24. Духовная форма открывается

• Принимая прибежище в правильном
методе, человек может достичь духовной сущности. Метод – бхава к Господу.
Атма становится исполненной этой
бхавы. Благодаря повторению Имени
Господа, воспеванию Его игр и
вдохновению от Божества эта бхава
постепенно усиливается и становится
бхакти. Духовная форма Господа
открывается только навстречу чистой
бхакти.

25.

• Можно твёрдо заключить, что общение с преданными – это
корень всего. Благодаря общению с духовными преданными
Господа проявится духовная бхава. Когда эта духовная бхава
появляется, материальные представления о Божестве исчезают.

26. Поклонение природе

• Все люди выражают благодарность к Господу. Даже если они
греховны, они верят в Высшее существо и выражают
почтение всем поразительным вещам этого мира.
• Вдохновлённые благодарностью к Господу, неразумные
люди естественно выражают почтение солнцу, рекам, горам
и огромным животным.
• Они вручают самих себя и сокровенные помыслы своего
сердца этим вещам.
• Хотя между бхакти и материальным поклонением существует
огромная разница, выражая почтение и благодарность
Господу, неразумные дживы постепенно обретают благо.

27. Садхана и садхья Глава 12

• Таттва, достижимая с помощью садханы называется садхья. Метод
достижения садхьи называется садханой. Связанные майей люди,
следуя своим склонностям и квалификации, стремятся к разным
садхьям. В действительности садхья только одна. Из-за разницы в
склонностях людей и квалификации, одна садхья стала тремя:
бхукти, мукти и бхакти.
садхана
садхья

28. Карма и гьяна как садхана

• Дживы, пойманные в колесо кармы и желающие наслаждение,
принимают прибежище в карме, которая приносит бхукти, и
называют этот метод садханой.
• Некоторые люди, которым страдания в самсаре приносят боль,
считают эти четырнадцать миров, места материального
наслаждения, незначительными. Они хотят выбраться из колеса
кармы. Они считают освобождение, мукти, своей целью,
садхьей.
• В писаниях гьяна-канды мы можем видеть размышления об
этой садхане и садхье.

29.

• Каждый вид деятельности человека находится в цепи садхьи и
садханы. Многие звенья порождают садхью и садхану кармы.
Многие звенья приводят к следующему, именуемому гьяной.
• Звено бхакти начинается после завершения звена гьяны. Конец
звена кармы – это бхукти. Конец звена гьяны – это мукти. Конец
звена бхакти – это према бхакти.
карма
гьяна
бхакти
према

30.

• Бхакти – это садхана и бхакти – это садхья. Карма и гьяна – это
промежуточные садхьи и садханы.
Бхакти
Премабхакти

31. Прамана

• Всё устроено так, чтобы наделять
стойкостью желающих освобождения
людей,
прославляя
брахма-нирвану. Это не недостаток, а хорошее качество. Но это не
конечная цель. Ведические мантры, дающие заключение по
частям, указывают, что садхана –
это бхакти, а садхья – это према.

32. Бхакти в Ведах

йасйа деве пара̄ бхактир
йатха̄ деве татха̄ гурау
тасйаите катхита̄ хй артха̄х̣
прака̄ша́ нте маха̄тманах̣
• Нужно быть преданным гуру в той же
мере, как и Господу. Таким великим
душам открывается истинное значение
писаний.

33.

атманам эва прийам упасита
• Нужно поклоняться Господу как
самому дорогому. (Брихадараньяка-упанишад)

34. Бхакти-абхаса

• Господь – прибежище всех шакти. Любая шакти дживы или
материи это лишь малая часть шакти Господа. Господь не удовлетворяется кармой и гьяной. Но если они принимают прибежище в
бхакти, то результат приходит. Поэтому на пути кармы и гьяны
присутствует бхакти-абхаса.
Бхакти, присутствующая в этих
методах – это не чистая бхакти. Это лишь тень бхакти, приносящая
результаты.
• Эта чистая бхакти является нашей садханой и её совершенная
стадия – это према.
Карма
Бхакти
bhakti
Сварга

35. Даша-мула-таттва Глава 13


Веды учат следующим истинам:
Самбандха:
Кришна – Верховная Абсолютная Истина.
Кришна обладает всеми энергиями
Кришна – океан расы
Дживы – отделённые частицы Господа
В обусловленном состоянии дживы находятся под влиянием материи, ввиду
своей природы татастха-шакти
• В освобождённом состоянии дживы свободны от влияния материи ввиду
своей природы татастха-шакти
• Дживы и материальный мир одновременно едины с Господом и отличны от
Него

36. Абхидхейа, прайоджана

• Чистая преданность – практика для джив.
• Чистая любовь к Кришне – это цель.

