Общественное движение 30 — 50-х гг.
Общественное движение -
Консервативное движение
Формирование правительственной идеологии
Формирование правительственной идеологии
Либеральное движение
Славянофилы
Славянофилы
Славянофилы
Славянофилы
Западничество
Либеральное движение
Домашнее задание
Основные идеи западничества:
К. С. Аксаков «Петру I»
Радикально-демократические направление
Радикально-демократические направление
Кирилло-Мефодиевское общество (1846 -1847)
А. И. Герцен
В. Г. Белинский
Общество М. В. Буташевича-Петрашевского (1845-49)
Революционное движение в России
1.89M
Категория: ИсторияИстория

Общественное движение при Николае 1

1. Общественное движение 30 — 50-х гг.

Консервативное и либеральное движения.
Революционное движение в 30 – 50-е гг.
§ 29 – 10а, § 18 – 10б

2. Общественное движение -

организованные
НАПРАВЛЕНИЯ
коллективные
усилия,
русской общественной
мысли
которые способствуют или
Радикаль
Либераль
препятствуют,
вплоть
до
консерва
ноноотмены,
социальным
тивное
демократ
оппозици
изменениям.
ическое
онное

3. Консервативное движение

Консерват
изм
Теория официальной
народности
в первую
очередь морально
правовых ее
оснований,
воплощенных в
нации, религии,
Самодерж
авие
Правосла
вие
Народнос
ть
С. С.
Уваров

4. Формирование правительственной идеологии

Теория официальной народности
Самодержавие – единство
царя и народа, единственно
возможная форма
государственного правления
для России
Православие – основа
духовной жизни народа, опора
самодержавия
Народность – отсутствие
социальной розни, «единство
народа», «единение» его с
царем
Реакционер — этот тот, кто

5. Формирование правительственной идеологии

С. С. Уваров
М. Н. Загоскин
М. П. Погодин
Н. И. Греч
Н. В. Кукольник
Ф. В. Булгарин

6. Либеральное движение

(от лат. liberalis —
свободный) —
философское
и общественнополитическое
течение,
провозглашающее
незыблемость прав и
индивидуальных
свобод человека.

7. Славянофилы

направление русской общественной мысли и философии
1840—1850-х гг., представители которого протестовали
против односторонней подражательности Западу и
поставили своей задачей отыскать «начала русского
просвещения», отличные от «просвещения западного».
Эти отличия они усматривали в православии как вере
Вселенской Церкви, в мирном начале и в основном
ходе русской истории, в общинности и др. племенных
особенностях славян.
Симпатии к славянам, особенно южным, дали повод
для названия «С», которое не вполне отражает суть их
воззрений и дано им их идейными противниками,
западниками.
термин, введённый известным поэтом Константином
Батюшковым.

8. Славянофилы

История славянофильства начинается с 1839
года.
Зимой 1839/1840 года Алексей Степанович
Хомяков представил своим друзьям работу «О
старом и новом», которая была ответом и
Чаадаеву, и сторонникам официальной
идеологии.
Хомяков поставил в своей работе вопросы:
«Что лучше, старая или новая Россия?»,
«Утратила ли Россия коренные начала своего
развития, особенности русского пути
развития?»
Каждую пятницу в салоне Елагиной собирались
Кириевские с единомышленниками, Иван
Кириевский написал статью «В ответ
Хомякову».
Алексей
Степанович
Хомяков
Авдотья
Петровна
Елагина

9.

10. Славянофилы

Алексей Степанович
Хомяков,
Иван и Петр Киреевские,
Константин и Иван
Аксаковы,
Юрий Федорович Самарин,
Александр Иванович
Кошелев
Хомяков верил, что только в церкви есть свобода.
Свобода осуществляется в соборности.
Соборность означает свободное единение людей в вере и
любви к Богу.
Россия должна показать Западу путь к свободе.
Истоками русской жизни является православие, русская
православная душа, сельская община, традиции
коллективизма.

11. Славянофилы

раннее и позднее славянофильство (Рубеж -1861
год)
в раннем славянофильстве выделяют два периода:
1839 – 1855 гг. – время выработки философской,
религиозной и исторической концепции
славянофилов. 1855 – 1861 годы – участие
славянофилов в общественной жизни, подготовке
крестьянской реформы.
Было разрешено издание новых газет и журналов.
Славянофилы добились возможности издавать свои
журналы и газеты. В 1856-1860 гг. они издавали
журнал «Русская беседа», в 1857 г. газету «Молва».

