156.08K
Категория: ФилософияФилософия

ультура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Формы и особенности средневековой науки

1.

Лекции
для аспирантов по предмету: «История и философия науки»
ТЕМА 3 (продолжение): «Культура античного полиса
и становление первых форм теоретической науки.
Формы и особенности средневековой науки»
Автор: к.ф.н., доцент Гайнутдинова Е.В.
Астрахань -2018

2.

В истории развития науки выделяют 2 этапа, которые соответствуют
двум различным методам получения знаний:
Первый этап характеризует зарождающуюся науку (преднауку);
Второй этап характеризует науку в собственном смысле слова, т. е. как
форму духовной деятельности и социальный институт.
Преднаука изучает в основном те явления, предметы, с которыми человек
постоянно сталкивается в повседневности. Предметы повседневности
фиксируются в форме идеальных образов, которыми мышление начинает
оперировать как специфическими предметами, замещающими предметы
реальности (Платон).
Эта деятельность мышления формировалась на основе практики. Связь с
практикой можно обнаружить во-первых, в знаниях, относящихся к геометрии.
Древние греки заимствовали первичные геометрические знание в Египте и
Вавилоне. По мере развития познания и практики формируется новый способ
построения знаний.

3.

На этапе преднауки первичные идеальные объекты выводились из
практики, и лишь затем внутри созданной системы знаний
формировались новые идеальные образы
На этапе развития непосредственно науки знание уже не
формируется как предписание для практики, а выступает как знание,
на основе которого вырабатывается модель будущего практического
применения реальных объектов.
Культуры традиционных обществ (Др. Египет, Вавилон, Индия,
Китай), несмотря на создание большого объёма знания разных видов, так и
не вышли за рамки преднауки.
Переход к науке был связан с двумя коренными изменениями:
Во-первых, это такие изменения в культуре античного мира, которые
обеспечили применение научного метода в математике и вывели её на уровень
теоретического исследования.
Во-вторых, такие изменения в европейской культуре эпохи Возрождения,
когда теоретическое исследование стало достоянием естествознания (науки о
природе) и возник экспериментально-математический метод.

4.

Проблема начала науки. Существуют различные представления о времени
возникновения науки. Одни считают, что наука возникла вместе с человеком – в те
древние времена, когда он стал изготавливать первые орудия труда. Другая
крайность – отнесение начала науки к тому этапу истории, когда появилось
опытное естествознание (XV-XVII вв.). Многие исследователи полагают, что
точного ответа на вопрос о времени возникновения науки не может быть, так как
науку можно рассматривать в нескольких аспектах.
В зависимости от того, какой аспект мы будем исследовать, нами будут получены
разные точки отсчета времени рождения науки:
· как знания и деятельность по производству этих знаний – с начала человеческой
истории;
· как форма общественного сознания и сфера культуры – в Древней Греции (VI-IV
вв.);
· как социальный институт – в Новое время.
Разное время рождения имеют и конкретные науки: античность дала миру
математику и астрономию, Новое время – физику, химию, биологию
(классическое естествознание); ХIХ век – обществознание.

5.

Наука – это сложное многогранное общественное явление, которое вне
общества не могло ни возникнуть, ни развиваться. Наука появляется тогда, когда
для этого создаются особые условия: более или менее четкий запрос на
объективные знания о мире; социальная возможность выделения особой группы
людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос; накопление
знаний, навыков, познавательных приемов и способов символического
выражения и передачи информации и др.

6.

Научные знания Древнего Востока. Возникновение первых форм научного знания
связывают с древними цивилизациями Востока (Египет, Шумер, Вавилон, Индия,
Китай). Именно здесь, в условиях преимущественно земледельческих культур,
появились зачатки математических, астрономических и технических знаний.
Астрономические знания позволяли рассчитывать движение планет и предвидеть
возможные климатические изменения, математика была основой измерения земельных
площадей, с помощью технических знаний строились различные крупные сооружения
(пирамиды, дамбы, водораспределительные системы и др.). Эти цивилизации дали
миру множество конкретных знаний, но они имели сугубо прикладной характер.
Это были знания, необходимые для практической жизни, для религиозных ритуалов,
всегда бывших в этих странах важнейшей частью повседневной жизни.
Научные знания передавались по принципу наследственного профессионализма – от
старшего к младшему внутри касты жрецов. Знание считалось идущим от бога –
покровителя этой касты. В силу этого оно было тайным, доступным только
посвященным. По отношению к нему отсутствовала критическая позиция, так как не
дело человека – исправлять богов.
Таким образом, культура Древнего Востока, сделав немало открытий, не оставила
систематизированного научного знания, можно говорить лишь о наличии
разрозненных научных представлений.

7.

