Похожие презентации:
Государство и его происхождение
1. Государство: происхождение
ГОСУДАРСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ2. Теории происхождения государства
Теологическая (Бог, Ф. Аквинский);Органическая (связь с природой, естественный отбор, Ч. Дарвин);
Классовая (средства производства, эксплуататоры, К. Маркс, Ф. Энгельс);
Инцестная теория (кровь не мешаем, К. Леви Стросс);
Ирригационная теория (неблагоприятные условия, К. Виттфогель);
Договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. -Ж. Руссо);
Теория внешнего насилия (К. Каутский);
Патриархальная теория (Р. Филмер).
3. Теологическая теория 1.0
Благодать дополняет естество. В естестве есть ориентиры, которые позволяютчеловеку жить (нравственные ориентиры).
Три порядка существования:
1.
Natura. состояние, когда человек своими силами пытается приобщиться
к Богу) . Даже в этом состоянии есть подсказки человеку (естественный
закон). Состояние наибольшей потерянности
2.
Gratia. Благодать. В большей степени приближает нас к Богу. Довершает
природу.
3.
Gloria. состояние созерцания славы Божьей. Слова апостола Иоанна:
«будем подобны ему, потому что увидим Его, как Он есть»,
интерпретируется как уподобление через причастность к свету славы.
Естественное состояние. Состояние, не просветленное Божьей благодатью и
тем более не просветленное прямым созерцанием славы Божьей. Люди могут
руководствоваться только естественным законом до получения откровения
(пещера и свет по Платону)
Фома Аквинский
4. Теологическая теория 2.0
■■
Всякая власть от Бога (Фома Аквинский);
–
Божественный закон = правила жизни, которые диктует
Бог;
–
Вечный закон = источник миропорядка, управляет миром,
замысел Бога для всех;
–
Естественный закон = часть ВЗ, доступная человеку;
сопричастность вечного закона разумной твари –
человеку;
–
Человеческий закон = конкретизация и дополнение
ЕЗ. Требования имеют смысл только лишь к
человеческому закону. Человеческий закон не должен
противоречить вечному и естественному.
Импликации:
–
Вечный закон (план Бога) → Человеческий закон (планы
земных правителей);
–
Естественный закон как материал для перехода от вечного
к человеческому (ВЗ→ ЕЗ → ЧЗ);
–
Человеческий закон возможно несправедливый, но
“всякая власть от Бога”.
5. Классовая (марксистская) теория 1.0
■ Формации как ступени исторического развития общества, каждую изкоторых характеризует свой способ производства:
o Базис общества: определенная система экономических отношений;
o Надстройка общества: особый комплекс политических, правовых,
идеологических, этических и других отношений и форм
общественного сознания.
– Карл Маркс и Фридрих Энгельс;
– Виды формаций:
Первобытно-общинная
Рабовладельческая
Феодальная
Капиталистическая
6. Классовая (марксистская) теория 2.0
■ Переход от одной формации кдругой вызывается
противоречиями, возникающими в
способе производства;
■ Развившиеся производительные
силы требуют изменений в
экономических отношениях, а затем
и во всей надстройке.
■ Высшая форма проявления –
социальная революция;
7. Договорная теория: Томас Гоббс 1.0
Механистически-материалистическаякартина мира:
Из всех аристотелианских причин остается
только действующая (т.е. нет telos’а - цели).
Пропадает человеческий идеал. Люди
управляются так же, как механические
вещи. Желания, страхи, чувства: движут
человека. На место вопроса о прекрасной
жизни ставится вопрос о безопасной жизни.
(«Радикальное занижение ориентиров
политики» по выражению Лео Штрауса).
8. Договорная теория: Томас Гоббс 2.0
■ Суверен «вмещает» в себя подданных.■ Общественный договор. Как редуцируется множественность воль? Воля
суверена и есть моя воля.
■ Суверен не является частью договора. Почему? Он должен быть
третейским судьёй, и что, более важно, он чисто физически не может
заключить с народом договор, так как этого народа до Суверена нет. Он
также не может заключать с каждым человеком в отдельности, так как
Суверена нет до народа, они появляются одномоментно.