12. Западничество

направление общественной и философской мысли,
представители которого выступали за ликвидацию
крепостного права и признание необходимости
развития России по западно-европейскому пути.
Идеи Западничества выражали и пропагандировали
публицисты и литераторы — Пётр Чаадаев, Иван
Тургенев, Василий Боткин, П. В. Анненков, М. Н. Катков,
Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко и др.;
профессора истории, права и политической экономии —
Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д.
Кавелин, Б. Н. Чичерин, И. В. Вернадский и др.
Идеи западников отчасти разделяли писатели и
публицисты — Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, Н. А.
Некрасов, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин.

13. Либеральное движение

Течения
Вопросы для сравнения
Западники
Славянофил
ы
1. Представители
2. Отношение к самодержавию,
приемлемый государственный
строй
3. Отношение к крепостному
праву
4. Отношение к
преобразованиям Петра I
5. Отношение к влиянию Запада
6. Отношение к крестьянской
общине
С. 86-87

14. Домашнее задание

15. Основные идеи западничества:

1) отставание от Запада России, развивающейся по
универсальным законам истории;
2) необходимость восприятия опыта и ценностей
Запада, ликвидация исторического отставания;
3) утверждение в России либеральных идеалов
свободы личности, гражданского общества и, в
перспективе, конституционной монархии;
4) развитие рыночных отношений,
предпринимательства, промышленности и торговли;
5) отмена крепостного права, передача крестьянам
земли за выкуп;
6) развитие образования и распространение научных
знаний;

16. К. С. Аксаков «Петру I»

Могучий муж!
Желал ты блага,
Ты мысль великую
питал,
В тебе и сила, и
отвага,
И дух высокий
обитал;
Но, истребляя зло
в отчизне,
Ты всю отчизну
оскорбил;
Гоня пороки
русской жизни,
Ты жизнь
1. О ком идет речь в
стихотворении?
2. К какому
общественному
течению принадлежал
автор стихотворения?
Аргументируйте свой
ответ

17. Радикально-демократические направление

Сторонники проведения
демократических
изменений, направленных
на коренное
переустройство
государства, с помощью
крайних насильственных
методов
Студенческие кружки 20-30-х
гг. XIX в.
Кружок братьев Критских
(1827)
Кружок Сунгурова Н.П. (1831)

18. Радикально-демократические направление

Социализм – учение,
выдвигающее в качестве
цели и идеала
установление общества, в
котором отсутствуют
эксплуатация человека
человеком и социальное
угнетение; утверждаются
социальное равенство и
справедливость
Кирилло-Мефодиевское
общество (1846-47)
Социализм Герцена А. И. И

19. Кирилло-Мефодиевское общество (1846 -1847)

Н. И.
Костомар
ов
Т. Г. Шевче́нко
Отмена
крепостного
права и
сословных
привилегий
Создание
федерации
славянских
республик
Методы
борьбы:
умеренные

20. А. И. Герцен

Общинный
(русский)
социализм
«ячейка»
социализма –
крестьянская
община:
Крестьянское
общинное
землевладение
Крестьянская
идея равного
права на землю
отмена
Общинное
крепостного
самоуправление
права ликвидация
Природный
самодержавие
коллективизм

21. В. Г. Белинский

«Письмо к Н. В.
Гоголю»
Критика
самодержавия
и
крепостничес
тва
Уничтожение
крепостного
права
Отмена
телесных
наказаний

22. Общество М. В. Буташевича-Петрашевского (1845-49)

Пятницы Петрашевского –
обсуждение наболевших
вопросов развития России
Осуждали самодержавие и
крепостничество
Изучали социалистические
учения
разделяли идеи подготовки
революции в России
1849 – кружок разгромлен: 39
человек арестовано,
21 приговорен к смертной
казни

23.

24. Революционное движение в России

Утрата надежды
на
реформировани
е «сверху»
Обоснование
правомерности
и
необходимости
революционног
о насилия
Выдвижение в
качестве
идейной основы
будущей
революции и
Распространение
либеральных и
революционных
настроений среди
интеллигенции
Готовность передовой
части российского
общества к борьбе за
преобразования
English     Русский Правила