Античная наука. Наука как самостоятельная отрасль культуры и теоретическое
знание появилась в Древней Греции в VI-IV вв. д.н.э. В отличие от Древнего
Востока здесь не было замкнутой касты жрецов и доступ к знаниям имел любой
свободный человек. Большая часть знаний была открытой.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Особенности античной науки:
Греки разделяли практические знания и умения и теоретические знания о
мире, которые и были предметом науки.
Научные знания в Древней Греции почти не были связаны с повседневной
жизнью и ее запросами.
Наукой там занимались из чистого интереса к истине.
Научное познание отождествлялось с созерцанием природы. Знания о
природе развивались в форме натурфилософии – чисто умозрительного
учения об устройстве мироздания. Подлинная цель науки виделась в
непосредственном усмотрении истины в природе, а всякие практические
действия с природными объектами рассматривались как мешающие
научному познанию.
Основная деятельность ученого состояла в созерцании и осмыслении
созерцаемого.
Впервые в истории появляется теоретическое знание, первые дедуктивные
системы.
Научное знание впервые становится предметом философской рефлексии:
появляется и теория науки.

8.

Предпосылкой
возникновения
знаний
многие
исследователи истории науки считают миф. Миф — не
только сказание, предание или легенда, он еще и способ
ориентации человека в мире, это особый тип мышления.
В мифе совмещены два аспекта: диахронический
(рассказ о прошлом, о первопредках, о первопредметах в
«начальном»
сакрально-священном
времени)
и
синхронический (объяснение настоящего, а иногда и
будущего).

9.

Понятием «античная наука» охватывается совокупность научнофилософских идей, возникших в период с VI в. до н.э. до начала VI в. н.э., от
возникновения первых философских учений «о природе вещей» (ранней
греческой натурфилософии) до падения Римской империи и закрытия
Академии
Платона
в
Афинах
(529
г.).
В это время в Древней Греции и Древнем Риме наука поднимается на
качественно новый уровень в сравнении с наукой Древнего Востока:
впервые в истории появляется теоретическое знание, первые дедуктивные
системы. Научное знание впервые становится предметом философской
рефлексии: появляется и теория науки.
Новый уровень был достигнут благодаря возникновению философии, то
есть мировоззрения, принципиально отличного от религиозномифологического взгляда на мир в цивилизациях Древнего Востока.
Математика становится чистой наукой об идеальных, неизменных,
бестелесных
сущностях,
дедуктивной
системой,
выводящей
и
доказывающей свои положения из определений, аксиом и постулатов.
В это время появляется натурфилософия, как исторически первая форма
теоретического познания природы, формируются основные категории,
принципы и программы научного естествознания, выделяется ряд
конкретных областей научного исследования, от теории музыки, статики,
гидростатики, ботаники и зоологии до грамматики, риторики

10.

Некоторые из крупнейших научных достижений античности:
атомистика Демокрита (V в. до н.э.), Эпикура (III в. до Р.Х.) и Лукреция (I в. до н.э.);
диалектика и теория идей Сократа и Платона (V-IV вв. до н.э.);
теория государства Платона и Аристотеля (IV в. до н.э.);
метафизика, физика, логика, психология, этика, экономика, поэтика Аристотеля (IV в.
до Р.Х.);
геометрия и теория чисел, изложенные в форме дедуктивной научной системы в
«Началах» Евклида (III в. до Р.Х.), предпосылки которой были заложены Пифагором и
Академией Платона;
статика и гидростатика Архимеда (III в. до н.э.), его математические работы по
вычислению площадей и объёмов;
теория конических сечений Аполлония (III-II в.в. до н.э.);
геоцентрическая астрономия Клавдия Птолемея (II в.), гелиоцентрическая система
Аристарха Самосского (III в. до Р.Х.), работы Эратосфена (III в. до Р.Х.) по определению
радиуса Земли и расстояния до Луны;
теория архитектуры Марка Витрувия (I в. до Р.Х.);
исторические труды Геродота и Фукидида (V-IV вв. до Р.Х.), Цезаря (I в. до Р.Х.), Тацита
(I-II вв.) и др.;
медицина Гиппократа (V в. до Р.Х.) и Клавдия Галена (II в.).
классическая система римского права, труды древнеримских юристов, и др.

11.

Особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что
в данном случае равносильно созерцательному, наложили отпечаток на формирование
знаний в этот период.
Среди значимых натурфилософских идей античности представляют
интерес атомистика и элементаризм.
1. Атомистика. Решение космогонической проблемы, поставленной Парменидом, далее
развитая . Левкиппом и Демокритом. Мысль о том, что все вещества состоят из мельчайших
частиц - атомов, красной нитью проходит через всю историю естествознания.
2. Элементаризм. Речь идет о логической связи идей. Космос Эмпедокла образован четырьмя
элементами (другое название - стихиями): огнем, воздухом, землей, водой - и двумя силами
- любовью и враждой. Элементы Эмпедокла не подвержены качественным изменениям, они
вечны и непреходящи, они однородны, способны вступать друг с другом в различные
комбинации в разных пропорциях. Все вещи состоят, по Эмпедоклу, из элементов, как слова
из букв. Аристотель добавил к названным выше четырем элементам тончайший эфир
надлунных сфер, и в таком виде это учение просуществовало около 2000 лет.
3. Платон объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения
вещества, утверждая, что четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля — не являются
простейшими составными частями вещей. Он предлагает их называть началами и принимать
за стихии. Аристотель (384—322 гг. до н.э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире,
наиболее адекватную сознанию своих современников. В эту систему вошли знания из
области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. Для объяснения
процессов движения, изменения развития вводит четыре вида причин: материальные,
формальные, действующие и целевые.

