Жанровые особенности экскурсионной речи учителя (ЭРУ)
Жанровые особенности экскурсионной речи учителя (ЭРУ)
Жанровые особенности экскурсионной речи учителя (ЭРУ)
Жанровые особенности экскурсионной речи учителя (ЭРУ)
Композиция ЭР
Композиция ЭР
Композиция ЭР
Композиция ЭР
Композиция ЭР
Композиция ЭР
Композиция ЭР
Композиция ЭР
Композиция ЭР
Композиция ЭР
Композиция ЭР
Опорные фразы заключения:
Средства воздействия экскурсовода на слушателей
Средства воздействия экскурсовода на слушателей
Средства воздействия экскурсовода на слушателей
Средства воздействия экскурсовода на слушателей
Средства воздействия экскурсовода на слушателей
Средства воздействия экскурсовода на слушателей
Основные жанры ЭР
Основные жанры ЭР
Информационное ядро и периферия ЭР
Информационное ядро и периферия ЭР
ЭР учителя
ЭР учителя
ЭР учителя
Подготовка ЭР
Подготовка ЭР
Подготовка ЭР
Подготовка ЭР
Подготовка ЭР
Подготовка ЭР
Подготовка ЭР
322.50K
Категория: ПедагогикаПедагогика

Учитель-экскурсовод. Экскурсионная речь в профессиональной деятельности

1.

Учитель-экскурсовод
(экскурсионная речь
в профессиональной
деятельности)
1

2.

• Цель учебных экскурсий:
– вызвать устойчивый интерес к учебной
теме;
– сформировать творческую личность
школьника, которая будет способна не
только воспринимать логическую
информацию предмета, но и испытывать
эстетические чувства по поводу
увиденного, услышанного, прочитанного,
а значит, более глубоко усваивать
учебный материал.
2

3.

• Речь учителя – посредник между
учеником и научными достижениями
(учёного, путешественника).
Умение создавать и произносить
экскурсионную речь об искусстве –
необходимая составная часть
профессионального мастерства
педагога.
3

4. Жанровые особенности экскурсионной речи учителя (ЭРУ)

• 1. Развернутый публичный
подготовленный монолог на учебную
тему с элементами диалогизации.
• 2. Коммуникативный лидер – учительэкскурсовод.
• 3.Адресат ЭР – группа слушателей –
школьников с различным уровнем
подготовленности к экскурсионному
общению.
4

5. Жанровые особенности экскурсионной речи учителя (ЭРУ)

• 4. Поликодовый способ
передачи информации
(сочетание вербального и
невербального/ иконического
компонентов : картин, слайдов,
фотографий, схем, экспонатов и
т.п.)
5

6. Жанровые особенности экскурсионной речи учителя (ЭРУ)

• 5. Комплексный жанр (включает
научные, искусствоведческие,
биографические и др. тексты:
дневниковые записи, мемуары,
творческий портрет автора, его
творения, открытия, материалы
родословной и пр.)
6

7. Жанровые особенности экскурсионной речи учителя (ЭРУ)

• Место каждого жанра свободно,
зависит от особенностей
ситуации экскурсионного
общения (места событий,
времени, предмета речи,
интенций, коммуникантов)
7

8. Композиция ЭР

ВСТУПЛЕНИЕ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЗАЧИН)
ЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД К ОСНОВНОЙ
ЧАСТИ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЭР
МИКРОТЕМЫ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ
ЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕХОДЫ МЕЖДУ
ЧАСТЯМИ (МИКРОТЕМАМИ, ЖАНРАМИ)
ОБОБЩАЮЩАЯ ЧАСТЬ (ИТОГ ЭР)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КОНЦОВКА)
8

9. Композиция ЭР

• ВСТУПЛЕНИЕ – это
коммуникативный зачин.
Его задача- привлечь,
сконцентрировать внимание
аудитории.
9

10.

• В ЭР учителя зачин выполняет
роль дидактической установки
на работу. Хронологически
зачин начинается в момент
появления экскурсовода перед
слушателями /зрителями
10

11. Композиция ЭР

• Во вступлении выделяются 2 части:
организационная и
информационная.
В организационной части
экскурсовод сообщает тему
экскурсии, ее маршрут, определяет
продолжительность общения.
11

12. Композиция ЭР

• В информационной части
кратко излагается
содержание предстоящей
экскурсии
(реферативный обзор).
12

13. Композиция ЭР

• Ключевые фразы зачина:
Сегодня на уроке мы совершим
экскурсию в…Наша задача – понять
(изучить, познакомиться и т.п.) После
экскурсии вы должны
будете…(ответить, выполнить,
написать, заполнить и т.п.) Я
надеюсь…(хочу, желаю вам, думаю,
верю в то, что…)
13