*Представитель - 1 лицо, играющее роли многих других. В “Левиафане”
предусматривается единомыслие, но не органическое, а механическое
(единство граждан выражается в единстве их представителя).
9. Договорная теория: Томас Гоббс 3.0
Естественное состояниеРавенство
людей
Конвенцио
нальная
теория
справедлив
ости
Естественный закон
Бушуют
страсти
Не
приказания
Бога
А
рекоменда
ция разума
Человек не
политическ
ое
существо
Множестве
нность воль
10. Договорная теория: Томас Гоббс 4.0
■ Различение естественногоЕстественный закон
Естественное право
•Предписание;
•Ты не хочешь поступать
в отношении других так,
как ты не хочешь, чтобы
поступали с тобой;
•Рекомендации разума,
которые позволяют
создать мир.
•В естественном
состоянии можно
использовать абсолютно
все средства для
самосохранения;
•Все имеют право на
все;
•Свобода.
11. Договорная теория: Джон Локк 1.0. Естественное состояние
ГоббсНет общества
Война всех
против всех
Локк
Общество есть
В состоянии
войны – те, кто
нарушил ЕЗ
Естественное
состояние:
1) отсутствие
центрального
легитимного органа
власти;
2) равенство в
политических правах;
3) свободы из
естественного закона
12. Договорная теория: Джон Локк 2.0. Естественный закон
■ Рекомендация, а не императив:– Ни один человек не должен
наносить ущерб жизни, здоровью,
свободе и собственности других. (и
землю, и людей создал Бог, поэтому
нужно сохранить все сущее);
– Каждый обязан сохранить себя и
остальную часть человечества за
исключением наказания
преступников.
13. Договорная теория: Джон Локк 3.0. Общественный договор
Если не защищает восстаниеНезыблемость естественного
закона (защита государством
прав людей)
Равенство людей в
естественном состоянии →
разумное решение о передачи
части свобод государству
Люди отдают только часть своей
естественной свободы
государству
По Т. Гоббсу – всю свободу
14. Договорная теория: Жан-Жак Руссо 1.0. Критика естественного состояния по Т. Гоббсу
Руссо считал, что в естественном состоянии наиболееполно реализуется свобода человека, который
находится в гармонии с природой.
Способность к самосохранению удерживает его от
«войны всех против всех». Люди, пребывающие в
состоянии «изначальной независимости»:
• «не имеют столь постоянных сношений между собою,
чтобы создалось состояние войны или мира»;
• «от природы люди вовсе не враги друг другу».
Итак, «не может существовать войны частной, или
войны человека с человеком, как в естественном
состоянии, где вообще нет постоянной собственности,
так и в общественном состоянии, где все подвластно
законам».
15. Договорная теория: Жан-Жак Руссо 2.0. Счастье дикаря.
■ Дикарь неиспорченное существо, не имеет критерии ни добра, ни зла. Он невинен, каклюди до вкушения запретного плода, он менее испорчен, и у него нет представления об
искусственных потребностях. У него нет разрыва между потребностями и возможностями, и
в этом и есть счастье. Человек цивилизации имеет больше потребностей, именно поэтому
он не столь счастлив.
■ Руссо знал, что существуют люди, живущие без социальной иерархии, без земельной
аристократии, монархии, классового доминирования и даже без поселений или городов. Это
и есть «естественное» состояние человечества, а крупнейшие мировые цивилизации с их
сложными социальными иерархиями, нормативными предписаниями и законами являют
собой ужасное искажение природного, а значит естественного порядка.
16. Договорная теория: Жан-Жак Руссо 3.0.
■ Невозможно одновременно быть и естественным человеком, игражданином. Человеческая жизнь должна быть подчинена одной цели, а
каждая из этих ролей предполагает свою определенную цель. Гражданин
мыслит с точки зрения всего общества, а естественный человек - дикарь,
преследует лишь свои частные интересы. Для решения этой проблемы Руссо
предлагает:
– оставить человека в естественном состоянии;
– денатурализовать человека (например, с помощью гражданской
религии);
– (?) общественный договор (отдача своей естественной свободы и
приобретение гражданской).