12.

Об объёме научного знания античности косвенно свидетельствует тот факт, что
александрийская библиотека в III-II вв. до н.э., эпохи расцвета античной науки,
насчитывала около полумиллиона свитков.
1)
2)
3)
4)
Античная наука в общем и целом:
Имеет теоретически-созерцательный характер. Это не означает, что она
имеет чисто «умозрительный» или «спекулятивный» характер.
Она опирается и на обыденный жизненный опыт, и на специальные
систематические, внимательные, тонкие наблюдения, и на обширный
ремесленный опыт, но предпочтение отдаёт логике, рассуждению, легко
воспаряя от отдельных фактов опыта к самым общим философским
обобщениям.
Идея «эксперимента» и тем более систематического экспериментирования как
основы науки в античности отсутствует. Практически-ремесленная,
производственная деятельность той эпохи не опирается на науку, если не
считать единичных, исключительных случаев, подобных работе Архимеда по
созданию оборонительных машин.
Научно-философское знание не было направлено на практическитехническое применение. Наука и «искусство», познание и техника были
отделены друг от друга и даже противопоставлены друг другу.

13.

«Идея Университета». Научное знание не может нормально функционировать,
будучи исключенным из системы образования. Сама идея университета
предусматривает естественное соединение науки и образования, их совместное
проживание под одной крышей, совместное участие в творчестве.
Величайшим достижением античности стало создание философско-научных
центров (школ), самыми известными из которых стали школа Пифагора в Кротоне (в
конце VI веке до н.э.), Академия Платона в Афинах (ок. 387 г. до н.э.) и Ликей
Аристотеля (335 г. до н.э.). Именно они и заложили основу всех современных форм и
видов научных сообществ. Академия Платона вообще поставила своеобразный
рекорд по продолжительности своего существования – 912 лет (с 387 г. до н.э. по 529
г. н.э.). Продолжением этой традиции стали средневековые университеты.
При этом не надо забывать, что возникновению университетов в Западной
Европе предшествовало одно явление, которое было незаслуженно забыто
историками науки. Речь идет о Платоновской Академии (780 – 800-е гг.) Алкуина (ок.
735 – 804) при дворе Карла Великого. Тогда Алкуину на короткое время удалось
восстановить идеалы платоновской Академии, в результате чего об этом времени
современные историки говорят как о «каролингском возрождении». Знаковым
явлением для самой эпохи Возрождения стало открытие в 1459 г. во Флоренции
Платоновской Академии, которая стала своего рода продолжением Академии Платона
и Академии Алкуина.

14.

Платоновская Академия, или, как ее называли, «Платоническая семья»
(Platonica familia), во Флоренции имела свою краткую, но блестящую
историю. Ее расцвет приходится на период 1470 – 1480 гг., т.е. на
переломные годы итальянской истории. По мнению ряда исследователей
(Р. Масель, А.Ф. Лосев), эта Академия была «очагом света», который
привлекал к себе все богатство человеческого духа; это было место, куда
стекались наиболее драгоценные рукописи и где встречались
знаменитейшие эрудиты. Академия стала художественной мастерской, в
которую каждый вносил свой талант. Эта Академия была чем-то средним
между клубом, ученым семинаром и религиозной сектой. Сюда входили:
Кристофоро Ландино, Лоренцо Великолепный, Пико делла Мирандола,
Франческо Каттани, Марсилио Фичини и др.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С. 320.

15.

Средневековый университет – это корпорация студентов и профессоров,
объединенных общим стремлением к познанию. Университеты были созданы
практически во всех европейских столицах и ряде крупных культурных центров
Западной Европы в Болонье (1158), Оксфорде (1168), Париже (1200), Кембридже
(1209), Падуе (1222), Тулузе (1229) и др. К 1500 г. их было уже 79, причем 50 из
них были созданы римскими папами на основе церковных католических школ. См.:
Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М.,
1994.
Многие средневековые элитарные школы Англии сохраняют свою значимость и по
сей день. Свою родословную они ведут от средневековых грамматических школ,
впоследствии получивших наименование «паблик скул». Старейшая – Винчестер
(основана в 1380 г.) для сыновей духовных лиц (зачастую небогатых), самая
знаменитая – Итон (в 1440 г.) – преимущественно для детей дворян (выпускники ее
продолжали образование в университетах Оксфорд и Кембридж), Вестминстер (в
1560 г.), Харроу (в 1571 г.).
Ашин Г.К., Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л., Резаков Р.Г. Теоретические основы
элитологии образования. Монография / Под ред. П.Л. Карабущенко. М., 1998. С.
148.
English     Русский Правила