14. Композиция ЭР


Основная часть ЭР – развитие ее темы в
виде устного (поликодового) текста:
слова, лекции). В него входят на правах
структурно-смысловых частей основные
информационные жанры (архив
творческой личности: ее дневники,
записные книжки, личные письма;
воспоминания других людей;
публикации и пр.)
14

15. Композиция ЭР


В слово включается показ
экспонатов (личных
вещей творческой
личности, фотографий,
карт и пр.)
15

16. Композиция ЭР

• Ключевые фразы основной
части:
• Посмотрите на… Здесь любил
бывать… Когда-то
здесь…Нельзя не восхититься
(удивиться, залюбоваться …)
Мы словно слышим (видим,
чувствуем), как…
16

17. Композиция ЭР

• Перед нами подлинный документ
(свидетель, хранитель…)
Взгляните на… Перейдем в
следующую комнату (залу и т.п.)
остановимся у… Вот здесь…Как
тепло вспоминает…
17

18. Композиция ЭР

В основную часть включаются
главные доказательства
феноменальности личности предмета ЭР: фрагментов
видеозаписи, кинохроники,
фотографий, документов и пр.
18

19. Композиция ЭР

• Заключение ЭР – это
коммуникативный итог
экскурсии, ее
риторический результат.
19

20. Опорные фразы заключения:

Вот мы и закончили нашу
экскурсию …Подумайте, какое
воздействие оказывает место,
где…
А теперь ответим на вопрос,
который звучал в начале нашей
экскурсии… Выполним задание,
для которого нам
понадобилось…
20

21. Средства воздействия экскурсовода на слушателей

Звуковые:
Вербальные
средства: лексические,
морфологические,
синтаксические;
стилистические и пр.
21

22. Средства воздействия экскурсовода на слушателей

Ритмико-интонационные:
риторические свойства
голоса:
силовой (громкостный),
звуковысотный,
тембральный диапазоны;
гибкость;
22

23. Средства воздействия экскурсовода на слушателей

помехоустойчивость;
адаптивность;
благозвучие и пр.
23

24. Средства воздействия экскурсовода на слушателей

риторические средства
голоса:
громкость;
высота;
тембр;
дикция и пр.
24

25. Средства воздействия экскурсовода на слушателей

Зрительные:
пантомимические
(взгляд, поза,
мимика, жесты:
указательные,
регулирующие)
25

26. Средства воздействия экскурсовода на слушателей

иконические
(экспонаты:
фотографии, карты и
пр.)
26

27. Основные жанры ЭР

1. Биографические
повествования:
мемуары, дневниковые записи,
родословная,
автобиографический рассказ,
энциклопедическая
биографическая справка, личное
письмо о случае из жизни
27

28. Основные жанры ЭР

2. Оценочные жанры:
отзыв, рецензия, похвальное
слово, комплимент,
негативно-оценочные речи и
др.
28

29. Информационное ядро и периферия ЭР

Ядерная информация:
Описание предмета речи
(его характеристика)
Рассказ об учёном,
исследователе, местах,
достопримечательностях
История открытия
29

30. Информационное ядро и периферия ЭР

Информационная
периферия:
Сведения о социальноисторической обстановке
Характеристика культурной
среды
Сведения об общественном
резонансе
30

31. ЭР учителя

1. По содержанию:
биографические, научные,
историко-географические
31

32. ЭР учителя

2.По форме проведения
экскурсии:
ЭР, сопровождающая очную
экскурсию;
ЭР, сопровождающая
заочную экскурсию.
32

33. ЭР учителя

3. По охвату
материала:
обзорные,
тематические.
33

34. Подготовка ЭР

1. Определите тему, цель
экскурсии, придумайте
название (тематическое,
смысловое)
34

35. Подготовка ЭР

2.Подумайте, кому адресована
речь и в какой обстановке она
прозвучит (спрогнозируйте
речевую ситуацию).
35

36. Подготовка ЭР

3. Изучите источники по теме ЭР,
выберите интересный
фактический материал.
36

37. Подготовка ЭР

4. Отберите объекты показа,
на которых будут
построены экскурсия и ЭР.
37

38. Подготовка ЭР

5. Подготовьте текст и голосовой
сценарий ЭР (обозначьте место
логических и внезапных пауз,
изменение силы и громкости
голоса, темпа речи, продумайте
пантомимику).
38

39. Подготовка ЭР

6. Выберите яркие, образные
средства языка, подготовьте
комментарий терминов.
39

40. Подготовка ЭР

7. Прорепетируйте речь. Не
забудьте использовать
средства привлечения
внимания и установления
контакта со слушателями.
40
English     Русский Правила