37.

• Утверждения амнаи (писаний) являются основным
доказательством. Эти утверждения учат указанным
десяти темам. То, что служит доказательством
для прамеи (то, что доказывается) называется
праманой.

38.

сватах сиддхо ведо хари-дайита-ведхах-прабхрититах
праманам сат-праптам прамити-вишайамс тан нава-видхан
татха пратйакшади-прамити-сахитам садхайати но
на йуктис таркакхйа правишати татхашакти-рахита
• Самосовершенные Веды или амнайа, полученные в сампрадае
Господа Брахмы, удостоившегося милости Господа, порождают
девять тем для доказательства, подкреплённого непосредственным чувственным восприятием и т.п., следующим за Ведами.
Аргументы, построенные на материальной логике, неспособны
объять непостижимое.

39. Брахма поведал знание

брахма̄ дева̄на̄м̇ пратхамах̣ самбабхӯва
виш́васйа карта̄ бхуванасйа гопта̄
са брахма-видйа̄м̇ сарва-видйа̄-пратишт̣ха̄м
атхарва̄йа джйешт̣ха-путра̄йа пра̄ха
• Брахма, творец вселенной и защитник миров, явился прежде, чем
деваты. Он поведал духовное знание, основу всего знания, своему
старшему сыну Атхарве (Мундака-упанишад)

40. Сампрадая

• Ошибочная теория майавады ведёт во тьму множество людей.
Преданным, свободным от недостатков майавады, сложно найти
общение с преданными, если они не объединятся в группу.
сампрада̄йа-вихӣна̄ йе мантра̄с те нишпхала̄ мата̄х̣
шри-брахма-рудра-санака ваишнавах кшити-паванах
• Матнры, полученные вне сампрадайи, не дают результата.
Сампрадайи Лакшми, Брахмы, Шивы и Кумаров очищают весь
мир. (Падма-пурана)

41.

• Среди всех сампрадай Брахма-сампрадая самая древняя. Она продолжается от Брахмы до наших дней.
Невозможно потерять какую-либо
часть наилучших писаний, таких как
Веды, Веданги и Веданта, если они
передаются в сампрадае с древних
времён. В мантрах, проявленных в
трудах, которые принимает сампрадая, нет сомнений.

42. Прамана + пратьякша

• Для духовных тем Веды – единственная прамана.
• Если знание, полученное посредством пратьякши и т.п.
согласуется с праманой Вед, совершенных в самих себе (сватахсиддха), тогда деятельность пратьякши и т.п. нужно принимать с
уважением. Веды, сопровождаемые пратьякшей и т.п. –
единственная прамана.

43.

• По таттве ачарьи принимают 11 упанишад:
Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака,
Мандукья, Тайттирия, Айтарея, Чхандогья,
Брихад-араньяка и Шветашватара.
• Они также принимают некоторые тапани,
которые сопровождают поклонение, такие
как Гопала-тапани и Нрисимха-тапани. Они
также принимают брахманы и все канды,
включённые в Риг, Саму, Яджур и Атхарва
Веды, которые объясняют их.

44. Использование логики

• наиша̄ таркен̣а матир а̄панейа̄: не уничтожай это понимание логикой.
(Катха-упанишад)
• Таркапратиштханат: Логика не имеет твёрдого фундамента (Ведантасутра)
ачинтйа̄х̣ кхалу йе бха̄ва̄ на та̄м̇с таркен̣а йоджайет |
пракр̣тибхйах̣ парам̇ йач ча тад ачинтйасйа лакш̣ан̣ам ||
• Непостижимое неподвержено материальной логике. Природа
непостижимого в том, что оно за пределами материальных объектов.
(Махабхарата)

45.

йатхенопадито ‘пй артхах кушалаир ануматрбхих
абхийуктатараир анйаир анйатхаивопападйате
• Смысл, порождённый умелым логиком с великим
усилием, может быть опровергнут другим, более
сильным логиком. (Вакьяпадья, Бхартрихари)
• «Если сегодня ты утвердишь истину, основанную на
логике, завтра другой, более умелый логик
разобьёт эту истину. Какие же надежды можно
тогда возлагать на логику?»
English     Русский Правила