7.00M
Категория: ИскусствоИскусство

Роль ритма в возникновении орнаментального образа

1.

Специальность 070600.65 «Дизайн»
Институт сервиса, моды и дизайна, кафедра дизайна
старший преподаватель Н.Н. Личманюк
Роль ритма в возникновении
орнаментального образа.
Творческий метод создания
монокомпозиций.

2.

• Ритм. В достижении выразительности
декоративной композиции
немаловажную роль играет
ритмическая организация
изобразительных элементов на
плоскости.

3.

• Ритм - это чередование каких-либо
элементов в определенной
последовательности, одно из
важнейших средств композиции.

4.

• Возможно ритмическое чередование
различных фигур с убыванием или
нарастанием размеров, тональной или
цветовой насыщенности.

5.

• В зависимости от расположения фигур
композиция может быть статичной или
динамичной.

6.

• Ритм участвует не только в построении
изображения, но зачастую придает
содержанию определенную
эмоциональность. Он может быть задан
линиями, пятнами цвета.

7.

• Все многочисленные композиции
орнаментов построены на
определенном ритмическом
чередовании элементов.

8.

• Формы и мотивы
орнамента чрезвычайно
многообразны. Мы
встречаем в нем самые
разные геометрические
и природные формы,
изображения растений,
животных, даже людей.

9.

• Таким образом, орнамент - область
изобразительного искусства, где
изображение строится по иным
законам, чем в картине или книжной
иллюстрации, в скульптуре или
рельефе.

10.

• Главное отличие орнамента от
произведений изобразительного
искусства, в узком смысле этого слова,
состоит в том, что в основе
орнаментальной композиции лежит
определенная математическая
закономерность, иногда простая и
очевидная, в других случаях усложненная, доступная специальному
анализу.

11.

• Располагаясь на поверхности какоголибо предмета, орнамент придает ей
свою собственную ритмическую
структуру.

12.

• Ведь орнамент - это средство
художественного овладения такой
поверхностью, которая сама по себе не
имеет ясно выраженной структуры,
масштаба, даже четких границ.

13.

• Подчиняя себе эту поверхность,
художник вносит в нее порядок и
меру, выделяет центр, дает
движению нашего взгляда
определенные направления.

14.

• Таким образом, орнамент можно
назвать искусством упорядочивания
поверхности или даже искусством
ритмической организации мира.

15.

• В орнаментальном искусстве разных
эпох и народов очень ясно
проявляются их самые общие
представления о законах окружающего
мира, движении и покое.

16.

• Все это выражается не в сюжете, а в
самом строе орнамента. Чувство
упорядочности, правильности, простой
или сложной закономерности - это душа
и смысл орнамента.

17.

• Часто художник находит нужный ритм в
самом процессе сочинения узора, в
поисках наилучшего сочетания его
частей в живом движении форм и
линий.

18.

• Особенности композиции в
декоративно-прикладном
искусстве основное назначение
декоративной композиции эмоциональное воздействие. Она не
несет сюжетной нагрузки.

19.

• Различные формы,
которые мы видим,
нужно расположить так,
чтобы не возникало
чувства неудобства,
желания что-то
сдвинуть, изменить.
Каждая форма должна
находиться в состоянии
устойчивого
равновесия по
отношению к другим
формам. Необходимо
учитывать особенности
восприятия
композиции.

20.

• Композиционные приемы в полной
мере зависят от видов искусства.
Наряду с общими закономерностями
композиции, каждый вид искусства
имеет свою специфику и даже одно и
то же композиционное средство может
использовать по-разному

21.

• Если в живописи композиция помогает
передать иллюзию пространства, его
глубину, то в народном и декоративноприкладном искусствах художник
композиционными приемами, наоборот,
стремится подчеркнуть объем или
плоскость украшаемого объекта.

22.

• Свойство декоративной композиции декоративное преображение любой
натуры, выделение нарядности,
красочности.

23.

• Существует два основных источника
творчества художников в декоративном
искусстве. Первый - внешний мир
природы, мир во всем его
многообразии, существующий вне
нашего сознания.

24.

• Второй - народное искусство,
обладающее удивительной жизненной
силой. В произведениях народного
искусства идеи добра проявляются с
поразительной чистотой и
откровенностью.

25.

Литература:
1.
2.
3.
Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие . -М., Феникс., 2005. - 172 с.
Буткевич Л.М. История орнамента : учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. —
267 с.
Груздева Г.А. Композиция: учебно-методическое пособие — Н.:
Новгород: НГПУ, 2007 — 41 с.
English     Русский Правила